Перспективные модели развития дополнительного образования детей и механизмы их реализации

УДК 37.018.5

Буйлова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики внеурочной деятельности, ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», Москва, Российская Федерация, cdao@mioo.ru

Бакурадзе Андрей Бондович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета повышения квалификации ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, Москва, Российская Федерация, bondovich@mail.ru

01062016

Современная социально-экономическая ситуация побуждает решать проблемы повышения качества образования путем объединения ресурсов разных образовательных организаций, что позволит создать условия, обеспечивающие подготовку образованных, нравственных и предприимчивых людей [1, 15]. Они смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора, прогнозируя возможные позитивные и негативные последствия принятых решений [9].

Актуальность данного направления подчеркивается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [7] и развивается в Государственной программе Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)» [5], которая одной из задач определяет комплексное развитие сети образовательных организаций. Это вызвано необходимостью повышения качества образовательных услуг, а именно: расширением личностной ориентации; творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования; предоставлением широкого спектра образовательных услуг в рамках одной образовательной организации; обеспечением преемственности всех этапов и уровней личностного развития обучающихся, решением вопросов их самореализации, самоопределения, социальной адаптации; повышением финансово-экономической стабильности образовательной организации.

В современной ситуации важен выбор такого направления развития, которое бы учитывало необходимость продуктивной адаптации организаций дополнительного образования детей к произошедшим изменениям и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности их деятельности, укреплению стабильности всей сферы. В городе Москве, да и в других субъектах Российской Федерации, в вопросах организации дополнительного образования детей явно обозначилась проблема, связанная с неравномерностью и дефицитностью используемых ресурсов, явной неэффективностью образовательных организаций этой сферы, отсутствием технологичных методик управления при возрастании востребованности дополнительного образования детей в обществе [8]. Эта ситуация разделила организации дополнительного образования детей на две неравноценные группы:

1) организации, находящиеся в состоянии устойчивого, стабильного развития, демонстрирующие высокие результаты, мобильные и готовые к конструктивным изменениям;

2) организации, испытывающие дефицит разнообразных ресурсов, вследствие чего они с трудом выполняют государственное (муниципальное) задание, испытывают проблемы с набором контингента обучающихся.

Именно с учетом этой позиции нами предлагается конструктивное изменение системы дополнительного образования детей на основе развития представленных ниже приоритетных моделей.

Модель 1. «Школьное дополнительное образование детей»: интеграция общего образования и дополнительного образования детей с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов

В современных условиях, особенно это касается мегаполисов, необходимость взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей в рамках образовательного комплекса приобретает особый смысл, а их интеграция рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования в решении задач развития, обучения и подготовки к жизни подрастающего поколения. Сближение и взаимодействие двух образовательных систем ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей детей и обеспечение многообразия индивидуальных образовательных траекторий их развития и расширение возможностей общего и предпрофессионального образования.

В этих условиях целью дополнительных общеобразовательных программ становится повышение мотивации обучающихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развитие универсальных учебных действий, общее творческое и интеллектуальное развитие детей и подростков. Направлено такое «школьное» дополнительное образование на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, что сближает дополнительное образование детей с внеурочной деятельностью.

Согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, основная образовательная программа школы реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Поэтому при разработке модели интеграции общего образования и дополнительного образования детей, необходимо учитывать три составляющие этого взаимодействия – урочную деятельность, дополнительное образование детей и внеурочную деятельность, каждая из которых имеет свою специфику при главной объединяющей характеристике: осуществляемая деятельность носит  образовательный характер.

В сложившейся ситуации необходимо выйти на новый уровень взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей с учетом назначения, содержания и особенностей организации внеурочной деятельности, анализа достижений существующей практики и осмысления новых тенденций. Важно предусмотреть, чтобы дополнительное образование детей осуществлялось специально подготовленными к этой деятельности педагогами, а внеурочная деятельность осуществлялась учителями, так как выполнение функций по реализации дополнительных общеобразовательных программ для них не свойственны.

Только в этом случае можно рассматривать интеграцию как механизм достижения нового качества образования, а интегрированное образовательное пространство будет способствовать повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов, развитию универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию детей и подростков, самореализации личностных возможностей, профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся.

Дополнительное образование детей, интегрированное с общим образованием, призвано решать следующие задачи:

закрепление и ориентацию на практическое применение тех предметных знаний, которые обучающиеся приобретают в рамках общего образования;

введение детей и подростков в основы социальных практик и современных профессий, предоставление им возможности исследования данных сфер и первых собственных «проб» в этих сферах;

освоение учениками знаний о современных сферах человеческой деятельности и характеристиках современного мира в формах, отличных от классно-урочной;

решение индивидуальных образовательных задач, ориентированных на разнообразные интересы, и формирование пространства для самостоятельного выбора обучающимися источников формирования знаний, способностей, личностных качеств;

приобретение обучающимися способности управлять собственным поведением, отношениями, деятельностью для достижения общественно значимых результатов.

Предназначение дополнительного образования детей в структуре общеобразовательной школы заключается в обеспечении «проб» ученика в различных видах деятельности: в игре, общении, спорте, творчестве, науке и технике. Результатом этих проб должно стать самоопределение обучающегося в двух основных сферах – в будущей профессиональной сфере и в сфере свободного времени. При этом следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт решение этих задач не предусматривает.

Дополнительное образование детей в такой ситуации реально дополняет и завершает общее образование, доводит его до «полного». Оно позволяет обучающимся расширить представления по тем предметным знаниям и отработать те навыки, которые являются наиболее личностно важными для жизни школьников, то есть освоить знания как практический инструмент. Главный критерий дополнительного образования детей в общеобразовательной школе – формирование знаний, установок и способностей, которые обучающиеся всегда смогут сознательно использовать для решения стоящих перед ними задач любого характера. В связи с этим, деятельность школьников в дополнительном образовании будет строиться вокруг «проектов» или вокруг освоения ими «операций», характерных для конкретных профессий или общественных отношений.

Школьное дополнительное образование реализуется:

посредством дополнительных общеобразовательных программ для учащихся 1-х – 4-х классов (ознакомительный уровень), для учащихся 5-х – 9-х классов (базовый уровень);

по основным направленностям – технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической;

с использованием технологий развивающего обучения, игровых методик, форм и методов творческой деятельности.

Модель 2. «Внешкольное дополнительное образование детей»: создание современных центров интеллектуального и творческого развития детей на базе стабильных организаций дополнительного образования детей, имеющих развитую инфраструктуру

Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов населения целесообразно формирование «внешкольного» дополнительного образования детей путем активизации конкурентной образовательной среды, в том числе средствами создания и совершенствования работы самостоятельных образовательных организаций. Создание и развитие таких организаций возможно на базе крупных дворцов, центров творчества, детско-юношеских профильных центров, способных к конструктивным преобразованиям и обладающих развитой инфраструктурой, высоким научно-методическим потенциалом, достаточной материально-технической базой, высокими результатами деятельности.

В этих образовательных организациях должна сформироваться модель дополнительного образования детей, ориентированная на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий. Деятельность подобных образовательных организаций призвана обеспечить интеллектуальное и творческое развитие как в области естественнонаучных и технических дисциплин («Интеллект-парки», «Технопарки», «Интеллект-инкубаторы» и др.), так и в социально-гуманитарной предметной области («Гуманитариум», «Креатив-парк», «Гнозис-парк» и др.).

Внешкольная модель дополнительного образования детей решает следующие задачи:

формирование мотивации для интеллектуального и творческого развития обучающихся с учетом государственного и социального заказов со стороны детей, их родителей (законных представителей), педагогов, общественности и государства;

организация времени подростков вне школы с ориентацией на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий с возможностью построения индивидуального образовательного маршрута;

реализация дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ, направленных на освоение прикладной предметной области, на удовлетворение потребностей подростков в социализации, профориентации, самоопределении, которые, в силу объективных обстоятельств, не всегда возможно реализовать в общеобразовательных организациях;

осуществление деятельности на основе сформированного запроса от организаций профессионального образования, высшей школы, предприятий (в рамках сетевого взаимодействия), предусматривая стажировки на базе вузов и предприятий;

выполнение функций консультирования и оказание услуг безвозмездного аутсорсинга для специалистов и организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

привлечение к реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ известных ученых, высококвалифицированных практиков, представителей бизнеса, культуры и искусства.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования роль модели внешкольного дополнительного образования детей возрастает. Это обусловлено тем, что именно такая организация становится устойчивым ресурсом для отработки деятельностного и компетентностного подходов в различных формах инновационной образовательной деятельности – проектно-исследовательской, развивающей, проблемно-поисковой, игровой. Кроме того, в контексте нового ФГОС общего образования на всех этапах обучения важную роль играют программы дополнительного образования, в рамках которых обучающиеся не только развивают универсальные учебные действия, но и получают квалифицированное сопровождение в процессе формирования определенной компетентности.

Наличие достаточных и необходимых ресурсов организаций дополнительного образования: кадровых (квалифицированные педагоги по определенным областям знаний), материальных (художественные и технологические мастерские, специализированные лаборатории, в том числе – цифровые, компьютерные, музыкальные и вокальные студии) и т.п. позволяют рассматривать вопрос о возможной передаче часов учебного плана по предметным областям – «Искусство» (ИЗО, музыка), «Технология» (материальные технологии, информатика), «Физическая культура» – в организацию дополнительного образования детей для обеспечения высокого качества предоставляемых образовательных услуг по учебным предметам. Такое формирование системы «зачетов» «общеобразовательных» предметов в организациях дополнительного образования детей позволит реализовать идею более полного и всестороннего образования школьников и обновления механизмов его оценивания [4, 64].

Современные центры интеллектуального и творческого развития детей и подростков должны иметь развитую современную инфраструктуру, включая достаточную по площади территорию и высокотехнологичную образовательную среду с современным специализированным материально-техническим и технологическим оснащением (оборудованные лаборатории, мастерские, кабинеты, экспозиционно-музейные интерактивные комплексы, экогруппы и т.п.).

В образовательных организациях, которые построены в рамках такой модели, будет сформирован широкий спектр ежегодно обновляющихся с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, востребованных дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ. Такой подход обеспечит удовлетворение любого индивидуального запроса детей и их родителей (законных представителей), в том числе в рамках платных образовательных услуг. Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы базового и углубленного уровня, преимущественно технической, естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей, профессионально-ориентированного характера, предусматривающие свободу выбора как самой программы, так и режима ее освоения, направлены на освоение прикладной предметной области и носят деятельный и продуктивный характер, имеют широкие возможности для межвозрастного взаимодействия, отличаются вариативностью, гибкостью и мобильностью.

Основными содержательными элементами образования при этом являются:

получение навыков практической работы с приборами, инструментами и аппаратами, применяющимися в изучаемой предметной области;

получение навыков проведения исследовательской/творческой работы, написания и защиты исследовательских/творческих проектов и работ в рамках работы научных обществ учащихся, участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

социализация обучающихся путем привлечения их к участию в общественно-значимых мероприятиях (открытые лекции, акции и праздники, волонтерские работы);

воспитание личности через практику выездных мероприятий (экскурсии, экспедиции как продолжение образовательных программ и пр.) [3, 18].

Данная модель позволяет дополнительному образованию детей  стать «посредником» между сферой науки и общим образованием, привлекая необходимые научные кадры и организации для поддержки мотивации обучающихся к углубленному изучению предмета, развития профильной, учебно-исследовательской, самостоятельной творческой деятельности; рефлексии и оценке результатов обучения. Важным представляется сохранение и развитие исследовательских центров и научных обществ обучающихся на базе организаций дополнительного образования, развитие их материальной базы, связей с вузами и предприятиями. Со временем такие организации дополнительного образования детей смогут выполнять функции ресурсных центров по разработке, внедрению современных образовательных технологий, тиражированию лучших педагогических практик.

Для обеспечения качества дополнительного образования детей в рамках «внешкольной» модели требуются кадры высокой квалификации, владеющие не только педагогическими компетенциями, но и глубоким знанием предметной области – ученые, прикладные специалисты, способные организовать и обеспечить связь дополнительного образования, науки и практики. Важным положением кадровой политики в рамках данной модели должно быть постоянное повышение образовательного уровня педагогических работников, которое заключается в прохождении курсов повышения квалификации, участии в семинарах, круглых столах, дискуссиях, выполнении творческих работ и проведении исследований.

