Переход к дистанционному обучению при реализации образовательной программы художественной направленности
В статье описан опыт применения дистанционных форм обучения при реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности. Автор выделяет проблемы, характерные для организации дистанционного обучения данной направленности, предлагает пути их решения.
Н.Г. Муравьева,
педагог дополнительного образования
МБУДО Центр «Юность»,
Россия, г. Новосибирск
Дистанционная форма обучения в дополнительном образовании с применением компьютерных технологий начала использоваться в нашей стране относительно недавно. В большей степени это было связано с дополнительным (или неформальным) образованием взрослых. Здесь можно выделить такие плюсы дистанционного обучения, как:
- возможность получить образование вне зависимости от геолокации;
- охват узкой предметной области;
- невысокая стоимость;
- возможность совмещения обучения с основной деятельностью;
- возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.
Однако если речь идет о дополнительном образовании детей, то использование дистанционного обучения может выступать только как временная исключительная мера, когда очное обучение продолжать невозможно, но и нельзя останавливать процесс обучения вообще.
Хочется отметить, что такое обучение, по нашему мнению, не может заменить очные формы, особенно среди детей младшей возрастной категории, когда у них происходит становление мелкой моторики, мыслительных процессов, развитие ребенка, как личности. Обучение может происходить только в непосредственном контакте с педагогом, мастером, когда ремесло передается из рук в руки, из уст в уста.
Но в связи с пандемией учреждения и педагоги дополнительного образования оказались в ситуации необходимости перехода к использованию дистанционного обучения. Процесс перестроения на дистанционные формы обучения был достаточно сложным, особенно, на наш взгляд, это касалось художественной направленности дополнительного образования и, в частности, — реализации дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному искусству. Введение дистанционного обучения для детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ данной направленности может рассматриваться только как временное явление, и положительные результаты возможны лишь при определенных условиях:
- если ребенок уже получил определенный опыт и навыки в данном виде творчества на очных занятиях, т.е. у него уже есть хотя бы начальная база;
- если у ребенка есть желание, потребность заниматься творчеством;
- если у ребенка есть поддержка и участие со стороны родителей, близких.
Можно считать в определенном смысле везением то, что переход на дистанционное обучение произошел во второй половине учебного года, так как в первой половине в формате очных занятий даже дети, занимающиеся в мастерской «Чудо-лоскут» первый год, смогли многому научится. То есть была заложена необходимая основа, что создавало меньше проблем при переходе к дистанционному обучению как для педагога, так и для детей.
Решено было не изменять программу, а лишь скорректировать формы подачи материала.
В процессе организации дистанционного обучения апробировались и использовались разные формы работы с детьми.
- Презентационная форма подачи материала. Разработка фото мастер-классов для детей. Но впоследствии оказалось, что дети плохо воспринимают фотоматериалы и письменные разъяснения к ним, поэтому от этой формы пришлось отказаться.
- Использование собственных видеоматериалов. При обучении младших школьников и учащихся среднего звена необходим непосредственный контакт с педагогом, т.е. им необходимо его видеть или слышать. Значит, нужно снимать видео мастер-классов, проводить онлайн-конференции и т.п. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, а еще лучше — то, как педагог сам выполняет то или иное действие. Эта форма обучения оказалась наиболее действенна.
- Традиционная форма подачи материала также была достаточно эффективна. Описание четкой последовательности необходимых действий для выполнения заданий, добавление фото примеров работ в используемых техниках позволили доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы.
Мастерская «Чудо-лоскут» хорошо оснащена технически, есть несколько современных швейных машин, оверлок, утюги, инструменты для пэчворка и все необходимое для работы. Одной же из главных проблем в проведении дистанционного обучения стало то, что в семьях у многих детей отсутствует швейное оборудование. Поэтому при составлении заданий пришлось продумывать их сложность для самостоятельного выполнения: какими доступными инструментами и материалами можно воспользоваться в домашних условиях. Используя по необходимости самые простые способы и ручные техники, мы постарались достичь интересных результатов. Например, на дистанционном обучении в нашей мастерской были реализованы несколько творческих проектов, в процессе выполнения которых изделия, куклы и панно, шились полностью на руках.
Необходимо отметить, что при переходе на дистанционную форму обучения произошло значительное сокращение контингента детей — около 50% не подключились к такому обучению. Можно выделить несколько основных причин, почему это произошло.
- Изначально низкая мотивация у ребенка к данному виду творчества. Дети, которые не испытывали увлеченности предметом, а ходили на очные занятия только потому, что их отправили родители, отказались заниматься дистанционно. Произошел «отсев» незаинтересованных детей, остались заниматься только те дети, которым это действительно нужно. Может быть, для качества образования это и хорошо, но каково это для «отсеявшихся» детей? Продолжат ли они свое обучение впоследствии, не понятно.
- Особую роль при дистанционном обучении играют родители детей, так как именно благодаря их помощи зачастую происходит процесс обучения, его трансляция. Только заинтересованные родители смогли поддержать ребенка на таком обучении. И наоборот, если родитель «не в теме», не увлечен этим видом творчества, при этом загружен собственной работой и проблемами, он с легкостью «махнул рукой» и отказался от такого обучения своего ребенка. А ведь всего лишь и требовалась техническая помощь (владение компьютером и гаджетами), небольшой контроль и приобретение материалов для работы дома. В результате ряд способных детей прекратили свое обучение в дистанционной форме, так как не было поддержки от родителей. Совсем другая ситуация наблюдается в семьях, где мамы или бабушки увлечены, в нашем случае — шитьем и рукоделием. Именно они поддержали своих детей и педагога в сложившейся ситуации. Именно их дети справились со всеми заданиями и закончили учебный год с хорошими результатами, с интересными творческими работами. Конечно, очень важен контакт педагога с родителями. Ведь при дистанционном обучении младших школьников и подростков педагогу дополнительного образования необходимо более активно общаться с родителями — давать разъяснения, отвечать на вопросы, помогать организовать дистанционное обучение.
И, конечно же, самую главную роль в любом виде обучения, а особенно в дистанционном, играет сам педагог, его опыт, личностные качества, его настрой и умение взаимодействовать с детьми и их родителями. Хорошо, когда у родителей и педагога налажена взаимосвязь, когда они, прежде всего, знакомы, когда родители доверяют педагогу, когда он является авторитетом для них в данной области.
Для составления заданий на дистанционном обучении нужно учитывать особенности развития детей разного возраста. Несомненно, педагог должен искать положительные стороны в сложившейся непростой ситуации. Казалось бы, что может быть позитивного в дистанционном образовании? Но даже здесь есть свои плюсы — дома мы смогли сделать то, что не получалось технически осуществить в рамках занятий в мастерской. А именно, мы занялись окрашиванием ткани и одежды. Очень интересные эксперименты получились у детей по окрашиванию тканей в технике «бадан».
Для детей особенно важна реакция педагога на его действия по выполнению заданий, его поддержка и позитивная реакция. Но нельзя только хвалить результаты детского творчества, обязательно нужна трезвая оценка, здоровая критика и внесение предложений об усовершенствовании работы. Ведь даже при дистанционном обучении мы работаем на результат, а не «для галочки», и очень важно, чтобы это чувствовали и дети, и родители. Они должны видеть нужность и востребованность своей работы, для этого необходимо показывать фотографии их творений в интернете, например, в социальных сетях, участвовать в дистанционных конкурсах и выставках.
У нашей мастерской «Чудо-лоскут» есть своя одноименная группа в социальной сети «Вконтакте», которая работает с момента образования нашего творческого объединения. В этой группе я и выкладываю задания к занятиям, видео мастер-классов, фотографии результатов работы. Дети и родители с интересом следят за всеми новостями, комментируют, ставят лайки, делятся постами. За время дистанционного обучения популярность нашей группы резко возросла, добавились новые подписчики, увеличилось количество просмотров и комментариев.
Занятия творчеством и рукоделием особенно актуальны сейчас, в сложившейся непростой ситуации. Рукоделие в целом оказывает благоприятное влияние как на физическое, так и на эмоциональное состояние человека, помогает снять стресс и улучшить настроение человека. Рукоделие позволяет отвлечься от повседневных проблем, которые не дают нам покоя каждый день, пережить сложные жизненные ситуации. Особенно это необходимо детям. Поэтому так важно заниматься творчеством, пусть даже дистанционно.
Список литературы
- Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей//Вестник ТГУ. — 2010. — 2(82). — С. 133 — 140.
- Дейч Б.А., Кошман Н.В., Кучеревская М.О., Малахова Н.Н., Свиридова Н.В. История и теория дополнительного образования. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016. — 334 с.
- Дейч Б.А., Кучеревская М.О. Дополнительное образование как профессиональная деятельность: монография. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014. — 149 с.
- Кучеревская М.О., Шаляпин О.В. Принцип преемственности в непрерывном художественном образовании//Сибирский педагогический журнал. — 2020. — № 3. — С. 47 — 54.