Дистанционное обучение как средство изменения формата реализации дополнительного образования в «Московском государственном образовательном комплексе»
В статье представлен эффективный опыт применения дистанционных технологий при реализации дополнительного образования. Автор описывает преимущества дистанционной формы обучения, все более развивающейся в современном информационном мире.
Е.В. Алексейкова,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс»,
Москва
Ежегодно, в современном высокотехнологичном мире происходят масштабные перемены, которые, в том числе, изменяют технологию реализации образовательной деятельности. Одним из перспективных в этом направлении становится использование современных образовательных технологий и методик, обеспечивающих качественное получение знаний в дистанционном формате.
Учебный год для каждого всегда разный: для кого-то он является жизненным уроком, новым открытием, важным событием, для кого-то отмечен развитием профессиональных компетенций. Простым он бывает или сложным, но для всех и каждого − полным размышлений, выводов и планов. Последний учебный год для всех школ нашей страны явился годом перемен и освоения нового. Годом не только традиционного, но и дистанционного форматов обучения. Дистанционное обучение в период пандемии помогло сохранить непрерывность образовательного процесса.
Стремительная цифровизация, связанная с широким внедрением средств интернет-коммуникаций повлияла на все сферы нашей жизни и заставила по-новому взглянуть на уже известные средства получения знаний [1; 4; 5].
Еще какие-то 20 лет назад дистанционный вид обучения мог казаться чем-то невообразимым и несбыточным. Но прошло время, изменились технологии и изменился мир. Теперь, благодаря широкому внедрению новейших цифровых технологий, появилась возможность получения знаний не выходя из дома.
Массовый переход на дистанционное обучение заставил перестроить и работу дополнительного образования [2; 3]. Возникла необходимость ввести изменения в работу с обучающимися кружков и секций.
В период самоизоляции мы выстроили работу дополнительного образования Московского государственного образовательного комплекса в дистанционном формате следующим образом:
- оказывали помощь при работе в сети Интернет;
- знакомили с новинками, полезной литературой и интересными событиями;
- проводили онлайн-конкурсы и фестивали;
- осуществляли руководство проектной деятельностью и обмен материалами на платформе ZOOM и в WhatsApp;
- работали в программе VivaVideo, создавая ролики и коллажи для работы;
- принимали участие в онлайн-конкурсах и конкурсах заочной формы проведения;
- проводили занятия и мероприятия в режиме конференций на платформе ZOOM.
Все кружки дополнительного образования Московского государственного образовательного комплекса: литературный кружок «Лучики», фехтовальный клуб «Виктория Эль», кружок робототехники, шахматный и другие — оценили преимущества использования облачной платформы Zoom как прекрасную возможность изменения формата проведения занятий с обучающимися. Игра «Что? Где? Когда?», отборочные онлайн-турниры, творческие конкурсы и онлайн-фестивали, онлайн-экскурсии «Путешествие в лес Чудес» и «День в музее», занятия «Строки, опаленные войной», «На Святой неделюшке», «Музыка цветов» и др. проводятся в форме интегрированных мероприятий, которые интересны не только ребятам и вовлекают их в активную деятельность, но и приглашают к участию родителей.
Новые технологии позволяют сделать любую визуальную информацию яркой и динамичной. Современное образование нельзя представить без использования Интернет-сетей и применения мультимедийных технологий.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны и выражаются в следующих факторах:
- возможность привлечения к образовательному процессу коллег и специалистов, вне зависимости от географической удаленности;
- проведение открытых мероприятий независимо от вместимости помещения и количества участников;
- проведение занятий, конкурсов, турниров для широкой аудитории вне зависимости от географических ограничений;
- применение в работе самых современных учебных средств и технологий, что позволяет проводить занятия интересно и современно.
Самое главное — не бояться учиться и использовать в работе новое, идти в ногу со временем и нашими воспитанниками.
Человек сколько живет, столько и учится: повышает уровень знаний, расширяет свой кругозор, стремится жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Но самое главное — чтобы все, что он приобретает, помогло ему стать высококвалифицированным специалистом, любящим свою работу, и это несомненно принесет пользу обществу, государству и тем, кто рядом и для кого он все это делает.
Литература и интернет-источники
- Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация — трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования, 2016. — № 2. — С. 7-19.
- Капранов В.К., Капранова М.Н. Повышение доступности качественного образования через сетевое взаимодействие школьных библиотек // Открытое и дистанционное образование, 2012. — № 3(47). — С. 28-32.
- Корниенко, С. А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей / С.А. Корниенко. // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 124-128.
- Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/289858
- Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. Уварова А.Ю., Фрумина И.Д. — Нац. исслед. университет «Высшая школа экономики»: Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.