Самореализация бывших артистов балета в педагогической деятельности системы дополнительного образования детей

В статье анализируется профессиональная перспектива артистов балета, завершающих сценическую карьеру, рассматриваются специфические особенности педагогической работы в системе дополнительного образования детей.

УДК 793.3

Т.Н. Мацаренко,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, г. Москва,
руководитель сообщества «Танец. Тренинг. Танцтерапия»

Новая сфера профессионального опыта для бывших артистов балета — деятельность руководителя хореографического коллектива дополнительного образования детей. Она имеет принципиальное отличие от традиционного хореографического образования, осуществляемого в профильных учебных заведениях, училищах и академиях культуры и искусств [4]. Благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе руководители хореографических коллективов имеют возможность трансформировать передаваемые обучающимся способы деятельности с учетом их реальных возможностей.

Развивающая образовательная среда в дополнительном образовании дает возможность каждому руководителю хореографического коллектива быть творческим субъектом развития, но не все артисты балета знают, как реализовать творческие возможности. В процессе педагогической практики у артиста балета встает задача поиска методики преподавания, включения в исследовательскую деятельность, развивающую познавательные, аналитические, креативные способности, память, речь. Здесь необходим педагогический поиск, который связан с определением специфики сферы дополнительного образования детей и уровнем подготовленности обучающихся, умением найти собственный, неповторимый способ решения той или иной профессиональной задачи (нахождение действенного метода преподавания, более эффективного, инновационного).

Нетрадиционный опыт обучения хореографии в системе дополнительного образования детей заключается в поиске новизны форм преподавания, что способствует выработке индивидуального стиля деятельности, нового педагогического метода и обогащению самого педагогического процесса. Важен стиль как совокупность приемов, способов работы — характерная манера поведения руководителя хореографического коллектива во время преподавания, ее можно назвать «индивидуальный педагогический почерк», т.е. некий комплекс индивидуальных особенностей руководителя, способствующих достижению результата. Индивидуальный педагогический почерк руководителя хореографического коллектива представляет собой сочетание мыслей, чувств, проявления потребностей, профессиональных способностей для оригинальной подачи танцевальной лексики, композиции занятия, а также отсутствие в преподавании явного или случайного плагиата.

Артисты балета, пришедшие в систему дополнительного образования детей, обладают определенными качественными характеристиками: способностями (профессиональными знаниями, умениями, опыт работы в сценической деятельности), мотивами (профессиональными и личными интересами), психологическими и физическими качествами, необходимыми для профессиональной деятельности. Поэтому 57% артистов балета, начинающих педагогическую карьеру, придают большое значение индивидуальности. Индивидуальность артиста балета связана не только с комплексом задатков, воображением и темпераментом, она зависит от богатства жизненного и душевного опыта. Манера преподавания и желание показать себя «мастером хореографии» основывается на поведенческом компоненте и оценивается как определенный способ построения и демонстрации занятия. Среди руководителей хореографических коллективов выявлено только 27% респондентов, которые стремятся к проявлению своей индивидуальности и неповторимости. В преподавательской деятельности у них уже сложились определенные способы и методы проведения занятия, и они не желают их менять, опираясь на свои предыдущие практические достижения.

Данные исследования показывают, что 73% артистов балета, работающих педагогами-хореографами, получают моральное удовлетворение и заинтересованы в своей деятельности. Поскольку в учреждениях дополнительного образования создание хореографического коллектива напрямую ассоциируется с добровольным участием в нем обучающихся, то, если у них нет интереса, коллектив может не состояться, поэтому руководитель хореографического коллектива должен быть энтузиастом того мира занятий, в которое он вводит учащихся. Требование энтузиазма объясняется тем, что без этого сверхнормативного отношения к занятиям невозможно «заразить» обучающихся этой практикой [5].

Руководитель хореографического коллектива должен предложить обучающимся сферу общения, поле предстоящей деятельности, поддерживая их стремление реализовывать свои потенциальные способности для предъявления своих знаний и умений обществу. Контакт, основанный на заинтересованности, может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, прежде всего, от согласованности интересов обучающегося и самого руководителя хореографического коллектива, от взаимодействия с семьей обучающегося и субъектами образовательного процесса [2].

Руководитель хореографического коллектива, привлекая обучающихся в свой коллектив, должен:

  • знать их индивидуальные особенности;
  • уметь расположить к себе (контакт, внимание, симпатия), заинтересовать (пробудить желание заниматься хореографией, показать преимущества), убедить (логика, аргументация), воздействовать (искусство убедить, мотивировать);
  • определять уровень освоения программы, который позволит обучающимся воплотить его педагогические замыслы;
  • формировать собственный педагогический опыт.

Деятельность руководителя хореографического коллектива предполагает обучающе-воспитательную и развивающую функции в работе с хореографическим коллективом, что способствует разрешению возникающих у обучающихся проблем: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении); приучает к аккуратности, подтянутости; развивает ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Развивающая функция способствует всестороннему развитию личностей. Руководитель хореографического коллектива занимается эстетическим воспитанием обучающихся с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию образов в хореографических композициях. В основе этого воспитания лежит формирование любви к культуре, народному творчеству, интереса и понимания красоты окружающего мира, общения [1].

Деятельность руководителя хореографического коллектива предстает в трех проявлениях: сочинитель, репетитор, постановщик — и реализуется в рамках работы, обеспечивающей композицию и постановку танца.

Руководитель хореографического коллектива сочиняет танцевальную композицию. Он имеет дело с драматургией, которую предстоит воплотить в хореографии, в развитии пластической линии танца, будит воображение зрителей, создавая пластические, зримые образы, поэтому он должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом. Создание танцевальной композиции состоит из возникновения идеи — темы (сюжета танца), композиционного плана (рисунка), подбора музыки, подбора танцевальной лексики. Основная задача руководителя хореографического коллектива как педагога — истолковать эту идею и найти яркое, убедительное сценическое воплощение. Иначе говоря, руководитель хореографического коллектива является автором хореографической драматургии и хореографической композиции.

Чтобы помочь педагогам-хореографам, работающим в системе дополнительного образования детей, были изданы материалы для проведения занятий по хореографии. Методики XXI века, сценарии проведения уроков, танцевально-игровые тренинги, описание движений представлены в современных пособиях: Савостьянов А.И., Мацаренко Т.Н. «Пластические тренинги саморазвития и самосовершенствования», «Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопределения», Мацаренко Т.Н. «Методика и организация хореографической деятельности дошкольников и младших школьников», «Танцевальная терапия как средство универсальной технологии преподавания хореографии» и др. С пособиями можно ознакомится в сообществе «Танец. Тренинг. Танцтерапия».

Осуществление репетиционного и постановочного процесса в хореографическом коллективе требует волевых усилий, работы воображения, мышления, эмоционального напряжения, корректировки технических и художественных трудностей, в ходе осуществления данных действий и проявляются педагогические и коммуникативные способности руководителя [3].

Залогом своеобразия личности артиста балета является профессиональный сценический опыт. Использование сценического опыта способствует обогащению педагогической среды, стимулирует интерес обучающихся к восприятию и проявлению культуры танца, а также показывает результат деятельности и дает возможность определить исполнительские способности обучающихся при переходе на следующий этап обучения. Сценическая практика, участие в концертах, фестивалях, конкурсах служит не только своеобразным промежуточным контролем качества полученных обучающимися и коллективом в целом знаний и умений, но и дает возможность ощутить радость успеха, изменения статуса обучающегося в подростковой среде на основе учета его успехов в сфере дополнительного образования.

Творческие успехи и достижения хореографического коллектива поднимают значимость профессионального успеха артиста балета, способствуют изменению его статуса — он может получить ожидаемое общественное признание как руководитель хореографического коллектива. Стремление к личностной значимости выявлено у 53% артистов балета, начинающих педагогическую карьеру, что проявляется через самосовершенствование (в том числе, стремление к карьерному росту), осознание значимости педагогической деятельности для себя (стремление к самореализации, к творчеству); стремлении к самовозвышению, превосходству (престижу, уважению). Ориентированность артиста балета на карьерный рост выражена в стремлении вывести хореографический коллектив на качественно новый уровень, чтобы принадлежать к той группе педагогов-мастеров, в которую он желает попасть в качестве «своего».

Необходимо учитывать, что ресурсом деятельности артиста балета, начинающего педагогическую деятельность, являются помощники (круг людей, способствующих развитию этой сферы), благодаря которым артист балета может сделать свою работу более интенсивной, индивидуально ориентированной, облегчить организацию тех или иных занятий, использовать опыт окружающих. Для 58% артистов балета, начинающих педагогическую карьеру, имеет особую значимость представление обучающимся, родителям и другим участникам образовательного процесса информации о профессиональных способностях и возможностях.

Для самореализации в педагогической деятельности артисту балета необходимо взаимодействовать:

  • с педагогом-организатором, который помогает в решении методических, организационных, воспитательных проблем, содействует выявлению и развитию талантов обучающихся, способствует профессиональному росту педагогов дополнительного образования;
  • с классным руководителем (если коллектив создается в блоке дополнительного образования школы), который изучил интересы обучающихся, поможет найти путь индивидуальной поддержки каждого;
  • с социальным педагогом, который подсказывает, как лучше вести себя с «трудным» ребенком, как заинтересовать его творчеством;
  • с педагогом-психологом, который выявляет скрытые способности обучающихся и стимулирует их развитие, оказывает консультации руководителям хореографических коллективов, проводит психодиагностику обучающихся, выявляет причины сложностей в работе руководителя хореографического коллектива и его взаимоотношениях с обучающимися.

Сотрудничество с руководителями других творческих коллективов позволит найти единомышленников для осуществления творческих и деловых контактов, для улучшения содержания и подготовки различных мероприятий. Взаимодействие артиста балета с данными субъектами образовательного процесса является важной организационной базой для осуществления педагогической деятельности и развития хореографического коллектива.

Анализ исследования позволил выявить критерии самореализации артистов балета в педагогической деятельности системы дополнительного образования детей — это поиск методики преподавания, индивидуальный стиль педагогической деятельности, реализация опыта сценической деятельности, открытость в диалоговом взаимодействии.

Список литературы

  1. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Брусницына Анастасия Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. — Москва, 2008. — 208 с. — Библиогр.: — C. 165-184.
  2. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования, дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 1999.
  3. Гиглаури В.Т. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения / «Век информации». — А5. — 66 с.
  4. Илларионов Б. Профессиональное балетное образование в России (Петербургская традиция) // История художественного образования в России. — СПб.: Композитор, 2007. — Вып. 1/2. — С. 122-161.
  5. Куприянов Б.В. Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 12. — С. 3-7; 2010. — № 1. — С. 5-8.

Добавить комментарий

Войти с помощью: