Историческая хронология становления внешкольного образования. Роль Московского Дворца пионеров в формировании и развитии системы дополнительного образования детей

В статье дан анализ двух сюжетных линий становления внешкольного (дополнительного) образования детей России (как общественно-государственное движение оно существует, по мнению автора, с 1861 года, а как государственно-общественное – с 1918 года по настоящее время; данная часть работы рассматривается в тезисной форме). В статье показана роль Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (в настоящее время = Московский Дворец пионеров) как учреждения нового типа и флагмана развития дополнительного образования страны на историческом отрезке времени – 1980-2012 годы – периода пика его эффективной деятельности в сложной динамике экономических и общественно-политических процессов государства.

100-летию внешкольного образования посвящается 

А.Б. Фомина,
доктор педагогических наук, профессор,
академик Академии педагогических и социальных наук,
Почетный работник образования РСФСР, заслуженный учитель РФ.
14-кратный Лауреат Всероссийских конкурсов
научно-методических работ (10 раз – Гран-При).
Лауреат 1 Всероссийского конкурса «Лучшие проекты
по международному сотрудничеству в области образования».
Лауреат конкурса в области науки и образования г. Москвы.
Руководитель школы молодого ученого, создала свою научную школу. 


Краткая справка:

А.Б. Фомина – автор более 200 научно-педагогических работ. Включена в презентационный сборник «Лучшие женщины Москвы», энциклопедию «Лучшие ученые РФ» (WHO IS WHO в России»)


«90% инноваций в региональных УДОД России берут свое начало в МГДД(Ю)Т»
А.К. Бруднов

В характеристике первого периода наблюдается проявление рассогласованности государственного устройства: стремительно набирающая силу буржуазия сосуществует с абсолютной монархией; сфера потребления имеет сословный характер, университетское образование недоступно разночинцам, развитие внешкольного образования не отвечает запросам общества, а в действующих учреждениях занятия часто имеют политизированный характер, внося в сознание молодых людей сумятицу и сумбур. Воспитание культуры межконфессиональных и межнациональных отношений подлежит регламентации религиозных организаций и церковных священнослужителей.

Второй период знаменателен тем, что в государственном и общественно-политическом устройстве господствует диктатура пролетариата и колхозного крестьянства. Стратегия развития страны нацелена на построение и формирование высокотехнологичного, высокоразвитого производственно-экономического потенциала; жестких общественных отношений и системы коммунистического воспитания с необходимым количеством учреждений общего, специального и внешкольного (дополнительного) образования, учреждений культуры и физического воспитания.

К середине 80-х годов страна занимала передовые позиции в освоении космоса, ракетостроения, развитии тяжелой промышленности, выпуске сельхозтехники и т.д., имела лучшее общее, специальное и внешкольное (дополнительное) образование детей в мире. Для населения были построены в необходимом количестве и функционировали театры, дворцы культуры, система внешкольных учреждений. В общественно-политической сфере была поставлена задача перехода от государства диктатуры пролетариата к общенародному государству. При этом наблюдалась противоречивая стратификация общества – вновь образованная и воспитанная молодежь в условиях развитого социализма не всегда могла трудоустраиваться в соответствии со своим образованием и воспитанием. Такая молодежь пополняла ряды интеллигенции, которая не вписывалась в социально-классовую структуру общества, или попадала в число маргиналов. Она и стала инструментом провоцирования взрыва политических событий 90-х годов по смене типа государственного устройства.

Третий период модернизации дополнительного образования представляется как предтеча текущего, четвертого периода преобразований дополнительного образования детей, когда решена задача интеграции значительной части содержания дополнительного образования и технологического опыта его реализации в контакте с общеобразовательной школой. Вместе с этим освободилось место для создания совершенно новых в технологическом и технократическом отношении технопарков, кванториумов, студий робототехники, 3D-моделирования и прототипирования, парков и музеев науки, иных форм дополнительного образования, направленных на подготовку кадров из числа молодого поколения, обладающего способностями в эпоху цифровой экономики передать все необходимое из производственной сферы в сферу потребления. Эта стратегическая и технологическая задача предполагает свое решение с привлечением инвестиций частного капитала, что требует осмысления миссии дополнительного образования детей в новых условиях становления и укрепления рыночных отношений.

Исходные позиции по представлению идеологии и анализа содержательного наполнения реформационных процессов четвертого периода определяются директивными указаниями законов, программ, концепций (государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства в 2014 году, других нормативных актов); необходимости применения в образовательно-воспитательных процессах УДОД социально-педагогической помощи и поддержки в связи с тем, что в условиях рыночных отношений не все обучающиеся смогут оплачивать обучение по программам дополнительного образования или элективным курсам.

Дополнительное образование «втиснуто» в стены общеобразовательной школы, что искусственно повышает процент охвата детей дополнительным образованием и видоизменяет его исторический смысл. Характерологические особенности четвертого периода связаны с тем, что:

  • содержательно-технологическая и методическая интеграция общего и дополнительного образования часто носит формальный характер;
  • обязательное пребывание в школе увеличилось (количество часов в неделю), что влияет на эффективность усвоения учебного материала программ дополнительного образования;
  • программы иногда в содержательном плане объемны и часто трудоемки для освоения детьми;
  • методика обучения выстраивается с расчетом на самостоятельную активность личности и зачастую (если речь идет о младшем возрасте) ответственность за успехи детей перекладывается на родителей и – в случае освоения внебюджетных программ – их финансовые возможности;
  • идея массовости участия детей в дополнительном образовании и их социально-общественная активность в некоторых случаях размывается в связи с наличием такой позиции, как человеко-программы;
  • дополнительное образование не в полной мере удовлетворяет потребности обучающихся в правильной ориентации на восприятие данных в стремительно возрастающих объемах информационных потоков.
Роль дополнительного образования

Роль дополнительного образования детей и его содержательная нацеленность в динамике общественно-государственного функционирования, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, носят преемственный и исторически обусловленный характер. Дополнительное образование детей взаимосвязано с общим, начальным, средним, высшим профессиональным образованием, рынком труда; ориентировано на максимизацию охвата населения различными формами обучения в зависимости от скорости обновления общих и специальных знаний, появления новых профессий, изменением занятости населения в системе производства и потребления с трансформацией соотношения продолжительности рабочего и нерабочего времени в структуре его суточной продолжительности в сторону увеличения первого. Последнее обстоятельство затрудняет реализацию возможностей, накопленных за столетнюю историю внешкольного образования детей. Эти возможности значительны, и их можно было бы использовать в новых исторических условиях.

Формируемая в России сфера дополнительного образования детей императивно создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с перспективами развития страны. Она выступает инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего. Качественная модернизация, осуществляемая в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и семей, изменениями технологического и социального уклада, направлена на освоение сфер деятельности, соответствующих актуальным задачам промышленного и социокультурного развития страны и нацелена на учет лучшего образовательно-воспитательного и социокультурного потенциала учреждений дополнительного образования детей, сложившегося за всю историю существования внешкольного (дополнительного) образования детей. Это исключает возможность снижения качества дополнительного образования и его содержательного спектра.

В содержательно-технологическом плане развитие дополнительного образования предполагает учет современного уровня развития интеллектуального способа производства, использование инновационных обучающих, развивающих и воспитательных технологий, интерактивные формы проведения занятий, высокую мотивацию обучающихся и т.д.

С учетом значимости дополнительного образования детей для демократизации общества и укрепления государственности целесообразно проанализировать его трансформацию во времени (мы говорим о периоде 1980-2012 гг.). Данная протяженность функционирования внешкольных учреждений и их реорганизация в учреждения дополнительного образования детей освещена в научно-педагогической литературе фрагментарно. Практически не раскрыта роль Московского городского Дворца пионеров как исторического флагмана в формируемой системе дополнительного образования детей.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений являются 70-80 годы прошлого столетия – предтеча их перехода в систему дополнительного образования детей как качественно нового социального института общественно-государственного развития.

На 1 января 1976 года только в системе Министерства просвещения РСФСР работало 4768 внешкольных учреждений. Интенсивно увеличивалось количество кружков технического творчества, в содержание работы детских коллективов вошли радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика. Появились профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпели изменение методы работы с детьми: в работе с ними использовались проведение экспериментов и опытов; организовывались экскурсии, походы, экспедиции. Слеты, соревнования, фестивали, конкурсы, выставки были способом подведения итогов длительной работы детских коллективов. Непрерывность процесса образования детей проявилась в летних формах работы: клубы старшеклассников, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д. Внешкольные учреждения стали одним из основных воспитательных институтов социума, усилилась их методическая роль в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми, в координации всей воспитательной работы в социуме.

В то же время развитие внешкольных учреждений тормозилось существующей нормативной базой, действующими финансово-экономическими механизмами и командно-административным стилем управления. Стала очевидной необходимость проведения преобразований и принятия комплекса радикальных мер, которые бы способствовали увеличению самостоятельности в решении важных для учреждений вопросов, предоставляя им финансовую и хозяйственную самостоятельность.

Дополнительное образование Дворца

В Московском Дворце пионеров уже были сформированы основы функционирования внешкольного учреждения нового типа. Этому способствовало Постановление Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы от 2 июня 1962 года «Об установлении должностных окладов работников Московского городского Дворца пионеров». Дворец был определен главной инструктивно-методической площадкой страны, на которой отрабатывались лучшие методики и содержание работы с детьми, получало путевку в жизнь большинство инноваций, активно внедряемых во внешкольном образовании, влияющих на развитие системы образования в целом.

Результативность творческой деятельности коллектива Дворца во главе с директором О.И. Грековой стала возможной благодаря внедрению разработанных ею научно-педагогических принципов управления учебно-воспитательным процессом, широкому использованию разнообразных форм учебно-исследовательской деятельности во взаимодействии с вузами, постоянному взаимодействию с ЦК ВЛКСМ, Московским городским комитетом ВЛКСМ.

В эти годы на базе Дворца регулярно проводились Всесоюзные совещания, конференции, мероприятия международного уровня. В течение года Дворец принимал на своей базе свыше 400 делегаций разного уровня, в том числе и правительственных. Была сформирована эффективная система влияния на внешкольные учреждения Москвы. Оказывалась инструктивно-методическая помощь заместителям директоров школ по воспитательной работе, классным руководителям и пионерским вожатым, проводилось обучение пионерского и комсомольского актива, круглогодично велась подготовка кадров для детских оздоровительных лагерей.

Особой «школой мастерства и наставничества», обеспечивающей профессиональный рост сотрудников, стали совещания при директоре. Каждое из них обязательно включало заранее подготовленный вопрос по содержанию деятельности конкретного отдела или детского коллектива, отмечались достижения, тщательно анализировались ошибки. Очень часто на совещаниях выступали по той или иной проблеме известные ученые, деятели науки и культуры. Их лучшие идеи внедрялись в содержание работы с детьми.

Дирекция и руководители структурных подразделений Дворца пионеров и школьников. В центре – О.И. Грекова. 1983 год.

Дирекция и руководители структурных подразделений Дворца пионеров и школьников. В центре – О.И. Грекова. 1983 год.

Осознание коллективом Дворца своих лидирующих позиций в системе внешкольных учреждений СССР, их действенности и необходимости движения вперед, пришло в 1984 году по итогам анализа финансовыми органами финансово-хозяйственной деятельности Дворца, которые в процессе ревизии руководствовались типовым штатным расписанием и дали предписание об изменении штатов под типовое положение.

В сложившейся ситуации автором, главным специалистом финансово-экономический службы Дворца, в 1985 году была проведена работа по поиску архивных документов, подтверждающих законность действующего штатного расписания и условий оплаты труда. Проблема была снята, но очевидной стала необходимость разработки более динамичных технологий управления процессами образования и воспитания.

В этой связи была изучена практика работы Дворца за 1962-1984 годы; проведен экономический и сравнительный анализ объемов работ коллективом Дворца и аналогичными детскими учреждениями. Полученные результаты показали острую необходимость внесения изменений в структуру и штатное расписание Дворца, так как по отдельным направлениям деятельности объемы выполняемых работ утроились (по сравнению с 1962 годом).

На основе расчетов автора в 1986 году Министерством образования РСФСР была утверждена новая штатная численность с расшифровкой по категориям специалистов и руководителей (Письмо МО РСФСР от 29.12.1986 года). Этим письмом Дворцу впервые во внешкольной системе предоставлялась свобода действий в формировании структуры и штатного расписания, определении наименования отделов и содержания их деятельности, внесения изменений в содержание, структуру и штатное расписание без согласования с вышестоящими органами управления образованием. Вся дальнейшая работа в данном направлении носила межведомственный, межрегиональный, междисциплинарный характер в тесном взаимодействии с Министерством образования РСФСР.

Совершенствованию содержания деятельности педагогического коллектива и началу преобразований в этот период способствовало и то, что директором Дворца А.И. Ляшенко (1984-87 гг.) были организованы коллективные выезды руководящего состава Дворца в крупнейшие и наиболее прогрессивные внешкольные учреждения страны с целью изучения педагогического опыта их деятельности (Ленинградский, Тбилисский, Даугав-Пилсский Дворцы пионеров).

В 1986 году по инициативе первого секретаря МГК КПСС Б.Н. Ельцина и Президента АН СССР Г.И. Марчука открылся Дом научно-технического творчества – филиал Дворца, директором которого (1986-2001 годы) был выпускник Дворца Д.Л. Монахов.

Посещение Дворца в 1986 году Б.Н. Ельциным. На фото слева направо: Ф.Ф. Светик, Л.П. Кезина, Б.Н. Ельцин, А.И. Ляшенко, заместители директора Дворца.

Посещение Дворца в 1986 году Б.Н. Ельциным. На фото слева направо: Ф.Ф. Светик, Л.П. Кезина, Б.Н. Ельцин, А.И. Ляшенко, заместители директора Дворца.

Условия оплаты труда для внешкольных учреждений

Значимое событие этого периода – введение в 1988 году новых условий оплаты труда для внешкольных учреждений. Однако пяти крупнейшим дворцам, имевшим индивидуальные условия оплаты труда, повышение зарплаты не было установлено, и зарплата их работников оказалась ниже, чем у остальных.

Руководством крупнейших Дворцов (Московского и Ленинградского) было принято решение: обратиться в Правительство СССР с просьбой об установлении новых условий оплаты труда, подготовив самостоятельно проект Постановления. Совместными усилиями автора и заместителя директора Ленинградского Дворца пионеров О.В. Меньшикова 6 месяцев велась работа по подготовке новых условий оплаты труда. Принятие Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС Постановления от 31 августа 1988 года «Об условиях оплаты труда работников Московского, Ленинградского, Киевского, Алма-Атинского и Минского дворцов пионеров и школьников» – событие особой важности для внешкольной системы, поскольку:

1) к проблемам внешкольных учреждений было привлечено внимание многих государственных органов, что позволило в дальнейшем решить многие проблемы системы дополнительного образования детей в целом;

2) открывались новые подходы в оплате труда через установление 50% надбавки к должностным окладам за выполнение особо важных работ и качество работы руководителям, специалистам и служащим за счет экономии фонда заработной платы;

3) разрешалось оказание платных услуг населению, предприятиям и организациям на договорных условиях, что позволило с опережением на 2 года (до введения в 1990 году «Основных положений нового хозяйственного механизма») начать подготовительную работу по переводу Дворца, а затем внешкольных учреждений на новые условия хозяйствования и осуществить разработку пакета нормативных документов (автором разработана технология перехода на новый хозяйственный механизм), который использовали внешкольные учреждения, работающие на нормативном планировании и хозяйственной самостоятельности;

4) на основе положений Постановления в Московском Дворце впервые в системе образования реализована идея «плавающего» фонда заработной платы, позволяющая оперативно устанавливать и снимать надбавки работникам учреждения за выполнение особо важных работ.

В 1988 году автор разработала перечень проблемных вопросов, связанных с введением во Дворце положений нового хозяйственного механизма, была организована работа 5 творческих групп. Результатом работы групп стал детальный анализ контингента детей в рамках возрастной периодизации, содержания и результатов учебно-воспитательного процесса, инструктивно-методической и культурно-досуговой деятельности педагогического коллектива. Автором была разработана технология перехода Дворца на новый хозяйственный механизм и пакет нормативных документов по организации внебюджетной деятельности.

Под руководством директора Ю.И. Кобзева. группой разработано Положение о Совете Дворца, сформирован и утвержден его состав. Совет Дворца (Кочетков А.Ф.) вместе с профсоюзной организацией (Карась Л.А.) активно участвовали в реорганизационных процессах и апробации положений нового хозяйственного механизма.

Экономические преобразования Дворца

1988-1989 годы – период серьезных экономических преобразований в деятельности Дворца, которые, после распада СССР, затронули всю внешкольную систему. Потребовались усилия для изменения психологии коллектива в связи с организацией внебюджетной деятельности, введением новой системы оплаты труда, сохранения кадров и сплочения коллектива, поиска спонсорских средств, так как финансирование Дворца в это время не обеспечивало его нормальное функционирование и развитие. Накапливался опыт внебюджетной деятельности. Активно проводились конференции, семинары, круглые столы, деловые игры и мозговые штурмы (Шадрина И.Е., Фомина А.Б., Монахов Д.Л.).

Затем Комитет народного образования СССР утвердил Положение об экспериментальной площадке в системе народного образования. Оно предусматривало создание нового механизма, способного превратить систему образования в реальный фактор развития общества, поднять престиж учительской профессии.

Положение предназначалось для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, направленных на создание новой практики образования, которая должна была отличаться от существующей целями, содержанием, структурой, системой управления. Авторами социально-педагогической инициативы могли быть как любой гражданин, независимо от места работы, образования, возраста и места жительства, так и учебно-воспитательные заведения, органы управления образованием, предприятия, учреждения, кооперативы, общественные организации, добровольные объединения. Предусматривался коллективный характер авторства. Экспертной комиссией устанавливались границы допустимых изменений в содержании деятельности учреждения, формах организации учебно-воспитательного процесса, режиме его функционирования, способах работы и т.п., определялась структура и функции органа управления экспериментальной площадкой.

Именно это Положение было принято за основу осуществления межведомственной программы перестройки воспитательной работы по месту жительства, одним из значимых элементов которой необходимо считать внешкольные учреждения. Госкомитетом СССР по народному образованию был создан ВНИК «Школа-микрорайон» (руководитель – В.Г. Бочарова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корреспондент РАО), который проводил системную экспериментальную работу с участием 70 докторов и 130 кандидатов наук, 110 руководителей лучших образовательно-воспитательных учреждений страны (Бюллетень №2 ВНИКА «Школа-микрорайон» ГК СССР по народному образованию. – М., 1989. С. 10-22). Одним из главных направлений деятельности этого коллектива стал авторский проект разработки механизма финансово-экономического обеспечения межведомственной программы перестройки образовательно-воспитательной работы по месту жительства с базовым звеном – внешкольные учреждения (научный руководитель А.Б. Фомина, там же. С. 91-124).

В качестве экспериментальных площадок определены 50 лучших внешкольных учреждений страны (из 110 экспериментальных площадок ВНИКа). Базовыми площадками стали: Московский Дворец пионеров, Зеленоградский Дворец, Дворец пионеров им. А. Гайдара, ЦДЮТ «Бибирево», внешкольные учреждения округов Москвы. Результаты апробировались автором с выездом в учреждения дополнительного образования Ярославской, Иркутской, Самарской, Московской областей, городов Санкт-Петербург, Ярославль, Пермь и др.).

Авторскую концепцию исследования составили: анализ свободного времени детей как социально-педагогической проблемы; исследование ценностных ориентаций детей в современных условиях, выявление структуры и содержания их свободного времени; анализ направлений, путей и механизмов реализации воспитательного потенциала свободного времени во внешкольных учреждениях, динамики развития этого потенциала; уровень методического сопровождения и нормативно-правового обеспечения организации свободного времени детей.

В соответствии с программой исследования и задачами автором прослеживалась динамика взаимосвязи улучшения условий работы с детьми на межведомственной основе и управления социально-педагогической деятельностью учреждения; уточнялись точки зрения и апробировались предложения педагогов, юристов, экономистов, руководителей различного типа учреждений и регионов РФ, вычленялись слабо разработанные аспекты их деятельности. Это позволило выявить и учесть специфику реально существующей системы управления социально-педагогической деятельностью внешкольного учреждения, его нормативно-правового, методического и документационного содержания в различных регионах РФ.

Первые результаты исследования были опубликованы в 1991 году в сборниках автора «Финансово-экономическое обеспечение воспитательной работы по месту жительства», а также в статье «Сколько стоит внешкольное образование» (Журнал «Народное образование», № 7, 1991). Они докладывались на выездных сессиях ВНИКа «Школа-микрорайон», которые проводились на лучших экспериментальных площадках России, Белоруссии, Прибалтики, Украины, Татарстана, Ставропольского края. Проводились международные сессии с участием именитых ученых стран Европы, США, стран СНГ. Изучался зарубежный опыт, что способствовало профессиональному росту руководителей экспериментальных площадок.

Сессия ВНИК «Школа-микрорайон» в Каунасе. Слева направо: Бочарова В.Г., Люлюгене И.Ю., Фомина А.Б. 1991 год

Сессия ВНИК «Школа-микрорайон» в Каунасе. Слева направо: Бочарова В.Г., Люлюгене И.Ю., Фомина А.Б. 1991 год.

Дворец – опытно-экспериментальная площадка

В 1990 году приказом Московского комитета по народному образованию Дворцу придан статус городской опытно-экспериментальной площадки под научным руководством кандидата педагогических наук Г.П. Будановой. Научные исследования и опытно-экспериментальная разработка проблем внешкольной системы стала осуществляться на 2-х уровнях: союзном (после распада СССР на уровне РСФСР) под научным руководством Фоминой А.Б., и городском (под научным руководством Г.П. Будановой). Эти исследования и опытно-экспериментальная работа фокусировались на содержании деятельности Дворца и обеспечивали его развитие. Но каждый из научных руководителей имел свой научно-исследовательский проект, свою технологию и масштабы реализации, свои результаты.

По результатам реализации во ВНИКе «Школа-микрорайон» авторского проекта в 1991 году в Министерство образования РФ были направлены расчеты и предложения о необходимости внесения изменений в существующую структуру финансирования внешкольных учреждений, увеличении доли финансовых средств на приобретение технических средств и учебного оборудования. Это позволило коллективам учреждений дополнительного образования детей в последующие годы осуществлять свою деятельность на более высоком уровне.

Важнейший результат реализации автором проекта: исторический анализ социально-педагогической деятельности внешкольных учреждений, научно-методические разработки, которые нашли отражение в кандидатской диссертации «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД» (1996 г..

Результаты работы ВНИКа «Школа-микрорайон» получили высокую оценку и научные исследования проблем социально-педагогической деятельности в социуме на межведомственной основе продолжились в Центре социальной педагогики, а затем в Институте социальной педагогики. Авторские исследования в этом направлении продолжались до 2012 года. На их основе подготовлены свыше 200 научно-методических работ.

Одним из важнейших для управления стратегическим развитием, повышением качества дополнительного образования и социокультурным развитием детей коллективом Дворца был определен программно-целевой подход, основу которого составили: система стратегического анализа и планирования, разработка целевых и комплексных программ, новое нормативно-правовое и методическое обеспечение, система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.

Творческий коллектив под руководством заместителя директора Дворца И.Е. Шадриной создал целостную классификационную схему программ по работе с детьми, которые были ориентированы на широкий спектр запросов и потребностей обучающихся, позволяя динамично реагировать на изменяющиеся условия в деятельности учреждения дополнительного образования детей и города, а также общественно-политической обстановки в целом. Были внедрены новые социально-воспитательные и образовательные программы. Улучшилось взаимодействие и были заключены договоры с вузами, активизировалась деятельность юношеского научно-технического общества, расширился спектр инновационных технологий образования и воспитания детей. Это позволило в перестроечный период удержать контингент детей, особенно старшеклассников (32% от общего количества).

Под руководством О.Г Парахиной совершенствовались традиционные культурно-досуговые программы и массовые мероприятия, формы и методы семейного досуга и творчества детей, разрабатывались досуговые программы и программы работы с социально незащищенными детьми. «Неделя игры и игрушки» стала моделью образовательного и социокультурного пространства Москвы. Ежегодно проводились Всероссийские конференции «Празднично-игровая культура детства» (С.В. Григорьев, А.С. Фролов, Л.А. Нисловская). Идея воздействия игровой среды и игрового пространства на развитие личности ребенка стала одной из основополагающих в программе развития Дворца: «Дворец – территория успеха».

В Доме научно-технического творчества повышается качество программ научно-технического творчества старшеклассников, развивается исследовательская деятельность детей и молодежи, которая продолжается в каникулярный период в выездных экспедициях.

После принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» усиливается ведущая роль Дворца в процессе преобразования внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей. Наряду с потребностью совершенствования программного и научно-методического обеспечения на передний план выходят проблемы экономики дополнительного образования, организации внебюджетной деятельности и оказания платных услуг, нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, разных категорий специалистов.

Международное сотрудничество Дворца

В начале 90-годов расширяется международное сотрудничество Дворца благодаря привлечению спонсорских средств. Заключены договоры с национальными Дворцами творчества о взаимодействии (автор в качестве руководителя делегаций выезжала в Софию, Прагу, Берлин).

Подписание договора о сотрудничестве между МГДД(Ю)Т и национальным Дворцом творчества г. София.1989 г.

Подписание договора о сотрудничестве между МГДД(Ю)Т и национальным Дворцом творчества г. София.1989 г.

На международной конференции в Чехословакии (1990 год, Пражский Дворец творчества детей) принято решение о создании Европейской ассоциации учреждений свободного времени, членом которой стал и Дворец. Ассоциацией ежегодно проводились международные конференции на базе стран-участников, в том числе и во Дворце.

В 1992 году автор разработала программы повышения квалификации «Экономика образования», «Организационно-экономические основы управления УДОД». Рецензентом программ был заместитель министра труда РФ А.Р. Баткаев. Методическим обеспечением программ были авторские разработки: словарь руководителя и методическое пособие «Организационно-правовое и документационное обеспечение деятельности учреждения», пакеты нормативных документов.

Команда руководителей Дворца. Юбилей Дворца в Концертном зале. 1991 год

Команда руководителей Дворца. Юбилей Дворца в Концертном зале. 1991 год

Профессиональное развитие Дворца

Большую роль в развитии столичной системы дополнительного образования детей этого периода играла программа повышения квалификации работников Дворца и столичных учреждений дополнительного образования детей «Слагаемые успеха», реализуемая под руководством И.Е. Шадриной, а также 3 программы авторских курсов, проводимых в Республиканском институте повышения квалификации работников образования РФ, в Центре «Новые технологии обучения», с выездом в регионы.

Особое значение для внедрения в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей научно-методических разработок, выполненных во Дворце, полученных во ВНИКе «Школа-микрорайон» результатов научных исследований и подготовленных на их основе авторских научно-методических пособий, имели Всероссийские совещания и конференции, проводимые с участием начальника управления дополнительного образования и воспитания А.К. Бруднова.

В последующие годы третьего периода (1995-2000) исследование и разработка проблем дополнительного образования проводились на базе Дворца и в Институте социальной педагогики. Особую роль приобрела проблема теоретического обоснования социально-педагогической и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и повышения квалификации различных категорий работников Дворца, других учреждений дополнительного образования детей, так как программами повышения квалификации в этот период система дополнительного образования не располагала.

Итогом проведенных в 1995-2000 годах комплексных исследований стала подготовка и издание автором комплекта научно-методических пособий, проектов, методических рекомендаций. Ниже приведены наиболее значимые из них:

  • научно-методические пособия: «Основы управления учреждением дополнительного образования детей»; «Управление социально-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования детей»;
  • «Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель» (в 2 частях);
  • практико-ориентированная монография «Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей» (А.Б. Фомина; Л.Н. Буйлова и др.);
  • методическое пособие «Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы» (авт. коллектив: А.Б. Фомина, В.П. Голованов, С.В. Евтушенко, Л.Н. Буйлова, Н.Н. Фомина).

Эти пособия и монографии использовались в качестве научно-методического обеспечения при проведении авторских курсов в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ. На их основе практики оперативно внедряли инновации в свою деятельность, что позволило развивать систему дополнительного образования детей. Это подтверждает и анализ инновационной деятельности в данной системе, проведенный в конце 90-х годов АК. Брудновым. Он сделал вывод, что 90% инноваций в региональных учреждений дополнительного образования детей России берут свое начало во Дворце.

Каникулы во Дворце

В 2000 году издана монография «Адаптивная модель учреждения дополнительного образования детей». В этом же году защищена первая докторская диссертация по проблемам дополнительного образования детей «Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени», которая получила высокую оценку диссертационного совета Института социальной педагогики. Диссертационным советом принято решение направить в адрес руководителей органов управления образованием рекомендаций о целесообразности внедрения отраженных в докторской диссертации результатов в массовую практику деятельности учреждений дополнительного образования детей страны.

В Юго-Западном учебном округе в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой с 1998 по 2012 год, разработано и реализовано 5 авторских опытно-экспериментальных проектов. Особенно эффективно реализован системный проект – «Формирование модели эффективного развития дополнительного образования детей Юго-Западного учебного округа как составной части столичной системы дополнительного образования». Такая модель позволила обеспечить устойчивое развитие, высокое качество, доступность и эффективность развития системы дополнительного образования детей округа.

В эти годы во Дворце совершенствуется содержание и организация каникулярного времени детей. Материалы по программе «Каникулы», представленные в 2007 году на III Всероссийский смотр-конкурс деятельности образовательных учреждений и учреждений органов по делам молодежи по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей «Каникулы – 2006», получили самую высокую оценку и отмечены дипломом «Гран-При». Экспертная комиссия конкурса отметила, что они носят системный, фундаментальный, научный и инновационный характер, показывают масштабы деятельности Дворца, его уникальность и результативность, стабильность в реализации программы «Каникулы», ценностно-целевое назначение Программы в нормативно-правовом, содержательном, технологическом обеспечении доступности, качества и эффективности образовательного уровня Дворца, выбираемого детьми на основе свободного волеизъявления в соответствии с возможностями, запросами и потребностями.

Важнейшей составной частью содержания Программы деятельности Дворца стала программа «Каникулы-2». Особенность программы в том, что ее элементы пронизывают в все содержание работы с детьми. Ежегодно более трех тысяч детей продолжают свою учебную деятельность в выездных оздоровительных мероприятиях: экспедициях, походах, профильных лагерях, лагерях отдыха и т.п., одновременно укрепляя свое здоровье (около 20% обучающихся Дворца). Выездные мероприятия, как часть образовательного процесса, повышают качество их обучения, оздоровления, воспитания, развития.

Экспертиза программ Дворца

Идея о необходимости проведения экспертизы программ и научно-методических материалов появилась у автора еще в 2002 году. В этом же году впервые был проведен конкурс научно-методических материалов в рамках Форума организаторов отдыха и оздоровления детей (Анапа). В 2003 году в Экспертной группе произошло объединение ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Появилась специальная процедура распределения конкурсных материалов по типу, а также по степени проработанности. Важным элементом деятельности научно-экспертной группы стала ориентация научных работников и преподавателей региональных вузов на оказание научной поддержки учреждениям сферы отдыха и оздоровления детей. Конкурс начал проводиться в несколько этапов, что привело к максимальной объективности оценки программ, эффекту взаимообогащения и взаимообучению участников.

В 2004 году возник вопрос о публикации лучших программ и размещении материалов на сайте Ассоциации «Дети плюс». Впервые по итогам конкурса было напечатано научно-методическое пособие автора «Основы социально-педагогической деятельности образовательно-оздоровительных учреждений дополнительного образования детей».

Подведение итогов конкурса с Президентом Ассоциации «Дети плюс», начальником отдела УДОД Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ С.В. Баркановым. Анапа. 2007 год

Подведение итогов конкурса с Президентом Ассоциации «Дети плюс», начальником отдела УДОД Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ С.В. Баркановым. Анапа. 2007 год

В 2008 году стал использоваться метод экспертных оценок. Экспертиза включала ччетыре этапа: самостоятельная экспертиза представленных материалов представителями региона с участием эксперта; экспертная оценка конкурсных материалов региона регионом; экспертная оценка конкурсных материалов научно-экспертным советом; публичная оценка конкурсных материалов на выставке. Научное руководство экспертным советом в рамках ежегодных Форумов Всероссийской ассоциации организаторов отдыха и оздоровления детей «Дети плюс» осуществлялось автором на протяжении 14 лет. В 2007 году экспертной группе был придан статус постоянно действующего Экспертного Совета при Министерстве образования и науки РФ.

Методическая деятельность Дворца

После введения в структуру Дворца отдела развития кадрового потенциала (2001, Л.В. Кузнецова) и городского программно-методического центра (2005, Н.В. Кленова) усилилась роль научно-методической деятельности. Ведущими направлениями стали аналитико-исследовательская деятельность; методическое сопровождение работы педагогов, руководителей, специалистов; изучение и пропаганда передового опыта; методическое сопровождение организационно-массовой и культурно-досуговой деятельности; повышение квалификации и развитие кадрового потенциала педагогов, руководителей, специалистов Дворца, других учреждений дополнительного образования детей.

Большое значение в развитии кадрового потенциала Дворца имела разработка автором трех целевых программ «Кадры Дворца» и их научно-методического обеспечения (в разработке программ принимали участие Л.В. Кузнецова, Н.В. Кленова, О.Г. Миронец). В каждой из программ определялись свои цели и задачи, ожидаемые результаты, меры и мероприятия по их осуществлению. В процессе реализации программы была выстроена модель повышения квалификации педагогических кадров: обучение на курсах (бюджетных и коммерческих); профессиональная стажировка; повышение квалификации внутри Дворца; самообразование. Широко использовались формы, не связанные с курсовым обучением: семинары-практикумы; «круглые столы»; конференции; выставки методических работ и дидактических материалов; мастер-классы; конкурсы профессионального мастерства: «Мастерство и творчество» и др.; консультации специалистов для педагогов Дворца.

Награждение сотрудников (программа «Кадры- Дворца-2») в рамках юбилея Дворца

Награждение сотрудников (программа «Кадры- Дворца-2») в рамках юбилея Дворца

Новая кадровая политика, реализуемая через целевые программы «Кадры Дворца», стала объединяющей основой коллектива. Впервые в системе дополнительного образования детей была сформирована внутриучрежденческая система развития кадрового потенциала работников учреждения дополнительного образования детей. Под руководством автора издавался научно-методический журнал «Сотрудники». При этом разработки оперативно транслировались в массовую практику, что способствовало повышению имиджа Дворца на уровне города и регионов России.

В этот период была утверждена новая организационная структура Дворца, сформирована система программирования, позволяющая обеспечивать его эффективное развитие (см. схему).

Эффективное развитие Дворца

Схема 1. Эффективное развитие Дворца

Разработано свыше 400 новых образовательных программ. Их качество подтверждено, в том числе на федеральном уровне знаком качества «Лучшее – детям» (2009).

Деятельность педагогического коллектива Дворца на основе новой организационной структуры, сформированной системы управления и программирования стала осуществляться на институциональном уровне и этот этап в его развитии стал периодом совершенствования содержания работы с детьми, развития кадрового потенциала работников, творческого «взлета».

В спектре направлений деятельности, отражающих ведущую роль Дворца по влиянию на становление и развитие внешкольной системы и ее преобразование в систему дополнительного образования детей на протяжении 1980-2012 годов и далее, следует выделить такие позиции:

  1. Формирование основ функционирования Дворца как внешкольного учреждения нового типа, способного создать особые возможности для развития внешкольного образования, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами развития страны, решать задачи по обучению, воспитанию, творческому развитию и оздоровлению детей (директор О.И. Грекова).
  2. Разработка новой системы оплаты труда, ее нормативное закрепление и последующее внедрение в массовую практику региональных учреждений дополнительного образования детей.
  3. Комплексные научные исследования финансово-экономического механизма и содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей.
  4. Фундаментальная разработка нормативно-правовой базы и пакетов управленческих документов.
  5. Введение новых направлений в содержание деятельности Дворца и создание новых структурных подразделений.
  6. Разработка новой системы программирования управленческой деятельности учреждений дополнительного образования детей и программ по работе с детьми, обеспечивающей инновационный путь развития на основе современных подходов.
  7. Расширение на договорной основе взаимодействия с научно-исследовательскими институтами и вузами.
  8. Развитие научно-технического творчества детей.
  9. Развитие экологического образования.
  10. Подготовка на основе научно-методических разработок моделей деятельности учреждений дополнительного образования детей города Москвы (МГДД(Ю)Т, ЦДЮТ «Бибирево», Центр внешкольной работы микрорайона «Зюзино»), образовательно-оздоровительных учреждений «Космонавт» (Томская область) и «Сахареж» (Ярославская область).
  11. Активизация международной деятельности на основе договоров с национальными Дворцами пионеров стран Варшавского договора, членство и участие в сессиях Европейской Ассоциации учреждений свободного времени детей.
  12. Научное обеспечение стратегических направлений развития всей сферы отдыха и оздоровления детей России.
  13. Расширение масштабов культурно-досуговой деятельности, формирование празднично-игровой культуры, которое, в частности, реализовалось в городских программах («Праздники детства», «Школа Деда Мороза», День города, День Знаний, Международный день защиты детей, День защитника Отечества и др.) и совершенствование содержания традиционных массовых мероприятий (Новогодние праздники, «Неделя игры и игрушки», «Неделя детской книги») имеющих существенный социальный эффект и включающих в этот процесс все образовательные учреждения города Москвы.
  14. Улучшение репертуара Ансамбля песни и танца имени В.С. Локтева (А.С. Ильин), поддержка и развитие данного направления.
  15. Расширение масштабов спортивно-оздоровительной деятельности. Функционирование Дворца в рамках каникул как большого детского спортивно-оздоровительного комплекса.
  16. Совершенствование патриотического воспитания.
  17. Усиление влияния Дворца на развитие содержания художественного образования и раскрытие талантов юных москвичей на уровне Москвы и регионов России в рамках различных межрегиональных и международных проектов (Открытый театральный фестиваль «В добрый час!», международные конференции в области моды и дизайна и др.).
  18. Разработка и реализация новых программ, введение в учебный процесс новых информационных технологий обучения, форм и методов работы с категориями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в особой поддержке государства.
  19. Теоретическое обоснование и моделирование методической службы, подготовка рекомендаций по организации методической службы в учреждениях дополнительного образования детей.
  20. Издательская деятельность: свыше 2000 тысяч научно-методических разработок и публикаций сотрудников Дворца в научно-педагогических изданиях и журналах.
  21. Трансляция опыта реализации новых образовательных программ, программ летнего отдыха и оздоровления детей в массовую практику.
  22. Система повышения квалификации и подготовка для нее научных кадров.
  23. Теоретическое обоснование и создание внутри учреждения системы развития кадрового потенциала в тесном взаимодействии отдела развития кадрового потенциала с городским методическим Центром.
  24. Внедрение информационной системы управления Дворцом.
  25. Создание в структуре Дворца городского Центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, «Школы вожатого», возобновление работы с детскими общественными объединениями и школами.

Правопреемник Дворца – образовательный комплекс «Воробьевы горы» – может продолжить линию оазвития своего предшественника в новой истории, если будут приняты следующие факторы: новая теория воспитания, целостное понимание сущности человека и его жизненного пространства, теория суточного бюджета времени и технология его гармонизации, теория и технология нового планирования управления образовательно-воспитательной деятельностью, будет создана единая информационно-педагогическая система знаний о жизненном пространстве детей в соответствии с возрастной периодизаций и сформирован коллектив единомышленников – руководителей всех уровней.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Добавить комментарий

Войти с помощью: