О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ДОПОБРАЗОВАНИЯ
Искрин Никита Сергеевич
канд. пед. наук,
Павлов Андрей Викторович,
канд. пед. наук,
РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»
г.Москва
В сфере образования повседневной практикой стала тенденция к укрупнению и интеграции ресурсов с целью повышения эффективности деятельности образовательных организаций. Реформирование «по горизонтали» дополняется ростом числа проектов по созданию образовательных комплексов «по вертикали»: объединяются усилия дошкольных, школьных, профессиональных образовательных организаций и системы дополнительного образования. Целью в этом случае становится создание целостного многофункционального образовательного комплекса для обеспечения непрерывного индивидуально ориентированного обучения и воспитания детей и молодежи.
Этот процесс интеграции видов образования детерминирован также изменением социальной позиции образования – его пониманием «не только как «общественного блага», но и как «товара личного потребления», как необходимого условия социализации» [4, с. 59]. Идет поиск форм и способов учета учебных достижений обучающегося на всех уровнях образования. Реализация идеи непрерывного образования (life-long learning) привела к констатации интереса к дополнительному профессиональному образованию со стороны 60-70% экономически активного населения развитых европейских стран, в РФ этот процент ниже – 22,4% (по данным государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы).
Система дополнительного образования, активизируя свой потенциал, может стать интегратором в процессе обеспечения потребностей обучающихся в постоянном и разнообразном предоставлении образовательных услуг разного уровня и содержания – развитие сферы непрерывного образования с гибко организованными вариативными формами образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Преимущество ресурсов дополнительного образования перед основным объясняются возможностью персонализации «заказа на образование». В условиях утверждения многообразия как нормы жизни и сохранении единства образовательного пространства вполне возможна высокая вариативность на основе индивидуальных траекторий развития.
Обучающийся как центральная фигура в образовательной организации нуждается в профессиональном сопровождении выбора индивидуальной программы развития, отслеживания ее результатов и коррекции при необходимости. Эту роль «наставника» может взять на себя тьютор. От уровня профессионализма «нового педагога», «от его быстрой реакции на происходящие изменения и умения верно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем, зависит решение поставленных правительством задач, а в конечном счете – будущее общества и вся система экономических и гражданских отношений» [2, с. 89]. Иной характер взаимодействия взрослого и ребенка приводит к выполнению образовательной организацией функции площадки для сотрудничества взрослых и детей. В условиях комплексного взаимодействия различных уровней образования такое сотрудничество приобретает характер и форму детско-взрослого сообщества.
Образовательное учреждение может обеспечить потребность детей и молодежи в вариативном, многоуровневом и непрерывном образовании по индивидуальным траекториям развития (ИОТ), с информационной (электронная база данных – ЭБД) и тьюторской поддержкой и апробацией эффективности полученных знаний и освоения алгоритма их применения на практике в условиях квази- и профессиональной деятельности.
Поиск способов решения задачи создания необходимых условий для образования, самореализации и положительной социализации детей и молодежи опирается на сильные стороны в актуальном состоянии внутреннего потенциала комплекса (в каждом случае потенциал определяется спецификой входящих в комплекс учреждений (подразделений), кадрового состава и возложенных на комплекс функций, масштабом поставленных задач и имеющихся ресурсов):
– наличие кадрового состава с положительным опытом работы в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;
– наличие психолого-педагогической, методической поддержки, сервисных служб, которые обеспечивают решение правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных вопросов сопровождения образовательного процесса в направлении повышения его качества, доступности и эффективности;
– наличие положительного опыта предъявления достижений обучающихся на уровне города, региона, страны (масштаб определяется статусом комплекса).
Указанные проблемы и преимущества (по результатам проведения swot-анализа и др.) позволяют в каждом конкретном случае сформулировать основные задачи развития учреждения для обеспечения его образовательной функции.
Первая задача – формирование открытой системы непрерывного образования – от дошкольного уровня общего образования к профессиональному образованию, скрепляя ресурсами дополнительного образования, обеспечивающей целостное развитие детей и молодежи на основе компетентностного подхода и индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в условиях единого образовательного пространства.
Для ее решения предполагается использовать следующие ресурсы: разработка комплекса воспитательных мероприятий в поддержку образовательной деятельности; разработка балльно-рейтинговой системы (БаРС) для оценки качества продвижения обучающихся по ИОТ; формирование модели выпускника по профилю; создание системы индексации оценки достижений обучающихся в общем и дополнительном образовании, составляющих профиль его портфолио; разработки модели непрерывного образования; развитие эффективных механизмов управления финансированием (использование преимуществ нормативного финансирования, ориентированного на результат работы); результаты мониторинга образовательных потребностей детей и молодежи; обеспечение форм семейного и самообразования с помощью дистанционной формы; разработка «Индивидуальной карты личностного развития» (ИКаР), позволяющей обучающемуся следовать собственному темпу и качеству продвижения по образовательному маршруту (в том числе одаренным детям, мотивированным детям, детям с ОВЗ); введение системы квази- и профессиональной деятельности как форм проведения практики по профилю; обеспечение образовательными программами разных уровней сложности и «погружения в профиль».
Вторая задача – развитие инфраструктуры, организационных механизмов, управленческого, информационного-аналитического и научно-методического обеспечения качества, доступности и вариативности образовательных услуг дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования детей и молодежи. Решение этой задачи предполагает: обеспечение вариативности и индивидуальных темпов освоения образовательных программ, создание современных условий обучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием, обновление материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий, разработка системы внешней и внутренней коммуникаций, модернизация информационного портала – создание «Медиацентра», маркетинг, структура документооборота для оперативного и своевременно принятия нормативных правовых актов и разработка соответствующих методических рекомендаций.
Третья задача – модернизация образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, направленная на достижение современного качества результатов обучения и социализации, профессиональной специализации и формирования компетенций и качеств личности, определенных потребностями социума и личностного развития обучающихся. Здесь предусмотрены: на основе компетентностного подхода выработка системы контроля сформированности компетенций выпускников комплекса; разработка учебно-методических материалов нового поколения; конкурсный отбор образовательных программ; участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики образования и возрастной психологии; реализация комплексных социокультурных и образовательных проектов; качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.
Четвертая задача – развитие кадрового потенциала комплекса, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава. Эта задача предусматривает: стимулирование качественного труда педагогических работников (материальное и нематериальное), в том числе на основе «сбалансированных» показателей эффективности деятельности; обновление компетенций педагогических кадров; профессиональное развитие педагогических кадров (введение индивидуальных программ профессионального развития); создание корпоративной системы повышения квалификации педагогического и кадрового состава, включающей курсы, вебинары, семинары, тренинги; система внутренней аттестации, разработка и утверждение норм корпоративной культуры; участие преподавательского состава в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям педагогики и психологии; создания условий для выявления и обмена лучшими практиками; обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности. Соответственно, в область деятельности «нового педагога» входят административная, педагогическая, коммуникативная и исследовательская составляющие [3, с. 9].
Пятая задача – обеспечение эффективного механизма непрерывного развития образовательного пространства комплекса, позитивного имиджа и образовательного бренда. Эта задача решается посредством: эффективных маркетинговых исследований, технологий рекламы и внешней коммуникации, расширения участия потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей) и общественности в оценке качества образования; управления, основанного на доверии и обратной связи; обеспечения воспроизводства и развития образовательной среды учреждения; многоканального финансирования и мобильного управления планированием и реализацией проектов.
В таких условиях становится возможна успешная реализация принципов построения востребованного современного образовательного пространства, а именно [1]: сочетание глобальности и идентичности, life-long learning на основе многообразия, вариативности развивающего образования, образовательная организация сегодня – это центр открытого образования и центр местного сообщества, «культура сотрудничества и достоинства», учитель расширяет свои функции за счет тьюторства, самостоятельность образовательной организации и свобода педагога, открытость образовательной организации и вовлечение родителей как партнеров.
Список использованной литературы:
1. Адамский А. и др. Гуманистическая педагогика: XXI век // Новая газета. – 2015. – №112 от 12 октября. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html.
2. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях // Образование и наука. – 2011. – № 9. – С. 88–100.
3. Искрин Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н.С. Искрин, Т.А. Чичканова // Образование и наука. – 2015. – № 1 (120). – С. 7-21.
4. Макареня А.А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст] / А. А. Макареня, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Человек и образование. – 2011. – № 4 (29). – С. 59-63.