Модель 3. Модель дополнительной активности обучающихся

Актуальность разработки модели «дополнительной активности обучающихся» объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а активность и инициативность, которые нужно целенаправленно, последовательно формировать с раннего возраста, поскольку именно данная черта личности может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Основной отличительной особенностью деятельности детей за пределами школьного урока является ее осуществление в свободное от учебных занятий время, и, как правило, отсутствие домашних заданий. Процесс активного участия школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений – организационно-структурных подразделений системы дополнительного образования детей (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах и пр.).

Цель модели: создание организационно-педагогических условий формирования активности обучающихся средствами дополнительного образования детей.

Одной из ведущих целей образования является решение проблемы формирования гражданской, социальной, познавательной, двигательной активности и творческого потенциала обучающихся. Эти виды активности формируются не только в общеобразовательной школе, но и за ее пределами. Исходя из этого, сотрудниками Городского методического центра города Москвы предложено выделить основную (учебную) активность и дополнительную (проявляемую вне учебного процесса) активность обучающихся, которую необходимо фиксировать в электронных журналах.

Источники формирования сведений о дополнительной активности обучающихся:

активности из Единого сервиса записи – ESZ.MOS.RU (учитываются в общем проценте занятости детей, редактируется через сервис);

внутренние активности – активности обучающихся, организованные на базе образовательных организаций (список редактируется классным руководителем, сводный отчет по школе формируется автоматически через электронный журнал заместителем директора; является самостоятельным показателем и входит в общий процент занятости класса);

внешние активности – посещение дополнительных мероприятий вне образовательной организации (редактируется классным руководителем, показатель входит в общий отчет по образовательной организации и процент занятости класса).

В зависимости от характера деятельности обучающегося выделим следующие уровни активности:

досуговая активность, при которой ученик получает и накапливает информацию об интересующем его виде деятельности;

репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

творческая активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности; на этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

поисково-исследовательская активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Развитие дополнительной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа  дополнительная активность понимается нами как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственном активном участии в самой деятельности.

В общей структуре содержания образовательного процесса в системе дополнительного образования детей на каждом из четырех уровней социальной активности детей выделяются следующие составляющие его компоненты:

опыт освоения знаний: результат освоения – новые знания;

опыт практической (репродуктивной) деятельности: результат освоения – мастерство;

опыт развивающей творческой деятельности: результат освоения – мастерство;

опыт эмоционально-ценностных отношений в неформальном объединении детей: результат освоения – социокультурные и духовно-нравственные ценности, устойчивое объединение учащихся и педагогов [2, 37].

Наибольший эффект на занятиях детских объединений дают ситуации, в которых обучающиеся:

самостоятельно ведут поиск интересной информации (книги, СМИ, Интернет) по изучаемому материалу и объясняют его;

спорят, обсуждают, высказывают свое мнение (совместные проекты, коллективные работы), отстаивают свою точку зрения, свой взгляд;

задают вопросы и оценивают работы свои и других воспитанников, сохраняя такт;

помогают отстающим и слабым воспитанникам, ребятам из младших групп;

имеют право выбирать самостоятельно посильные для них задачи (будь то лепка, роспись, чеканка, или роль в проекте);

имеют возможность мотивировать друг друга на достижение поставленных целей.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести: игровые технологии; проблемное обучение; поисковые, исследовательские, проектные, творческие, интерактивные технологии.

Модель 4. Ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Дополнительное образование детей сегодня является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности. Интеграционный и межведомственный характер позволяет объединять в структуре этой системы учреждения и организации образования, спорта, культуры, науки и техники. Это создает условия для расширения доступности, достижения высокого качества и обеспечения опережающего развития дополнительного образования детей.

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеобразовательные программы реализуются в соответствующих учреждениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, колледжах, охватывает различные сферы и направления деятельности – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику. Дополнительное образование детей на конкретной территории, как правило, представляет собой разнородную совокупность учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, «привязанные» к типу образовательного учреждения (с типовыми штатами, «жестко» прописанными видами деятельности и т.д.), при практическом отсутствии горизонтальных взаимодействий между ними для решения общих задач, что и является важнейшей характеристикой сетевой организации образовательного пространства.

Надо отметить, что ресурсы территориальной системы дополнительного образования детей зачастую используются нерационально: каждое образовательное учреждение стремится быть самодостаточным, вместо того, чтобы взаимодействовать с партнерами и использовать их образовательные и другие ресурсы. Очевидно, что в такой деятельности учреждения дополнительного образования детей не выдерживают конкуренции со школами и центрами образования по причине своей нормативно-правовой и статусной неопределенности, а их материально-техническое оснащение не обновляется в соответствии с задачами, которые они должны и могут решать.

Поэтому одной из первоочередных задач является создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров, способных обеспечить координацию деятельности по организации дополнительного образования детей [10, 35]. Возникает необходимость в новых единицах сети дополнительного образования детей, в которых будет обеспечиваться коллективное использование группой учреждений сконцентрированных ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ, востребованных потребителями.

При создании ресурсных центров необходимо учитывать способность педагогических коллективов учреждений, претендующих на этот статус, передавать эффективные технологии и способы реализации инновационных программ, наиболее результативные подходы к организации и определению содержания образовательной деятельности, в том числе на основе социального партнерства [12, 77].

Целью деятельности сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей является создание условий для методического сопровождения реализации дополнительных общеобразовательных программ и оказания всесторонней помощи педагогическим кадрам, реализующим эти программы.

Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей решает следующие задачи:

управленческую – единый координационный центр позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию дополнительного образования детей, увеличению охвата дополнительными общеобразовательными программами школьников до 75%;

педагогическую – центр обеспечивает объединение учебно-методических материалов, непрерывное обновление содержания дополнительного образования детей, взаимосогласованность учебных планов и дополнительных общеобразовательных программ; создание единого образовательного пространства в области дополнительного образования детей, позволяющего обучающимся иметь реальную возможность выбора содержания и направления дополнительного образования с учетом их личных интересов и возможностей;

экономическую, дающую возможность оптимизировать ресурсы сети дополнительного образования детей, экономить бюджетные средства, решать вопросы укомплектования образовательных организаций квалифицированными педагогами, обеспечивать результативность деятельности без дополнительных бюджетных расходов. Внутрисистемное положение оператора позволяет также сэкономить бюджетные средства;

социальную – обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по  дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей и приоритетов образовательной политики.

Активное участие в формировании рынка услуг сферы дополнительного образования позволит актуализировать определенные направления (научно-техническое, социально-педагогическое, экономическое и др.), регулировать деятельность системы, обеспечивать качество и доступность таких услуг.

Ключевые механизмы внедрения моделей развития дополнительного образования детей

Ключевые механизмы внедрения моделей развития дополнительного образования детей обусловлены основными положениями государственной политики в сфере модернизации системы образования. Они направлены на обеспечение вклада образования в улучшение жизни детей и формирование человеческого капитала нашей страны. Выделяются нормативно-правовые, информационно-аналитические, программно-методические, культурно-образовательные, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические и ресурсные механизмы внедрения описанных выше моделей.

Нормативно-правовые механизмы:

совершенствование регионального законодательства и нормативной базы, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей;

разработка и реализация требований к профессиональной деятельности педагогических работников в сфере дополнительного образования детей;

разработка регионального пакета нормативных правовых документов, регламентирующих: 1) организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в образовательных организациях разных типов и видов; 2) разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

Информационно-аналитические механизмы:

информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве программ дополнительного образования детей, реализующих их образовательных организациях, образовательных результатах;

формирование системы информационного сопровождения развития дополнительного образования детей;

создание информационной электронной сети для информационного обеспечения педагогов, детей и их родителей (законных представителей) [6, 80];

создание электронных баз данных по актуальным направлениям развития дополнительного образования детей;

совершенствование единой системы учета личных достижений обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

проведение мониторинга и анализа деятельности по выделенным в концепции направлениям развития дополнительного образования детей;

открытость и доступность информации, связанной с развитием образования, основными инновационными проектами, реализующимися в отрасли.

Программно-методические механизмы:

ориентация программного поля дополнительного образования на потребности населения и инновационной экономики, развития инфраструктуры для исследовательской и конструкторской деятельности;

обновление содержания и материальной базы дополнительного образования детей для повышения привлекательности программ, особенно по естественнонаучной и технической направленностям;

программно-целевое управление, которое позволит решать проблемы дополнительного образования детей на основе выделенных в концепции направлений, концентрировать для этого необходимые средства и ресурсы,  рационально их использовать;

региональные целевые комплексные программы и проекты по актуальным направлениям развития дополнительного образования детей, в которых будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование;

формирование авторских коллективов ученых и практиков для разработки комплексных целевых программ развития муниципальных и региональных систем дополнительного образования детей;

обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ;

создание учебно-методических комплексов дополнительных общеобразовательных программ, разработка пособий, учебников для дополнительного образования детей, обеспечивающих педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся возможность разноуровневой работы с учениками;

разработка и реализация уже в настоящее время проектов, учитывающих современные тенденции развития России и основные вызовы общества к образованию, которые направлены на обеспечение устойчивого состояния образовательной системы.

Культурно-образовательные механизмы:

позиционирование системы дополнительного образования детей как полноправного партнера и части общей системы непрерывного образования, как необходимого звена, обеспечивающего развитие способностей, компетенций, функциональной грамотности обучающегося и формирующей готовность к ответственному самоопределению, успешной социализации для жизни в мегаполисе и работе в инновационной экономике;

сохранение и укрепление здоровья детей за счет создания здоровьесберегающих условий обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам дополнительного образования детей независимо от района их проживания;

проведение мероприятий по выявлению и развитию «одаренности», самореализации и социокультурной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации;

обеспечение обновления содержания и форм работы в сфере дополнительного образования детей, которые органично сочетают виды организации досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и создают условия для профилактики девиантного поведения путем решения проблемы занятости обучающихся;

создание условий для развития потенциала одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;

создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов;

расширение возможностей профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся за счет включения в этот процесс возможностей системы дополнительного образования детей.

Организационно-управленческие механизмы:

формирование эффективной сети (инфраструктуры) образовательных организаций, реализующих услуги в сфере дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе из негосударственного сектора;

повышение эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, увеличения инвестиционной привлекательности системы дополнительного образования детей;

апробация и внедрение вариативных моделей использования ресурсов негосударственного сектора и механизмов государственно-частного партнерства в предоставлении услуг дополнительного образования детей;

модернизация управления реализацией дополнительных общеобразовательных программ на основе приведения в соответствии с обновленными документами, регулирующими требования к условиям организации образовательного процесса;

открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей;

сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования [11, 134];

изучение и учет социального заказа и запросов рынка труда на дополнительное образование детей;

расширение возможностей межведомственного, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций, осуществляющих дополнительное образование детей в целях обеспечения его востребованности, привлекательности и результативности [8];

создание общественных фондов развития дополнительного образования детей;

грантовая поддержка образовательных организаций – лидеров дополнительного образования детей, содействие инновационной деятельности организаций, отдельных педагогов и руководителей;

создание конкурентной среды [15, 37], стимулирующей обновление содержания дополнительного образования детей и повышение качества дополнительных образовательных услуг;

привлечение представителей общественности к оценке результатов программ, проектов, эффективности их внедрения.

Кадровые механизмы:

привлечение высококвалифицированных специалистов из различных отраслей науки, культуры, спорта для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

разработка показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей;

совершенствование процесса прогнозирования потребности в педагогических и управленческих кадрах дополнительного образования детей, формирование заказа на подготовку и повышение квалификации кадров;

изучение актуальных потребностей педагогов и руководителей образовательных организаций, стимулирование возникновения у них потребностей в самоактуализации [13, 18];

совершенствование региональных ресурсов системы дополнительного профессионального образования, повышение эффективности реализации программ повышения квалификации, ориентированных на потребности стратегических и конкурентных направлений развития дополнительного образования детей;

развитие кадровых ресурсов дополнительного образования детей и повышение профессионального уровня педагогических работников, прежде всего, развитие лидерского потенциала руководителей образовательных организаций [14, 23].

Финансово-экономические механизмы:

целевое финансирование, предполагающее формирование бюджета, предназначенного для системы дополнительного образования детей;

повышение ответственности за эффективное расходование средств, в частности, за счет использования механизма публичной общественно-государственной экспертизы расходования выделенных на дополнительное образование детей средств;

персонификация финансирования дополнительных общеобразовательных программ;

оптимизация имеющихся и привлечение дополнительных средств для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

прозрачность распределения бюджетных средств, эффективность их использования, в том числе за счет концентрации ресурсов на приоритетные направления развития дополнительного образования детей;

расширение спектра внебюджетной деятельности, введение платных дополнительных услуг.

Ресурсные механизмы:

приоритетное развитие ресурсной базы системы дополнительного образования детей: обновление материально-технической базы для реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с постоянно меняющимися потребностями населения и инновационной экономики России;

систематическое и планомерное наращивание ресурсов, необходимых для устойчивого развития системы дополнительного образования субъектов Российской Федерации;

целенаправленное распределение ресурсов в соответствии с задачами обеспечения развития дополнительного образования детей.

Таким образом, предлагаемые нами модели развития системы дополнительного образования детей и совокупность механизмов их реализации могут способствовать достижению эффективности и результативности образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Возможность свободного выбора модели дополнительного образования детей дает возможность, с одной стороны, построить адекватную конкретным условиям территории (муниципального образования, микрорайона и пр.) систему предоставления дополнительных образовательных услуг детскому населению, а с другой стороны – повышает ответственность руководителей и педагогов дополнительного образования за свою работу.

В настоящее время предложенные модели проходят апробацию в системе образования города Москвы и ряда муниципальных образований других субъектов Российской Федерации. Анализ первых результатов их апробации показал рост охвата обучающихся дополнительными  общеобразовательными программами, определенное повышение удовлетворенности качеством образовательных услуг, расширение видов деятельности в рамках системы дополнительного образования детей при сохранении ее доступности для широких слоев населения. Появление различных моделей развития дополнительного образования детей способствовало: более активному вовлечению обучающихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность; расширению возможностей развития индивидуальных способностей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; активизации работы по выявлению и поддержке высоко мотивированных на обучение и одаренных в различных сферах деятельности детей. Стали шире использоваться ресурсы дополнительного образования для организации работы с социально незащищенными категориями населения, детьми с проблемами здоровья и развития.

Однако разработанные модели и механизмы их внедрения не разрешили пока противоречий между объективным ростом требований к качеству реализации дополнительных общеобразовательных программ и определенной инертностью включения образовательных учреждений в решение этой задачи; между необходимостью всестороннего учета динамично меняющихся потребностей детей и неразвитостью системы изучения и формирования социального заказа на дополнительное образование детей. На разрешение этих противоречий будет направлена наша дальнейшая деятельность по совершенствованию предлагаемых моделей дополнительного образования детей и механизмов их реализации.

Список литературы

  1. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя / О.В.Акулова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова, А.П.Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.  – 290 с.
  2. Асатрян, А.А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей. / А.А.Асатрян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2013, №1. – С. 35 – 38.
  3. Васильева, С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. / С.В.Васильева, Е.В.Балебанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2011. – №2. – с. 16 – 19.
  4. Вельская Е.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2012. – №1. – с. 63 – 66.
  5. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». [Электронный ресурс] – URL: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/pr_2014.pdf
  6. Ислентьева, Е.В. Информационное обеспечение управления учреждением дополнительного образования детей / Е.В.Ислентьева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №2. – с.79 – 82.
  7. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. – URL: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
  8. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, Проект, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.). [Электронный ресурс] – URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst-programma.pdf
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271). [Электронный ресурс] – URL: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority
  10. Подвозных, Г.П., Беднова В.И., Игошина О.Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. / Г.П.Подвозных, В.И.Беднова, О.Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №2. – с. 34 – 38.
<>11.12.13.14.Stogdill, R. M. Handbook of leadership : a survey of theory and research / Ralph M. Stogdill. – New York: Free Press [u.a], 1974. – VIII, 613 p.: graph.
<>15.Weihrich, H. Management: a global perspective / Heinz Weihrich, Harold Koontz. – New York: McGraw-Hill, 1993. – XXXVI, 744 p.

 


 

Добавить комментарий

Войти с помощью: