Дополнительное образование детей: возможности новой реальности
Нельзя управлять тем, что невозможно измерить,
… но всего, что измеримо, можно достичь»
Билл Хьюлетт
До недавнего времени дополнительное образование в Москве было сосредоточено преимущественно в организациях дополнительного образования детей, причем не всегда равномерно распределено по административным округам, что зачастую затрудняло декларируемые «шаговую доступность» и «свободу выбора» детьми занятий по интересам в соответствии с их возможностями и потребностями. А школа во многом игнорировала разносторонние образовательные потребности детей во второй половине дня, рассчитывая на активную деятельность внешкольных организаций.
Согласно данным государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» отмечено по состоянию на 2012 год, что «в Москве обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования детей, услугами которого пользуются менее 50% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет». Это свидетельствовало о недостаточной информационной, маркетинговой и рекламной работе организаций дополнительного образования детей.
Проведенная в предыдущие годы реформа образования в Москве кардинальным образом изменила диспозицию системы дополнительного образования как самостоятельного вида образования, возможности использования его потенциала в развитии общеобразовательных организаций в условиях происходящих социально-экономических изменений, реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Москва сделала ставку на развитие конкурентной среды и использование огромного потенциала мегаполиса в сфере дополнительного образования детей, фактически лишив организации дополнительного образования прежней монополии на дополнительные общеобразовательные программы (основа дополнительного образования), которые реализуются в абсолютном большинстве образовательных организаций – от дошкольных отделений общеобразовательных учреждений до ВУЗов.
Проведенные изменения в системе образования города Москвы поменяли механизмы организации дополнительного образования: если прежде такая деятельность осуществлялась отдельными учреждениями дополнительного образования детей, то сегодня новое качество дополнительного образования детей обеспечивается всей системой образования.
Сегодня, наряду с традиционными институтами получения дополнительного образования, юному москвичу открыты новые образовательные возможности в этой сфере – высокотехнологичные базы учреждений профессионального образования, разнообразные активности и формы негосударственных организаций и, конечно, уникальные просветительские возможности социокультурной и научной среды столичного мегаполиса – дворцы культуры и спорта, парки, театры и музеи, научные учреждения и предприятия.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуют: 730 образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, а также организации Департаментов культуры, физической культуры и спорта, труда и социальной защиты, науки, промышленной политики и предпринимательства, природопользования и охраны окружающей среды; организации досуговой деятельности, подведомственные префектурам административных округов; федеральные государственные образовательные организации (ВУЗы и др.); негосударственные организации.
Работа по развитию дополнительного образования детей осуществляется Департаментом образования города Москвы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором содержится измеримый количественный показатель развития системы дополнительного образования детей – увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В связи с этим в Москве решена задача по единому межведомственному консолидированному учету детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. 1 октября 2015 заработала Единая система записи (ЕСЗ), позволяющая учитывать каждого учащегося.
Во многом благодаря данной системе сегодня есть возможности для аналитики и мониторинга состояния системы дополнительного образования детей.
В частности, аналитика изменений данной статьи основана на сведениях, предоставленных Управлением координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования города Москвы в рамках работ по развитию региональной системы дополнительного образования детей.
Важно, что система ЕСЗ позволяет объективно оценить количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, что актуально в контексте учета охвата обучающихся.
По данным ЕСЗ, на 01.11.2015 г. численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в рамках освоения программ дошкольного, общего, профессионального образования, которые охвачены программами дополнительного образования детей, составляет 827838 человек (78% от общей численности детей и подростков Москвы – 1 064 991 человек).
В содержательном контексте изменений также немаловажно, что к 2015 г. (по сравнению с 2012 г.) увеличилось число предлагаемых юным москвичам услуг в сфере дополнительного образования технической (11%) и естественнонаучной направленностей (18%). По данным Минобрнауки России, на октябрь 2015 года московская система образования – в числе лидеров среди субъектов РФ по динамике роста этих показателей (при среднем показателе по России – 4,6%).
Еще в 2013 году была реализована возможность для жителей города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет записаться в бесплатные и платные кружки и секции через Портал государственных услуг (www.pgu.mos.ru), на котором можно ознакомиться со всеми кружками, спортивными секциями, творческими студиями, подведомственными Департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта города Москвы, и подать заявку на интересующую дополнительную образовательную программу на бюджетной и внебюджетной основе.
Запись на бюджетные дополнительные общеразвивающие программы сегодня доступна для разных категорий учащихся в возрасте от 5 до 18 лет, среди которых – дошкольники в возрасте 5-7 лет и учащиеся колледжей в возрасте 14-18 лет.
Среди серьезных проблем нужно выделить программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Согласно статистике в образовательных организациях сегодня реализуется более 40 000 дополнительных общеразвивающих программ.
При отсутствии четких федеральных требований и подходов качество основного документа образовательного процесса – дополнительных общеразвивающих программ – остается на невысоком уровне, что подтверждают результаты профессионально-общественной экспертизы ГАОУ ВО МИОО: по итогам экспертизы 2014 г. из 560 программ только 36 рекомендованы к реализации без замечаний; в 2015 г. – из 530 программ вообще нет программ без замечаний.
Выходом из этой ситуации может стать установление региональных требований к качеству дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в образовательных организациях Департамента образования города Москвы. Также в этом направлении требуется поддержка развития методического обеспечения разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ. Педагогов необходимо учить разрабатывать и оформлять основной документ образовательного процесса, особенно в преддверии введения нового профессионального стандарта, закрепляющего эту функцию за ним.
Департаментом образования города Москвы в целях повышения качества образовательных услуг, а также создания условий для развития дополнительного образования детей в образовательных организациях издан приказ от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074). Несмотря на критику профессионального сообщества в отношении содержания ряда позиций, это первый серьезный шаг к управлению сетью дополнительных общеобразовательных программ на основе изучения, формирования социального запроса и заказа государства в сфере дополнительного образования детей.
Одним из приоритетов государственной образовательной политики в настоящее время является увеличение количества обучающихся за счет бюджетных средств в системе дополнительного образования детей. В образовательных организациях Департамента образования города Москвы занимаются за счет средств бюджета 68,1% дошкольников и 82,7% учащихся общеобразовательной школы (сведения на май 2015 года). Семьи дошкольников, таким образом, являются основными заказчиками платных образовательных услуг, а бюджетные средства обеспечивают преимущественно работу со школьниками.
Из 100 000 кружков – 75% осуществляют свою деятельность на бесплатной основе, а 25% – на платной, при этом стоимость платных занятий устанавливается самой организацией на основании решения Управляющего совета образовательной организации и предусматривает льготы на оказание услуг дополнительного образования различным категориям семей.
Общий объем бюджетного финансирования реализации программ дополнительного образования не только не сокращен в последние годы, но и несколько увеличен: 8500,0 млн. руб. в 2012 году и 8667,0 млн. руб. в 2015 году.
Одной из самых болевых точек в получении дополнительного образования в условиях такого крупного мегаполиса как Москва является зачастую долгое и небезопасное перемещение ребенка к месту реализации таких программ. В этой связи приняты меры по созданию условий для получения широкого спектра услуг дополнительного образования детей в школах по месту основного обучения, что позволяет сделать дополнительное образование действительно доступным и безопасным.
Школы, становясь большими комплексами с хорошо оборудованными спортивными и актовыми залами, лабораториями и исследовательскими центрами, активно развивают дополнительное образование на своей базе. Школьники могут здесь наряду с основным образованием получить широкий спектр индивидуальных образовательных предложений в сфере интеллектуальной, физической и творческой активностей. В своем районе, недалеко от дома, без утомительных перемещений по городу после школы.
В общеобразовательных организациях Москвы сегодня созданы предпосылки для того, чтобы дополнительное образование из категории второстепенного, «прицепного вагона» становилось локомотивом и аккумулятором развития образовательной системы: здесь отрабатываются инновационные технологии, здесь прорастает то, что персонализирует каждую школу и образовательный маршрут каждого учащегося.
Использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество обучения и воспитания, становления личности в разнообразных развивающих средах, построить индивидуальные образовательные маршруты учащихся и содействовать их профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни.
Особое внимание в Москве уделяется развитию предметного дополнительного образования – открыты межшкольные межрайонные предметные кружки для высокомотивированных к занятиям наукой обучающихся, в том числе, математические кружки для победителей и призеров олимпиад по точным наукам, базирующиеся в 50 школах города. Все это сближает общее и дополнительное образование. Но здесь среди трудностей стоит отметить взаимоотношения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, когда нередко одна образовательная практика подменяется другой, и не всегда в пользу обучающихся.
Дополнительное образование, требующее более серьезной ресурсной базы, москвичи могут получить как на базе самостоятельных образовательных организаций дополнительного образования, распределенных по Москве, так и в организациях профессионального образования Москвы – колледжах и ВУЗах.
В скором времени ведущие организации дополнительного образования Москвы получат возможность создать на своей базе детские технопарки. К этому процессу сегодня активно подключаются московские колледжи и ВУЗы с их развитой научно-технической инфраструктурой.
Особая роль в системе дополнительного образования Москвы отведена учреждениям среднего профессионального образования – на базе колледжей воссоздаются станции юных техников, дающие возможность детям получить дополнительное образование технической и естественнонаучной направленностей на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне.
Дополнительное образование детей в городе Москве – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, предоставляющее возможности для творческого, интеллектуального, физического развития личности, а также удовлетворения образовательных потребностей и построения индивидуальных образовательных маршрутов. Оно должно стать одним из ведущих ресурсов проектирования пространства персонального образования и развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду, спорту, культуре.
Возможности дополнительного образования активно используются в развитии профильного образования – открыты 72 кадетских, 50 инженерных и 50 медицинских классов для обучающихся, определившихся с выбором будущей профессии.
Конечно, сегодня требуется обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами и потребностями ребенка и его семьи. Несмотря на свою мобильность и вариативность, формализованное дополнительное образование детей не всегда успевает реагировать на вызовы «времени изменяющихся изменений» (А.Г. Асмолов). Появляются новые проекты, формы и организации, близкие по целям и ценностям формализованной системе дополнительного образования детей.
Среди новых форм, направленных на мотивацию детей, подростков и молодежи к расширению спектра получения дополнительных знаний, компетенций и навыков, к осознанному выбору жизненного пути, сегодня можно выделить крупные городские просветительские проекты:
– «Университетские субботы» – лекции, мастер-классы, экскурсии от ведущих ВУЗов Москвы, которые может выбрать любой учащийся;
– «Профессиональная среда» и «Профессиональные каникулы» – знакомство школьников и их родителей с учреждениями профессионального образования Москвы с целью профессионального самоопределения;
– «Субботы активиста» – семинары, мастер-классы и встречи для учащихся школ, заинтересованных в участии в государственно-общественном управлении образованием;
– «Субботы мужества» – экскурсии, лекции, мастер-классы по строевой и огневой подготовке, знакомство с новейшими образцами военной техники в ведущих военных ВУЗах, воинских частях, музеях и учебных комплексах ДОСААФ России по Москве. Цель проекта – воспитание патриотов Отечества, гордости за Вооруженные Силы и страну, формирование положительной мотивации у обучающихся к прохождению военной службы по контракту и призыву.
Разрабатываются и реализуются совместные просветительские проекты с учреждениями культуры: «Всей семьей – в театр», «Всей семьей в музей», «Семейное путешествие» и т.д. Перечень совместных проектов пополнился новым проектом Департамента культуры города Москвы и Департамента образования города Москвы 2014 года – «Урок в музее». Проект призван дополнить и разнообразить учебную программу, показать ученикам практическое применение школьных предметов, приобщить школьников к посещению музеев и других учреждений культуры.
Система дополнительного образования детей и сфера образовательного досуга является сегодня привлекательной для инвестиций: в Москве открываются и развиваются новые интересные практики, пользующиеся популярностью у юных москвичей – «Экспериментариум», «Мастерславль», «Иннопарк», «Кидбург», «Марс-Тефо», «Эврика-парк» и др. Тысячи москвичей и гостей столицы ежедневно делают выбор в пользу познавательного и полезного досуга.
В заключение можно выделить основные тенденции, определяющие развитие дополнительного образования детей в системе столичного образования:
- обеспечение доступности качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения в городе Москве;
- усиление опережающего характера и вариативности современного дополнительного образования, предоставление широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;
- интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
- развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
- совершенствование финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования детей, поддерживающих ее позитивные количественные и качественные изменения;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа;
- создание конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня;
- использование уникальных социокультурных и научно-просветительских возможностей московского мегаполиса;
- активизация возможностей для реализации дополнительного образования детей профессиональных образовательных организаций, научно-методических и сервисных, производственных организаций;
- привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений.
Современное столичное дополнительное образование становится не просто элементом существующей системы общего образования, но и самостоятельным источником образования, способствующим достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Оно является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей, позволяющих приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.
Сформированные в процессе реорганизации образовательные комплексы предоставляют детям большой выбор разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности. Но, конечно, нельзя сказать, что здесь все легко и понятно: есть трудности, которые в ближайшие годы придется разрешить. Во многом это связано и с определением ценностного, целевого, функционального назначения дополнительного образования в государстве, регионе, обществе, образовании. А существующие противоречия требуют совместных решений как на региональном, так и на федеральном уровне.
Эффективность принятой модели развития дополнительного образования детей в сегодняшних нормативных и финансовых условиях не заставит себя ждать. А распределенное использование колоссальных ресурсов московского мегаполиса будет оказывать прямое влияние на повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого горожанина.
Павлов Андрей Викторович,
к.п.н., руководитель РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»