Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей

В статье рассказывается о новой модели сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей. Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам. 

М.В. Спиридонова,
старший методист,
педагог дополнительного образования

М.Г. Евдокимова,
педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+»
Невского района Санкт-Петербурга

В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.

В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействует процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно – использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования детей. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких мониторинговых средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».

Предлагаемая модель сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования детей отражает основные идеи Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года, Регионального проекта «Доступное дополнительное образование детей Санкт-Петербурга на 2017-2020 гг.», утвержденной распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 27.07.2017 года, а также основные идеи «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию», утвержденных распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 года и Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.01.2014 года (с изменениями от 12.05.2014 и 01.06.2015) «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО».

Ключевой идеей указанных документов является обеспечение качества дополнительного образования, понимаемой как «сущностная характеристика самой системы образования, отражающей ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл».

Представляется, что ключевым моментом обеспечения качества образования является обеспечение целостности образовательного процесса, сущность которого в том, что разработка, реализация и оценивание результатов дополнительных общеразвивающих программ будет осуществляться на единой методологической основе. Иными словами, будет обеспечена смысловая связь и соответствие всех элементов модели, приведенных на рис.1.

Наличие единых критериев, отбора содержания, технологического оснащения и оценки образовательных результатов выступает показателем договорённости педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении. Вот почему мы предлагаем единый подход в разработке реализации и диагностики результатов обучения и личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.

Новизна предлагаемой модели состоит в том, что она позволяет не только обеспечить целостность образовательного процесса на всех этапах от разработки и утверждения дополнительной общеразвивающей программы, до мониторинга и оценки результатов ее реализации, но и обеспечить реальное управление качеством дополнительного образования на трех взаимосвязанных уровнях:

  • стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы;
  • тактическом: работа директора и его заместителей по обеспечению условий для эффективной разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также оценки их результатов;
  • оперативном: включение, наряду с руководителями, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.

Соответственно, управленческая деятельность претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности педагога.

Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ

Рис. 1. Модель комплексного сопровождения разработки и реализации программ

Реализация указанной модели осуществляется в рамках следующих этапов:

1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.

2 этап – проективный: обозначение замысла, проектирование идеального облика – создание образовательной программы.

3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.

4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.

Алгоритм реализации модели
  1. Прогнозирование ожидаемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), соотнесенных с целью и задачами реализации программы (обучающих, воспитательных и развивающих). При этом предметные результаты определяются как совокупность:
  • Теоретической подготовки ребенка: теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы); владение специальной терминологией по тематике программы;
  • Практической подготовки ребенка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы); владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.

Метапредметные результаты:

  • Учебно-интеллектуальные умения: умение подбирать и анализировать специальную литературу; умение пользоваться компьютерными источниками информации; умение осуществлять проектную и исследовательскую работу;
  • Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение выступать перед аудиторией; умение вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • Учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое рабочее (учебное) место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; умение аккуратно выполнять работу.

Личностные результаты:

  • Организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль;
  • Ориентационные качества: самооценка, интерес к занятиям в детском объединении;
  • Поведенческие качества: конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия, тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения).
  1. Определение содержания образования, обеспечивающего достижение каждого из указанных результатов.
  2. Определение технологического оснащения образовательного процесса (технологии, методы, методики, формы организации занятий), обеспечивающих достижение указанных результатов.
  3. Определение дескрипторов – индикаторов (конкретных, верифицируемых и проверяемых) достижения каждого из результатов. Дескрипторы должны быть сформулированы предельно конкретно (способен назвать…, способен выполнить конкретное действие…)
  4. Определение контрольно-измерительных материалов, позволяющих осуществить диагностику достижения заявленных результатов.
  5. 6. Определение шкал, позволяющих оценить выявленные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и перевести полученный результат в качественную (высокий, средний, низкий) или количественную (% усвоения) оценку.

Диагностика результатов обучения является обязательным компонентом образовательного процесса. Она позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого учащегося.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов. Именно поэтому реализация указанных этапов и алгоритма основывается на построении диагностической системы.

Рис. 2 Модель диагностической системы

Диагностическая система включает в себя:

  1. Прогнозируемые результаты (исходим из целей и задач);
  2. Дескрипторы, раскрывающие конкретные индикаторы достижения тех или иных результатов;
  3. Измерительные инструменты определения результативности критерии, показатели;
  4. Способы отслеживания и оценки результатов (методики педагогической диагностики);
  5. Шкалы и критерии оценивания полученных результатов.

Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитательных, развивающих, сформулированных в дополнительной общеразвивающей программе.  Исходя из воспитательных и развивающих задач конкретной дополнительной общеразвивающей программы формулируем существенные (возможно многокомпонентные) аспекты личностного развития ребёнка.

Таким образом, проводим диагностирование по 2-м направлениям:

1) уровня обученности

2) уровня личностного развития

  • Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объёма и качества знаний, умений и навыков.
  • Основная задача диагностирования уровня личностного развития детей – оценка влияния занятости выбранным видом деятельности на их личностное развитие с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Как правило, есть тяга педагогов к выделению как можно большего количества воспитательных задач и сформированных личностных качеств, полагая, что в этом случае диагностирование будет более полным. Это отнимает много времени, и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо провести ранжирование задач и ожидаемых результатов по степени важности:

  • При решении обучающих задач: выделение теоретического (что учащийся должен знать) и практического (что учащийся должен уметь) аспектов;
  • При решении воспитательных и развивающих задач: выделение основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, нравственных ценностей, навыков поведения,

Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ и другие.

Алгоритм оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы

1 уровень – педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися во всех учебных группах.

  • Критерии оценки (образования, развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой.
  • Инструмент оценки результатов: диагностические задания, итоговые творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой деятельности и др.
  • Фиксация результатов – таблицы результатов по группам оформляются в формате MicrosoftE
  • Форма обобщения – сводная таблица усвоения дополнительных общеразвивающих программ по всем группам, экспозе (отчет) в карту эффективности педагога.

Таким образом, формируется обобщение 1 уровня.

2 уровень – заведующий отделом – оценка качества усвоения дополнительных общеразвивающих программ всех педагогов отдела.

  • Критерий оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в отделе.
  • Инструмент оценки результатов – изучение карт эффективности, таблиц, диаграмм, отчетов педагогов отдела.
  • Фиксация результатов – сводная таблица данных всех педагогов отдела.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности руководителя отдела, аналитическая справка.

Таким образом, формируется обобщение 2 уровня.

3 уровень – заместитель директора – оценка качества результатов реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых во всех отделах и структурных подразделениях учреждения.

  • Критерии оценки – доля освоивших дополнительную общеразвивающую программу к общему количеству учащихся в учреждении.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карта эффективности руководителя отдела.
  • Фиксация результатов – сводная таблица показателей по учреждению.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности заместителя директора, аналитическая справка, проведение самообследования, подготовка материалов для публичного доклада.

Таким образом, формируется обобщение 3 уровня.

4 уровень – директор – оценка качества результатов усвоения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении.

  • Критерии оценки – соответствие уровня усвоения дополнительных общеразвивающих программ государственному заданию.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карты эффективности заместителей директора по УВР, НМР.
  • Фиксация результатов – карта эффективности руководителя ОУ, приказы об утверждении отчетов и анализов деятельности.
  • Форма обобщения информации – публичный доклад на педагогическом совете, размещение отчетных документов о результатах образовательной деятельности за учебный год в открытом доступе через сайт учреждения.

Представленная модель внедрена в ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и имеет положительные результаты:

  • стабильность и положительную динамику высокого уровня и качества освоения дополнительных общеразвивающих программ учащимися;
  • подтверждение высоких результатов в ходе внутреннего контроля;
  • свидетельства, подтверждающие общественное признание высоких учебных результатов местным сообществом;
  • позитивная динамика и эффективность участия учащихся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (высокие достижения (первые и призовые места) в образовательных мероприятиях (в конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, концертах и др.) различного уровня (районного, городского, всероссийского и международного);
  • личное участие педагогов дополнительного образования в городском конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • эффективность деятельности педагогов по включению учащихся в реализацию социально значимых проектов, востребованных в социуме;
  • общественная оценка значимости и активности учащихся в социальных проектах (в СМИ, на сайте ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга – старт-плюс.рф и др.);
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга и т.д.

Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации образовательной программы, но и позволяет четко увязать в целостную систему цели и задачи программы, ее содержание, технологии осуществления, ожидаемые результаты, методы диагностики и оценки. Представленная модель может служить основанием для построения внутренней системы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей.

Модель является универсальной и вариативной, так как предложенные принципы, идеи подходы и алгоритмы носят рамочный характер и могут быть легко адаптированы для дополнительных общеразвивающих программ любой направленности.

Предлагаемая модель является максимально сопряженной с существующими педагогическими мониторингами, не требует дополнительных затрат для встраивания в существующую систему методического сопровождения разработки и реализации программ дополнительного образования. Таким образом, предлагаемая модель является тиражируемой и может быть реализована в любом учреждении дополнительного образования детей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: