Дистанционное обучение в дополнительном образовании: как работал Центр внешкольной работы «Пашинский» в условиях самоизоляции

В статье представлен анализ опыта работы по дистанционному обучению в учреждения дополнительного образования детей. Рассматриваются история и теоретические основы дистанционного обучения в системе дополнительного образования, выявляются проблемы практики и пути их решения.

Е.В. Веремьянина,
директор

А.М. Хламова,
заместитель директора по научно—методической работе

МБУДО «Центр внешкольной работы «Пашинский»,
Россия, г. Новосибирск

Многочисленные изменения, происходящие в дополнительном образовании в последние годы, предопределили необходимость обновления нормативного сопровождения реализации программ, изменения содержания и технологий дополнительного образования. Ценностный смысл дополнительного образования заключается в том, что именно в этой сфере образования существуют оптимальные условия для развития личности ребенка, самоопределения и самореализации, для применения индивидуальных образовательных траекторий, удобных и доступных современным детям. Одним из форматов его осуществления, способствующих вышесказанному, является формат дистанционного обучения.

Дистанционное обучение активно вошло в российскую образовательную среду в последние годы. Однако история дистанционного формата обучения в России начинается с 1917 г., в послереволюционный период она была связана с использованием самостоятельных, заочных форм обучения под контролем преподавателя с помощью почтовой переписки. Со времени распада Советского союза предпринимались попытки законодательного урегулирования в области дистанционного образования, проводились эксперименты по апробации дистанционных технологий. Отметим, что долгое время дистанционные технологии рассматривались в качестве технологий обучения, преимущественно, в профессиональном образовании [4]. О качественно новом статусе дистанционного обучения можно говорить с начала 2000-х гг. В «Законе об образовании РФ» от 2012 г. ФЗ № 273 подчеркивается, что образовательные организации вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации программ (ст.16) [1]. Актуальность использования дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования также обозначена в таких нормативных документах, как «Концепция развития дополнительного образования», «Порядок организации деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (2018 г.). Особое внимание к дистанционному обучению и созданию цифровой образовательной среды уделено в подпроекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

В данной статье под понятием «дистанционное обучение» мы подразумеваем «самостоятельную форму обучения, предусматривающую взаимодействие педагога и обучающихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [5]. Обновление программного материала в дополнительном образовании находится в тесной связи с потребностями развития страны и особенностями социальной и культурной обстановки. Поступательное развитие информационных технологий в российском обществе, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений делает дистанционные образовательные ресурсы незаменимым спутником учебно-воспитательного процесса.

В «Центре внешкольной работы „Пашинский“» г. Новосибирска реализуются 92 дополнительные общеобразовательные программы шести основных направленностей дополнительного образования. Элементы дистанционной работы используются в рамках реализации многих программ, а также при организации воспитательной работы с обучающимися.

Особенно актуальным стало применение дистанционных форм работы в период действия ограничительных мероприятий в 2020 г. Педагогами были апробированы такие формы работы, как видеоуроки, чат-занятия (синхронная работа педагога и обучающихся), выполнение обучающимися электронных заданий для самостоятельной работы, вебинары.

При организации воспитательной работы в дистанционном режиме педагогическими работниками Центра подготовлены видеоматериалы, тестовые задания, которые доступны ребятам через официальный сайт учреждения и группы в социальных сетях. Например, среди прочих, для детей доступны материалы по проведению мастер-классов «Воркшоп «Волшебный квадратик», «Букет-комплимент из Chupa-chups», «Брошка-единорожка», «Весенние цветы» и др. Обучающиеся хореографических, физкультурно-спортивных объединений имеют возможность продолжить занятия в формате видеоуроков. В открытом доступе размещены видеолекции, творческие флешмобы, онлайн-конкурсы, викторины, интерактивные кроссворды, тесты и т.п. Указанные формы работы являются первыми попытками освоить дистанционный формат работы в учреждении. Однако масштаб использования дистанционных форм работы в образовательном процессе является незначительным.

Дополнительные образовательные программы в «Центре внешкольной работы „Пашинский“» реализуется с детьми разного возраста — от раннего дошкольного до юношеского. В этой связи интересен поиск подходящих форматов, элементов дистанционного обучения. Для ребенка-дошкольника чрезвычайно важна эмоциональная составляющая образовательного процесса, тесный контакт с педагогом и родителями, однако к старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) ребенок проявляет высокий интерес к работе с цифровыми источниками. Элементы дистанционного обучения возможно применять и с младшими школьниками. Наиболее продуктивное использование дистанционного обучения возможно с обучающимися подросткового и старшего школьного возраста, когда у ребят появляется осознанность в выборе самообразования и стремление к самореализации.

Педагогам в дополнительном образовании необходимо учитывать возросшую цифровизацию общества, максимальную приближенность к информации у детей поколения Z — современных школьников. Возможности дистанционного обучения позволяют учесть такие особенности сегодняшних детей, как клиповость восприятия информации, предпочтительное использование визуальных источников информации. Для обучающихся важны понятные цели и задания учебной работы и незамедлительный результат, потребность в «обратной связи» с педагогом и др. [3].

Выбор оптимальных технологий удаленного освоения дополнительной программы напрямую зависит от социально-психологических особенностей обучающихся каждой возрастной группы.

Дистанционное обучение в дополнительном образовании особенно актуально:

  • для поддержки мотивации обучения у детей современного цифрового поколения;
  • для использования в образовательном процессе дополнительных ресурсов обучения, частичной или полной цифровизации дополнительных общеобразовательных программ;
  • для охвата дополнительным образованием ребят, территориально удаленных от места реализации программы;
  • для предоставления возможностей освоения дополнительных общеобразовательных программ детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • для продолжения обучения в периоды действия ограничительных мероприятий (погодные условия, эпидемиологическая обстановка, состояние здоровья и др.).

Отметим существование и негативных тенденций внедрения дистанционного обучения:

  • отсутствие живого общения и эмоционального контакта обучающихся и педагога, что особенно важно при работе с детьми от 3-х до 15-ти лет, а ведь для многих ребят именно реальное общение с педагогом дополнительного образования является источником психологического благополучия и эмоционального комфорта;
  • недостатки материально-технического оснащения дополнительного образования, ограниченность информационных ресурсов (компьютерная техника, доступ в Интернет);
  • слабая самодисциплина, самостоятельность и осознанность обучения у детей;
  • несоответствующий потребностям дистанционного обучения уровень содержания материала дополнительных общеобразовательных программ.

Успешное внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании является перспективным направлением работы и делает необходимым обновление многих направлений деятельности учреждения. Так, существующие нормативные, кадровые, учебно-методические ресурсы Центра не позволяют с успехом внедрять дистанционное обучение в образовательный процесс. Требуют обновления локальные акты образовательной организации, нормирующие процесс использования дистанционных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Недостаточным является уровень профессиональных компетенций педагогических работников при использовании дистанционных технологий. Необходимо организовать процесс переподготовки, обучить педагогов проектированию дистанционных программ. Одним из удобных ресурсов является виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. В системе Moodle педагог может создать и разместить свой курс, взаимодействовать с обучающимися, а также полностью контролировать процесс обучении. Платформа позволяет размещать все необходимые учебные ресурсы [4].

Содержание дополнительных общеобразовательных программ также должно быть пересмотрено с учетом использования дистанционных технологий обучения.

Наиболее приемлемой для учреждений дополнительного образования, по нашему убеждению, является модель смешанного обучения, сочетание традиционных методов и дистанционных форм работы. Модель смешанного обучения должна функционировать таким образом, чтобы учебные дистанционные программы или ресурсы не заменяли, а дополняли очные занятия по дополнительным общеобразовательным программам.

Несомненно, будущее дополнительного образования за активным использованием дистанционного обучения. Умелое сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий позволит повысить интерес к дополнительным общеобразовательным программам и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике.

Литература и интернет-источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации», статья 16. [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ Дата обращения: 24.05.2020 г.
  2. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Наука и школа. 2017. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnom-prostranstve/viewer Дата обращения: 19.05.2020.
  3. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://vestnik-npi.info/upload/information_system_15/3/0/6/item_306/information_items_property_567.pdf. Дата обращения 21.05.2020.
  4. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-v-rossiyskoy-federatsii-k-istorii-problemy/viewer Дата обращения: 26.05.2020.
  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: