Организация дистанционного обучения в блоке дополнительного образования детей в период самоизоляции: опыт ГБОУ «Школа №1133»

В статье рассмотрены понятия: дистанционное обучение, даны определения термина, анализируется опыт и результаты применения дистанционного обучения воспитанников дошкольного отделения ГБОУ «Школа 1133» в период самоизоляции.

Н.В. Артемчук,
воспитатель
ГБОУ «Школа № 1133»
город Москва

Мы живем в динамичном, быстро меняющемся информационном обществе. С развитием информационных технологий многие сферы жизни переходят в онлайн, в том числе и образование. До недавнего времени отсутствовала широкая практическая потребность в данной форме обучения в дошкольных образовательных организациях. Ситуация изменилась с осложнением эпидемиологической обстановки в стране и введении режима самоизоляции. В изменившихся условия педагоги и руководство дошкольных образовательных организаций были вынуждены осваивать работу по дистанционному развитию и обучению детей.

Отечественные и зарубежные ученые рассматривали применение дистанционного обучения в дошкольном детстве в основном через призму информационно-коммуникационных технологий. В исследованиях, отражающих развитие и обучение детей дошкольного возраста, Л.А. Венгер доказал необходимость применения дистанционного обучения с целью познавательного и интеллектуального развития ребенка [2, с. 150]. Данный факт подтверждают психологи-исследователи Ю.М. Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова, которые обосновали эффективность использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с интеллектуальной игровой деятельностью ребенка.

В работах Е. Достмана, А.Л. Гольдштейна описаны возможности развития способности восприятия пространства, моторной координации, внимания, памяти у ребенка с помощью компьютерных игр [4, с. 99]. В своих исследованиях Д.Б. Богоявленская проанализировала и выявила высокий потенциал интеллектуального развития у детей, обучающихся по компьютерным игровым программам, построенным по специальной системе [1, с. 55]. Психолого-педагогические особенности использования компьютерных игр, ИКТ, дистанционного обучения заинтересовали ученых: Р.Е. Радеву и Е.О. Смирнову, которые увидели в них новый контекст детской субкультуры [3, с. 330].

Целью использования дистанционного обучения в системе дошкольного образования является предоставление воспитанникам возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для них время и в удобном для них темпе.

Итак, с марта 2020 года дошкольные образовательные организации в России оказались в непростой ситуации, так как многим из них дистанционно работать раньше не приходилось. ГБОУ «Школа 1133» г. Москвы не стала исключением, и перед педагогами встала непростая задача продолжать развитие воспитанников, но в дистанционном режиме. Педагогам нашего дошкольного образовательного отделения пришлось в первую очередь определять средства дистанционного общения с детьми и их родителями, принимая во внимание наличие доступности. (E-mail, Messenger, Viber, Facebook, Skype, Zoom4 и др.). На сайте дошкольного учреждения был создан подраздел «Дистанционное обучение», на котором выкладывалась вся информация о деятельности дошкольной образовательной организации. Также на сайте проводилось дистанционное просвещение и консультирование родителей.

Активно происходит дистанционное общение и обмен информацией с родителями через мобильное приложение VIBER. Через электронную почту родители воспитанников могут получить необходимые консультации и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей, ссылки на интернет- ресурсы по конкурсам и конференциям для детей и родителей.

Время для занятий педагоги обговаривали со своими группами, применяя индивидуальный подход к каждой семье. На занятии онлайн необходимо присутствие законных представителей, потому что за детьми необходим присмотр. В основном занятия проводились в утреннее время, так как когнитивная и физическая активность дошкольника выше с утра.

Воспитатели ежедневно разрабатывали содержание обучающей деятельности в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом работы: «Этот загадочный космос», «Праздник светлой пасхи», «Краски весны», «День победы» и др. Задача педагога в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Родители в большинстве своем не педагоги, поэтому рекомендации им надо давать четкие и понятные. Учитывать условия, в которых пребывают дети. Педагогам необходимо было обеспечить родителей инструкциями, карточками с заданиями, картинками, презентациями, видеороликами в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий, чтобы расширить знания об окружающем мире, в области математики, развития речи и грамоты. Также воспитатели предлагали заниматься продуктивными видами деятельности: изобразительной деятельностью и художественным трудом, хозяйственно-бытовым трудом в течение дня, когда дети помогают родителям и узнают много нового. Конечно же, все это предлагалось делать с обязательным перерывом на динамические паузы (физкультминутку).

Обстановка во время самоизоляции дома напряженная, члены семьи устают от постоянного нахождения вместе в одном помещении, без прогулок и свежего воздуха. Дистанционное же обучение позволило родителям при помощи педагогов эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, а также получить отдых на некоторое время и заняться своими обязанностями, пока дети при деле.

Таким образом, внедряя дистанционные занятия для дошкольников, мы получили положительные отзывы родителей. Эмоциональное напряжение в семьях спало. Общение детей и родителей стало интересным и насыщенным. Дистанционное обучение позволило детям не скучать и проводить с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких им людей. Родители в этой ситуации лучше узнают своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. А атмосфера дома будет спокойной, комфортной и доброжелательной. Ведь самое главное для ребенка — чувствовать себя нужным и быть любимым! Это необходимые условия развития каждого ребенка!

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2013. — 173 с.
  2. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 2016. — 222 с.
  3. Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Труды по социологии образования / Отв. ред. В.С. Собкин. Вып. 7. — М.: Центр социологии образования РАО, 2018. — С. 330- 369.
  4. Scott D. The effect of video games on feelings of aggression // Journal of Psychology. 2015. V. 129.

Добавить комментарий

Войти с помощью: