Формирование российской гражданской идентичности школьника: возможности общего и дополнительного образования

Бондаренко Наталья Александровна,
аналитик Центра
метапредметной подготовки и конвергентных программ МИОО,
кандидат педагогических наук,

Жирова Надежда Анатольевна,
кандидат педагогических наук

Из опыта реализации программ ПК в МИОО

Формирование российской гражданской идентичности у обучающихся на всех ступенях школьного образования является одним из основных требований ФГОС общего образования.

Поскольку само понятие введено в образование не так давно – в последние 5-6 лет, оно нуждается в дополнительной конкретизации, особенно – для педагогов-практиков, работающих в общеобразовательных организациях как Москвы, так и России в целом.

Мы предлагаем следующее определение: российская гражданская идентичность – это осознание своей сопричастности культуре, традициям, истории российского народа, приверженность нормам, законам и правилам российского общества и готовность целенаправленно действовать, способствуя научному, экономическому, социокультурному развитию России.

Очевидно, что такой емкий конструкт имеет структуру, включающую в себя несколько равноправных компонентов: культурный, языковой, политический, социальный, этно-конфессиональный:

4

Культурный компонент.

Россия изначально формировалась как многонациональное государство. Поэтому культурный компонент российской гражданской идентичности включает в себя 3 ступени (в данном случае мы понимаем историю как часть общего культурного процесса развития страны, нации, народа):

  • во-первых, осознание значимости культуры и традиций, истории своего народа;
  • во-вторых, понимание особенностей развития культуры своего народа в контексте динамики российской культуры и традиций;
  • в-третьих, понимание роли и места российской культуры в мировой культуре:

5

Языковой компонент предполагает владение русским языком как государственным, как языком межнационального общения на территории Российской Федерации, при этом каждый представитель народов России сохраняет право на знание своего родного языка.

Политический компонент связан с пониманием основных политических тенденций, способностью выделить среди них позитивные и ключевые для укрепления России в мировом сообществе.

Социальный компонент предполагает знание и осознанное следование как законам, традициям, нормам и правилам социального поведения своего народа, так и соответствующим позициям, регламентирующим жизнь российского общества в целом.

Этно-конфессиональный компонент – это, в первую очередь, способность выстраивать конструктивный диалог в поликультурном пространстве российского социума и – в нашем случае – столичного мегаполиса.

И здесь данная тематика тесно соприкасается с такой значимой не только для России, но и всего мирового сообщества проблемой, как работа с мигрантами.

Сегодня очевидно, что принятая в Европе политика мультикультурализма оказалась несостоятельной. Она привела ко многим негативным социальным последствиям, так как благодаря ей мигранты не стремились органично включиться в социум принимающей страны, а, напротив, навязывали ему свои нормы и правила.

Принятая в США политика melting pot («плавильного котла»), когда национальные особенности постепенно стираются в процессе аккультурации, также не считается в настоящее время наиболее прогрессивной.

Российское образование наметило путь, который позволит решить проблему мигрантов как в столичном мегаполисе, так и в России в целом. Это путь инкультурации. Дети-мигранты и инофоны, поступая в российскую школу, начинают процесс освоения всех охарактеризованных выше компонентов российской гражданской идентичности индивидуально, т.е. вступают в процесс инкультурации. Овладение данными компонентами обеспечит следующую ступень их развития – социализацию, которую может осуществить уже не индивидуальность, а личность.

Российская гражданская идентичность является одним из инструментов формирования мировоззрения молодежи и критерием самоопределения молодых людей в культуре, социуме, профессии:

6

Безусловно, она не может формироваться стихийно, но лишь в рамках целенаправленного педагогического сопровождения.

И здесь огромную роль играют не только такие дисциплины гуманитарного цикла, как «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», предметы образовательной области «Искусство»: «Музыка», «Мировая художественная культура», ИЗО, но и внеурочная деятельность, и дополнительное образование детей.

Инструментами формирования российской гражданской идентичности являются межкультурный диалог, приобщение к традициям и образцам культуры, организация интерактивных деятельностных площадок взаимодействия молодежи и представителей культуры, политики, других сфер социума:

7

 

Очевидно, что именно система дополнительного образования детей, обладающая большей по сравнению с общим образованием мобильностью, гибкостью, вариативностью, способна создавать новые формы взаимодействия детей разных возрастов, детей и взрослых, основанные на диалогичности, в целом, и ориентированные, в частности, на развитие межкультурного диалога.

Участвуя в различных объединениях дополнительного образования, школьники получают возможность не только более активно общаться друг с другом, но и участвовать в различных межрегиональных и международных проектах, где именно с позиций межкультурного диалога начинают осознавать собственную гражданскую идентичность.

С другой стороны, приобщение к традициям и образцам культуры совершается не только в пространстве урока, но и во внеурочной деятельности, и на занятиях по дополнительному образованию.

Наконец, организация интерактивных деятельностных площадок взаимодействия молодежи и представителей культуры, политики, других сфер социума вообще плохо представима в условиях классно-урочной системы. Напротив, именно неформальное образование является той сферой, где такие площадки формируются и могут развиваться, так как именно она должна быть ориентирована на выход в широкий социум.

Но для того, чтобы общее и дополнительное образование детей могли выполнить свою миссию в данной области, необходимо готовить педагогов, которые смогут последовательно и системно осуществлять формирование российской гражданской идентичности, в том числе в рамках таких направлений мирового и отечественного образования, как метапредметный и конвергентный подходы.

В Центре метапредметной подготовки и конвергентных программ МИОО создана программа, которая призвана помочь педагогам образовательных организаций. В основе ее – не только запросы, которые предъявляет общество к педагогу, но и требования ФГОС и Профессионального стандарта «Педагог». Программа состоит из нескольких разделов.

В 1-м разделе программы осуществляется работа над понятием, сущностью, структурой российской гражданской идентичности, обращается внимание на гражданскую идентичность как фактор, благодаря которому происходит инкультурация мигрантов. Учащийся, владеющий культурной, языковой, политической составляющими российской гражданской идентичности способен конструктивно выстраивать диалог в поликультурном пространстве столицы. Перечисленные выше составляющие могут быть сформированы в рамках изучения различных дисциплин при использовании метапредметного и конвергентного подходов.

Во 2-м разделе программы обращается внимание на широкое применение интерактивных технологий, благодаря которым учитель или педагог дополнительного образования может создавать условия для формирования российской гражданской идентичности. Это технология развития критического мышления через чтение и письмо, направленная на формирование умения работать с информацией, различными видами текстов; педагогическая технология мастерских, цель которой – совместное проживание знаний, событий, соотнесение своих знаний с теми, которыми обладают другие, выстраивание межкультурного диалога. Наконец, это технология проблемного обучения, создающая пространство для постановки и решения не только учебных, но и социально значимых проблем и совместного поиска их решений, для инициирования и реализации социально значимых проектов.

Такая подготовка позволит как учителям, так и педагогам дополнительного образования получить необходимые знания и практический опыт для целенаправленного формирования российской гражданской идентичности у обучающихся.

Добавить комментарий