Мастерская письма как способ популяризации науки и образования среди подростков

Статья посвящена исследованию мастерской письма (а именно – научно-популярной журналистики) как способа популяризации образования и науки и включения подростков в исследовательскую и проектную деятельность. Анализируя опыт работы в творческих мастерских со школьниками, автор предлагает ряд инструментов, способствующих росту интереса учащихся к науке за счёт создания журналистского произведения.

УДК 37.036.5

А. Данилова,
аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург

По словам некоторых учёных, интерес человека к науке «кроется на инстинктивном уровне. Однако между желанием расширить границы знания о мире и получением необходимых данных существует барьер» [4]. Барьер обусловлен рядом факторов: от доступности информации и технических возможностей – до её понятности и степени интересности. Устранение этого барьера – основная задача популяризации науки.

Популяризация науки – это многоаспектный процесс, включающий в себя и «перевод» научных знаний на язык малоподготовленной аудитории, и распространение «переведенной» информации в обществе, и повышение «спроса» на эту информацию [5].

Сегодня можно заметить высокую потребность в различных формах научной популяризации. Люди охотно посещают события, связанные с наукой, специализированные музеи, научные фестивали и т.п. Как верно отмечает А.В. Ни, существует большое количество форм популяризации науки, «единого механизма нет», каждый раз следует выбирать или изобретать форму в зависимости от ситуации (задач, аудитории, контекста, содержания и пр.) [4].

Наиболее эффективной формой популяризации науки в современном обществе А.В. Перевалова называет медиапроект, обладающий множеством преимуществ перед другими форматами [5]. С этим трудно поспорить, поскольку рост качества и количества выпускаемых научно-популярных изданий очевиден [9]; параллельно увеличивается интерес к ним аудитории, государства, бизнеса и СМИ. О последнем можно говорить, опираясь на данные ресурса «Медиалогия», свидетельствующие о росте обращений к научно-популярным СМИ и возрастанию уровня их цитируемости [7].

Современная педагогика всё активнее использует опыт так называемых edutainment-СМИ в работе со школьниками: научные и научно-популярные издания выполняют функции учебных пособий, становятся катализаторами творческой активности, иллюстрируют (и делают доступнее) учебный материал и т.д. [2].

Исследователи школьного образования и социологи указывают на то, что интерес к науке среди школьников растёт [3]. И всё же остаётся немало подростков, для которых наука является закрытой, «скучной», «слишком сложной», «бесполезной» сферой. Среди этих подростков немало молодых людей, живущих с ярлыком «гуманитарий» или предпочитающих отдать все силы подготовке к поступлению в вуз на «творческие» специальности. К такой аудитории нередко относятся участники различных школ журналистики, литературных курсов и «кружков», мастерских письма и пр.

Наш тезис в предположении, что мастерская письма, посвящённая научной журналистике, может выступать инструментом популяризации науки и образования для подростков, проявляющих интерес к журналистике, литературе и созданию текстов.

Исследователи ещё в ХХ веке писали о способности научной фантастики воздействовать на формирование научного сознания и интереса к науке, оказывать влияние, в том числе на профессиональную ориентацию человека [8]. Доказана эффективность использования практик письма в образовании [1]. Существенным аргументом является и то, что профессия журналиста до сих пор является одной из самых популярных среди молодёжи и входит в ТОП-50 престижных профессий по мнению абитуриентов [6], поэтому дополнительное образование, связанное с журналистикой, вызывает острый интерес у многих школьников.

При разработке программы мастерской письма немаловажной стала её организация по принципам edutainment, который в российской действительности принято трактовать как феномен досуговой сферы; развлечение, обладающее образовательным потенциалом. Образовательный компонент в edutainment является сущностным фактором удовольствия, присущего развлечению [2]. Площадками для апробации мастерской стали: каникулярная школа «Наноград» (2015-2017 годы), «Летняя школа науки и журналистики» (2015-2016 годы), образовательный центр «Сириус» (программа «Литературное творчество», 2016-2017 годы) и др.

Предлагаем рассмотреть некоторые черты, позволяющие мастерской письма становиться инструментом популяризации науки и образования.

Целевая аудитория мастерской – школьники, проявляющие интерес к журналистике и созданию текстов. Специальные навыки для участия не требуются; но с первого дня занятий (программа рассчитана на 18-24 часа) бытует важная практика: все участники мастерской выбирают научно-популярное СМИ, с которым знакомятся в течение всего цикла работы. Ежедневно взаимодействуя c научными новостями, анализируя и презентуя их коллегам по мастерской, учащиеся оказываются вовлечены в мир науки.

Каждая встреча предполагает не только знакомство с той или иной сферой научной журналистики, но и практическую часть – подготовку научной новости, создание метафор науки, разработку образовательной игры, написание анекдота о науке и пр. Работа ведётся как в больших и малых группах (модель редакции и редакционного отдела), так и индивидуально. Большое внимание уделяется осмыслению роли науки в жизни каждого из участников мастерской. Кроме того, все стажёры создают индивидуальные журналистские тексты. Подготовка этих публикаций предполагает работу с российскими и зарубежными научными библиотеками, проведение интервью с учёными, освоение навыков работы со статистикой и пр.

В числе методов и технологий, используемых в мастерской, можно выделить, например, «Простые вещи». Работая с этой технологией, учащиеся рассматривают тот или иной предмет (часто – из обихода) с точки зрения различных отраслей научного знания. Так, стакан становится одновременно химической и физической формулой, объектом лингвистического и исторического анализа, героем фольклора и т.п. Этот формат позволяет развивать метапредметность и учит находить взаимные связи между всеми отраслями науки, а также видеть связь науки с бытовой жизнью.

Другой формат «Новость, от которой меня…» предполагает осмысление научной новости с точки зрения собственной жизни. Например, новость о замене таксистов роботами может напугать/обрадовать/удивить и т.п. Авторы не только учатся создавать новости, но и проводить рефлексию, чтобы увидеть, как то или иное событие в «далёком» мире науки влияет на их жизнь.

В числе других технологий – составление рейтингов, работа с методом интервью и т.д. Важной особенностью всех методов является обязательное включение в изучение науки контекста – жизни учащихся. Тексты, подготовленные в рамках мастерской, становятся материалом для публикаций в различных изданиях («Кот Шрёдингера», «Я Сириус» и др.).

На первом занятии и в финале каждого цикла проходит опрос, нацеленный на выявление степени интереса учащихся к науке и исследовательской деятельности. Почти 70 % стажёров по итогам работы демонстрируют рост увлечённости наукой. Предполагаем, что развитие мастерских письма может стать эффективным методом популяризации образования и науки.

Литература

  1. Ганова С.В. Формирование культуры чтения с помощью приемов педагогической технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы. //Наука и образование: Новое время. 2015.
  2. Журба А.И. Опыт edutainment-СМИ: журнал «Кот Шредингера». // На путях к новой школе. №1. СПб. 2015. С. 57-60.
  3. Курляндская И.П., Челтыбашев А.А. Популяризация науки как средство повышения интереса молодёжи к исследовательской деятельности. // Фундаментальные исследования. Раздел «Педагогические науки». №5. М. 2014. С. 1325-1328.
  4. Ни А.В. Потребность в популяризации науки. // Гуманитарные научные исследования. №4. М. 2016.
  5. Перевалова А.В. Медиапроекты, посвящённые популяризации науки. Магистерская диссертация. Екатеринбург, 2016.
  6. Престижные профессии по мнению абитуриентов. Моё образование [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/reiting_professii_top_300. Последнее обращение – 15 ноября 2017 года.
  7. СМИ научно-популярной тематики. Медиалогия [Электронный ресурс]. URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/5401/. Последнее обращение – 10 ноября 2017 года.
  8. Твердынин Н.М. Влияние научной фантастики на научное и обыденное сознание: сходство и различия. // Третьи Лемовские Чтения: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти Станислава Лема / Самара, 2016. С. 534-546.
  9. Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №2. Воронеж, 2013. С. 212-217.

Добавить комментарий

Войти с помощью: