Профессиональное самоопределение слабослышащих школьников через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы со слабослышащими детьми. В основу работы положена проектная деятельность обучающихся, которая проводилась в выбранном классе на протяжении шести лет: с 5-го по 10-й класс основной школы.

Авторы полагают, что результаты проектной деятельности будут интересны не только классным руководителям школ для детей с ОВЗ по слуху, так как проект является оригинальным образовательным продуктом как по форме, так и по содержанию.

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед российским образованием, является профессиональное самоопределение обучающихся. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои возможности и на этой основе осуществлять профессиональный выбор – одна из ключевых компетенций современной школы. Выпускник должен найти свое место в жизни, стать полезным членом общества, иметь работу, приносящую удовлетворение. Не секрет, что выпускнику с ОВЗ по слуху сложнее получить профессиональное образование и найти достойную  работу, стать профессионалом, востребованным на рынке труда.

Выявить склонности, способности и возможности обучающихся в школе, представить им максимально широкий спектр профессий, в которых могут быть востребованы люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху, – это задачи, которые мы ставили перед собой, когда начинали проекты под общим названием «Профессии, которые мы выбираем».

Почему мы взяли именно проектную деятельность, спросите Вы. Проектная деятельность, как говорят источники информации, это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Главное, что это совместная деятельность обучающихся и учителя. Проект важен для социализации слабослышащего ребенка, так как именно в процессе работы над проектом есть возможность увидеть и прочитать самому, найти ответы на вопросы самому и обсудить с другими ребятами.

Мир слабослышащих и глухих детей – это особый мир. Мир, в котором дети отгорожены от палитры звуков тишиной, поэтому жест, мимика, печатное слово, зрительный ряд имеют важное значение. Во время работы над проектами мы использовали различные виды деятельности: читали, ходили в музеи, ставили сценки и пантомимы, готовили, рисовали, создавали презентации и фильмы.

Основное направление наших проектов – профессиональное самоопределение. На выходе из школы учащиеся должны иметь представление о мире профессий и соотносить свои возможности с реалиями профессионального мира. Важность проектной деятельности для слабослышащих и позднооглохших детей можно описать следующим образом:

  • Во-первых, весь материал изложен наглядно, доступен обучающимся с нарушением слуха;
  • Во-вторых, при работе над проектом ребята легко используют наглядные материалы, зрительные образы, текстовые документы, что облегчает восприятие детям с нарушением слуха;
  • В-третьих, обучающиеся не только знакомятся с различными профессиями и направлениями деятельности, но и обогащают свой активный и пассивный словарь.

В сентябре мы уточняли тему на год, разрабатывали план работы. Работа над проектом велась целый год. В проектной деятельности участвовал весь класс, очень часто к нашей работе присоединялись ребята из других классов, как старших, так и младших, а иногда и вся школа. Например, мы проводили конкурсы рисунков в начальной школе и изучали мнение старшеклассников по работе школьной столовой (Проект «Поварская наука»), анкетировали обучающихся, чтобы узнать, насколько наша школа комфортна (проект «Дизайн образовательного учреждения»).

Уровень сложности проектов соответствовал уровню развития обучающихся. Если в 5-м классе ребята знакомились с профессиями, разучивая роли в театрализованной постановке «Волк и семеро Козлят» и изготавливая настольную игру, то в 8-м классе, знакомясь с профессией дизайнера и выполняя проект «Дизайн образовательной среды», школьники изучали требования ФГОС к помещениям образовательного учреждения и создали макет «Школа будущего».

Для слабослышащих школьников обязательной частью работы над проектом является обогащение активного и пассивного словаря обучающихся. Ребятами специально создавался картинный словарь профессиональных терминов, тщательно готовились выступления на конкурсах.

Каждый проект имел практический результат. Например, в проекте, рассказывающем о профессиях, связанных в книгопечатанием, школьники сами создавали книжки разных народов и эпох, в проекте «Поварская наука» издали брошюру с рецептами любимых блюд, приготовленных своими руками, а в проекте «Дизайн образовательного учреждения» отремонтировали свой класс.

Мы стремились найти такие формы работы, которые интересны для обучающихся и отвечают современным требованиям. Ребята учились создавать презентации своих проектов, использовать современные технические средства обучения, снимать фильмы. В наших фильмах с удовольствием снимались не только ребята, но и работники школы, как, например, в фильме «Кем быть?» мы снимали врача, инженера, водителя, учителя технологии, рабочего по зданию школы. Благодаря разнообразию форм, ребятам не надоело участвовать в данном проекте.

Все наши работы выложены в социальных сетях, их можно найти по ссылкам, приведенным в таблице, которая поможет ознакомиться с нашей проектной деятельностью.

Таблица

Учебный год

Название проектной работы Краткое описание. Ссылки на видеоматериалы по проектам

Результаты проектной работы

2011-2012 Профессии, которые мы выбираем. Первые шаги в профессию. Ребята познакомились с миром профессий через театрализованную постановку «Волк и Семеро козлят». Стихи для постановки сочинила учитель нашей школы.

Проектная работа

http://youtu.be/gPk9sZ01qI0

Приложение к работе

http://youtu.be/SZrDfjVvfmQ

— Изготовление настольной игры «Профессии, которые мы выбираем»

— Подготовка ролевой игры «Первые шаги в профессию» (одни учащиеся «примеряли» на себя заинтересовавшую их профессию, другие ребята фотографировали своих одноклассников во время исполнения «роли»)

— Презентация «Первые шаги в профессию».

— Спектакль «Волк и семеро Козлят. Город Мастеров»

2012-2013 Профессии, которые мы выбираем. Кем быть? В основу проекта легло стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»

 

Проектная работа.

http://youtu.be/6jZCQQnW7uQ

Приложение к работе

http://youtu.be/HR2DAfWqAM4

— Чтение произведений Владимира Маяковского

— Экскурсия в музей В.В. Маяковского

— Создание картинного словаря профессиональных терминов

— Фильм «Кем быть»

— Обогащение активного и пассивного словаря слабослышащих школьников

— Презентация «Профессии, которые мы выбираем. Кем быть»

2013-2014 Профессии, которые мы выбираем.

От слова к книге.

Учащиеся познакомились с профессиями, связанными с книгопечатанием. Особый акцент – важность книги, как источника информации для людей с нарушением слуха

 

Проектная работа

http://youtu.be/3vzzAl-yVwY

Приложение к работе

http://youtu.be/H7b5fxCIIQs

— Анкетирование учащихся старших классов

— Фильм «От слова к книге»

— Презентация «Профессии, которые мы выбираем. От слова к книге»

— Книжки разных эпох и народов, сделанные руками обучающихся в условиях школы

— Образцы бумаги и картона, созданные своими руками

— Экскурсия в музей Библиотеки имени Ленина

— Картинный словарь терминов

— Обогащение активного и пассивного словаря слабослышащих школьников

2014-2015 Профессии, которые мы выбираем. Поварская наука. В данном проекте мы познакомились с поварской наукой

 

Проектная работа.

http://youtu.be/mvd4MTuH8Nc

Приложение к проекту

http://youtu.be/3irEbo4dq9o

Приложение к проекту

http://youtu.be/mRP_qrUwu5g

— Презентация «Профессии, которые мы выбираем. Поварская наука»

— Сценка «Ода о щепотке соли»

— Анкетирование учащихся старших классов

— Брошюра с рецептами блюд, приготовленных ребятами

— Обогащение активного и пассивного словаря слабослышащих школьников

— Экскурсия в музей Кулинарного искусства

— Картинный словарь терминов

2015-2016 Профессии, которые мы выбираем. Кто людям помогает. Этот год был посвящен сфере обслуживания и сфере услуг. Рассмотрена группа профессий, в которых речь не является инструментом труда, что важно для наших детей.

 

Проектная работа

https://youtu.be/n2JXsWI4BaY

— Анкетирование учащихся основной школы

— Экскурсия в музей истории профессионального образования Москвы

— Беседы о профессиях этой сферы, её особенностях и классификации

— Пополнение картинного словарь новыми терминами и определениями                        

— Создание шуточного фильма «Интервью с…»

— Видеофильмы «Мы в профессии»

— Презентация «Профессии, которые мы выбираем. Кто людям помогает»

— Обогащение активного и пассивного словаря слабослышащих школьников

2015-2016 Дизайн пространства образовательной среды. Знакомство с профессией дизайнера. Эта проектная работа проводилась параллельно и вошла в систему профессионального самоопределения слабослышащих школьников.

 

Проектная работа

https://youtu.be/Bs9wQBxUMSs

— Изучение требований ФГОС к помещениям образовательного учреждения.

— Создание макета образовательного учреждения

— Презентация «Дизайн пространства образовательной среды»

— Проведение конкурса рисунков «Школа 21 века» среди обучающихся в начальной школе

— Анкетирование старшеклассников.

— Выполнение ремонтных работ силами обучающихся в школе

— Создание фильмов «Мы рисуем школу будущего» и «Дизайн пространства образовательной среды»

2016-2017 Профессии, которые мы выбираем.

О тех, кто нас выводит в люди.

Это сфера образования (учителя, воспитатели, тьюторы, тренеры и т.д.) Этот последний год проекта стал своеобразным отчетом о том, что было сделано за эти годы.

Ребята рассказали о своем выборе профессии и о том, какую роль сыграл данный вид работы.

Проектная работа

https://youtu.be/DSH7w8GUVu4

— Анкетирование учащихся старших классов

— Конкурс рисунков «Мой учитель»

— Открытые уроки, тренировки, беседы «Я – учитель (тренер, тьютор, воспитатель и т.д.)»

— Фильм-интервью «О тех, кто нас выводит в люди»

Презентация «Профессии, которые мы выбираем. О тех, кто нас выводит в люди»

— Игра «В стране невыученных уроков»

— Обогащение активного и пассивного словаря слабослышащих школьников

— Картинный словарь терминов

За шесть лет работы над проектами школьники узнали о профессиях дизайнера, повара и кондитера, о рабочих специальностях, о работе в сфере обслуживания, книгопечатания, о новых специальностях, недавно появившихся на рынке труда. Защита проектов проходила сначала в школе, а затем ребята представляли проекты на окружных и городских конкурсах проектных работ. Наши работы являются оригинальным образовательным продуктом как по форме, так и по содержанию. Представленные проекты отмечены на конкурсах:

  • IV, V, VI окружной фестиваль проектных и творческих работ «Точка отсчета»;
  • Окружной конкурс детских творческих и проектно-исследовательских работ «Город в радуге профессий»;
  • XI Конференция-конкурс учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • XII Московская городская конференция учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся;
  • II научная конференция проектных работ среди учащихся разнопрофильных учреждений города Москвы;
  • III конкурс научно-технических и творческих проектов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений города Москвы;
  • Городской фестиваль мультимедийных проектов «Парад профессий XXI век»;
  • IX городская студенческая научно-практическая конференция «XXI век – время компетенций» «Создаем. Обсуждаем. Проектируем. Обобщаем. Творим. (СОПОТ)»;
  • Московский городской конкурс социальных проектов учащихся «Я – гражданин России»;
  • IV Московский городской конкурс научно-технических и творческих проектов среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

На проходившем в январе 2018 года Открытом Всероссийском конкурсе проектных работ для студентов и школьников из 1590 представленных работ наш проект «Профессии, которые мы выбираем» занял II место в номинации «Искусство не знает границ».

В этом году мы закончили работу над проектом. Нужна ли была эта работа ребятам? Помогла ли она им определиться с выбором профессии? Несомненно, да. Практически все выпускники, участвовавшие в проекте, уже определились с выбором профессии. Свой выбор они сделали осознанно, опираясь на знания, полученные при работе над проектами.

Обучающиеся в выпускных классах самостоятельно посещали занятия по подготовке к профессии, а некоторые участвовали в конкурсах профессионального мастерства и занимали призовые места. Так, например, во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» участник проекта Алексей Васильев занял II место в компетенции «Робототехника», а в городском конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» Илья Мартьянов занял II место в компетенции «Резьба по дереву».

Как можно больше узнать о профессии, оценить свои способности и понять себя ребятам помогла проектная деятельность, проводимая систематически и целенаправленно на протяжении всего обучения в школе. Надеемся, что никто из участников проекта не разочаруется в выбранной специальности и сможет стать настоящим профессионалом своего дела.

Приложение

Сценарий «Волк и семеро козлят»

Действующие лица:

Ведущий

Волк

Мама Коза

Козлята: Шофер, Скрипач, Бригадир, Воспитатель, Врач, Тренер, Повар

Ведущий Утро раннее. Темно. Волк по лесу где-то рыщет.

Семерых козлят он ищет. Видит дом и глядь в окно.

Мама Козочка в работе

Волк Где козлята?
Мама Коза На работе.
Волк Эх, с козой мне не тягаться.
Ведущий Все рогов её боятся. И голодный Серый Волк

В «Город Мастеров» бредет. Далеко туда идти.

Волк Кто же может подвезти?
Шофер Эй, волчок, куда везти?
Волк В «Город Мастеров»
Шофер Садись!
Ведущий Шофер нажал ногой на газ, и в путь отправился КАМАЗ.

Светофоры, перекрестки. Видит Волк, водить не просто.

Волк Сколько правил, сколько знаков, как на поле красных маков.
Шофер Я учился год и два. В школе получил права
Волк Спасибо, козлик, …добрый день. А теперь тебя я съем!
Шофер Съешь меня. А что потом? Домой потопаешь пешком.
Ведущий Волк поплакал и притих. И пошел искать других.

Входит в город Серый Волк и немедленно замолк.

Волк Что за чудо? Что я слышу? Ах, скрипач стоит на крыше.

Из сердца льются ноты, звуки.

Скрипач Пусть исчезнут горе, муки.
Ведущий Нежной музой околдован, волк не голоден, доволен.

И витая в облаках, волк пошел других искать.

Шумно, пыльно. Бум. БаБах. Дом растет, как на дрожжах.

Бригадир Влево! Вправо! Майна! Вира! Крышу почему не видно?
Ведущий Все строители в поту. Как грибы дома растут.

Но ведь раньше был пустырь.

Бригадир А теперь не видно дыр. Перерыв. Пора обедать.
Волк Только, что же мне делать? Дверь крепка и стены тоже

Ах, ну кто же мне поможет.

Ведущий И голодный Серый Волк по дороге все идет

Вдруг, он слышит детский смех.

Волк Ура! Ну наконец обед
Ведущий Впереди стоит детсад.
Волк Там много маленьких зверят.
Дети — Я устал

— Я упал

— Кушать мне!

— Мама где?

Воспитатель Бегу, бегу. Сейчас помогу.

Ну потерпи. Уже в пути.

Ведущий Так проходит целый день.
Волк Как же так? Ему не лень?

Ах, несчастные зверушки. Словно мягкие игрушки.

Козленка кушать я не стану. Малюток на кого оставлю?

Ведущий Бедный, бледный Серый Волк вдоль по улице бредет.

Видит впереди больница.

Волк. Может там мне поживиться?
Врач Каждый день ко мне приходят. Кто с ушибом, кто с простудой.

Недавно был кот – обормот, ушел большим, как бегемот.

Ох, что-то плохо вам, гляжу. Посидите, помогу.

Ведущий Врач берет иглу большую, волку делает укол.

Волк взлетел, взревел, заплакал и немедленно ушел.

Никто не хочет волка слушать.

Волк Ну кого бы мне скушать?

Вижу впереди спортзал, козленок точно там не мал.

Тренер Раз, два, три, четыре. Не сиди в своей квартире.

Нужно бегать и гулять, прыгать, плавать и играть.

В здоровом теле здоровый дух. Слабаками от нас не уйдут.

Волк Ты можешь тысячу раз присесть, мне сил не хватит тебя съесть.

Помогите, спасите, устал. Кажется, я совсем пропал.

Ведущий От таких упражнений у Волка все тело словно в иголках.

Сил не осталось, ходить не может, ну кто же ему поможет?

Волк Ну что за сладкий запах. Откуда к нам пришел он?
Ведущий Посмотрим все на Волка. Он его нашел.
Ведущий Маленький дворик, Маленький домик.

Дверь да окно. А живет там кто?

Волк От запаха слюнки текут.
Ведущий

 

Голодные пусть подождут.

Из печки коржик достали румяный.

Кремом украсили, сделали розы.

Пудрой посыпали и шоколадом.

Торт получился что надо.

Волк сидит послушно. Он заслужил покушать?

Повар Можете угощаться. Приятного аппетита.
Ведущий Скажем повару…
Волк СПАСИБО
Ведущий. И исчез в пустом желудке наш чудесный вкусный торт

Волк наелся, стал послушным. Хороший получил урок.

Волк Не смог козлят я скушать. Дали мне урок.

Теперь я буду лучше. Впредь от меня получат толк.

Ведущий Профессий много в мире. И все они нужны.

Все они полезны. Все они важны.

Волк Какой чудесный город. Как много я узнал.

Я много что увидел. И обо всем вам рассказал.

Код ГРНТИ

14.29.27 Специальные школы и дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей. Вечерние школы для взрослых глухих и слабослышащих. Сурдопедагогика

14.29.41 Обучение инвалидов

Яровая Марина Юрьевна,
учитель изобразительного искусства,
Почетный работник образования РФ

Говорина Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы

Яровая Дарья Евгеньевна,
учитель изобразительного искусства

Москва,
ГБПОУ Технологический колледж № 21
Школа для обучающихся с ОВЗ по слуху

Добавить комментарий

Войти с помощью: