Корни и листы «Зелёного шума»
Первые всходы литературной рощицы «Зеленый шум» появились 80 лет назад в ГорДоме пионеров на ул. Стопани.
«Моему любимому «Зеленому шуму», чтобы шумел еще больше», – гласит дарственная надпись на очередном поэтическом сборнике выпускницы и педагога студии, поэта, доктора психологии и автора многочисленных методических разработок по развитию и реализации литературно-творческих способностей ребенка, Зинаиды Николаевны Новлянской. Она – мой наставник и учитель. А на полках студии – множество таких бесценных приношений наших учеников и педагогов, отмечающих вехи становления студии.
Надо отметить, что мы никогда не стояли на месте. С приходом Евгении Семеновны Абелюк (литературоведение, поэтика, заведование студией) и Натальи Владимировны Давыдовой (поэтика, анализ текста, методические программы городского уровня) в круг интересов вошли различные области фольклористики, истории древнерусской культуры и искусства, семантические и иконографические аспекты литературы. Ежегодно воспитанники студии с преподавателями и родителями выезжали в тематические (Пушкинские места России, Средневолжье) и фольклорные экспедиции (Русский Север, Каргополь, Великий Устюг, Вологда, Золотое Кольцо, Ростов Великий, Плес).
Студия всегда отличалась движением, инициативой, открытием новых направлений в работе. В лектории Дворца усилиями наших учеников и педагогов постоянно проводились литературные праздники (посв. А.С. Пушкину, Д. Фонвизину, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.А. Блоку, Д. Хармсу, Г. Х. Андерсену и др.), творческие вечера литераторов и выпускников студии (В. Берестов), организовывались выездные чтения (Мандельштамовские чтения в Воронеже), вечера и программы в литературных музеях России (напр. по местам декабристов в Иркутске, 1992). Студийцы участвовали в детских и молодежных литературных конференциях и семинарах, а также в реставрации древних памятников и литературных усадеб (Шахматово А. Блока, Дунино М. Пришвина) в литературных экскурсиях (Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Кириллов и др.) и спектаклях.
Департамент образования и департамент культуры Москвы активно поддерживали наши инициативы. Ежегодно творческие работы студийцев участвовали в конкурсах (в том числе международных, таких, как «Конкурс хайку Россия-Япония»), собирались в альманахе «Зеленый шум» публиковались в городских газетах и журналах, в сборнике «Студия» с отзывами отзывы писателей, критиков и поэтов (напр. Ю.М. Лотман, Б. Окуджава и др.). Составителями ряда уникальных сборников были Е.С.Абелюк и Н.В. Давыдова. В активе студии – яркие выступления на радио и телевидении (напр. в детской передаче «Отчего и Почему» под названием “Про книгу” рассказывалось о том, как появились первые книги. Дети побывали на фабрике “Детская книга”, в музее книги, в мастерской писателя Юрия Коваля, 1985-86 гг.).
Но, пожалуй, самым значительным явлением в жизни литературной студии, ее самым крепким ростком стало открытие в 1990 году на базе студийного опыта первого лицейского гуманитарного факультета будущего лицея № 1525 «Воробьевы горы». Первым деканом стала руководитель ЦХО Марина Степановна Алешина. Первыми учениками стали студийцы и ученики других объединений ЦХО. Е.С.Абелюк и Н.В.Давыдова создали первые уникальные и эталонные программы и учебники специально для обучающихся лицея: «Поэтика», «Мифология» (Е.С.Абелюк) и «Древнерусская литература» (Н.В.Давыдова).
Мне досталась скромная роль свидетеля, помощника и участника роста студии (где я приняла эстафету заведующей студией от Е.С. Абелюк) и развития лицея «Воробьевы горы», в котором я была классным руководителем двух выпусков (1994, 2002 гг.) Первая эмблема лицея (автор Федор Лукьянов, ученик первого лицейского класса) символически воплотила наши устремления: это образ галактики, чьей первой звездой стала литературная студия «Зеленый шум».
О студии можно прочитать в сборниках: «Наставникам, хранившим юность нашу» (1997), в альманахах «Студия» и «Жили-были» (2012). Среди учеников студии и авторов публикаций: Лариса Румарчук (поэт, прозаик, переводчик), Ольга Казмирчук (кандидат филологических наук, ныне педагог студии), Мария Блинкина (поэт, прозаик, переводчик), Татьяна Смирнова (директор православной общеобразовательной школы “Образ”), З. Н. Новлянская (ведущий научный сотрудник Психологического института РАН, создатель оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития детей), Э. И. Гуткина (старший научный сотрудник Института художественного образования, автор методических рекомендаций по вопросам литературно-художественного развития младших школьников), Александр Архангельский (писатель, телеведущий) и многие другие любимые наши ученики.
Галина Ефремовна Чамина,
педагог дополнительного образования
литературной студии Центра художественного образования