Влияние межпредметных связей на формирование личности детей, занимающихся в спортивных секциях (на примере каратэ киокусинкай)

Статья посвящена особенностям проведения тренировочных занятий с детьми разного возраста в группах каратэ киокусинкай, использования межпредметных связей как комплекса воспитательных мер для формирования личности и понимании каратэ как формы искусства.

УДК 796

Демченко Н.С.,
педагог дополнительного образования
Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодежи
„Неоткрытые острова“»,
доцент кафедры ТиМ фехтования,
современного пятиборья,
восточных боевых искусств РГУФКСМиТ

В последнее время наблюдается устойчивый интерес к занятиям различными видами боевых искусств. Он связан с тем, что в основе дальневосточных боевых искусств лежит не столько развитие грубой силы, формирование умения эффективно ударить или отразить удар, сколько комплекс воспитательных мер для формирования личности юного бойца: таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, умение вести себя в зале и обществе, чувство собственного достоинства, справедливости, готовности постоять за слабого. Боевые искусства привлекают внимание также и тем, что их традиции чрезвычайно многолики, богаты и разнообразны.

Занятия каратэ — это не только обучение владению своим телом, но и — что гораздо важнее — своим разумом. Эта Наука позволяет оставаться хладнокровным и рассудительным в стрессовых ситуациях, радоваться цветению сливы, заставляет ликовать сердце от хорошо выполненной кропотливой работы.

Когда родители приводят детей на занятия по каратэ, первый вопрос, которым их встречает профессиональный преподаватель, звучит примерно так: «Какова Ваша цель? Каких достижений Вы ожидаете от Вашего ребенка? Чтобы он стал чемпионом мира? Научился себя защищать? Был здоровым и хорошо развитым?» И, конечно, родители хотят, чтобы ребенок был гармонично развит, здоров, воспитал характер, умел постоять за себя и… да! Чтобы стал чемпионом мира тоже хотелось бы…

В первый же год приходит понимание того, что развитие только физического тела ведет к перекосу в сознании занимающегося. Нельзя заниматься развитием тела без развития разума и чувств. И ключом для понимания каратэ является как раз понятие «Искусство».

Боевые искусства Востока, которые в прошлом развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка, в настоящее время практикуются, в основном, в виде спортивных соревновательных дисциплин и гимнастических систем с характерным национальным колоритом, ставящих своей целью физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование. Это роднит их с искусством.

Известно, что первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова сохраняется в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом или ораторском искусстве. Лишь позже понятием «искусство» стали обозначать особую подсистему духовной сферы жизни общества, представляющую собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах, особую деятельность, направленную на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. Однако это позднейшее значение неотделимо от первоначального, поскольку для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Занимаясь каратэ, дети учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановке блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, умению увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в мире, формируют потребность и стремление достичь гармонии с Природой, и эта гармония частью исходит из самой природы человека, а частью — из установок школ, основанных выдающимися мастерами каратэ.

Хотя исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, часть воинской подготовки, его развитие в контексте дальневосточной культуры, выдвигавшей идеалы всесторонне и гармонично развитой личности, в условиях постепенного снижения значения каратэ как системы рукопашного боя определило формирование идеала мастера как человека, не только владеющего всеми секретами рукопашного боя, но и умеющего слагать стихи, владеющего каллиграфией, умеющего видеть и чувствовать время, пространство, красоту и гармонию природного мира.

Имея перед собой высокие образцы прошлого, сам непрерывно развиваясь в каратэ, которое рассматривается как путь совершенствования на всю жизнь, каждый небезразличный и имеющий специальную подготовку сэнсэй может подобрать для своих подопечных необходимые именно им и именно в данный конкретный момент упражнения, формы проведения занятий, общения, что позволяет избежать перекосов в формировании ребенка.

Конечно, на первом месте будут стоять тренировки. Знакомство с традиционным этикетом, нормами поведения в зале, нормами общения. Развитие ловкости и координации, гибкости, быстроты и силы. Освоение японской терминологии. Тактическая и психологическая подготовка. Основы интегративной подготовки в различных дисциплинах как гимнастической, так и спортивной направленности.

О пользе межпредметных связей говорят многие авторы (Березюк Т.В., Гурьев А.И., Лазарева Н.Л. и многие другие), взяв их опыт за основу, мы пришли к выводу, что возможность использования межпредметных связей позволяет сделать тренировки более интересными, живыми, сплотить коллектив, развивать творческое мышление, содействовать углублению знаний. Например, очень интересным оказалось занятие по моделированию человеческого тела с участием занимающихся каратэ киокусинкай в возрасте 10-14 лет.

Конечно, в последнее время появилось много различных пособий по строению человеческого тела. Но если попробовать воссоздать его строение с нуля, без подготовки и из подручных материалов? Именно такой эксперимент и провели два педагога, тренер по каратэ киокусинкай Демченко Наталья Сергеевна и педагог по изобразительному искусству Лапшинова Юлия Владимировна, преподающие в ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова».

Группе занимающихся было предложено воспроизвести строение человеческого тела в виде ростовой фигуры из предложенных материалов и с помощью предложенных средств (цветная и белая бумага, фломастеры, шерстяные нити, рулонная бумага для основы). В ходе работы быстро выяснилось, что дети имеют весьма поверхностные представления о собственном строении. В итоге ребята получили задание разобраться в строении и специфике тех органов, которые они воссоздавали, и через месяц постараться выполнить макет еще раз, в уже более подробном и правильном виде.

Детям более младшего возраста — 5-6 лет, только пришедшим на занятия, важно помочь разобраться в мелкой моторике, в понимании направлений (право — лево), научить дисциплине в зале, умению слышать педагога, повысить качество речи.

И опять на помощь приходит творчество! Лепка из глины и пластилина. Конечно, не простая. Конечно, связанная с каратэ. И ребята справляются. На свет появляются порой еще маленькие, корявые глиняные каратисты, но со всеми пальчиками на руках и ногах, с мимикой на лице. Те, кто лепил с ребенком этого возраста, понимают, насколько это сложно!

Для занимающихся 7-9-летнего возраста очень много дает работа с психологом: это и проработка своих страхов в аппликациях, и реализация желаний через рисование на песке, и формирование характера и умения добиться поставленной цели. Всем этим качествам ребята учатся и в зале, преодолевая спортивную нагрузку, и на соревнованиях, и в кабинете, вместе с неравнодушным и очень заинтересованным в результате детским психологом Беляевой Натальей Викторовной.

Как можно соединить воспитание усидчивости, формирование чувства прекрасного и совместное пребывание детей с родителями? Очень просто! Пригласить преподавателя из Института Конфуция РГГУ для проведения мастер-классов по основам китайской живописи Донченко Анну Ильиничну. И вот уже ведется мыслительная работа, ведь кисть не нарисует линию нужной толщины, если сознание не успокоилось. Цвет не ляжет нужным плавным переходом, если мысли скачут в разные стороны. Но рядом не только педагог, рядом также пытается справиться с новыми ощущениями мама, она поддерживает и помогает советом. В итоге рождаются шедевры, выполненные в технике могуфа. Нежные пионы, дружные тюльпаны и изысканные магнолии. И картины эти бесценны потому, что делались вместе с мамой.

Для всех, кто занимается каратэ, важно знать и понимать основы японского языка, ведь преподавание ведется с использованием японской терминологии. Язык сложный и интересный. И очень здорово, что рядом есть увлекающийся, влюбленный в свой предмет преподаватель японского языка Бадиловский Михаил Сергеевич. А учитывая, что в программе по каратэ обязательно есть экзамены по терминологии, то совместная работа, реализованная в программе «Японский для каратэ», становится просто необходима.

И, конечно, для каждого каратиста интересно стать на одну тренировку гимнастом, сумоистом, рэгбистом, ушуистом или футболистом. Приглашение на занятия специалистов из других видов спорта дети всегда встречают с большим энтузиазмом! А сколько интересных идей приносят такие занятия! Как горят детские глаза, когда они принимают вызов: «А вы можете вот так?» И ребята стремятся показать всё, что умеют, и даже немного больше!

Список литературы:

  1. Березюк Т.В. Межпредметные связи в обучении: теория и практическое применение в учреждениях дополнительного образования. Статья. — Электронный гуманитарный педагогический журнал, 2014.
  2. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. научно-практ. конференции. — Горно-Алтайск, 2017. — 160 с.
  3. Лазарева Н.Л. Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова». Статья. — Электронный журнал социальной сети работников образования, 2012.

Добавить комментарий

Войти с помощью: