Социально-педагогическое сопровождение проектов детей как способ профессионального развития педагога

В данной статье говорится о профессиональном развитии педагога, о причинах профессиональной стагнации педагога, а также о социально-педагогическом сопровождении детей и использовании этого ресурса для профессионального развития педагога.

П.О. Цепаева,
педагог дополнительного образования,
МАОУ ДО Дом детского творчества «У Белого озера»,
СП «Фрегат»
Томск

Судьба человека, его удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяется уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Процесс профессионального и личностного становления является одной из самых изучаемых проблем современной системы образования. Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей и подростков, учебной группы и класса. Проживая на своем профессиональном пути различные ситуации, педагог должен постоянно рефлексировать, определять свое место в профессиональном мире, быть гибким. Только в этом случае возможно профессиональное развитие и самореализация.

Зачастую после нескольких лет однообразной деятельности специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Появляется необходимость новых перспектив профессионального роста. Если педагог не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой, когда профессиональное смирение снижает активность личности: при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно [4].

В то же время на фоне перманентных реформ в системе образования и возрастающих требований к педагогу со стороны государства и общества, усиливаются обратные процессы – дезадаптация педагога, связанная с разрывом между уровнем предъявляемых требований и наличием внутренних энергоресурсов. Кроме того, усиливается внутриличностное напряжение, у педагога возникает ощущение бесцельности собственной работы. Все это приводит к возникновению кризиса профессионального становления или застоя.

В профессиональном становлении различают две стратегии профессионального развития: активная стратегия поведения, ведущая к профессиональному развитию, и вторая, деструктивная стратегия, – отказ от активных действий и постепенная остановка в развитии (стагнация). [4, С.134]. Профессиональная стагнация, по мнению Н.В. Кузьминой, – это снижение уровня профессиональной активности или ее полное прекращение. Даже при высоком уровне профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами стереотипно и стабильно, имеет место проявление профессиональной стагнации.

Педагогу, находящемуся в состоянии профессиональной стагнации, необходимо развитие. Часто такой период сопровождается состоянием эмоционального спада и педагогу необходим внешний импульс к поиску новых решений, методов и форм работы, новых контактов, новых путей для самореализации. Когда человек испытывает состояние профессионального кризиса, у него может не хватать идей или внутренних ресурсов для новых идей. Таким импульсом для развития может стать совместная проектная творческая работа с детьми – сопровождение детской инициативы.

Дети, желающие поучаствовать в конкурсе или разработать и реализовать свой проект, зачастую не обладают необходимыми знаниями и опытом в проектной деятельности. Поэтому для успешной деятельности ребятам необходимо сопровождение со стороны опытного и заинтересованного педагога. В данном тандеме ребенок выступает инициатором и наполнителем творческой идеи, а педагог структурирует и организует его работу, помогает привлечь внешние ресурсы и воплотить творческую идею в реальный продукт.

Педагог оказывает социально-педагогическую поддержку ребенку на всех этапах проекта. Осуществляя сопровождение проектной деятельности педагог получает стимул к активному действию и, помогая ребенку в самореализации, актуализирует и развивает свои профессиональные навыки.

Таким образом, у педагога есть рычаги, организаторские ресурсы, которых нет у детей, а дети могут послужить ресурсом и идейными вдохновителями для педагога. Социально-педагогическая поддержка заключается в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Концептуальные идеи педагогической поддержки были сформулированы О.С. Газманом в начале 1990-х годов, затем развиты группой его соратников: Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, М.В. Гусаковский, А.В. Иванов, Н.В. Иванов, Н.Б. Крылова, Т.А. Мерцалова. [‎‎3].

В качестве примера сопровождения детских проектов как ресурса для развития педагога можно привести реализацию проектов в рамках городской сетевой программы МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» г. Томска «Формула творчества». [‎‎1]. Это пространство, где и дети, и педагоги могут проявить себя и расширить свои возможности. В данном проекте пожелала поучаствовать моя ученица. В процессе социально-педагогического сопровождения ее проекта, я развивалась профессионально сама.

На первом этапе – «Рождение идеи» – у моей ученицы уже была своя идея, которую она сформулировала вместе с мамой. Цель проекта – создание дидактического материала для обучения слабовидящих детей иностранному языку. Идея проекта заинтересовала меня и в режиме посещения мастер-класса сетевой программы «Формула творчества» мы наметили цели, задачи проекта, план-график его реализации.

Задачей второго этапа был сбор ресурсов и необходимой информации для проекта. Моей задачей, как педагога и тьютора, стал поиск контактов специалиста по интересующей теме, организация встречи, во время которой мы нашли новые ресурсы для создания продукта по проекту. Хотелось бы отметить, что на тот момент произошел спад интереса у ребенка, возник страх, что она не справится с большим объемом информации и не успеет реализовать свою задумку, так как перегружена в школе, а встреча и практика поддержала и её, и мой интерес. На данном этапе важно было поддержать интерес ребенка практической деятельностью, помочь ей найти более простое решение для реализации её идеи, что, на мой взгляд, удалось.

Далее последовал третий этап – «Создание портфолио проекта», – на котором моя ученица совместно с мамой создали плакат, отражающий главную идею и первые шаги по реализации проекта. Здесь мы закрепили промежуточный результат проекта.

В качестве сопровождающего педагога в данной программе участвовала впервые и понимала, что мне не хватает знаний о проектной деятельности. Мне необходимо было расширить свои знания об этапах и способах сопровождения детей на разных этапах проекта. По запросу сопровождающих педагогов, координаторы проекта своевременно организовали семинар по проектной деятельности для тьюторов.

Особо следует отметить важный фактор, влияющий на сопровождение детской инициативы, – взаимодействие с родителями. Только при открытости родителей и готовности к взаимодействию педагога, родителя и ребенка удается наиболее успешно продвигать процесс творческой работы. Отзывчивость и активность родителей помогает поддержать инициативу ребенка на всех этапах проекта. Мы активно контактировали и согласовывали работу по проекту с мамой.

Благодаря инициативе моей ученицы и работе по ее сопровождению, я расширила свои знания в области проектирования и реализации проектов, посетила занятия и мастер-классы, посмотрела, как работают другие педагоги, нашла новые методы и подходы для своей дальнейшей работы. В процессе работы мне удалось найти новые возможности моего профессионального развития и применения своих профессиональных знаний.

Поиск новой информации, деятельность по сопровождению детского проекта сподвигла меня к собственной профессиональной реализации. И другие педагоги, сопровождающие детские проекты, отмечают тоже самое.

Таким образом, в данной статье мы нашли определение и причины профессионального застоя, а также нашли ресурс для преодоления этого застоя через социально-педагогическое сопровождение инициатив детей. Процесс социально-педагогического сопровождения детской инициативы является одним из эффективных способов профессионального развития педагога.

Список использованных источников

  1. Городская образовательная программа МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» «Формула творчества». URL: http://www.myddt.ru
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник. – М., 2013.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – М., 2004.
  4. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллективная монография / под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург, 2011.

Добавить комментарий

Войти с помощью: