Воспитательная практика «Я – часть культуры своей страны» как способ эстетического воспитания ребенка в дополнительном образовании
Воспитательная практика «Я – часть культуры своей страны» – это увлекательное путешествие в мир искусства и творчества. Она помогает детям не просто увидеть красоту, но и почувствовать ее душой. Ребята погружаются в богатую культуру России и Хакасии, учатся ценить ее наследие и выражать свои чувства через творчество, развиваясь в трех позициях: наблюдателя культурных событий, участника творческого процесса и создателя собственного эстетического продукта. Экскурсии, встречи с художниками, мастер-классы, участие в конкурсах и создание творческих проектов помогают детям отличать настоящие культурные ценности от информационного «мусора».
А.А. Бедристова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»,
г. Саяногорск
В современном мире, где дети с раннего возраста погружены в цифровую среду, важно формировать у них способность отличать ценную информацию от информационного «мусора». Загруженность и динамика жизни современного ребенка приводит его к перенасыщению информацией и событиями. В результате этого дети становятся «нечувствительными» к восприятию прекрасного. Медиа-пространство транслирует большое количество разной информации, которую ребенок не может оценить с точки зрения эстетики, ценности, безопасности. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 99 % школьников проводят свое время в сети «Интернет» и 97 % опрошенных имеют свою страницу в социальных сетях. И там ребята создают свое информационное поле, которое также часто не представляет собой ни эстетической, ни творческой ценности [3].
В контексте Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7] и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года» [6] перед педагогами стоит задача формирования «новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание.

В Центре детского творчества города Саяногорска (далее – Центр) особое внимание уделяется эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание – это формирование у обучающихся способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, желания транслировать эстетику и культуру через создание собственных предметов культуры, стремления к самовыражению средствами культуры/искусства.

Одним из примеров эстетического воспитания является воспитательная программа «Я – часть культуры своей страны» (далее – Программа), разработанная для обучающихся студии песочной анимации «Песочная сказка». В рамках Программы дети включаются в разнообразные мероприятия, которые помогают им понять ценность культуры, развить эстетический вкус, научиться видеть и передавать красоту.
Цель Программы – развитие у обучающихся эстетического вкуса, стремления к творческому самовыражению через приобщение их к ценностям культуры своей страны.
Задачи Программы:
- формирование у обучающихся интереса к изучению культуры и истории города, республики, страны;
- воспитание у обучающихся культуры восприятия красоты окружающего мира и произведений искусства;
- вовлечение обучающихся в трансляцию прекрасного, в собственное осмысление культурных ценностей через создание творческих проектов.
Программа включает три тематических направления деятельности:
- «Я и Родина»;
- «Я и Хакасия»;
- «Я – творческая личность».
В каждом из направлений ребенок развивается как наблюдатель явлений или событий, как участник творческого процесса и как создатель собственного эстетического продукта. Рассмотрим эти направления реализации Программы подробнее.
«Я и Родина»
Цель – знакомство с культурными ценностями России, ее историческими особенностями, представителями творческих профессий.
Наблюдатель. Для раскрытия творческого и культурного многообразия России в студии «Песочная сказка» реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Основы выставочной деятельности», в рамках которой проводятся занятия «Азбука культуры». Обучающиеся посещают интерактивные выставки, виртуальные экскурсии «Ведущие музеи России», «Кладовая ремесел». Ребята получают возможность познакомиться с ценностями российского изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства, осмысливают важность и ценность сохранения предметов культурного наследия.
Обучающиеся в формате онлайн-встреч и видеозаписей общаются с художниками. Мастера песочной анимации Е. Кадырова, Е. Чаусова и С. Чеканова помогают ребятам понять, в чем важность эстетики мастерства художника.
Участник. Ежегодно в Центре проводятся воспитательные мероприятия, направленные на сохранение традиций народной культуры: ярмарка ремесел «Кузьминки», «Рождественские посиделки», «Широкая Масленица». Ребята знакомятся с историей народных праздников и особенностями празднования, через изучение предметов традиционного быта готовятся к созданию изделий для ярмарки.
Создатель. Обучающиеся осмысливают полученные знания о своей Родине и на их основе создают авторские произведения на тему «Россия: история и традиции». Принимают участие во Всероссийском творческом конкурсе «Гимн России понятными словами». Создают авторские фильмы «Уголки большой России». Выполнение таких работ требует от ребенка не просто созерцания, но и отражения им собственного понимания темы.
«Я и Хакасия»
Цель – формирование интереса к богатству и многообразию родного края через изучение искусства коренного народа региона, творчество художников.
Наблюдатель. Основная форма организации мероприятий – экскурсии, что позволяет ребятам непосредственно соприкоснуться с произведениями искусства. Посещение музея города, выставок художественной школы «Колорит», этнокультурного комплекса «Ымай» – это практический опыт созерцания произведений искусства различной направленности и тематики. Знакомство как с традиционными, так и с новыми творческими направлениями и именами формирует у современных школьников понимание необходимости сохранения памятников культуры региона.
Участник. В рамках программы «Основы выставочной детальности» обучающиеся студии «Песочная сказка» знакомятся с мастерами различных творческих направлений города, работающими с различными материалами в различных техниках. Среди них член Союза художников России В. Капелько, член Союза художников России, директор Детской художественной школы «Колорит» Г. Окунь, мастер бисероплетения Л. Гойнич, педагоги Центра. Для обучающихся проводятся встречи, мастер-классы, результатом которых становятся творческие выставки и тематические акции.
Создатель. Этнокультурная насыщенность Республики Хакасия вдохновляет на создание большого количества творческих работ. Обучающимися созданы творческие работы на темы: «Природа Хакасии», «Древние наскальные рисунки», а также мультфильм «Моя Хакасия». Лучшие работы были направлены на республиканские конкурсы, где получили высокую экспертную оценку.
«Я – творческая личность»
Цель – формирование эстетически грамотной личности через создание условий для творческой самореализации ребенка.
Наблюдатель. Любому творческому человеку необходим зритель. Ребятам дается возможность транслировать свое творчество через страницы студии «Песочная сказка» в социальных сетях. Они учатся создавать контент, наблюдают реакции посетителей, анализируют схожие по тематике публикации, учатся искать творческих единомышленников, формируют культуру поведения в интернет-пространстве.
Участник. Серия мероприятий «Творческая мастерская» позволяет обучающимся попробовать себя в роли педагога: они погружаются в профессию, подбирают тему и составляют план занятия, учатся оценивать работы своих «учеников». Ребята учатся показывать пример поведения, грамотной педагогической речи, внимания и такта.
Создатель. Каждый ребенок – творческая единица, ценная и уникальная. Для самовыражения и раскрытия своего творческого потенциала ребята создают авторские и коллективные выставки. Среди них Ю. Щербакова «Уголки природы», У. Этенко «Песочные миры» и другие обучающиеся. Они учатся искусству презентации собственных работ от замысла до оформления выставки.
Реализация Программы предполагает тщательно продуманный план воспитательных мероприятий в объединении или учреждении. Алгоритм формирования плана можно схематично представить в виде таблицы.
Алгоритм создания плана реализации воспитательной программы
«Я – часть культуры своей страны»

Проект осеннего лагеря с дневным пребыванием «На крыльях творчества»для одаренных детей Центра позволил ребятам стать частью оформительского движения. Они попробовали себя в новых творческих направлениях, разработали и создали декоративные элементы для новогоднего оформления Центра.
Результатом внедрения подобной воспитательной практики стал организованный цикл воспитательных мероприятий с участием обучающихся, педагогов Центра, учреждений города, представителей творческих профессий.
Также в рамках Программы были реализованы шесть творческих проектов (в Центре, в интернете, в рамках конкурсных мероприятий), которые позволили не только показать детям прекрасное, но и поделиться с ними своими размышлениями о культурных ценностях и вкусах.
Важную роль в реализации Программы сыграло эстетически воспитывающее пространство Центра, для создания которого были реализованы два творческих проекта. Частью эстетически организованных интерьеров являются пять выставок творческих работ обучающихся, включая экспозиции и декорации.
Воспитательная практика «Я – часть культуры своей страны» – это увлекательное путешествие, которое начинается с изучения истории культуры, а приводит ребенка к глубокому авторскому осмыслению важности творчества. Тщательно продуманная система мероприятий вдохновляет детей на создание и распространение культурных ценностей, делая их настоящими хранителями и творцами наследия своей страны.

Данная практика поможет педагогам не только познакомить детей с культурным наследием страны и региона, но и развить у них навыки критического мышления, умение анализировать и оценивать произведения искусства. Это особенно важно в эпоху глобализации, когда культурные границы стираются и дети могут потерять связь с национальными традициями и ценностями [4].
Используя систему «Я и Родина», «Я и Хакасия», «Я – творческая личность», каждый педагог дополнительного образования сможет донести важность культурного и эстетического развития до ребенка в любом творческом направлении, будь то театр, хореография или живопись. А ребенок сможет «примерить на себя» различные роли в этих направлениях – от наблюдателя или участника мероприятия до автора собственного творческого продукта.
Опыт внедрения данной воспитательной системы в Центре детского творчества города Саяногорска позволил зажечь в детях настоящий огонь интереса к культуре и искусству, стимулировал у них взлет творческой активности!
Список источников:
- Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие. М.: ЮКЭА, 2022. 215 с.
- Гашук Е.А. Технология музейной педагогики. Внеурочная деятельность. Волгоград: Учитель, 2020. 181 с.
- Дети в интернете: ИСИЭЗ [Электронный ресурс]. – URL.: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 20.05.2024).
- Никитина Е.Р. Культурные ценности России. М.: Школьный словарик, 2021. 88 с.
- Сериков В.В. Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично развитий личности на основе традиционных российских ценностей // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной практики деятельности: методология и практика: Сборник докладов и тезисов. М.: ИСРО РАО, 2022. 245 с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL.: https://pkep.ru/wp-content/uploads/2025/02/Стратег-воспитание-2025-2030.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
- Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».