Воспитательный потенциал изучения Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) средствами дополнительного образования детей

В статье рассматривается воспитательный потенциал современного дополнительного образования детей в изучении истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Представлены основные формы гражданско-патриотического воспитания средствами дополнительного образования детей.

75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…

В.П. Голованов,
главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт изучения детства,
семьи и воспитания Российской
академии образования»,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный учитель РФ,
Москва

Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами Родине,
его человеческое достоинство —
силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

22 июня 1941 г. началась Великая отечественная война. Она коснулось каждой семьи, принесла горе в каждый дом. Сейчас, спустя 75 лет со дня Победы, никто не может назвать даже приблизительное количество жертв этой войны — эти жизни не сосчитать, их можно лишь помнить.

Любое общество в сложный период развития, в поисках положительного, передового и героического, обращает внимание на свое историческое прошлое. Это является стремлением использовать накопленный в прошлом опыт для разрешения возникших проблем в новых условиях.

Известно, что есть важные события, которые навсегда остаются в памяти любого народа. Они служат положительным примером и способствуют дальнейшему развитию государства. К таким примерам следует отнести сохранение в памяти народа былого могущества Киевской Руси в период монгольского ига, победу на Куликовом поле в 1380 г., сражение под Бородино в 1812 г. и другие.

В этом ряду, безусловно, находится и Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., которая является историческим феноменом, так как она оставила в жизни общества, государства, семьи и конкретного человека неизгладимый след. Прошло 75 лет с тех пор, как война закончилась, но память о ней остается с нами, не дает забыть тех, кто погиб на фронте, умер от полученных ран в госпиталях, самоотверженно трудился в тылу, приближал победу.

Конечно, Победа в войне как понятие и как категория имеет глубокий историко-философский смысл. Она как достижение, как рубеж и как способ преодоления накопившихся противоречий принадлежит тому поколению людей, которое на своих плечах вынесло все тяготы и лишения военного времени, т.е. принадлежит простому солдату, боевому командиру и политработнику, полководцу, труженику тыла — хлеборобу, слесарю, инженеру, организатору производства.

Победа принадлежит жене солдата, матери, отправившей на фронт сына. Победа принадлежит руководителям государства того времени, которые несли гигантскую ответственность перед обществом и грядущими поколениями. Победа принадлежит всему прогрессивному человечеству. Она принадлежит и нам, родившимся уже после войны людям. Победа принадлежит и нашим детям, она будет принадлежать нашим внукам и правнукам. Хочется надеяться, что еще многие поколения будут восхищаться гигантскими усилиями народов нашей страны.

Победа всегда будет сиять, как путеводная звезда, тем, кому дорог мир, кто стремится к развитию, и кто любит мир на земле.

Сегодня, в весьма сложной и противоречивой ситуации развития России, победа 9 мая 1945 г. над фашизмом имеет особое значение.

Она служит для всех нас объединяющей идеей, формирует чувство гордости за историческое прошлое страны, сдерживает нарастание негативных и разрушительных тенденций. В целом, Победа способствует сохранению Российской Федерации как локальной цивилизации. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как многомерное и сложное явление в настоящее время актуализируется в общественном сознании.

Проблема воссоздания всесторонней, глубокой и целостной истории Великой Отечественной войны еще далека от своего окончательного разрешения. Сегодня весьма актуальны исследования, опирающиеся на документы военной поры. В настоящее время эти документы доступны для исследователей, что дает возможность делать новые открытия, изучать проблемы войны ретроспективно, освещать их с разных позиций.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, необходимо периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. В решении данной проблемы особую роль играет сфера дополнительного образования детей.

Девизом многих работников сферы дополнительного образования детей стали строки:

Всегда обязаны мы
Вспоминать о сраженьях
Нашей великой страны.
О победах и пораженьях
И о жертвах второй мировой войны!

За 75 послевоенных лет в мире и в нашей стране произошло множество разительных перемен, народились новые поколения, которые живут, учатся и воспитываются в совершенно других социально-экономических условиях, в абсолютно иной духовной и нравственной атмосфере.

Как показал социологический срез, сегодня, 34% опрошенных 18—35-летних россиян не знают даже того, с каким событием связана дата 22 июня 1941 года, а еще 8% ошибаются в ответе на этот вопрос.

Когда-то замечательный ученый, борец за сохранение культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Совесть — в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Беспамятный — это и бессовестный» [3].

Сфера дополнительного образования детей — это широкая и динамическая система, основанная на общественных потребностях в подготовке детей и подростков в различных областях науки и техники, культуры, производства, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели. Именно свободный выбор ребенка реализуется через сферу дополнительного образования детей, и он, в свою очередь, является неотъемлемым аспектом феномена гражданственности, патриотизма и нравственности.

В контексте воспитания гражданственности и патриотизма на изучении истории Великой Отечественной войны дополнительное образование детей приобретает чрезвычайно важную роль, т.к. его содержательное структурирование характеризуется высоким и результативным развитием индивидуальности и личности ребенка: рост и развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, т.е., фактически, становление социально адекватной личности.

Любая из направленностей дополнительного образования детей рассказывает о страницах кровавых дней 1941-1945 гг.

Репертуар детских художественных коллективов связан с темой войны, военно-патриотические клубы — это восхождение к событиям той войны, спортивно-техническое и научно-техническое творчество детей и молодежи также связано с героическими страницами войны.

Но особое место в изучении Великой Отечественной войны как особый фактор занимают детско-юношеский туризм и краеведение.

Прежде всего, изучение истории Великой Отечественной войны происходит с применением краеведческих средств. В краеведении воспитание тесно связано с обучением: в результате работы воспитанник детского объединения получает умение вести исследовательскую работу по историческому краеведению, работу в архивах, обобщать собранный материал, анализировать его, т.е. формирует научно-познавательные навыки с очень высокой степенью мотивации. Полученные навыки могут быть использованы не только в дополнительном образовании детей, но и в системе общего образования.

Многолетняя практика показывает, что деятельность детско-юношеских объединений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, как никакая другая система образования, таит в себе огромные возможности гуманистического воспитания через неформальное общение, ориентацию на индивидуальные интересы, максимальное разнообразие событийного характера. Работа в туристско-краеведческих объединениях ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности детей и взрослых [1].

К сожалению, сегодня на первый план взаимоотношений в обществе вышел «эгоцентрический уровень», определяемый стремлением к собственному удобству, выгоде, престижу.

Мы всегда стремились к уровню «гуманистическому», т.е. к воспитанию подростка, готового приносить пользу другим, даже лично ему не знакомым людям, обществу, человечеству.

Поэтому целью создания юношеских и молодежных отрядов по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны является воспитание молодых патриотов в контексте изучения военной истории человечества.

Работа строится на основных принципах построения концепции краеведения:

  1. Прежде всего, уважение ко всем без исключения народам и культурам. Сама множественность рассматривается как несомненная ценность, откуда следует признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования, дать взгляд «изнутри», наладить с ними диалог.
  2. Осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. Осознание этого способствует понятию цены прогресса.
  3. Рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы.
  4. «Очеловечивание» краеведения. Работа здесь должна быть наполнена контактами с людьми, неповторимыми личностями.
  5. Важен и принцип единства. Краеведение призвано внушить понимание синхронности событий, оно априори включено в географическое и временное пространство, предполагает исследование динамики взаимодействия человека и среды.
  6. Терпимость и методологическая требовательность. Надо привыкнуть к возможности существования разных подходов и точек зрения на проблемы, приучить вести диалог с ними. История Великой Отечественной войны не может обойтись без оценок, оставаться беспристрастной. Но необходимо убедить воспитанников в естественности иных оценок тех же событий.

Основываясь на данных принципах, юные туристы-краеведы выявляют и собирают документы, вещевые и изобразительные документы, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны); устанавливают имена погибших солдат, матросов и офицеров, считавшихся пропавшими без вести; помогают ветеранам получить не врученные им ранее награды; организуют встречи однополчан и делают их регулярными, устанавливают обелиски и другие памятные знаки, создают военно-исторические музеи в разных уголках страны [1].

Важной в краеведческой деятельности является тема «Дети и война». В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени юные краеведы обращаются непосредственно к людям — хранителям памяти о суровых днях войны. Возможно, у некоторых из них сохранились исторические документы: фотографии, письма, почетные грамоты и т.д.

Основным же источником для краеведческой работы могут служить рассказы и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны. Идет ответ на многие вопросы:

  • Как сложилась судьба детей — участников боевых действий — после войны?
  • Кто из них продолжил и далее службу в вооруженных силах?
  • Как сложилась судьба детей, находившихся в фашистском плену и оккупации?

Главное, что следует выяснить: какие характерные черты военного времени сохранились в памяти у этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло на дальнейшую жизнь.

Особая проблема поиска в краеведении — изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявление мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.

На территории нашей страны во многих местах боев остались незахороненные останки погибших воинов.

Вместе с поисковыми отрядами взрослых поисковые отряды учреждений дополнительного образования детей участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших защитников Отечества и жертв войны, установлению их имен и судеб, поиску родственников погибших. Они ухаживают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных знаков и обелисков на солдатских могилах; организуют поисковую работу по письмам-запросам о судьбах пропавших без вести, ведут исследовательскую работу в военных архивах и музеях, оказывают помощь редколлегиям Книги Памяти.

Юные поисковики активно работают в созданных ими общественных музеях, посвященных боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, открывают «белые пятна» истории, сотрудничают с ветеранскими организациями, оказывают шефскую помощь ветеранам войны, людям старшего возраста, семьям погибших, сотрудничают с государственными военно-историческими музеями, передают им реликвии военного времени, ведут пропагандистскую работу среди населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, сотрудничают со средствами массовой информации, составляют летопись поискового движения России.

Важным этапом в краеведческой деятельности является работа музеев образовательных организаций. Совершенствование деятельности данных музеев, повышение их роли в образовании и воспитании детей — важнейшая задача дополнительного образования детей. Музеи образовательных организаций создаются в процессе краеведческой деятельности коллективов педагогов и воспитанников в образовательных учреждениях. Созданию школьных музеев обычно предшествует образование краеведческих кабинетов, уголков, комнат и т.п.[1]

Школьный музей может рассматриваться как самостоятельная форма организации туристско-краеведческой деятельности как в учреждениях образования, так и в структуре иных творческих объединений: научное общество обучающихся, поисково-собирательский клуб и др.

Жизнь продолжалась и в те страшные годы войны, которые стали сильнейшим испытанием для нашей страны. Показать это крайне важно.

Много сил и внимания уделяют учреждения дополнительного образования детей воспитательному потенциалу истории Великой Отечественной войны.

«Там, где начиналась война…» так называлась гражданско-патриотическая акция юных москвичей. Поезд «Маршрут памяти» — Москва — Смоленск — Минск — Брест — Москва отправился впервые в 2001 году. Именно тогда была заложена традиция проведения новых форм вахты памяти. «Поезда памяти», «Маршруты памяти» по местам главных битв Великой Отечественной войны, показали, что ветеранам есть что сказать детям и молодежи.

Юными исследователями развернуто движение по записи и публикации воспоминаний участников войны, написанию детьми и молодежью вместе со старшими историй своих семей.

Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности занимает значительное место в раскрытии страниц истории войны нестандартными, неформальными методами. Мы помним стихотворение А.Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

И когда в рамках художественной направленности дополнительного образования мы обращаемся к таким кратким, но емким по эмоциям и содержанию произведениям, это пробуждает в ребенке интерес к теме войны, показывает ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Рисунок, плакат, слово, музыка, сцена — все это в арсенале дополнительного образования детей.

В центрах творчества очень часто проводятся литературно-творческие конкурсы, например — «Мы — внуки Победы». Цель — не только вызвать, но и поддержать интерес к героическим страницам Великой Отечественной войны, к судьбам людей на войне, донести до детей и подростков своё чувство сопричастности Великой Победе. Что может стать результатом? Это рассказы, очерки, стихи, альбомы памяти, экскурсионный маршрут. Очень часто итогом конкурса становится сборник творческих работ «Мы — внуки Победы». Проза и стихи, рисунки, помещённые в нем — земной поклон растущей молодежи героической уходящей старости.

Вот, например, один из фрагментов творческой работы (Орищенко Григорий, 9 класс):

Как страшно встретиться с войною,
На фронт уехать далеко,
Всё чаще понимать порою,
Что выжить будет нелегко.
Как страшно встретиться с войною.
Увидеть взгляд ужасных глаз…
Бок о бок шли друзья с тобою,
Но нет их больше среди нас.
Один ты выжил, ты остался…
И страшно вспомнить времена,
Когда так многих, очень близких
С собою унесла война.

Эффективной формой приобщения к истории Великой Отечественной войны являются и культурно-досуговые акции, посвящённые Дню победы «Звучит памяти набат». Это и экскурсии по местам боевой славы. Это подготовка и проведение конкурса компьютерных презентаций «Города-герои», конкурса чтецов «Строки, опаленные войной», творческого конкурса «Моя семья в летописи Великой Отечественной…», проведение семейных вечеров, митингов, линеек, встреч с ветеранами, литературно-художественных композиций «Минувших лет святая память».

Возможен фестиваль бардовской песни, где особое место занимает военная песня. Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота благодаря использованию воспитательного потенциала песен Великой Отечественной войны.

При этом решаются важные гражданско-нравственные и патриотические задачи: формирование чувства Родины, чувства сопричастности к героическому прошлому страны, привлечение внимания обучающихся к военным песням; этическое и музыкальное воспитание.

Обратной связью о знаниях об истории Великой Отечественной войны является проведение в разных вариантах викторин. Это, безусловно, содействует воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гражданского долга и благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны, ветеранам и людям старшего поколения [2].

Поиску инновационных форм работы содействуют опытно-экспериментальные площадки ФГБНУ «Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования». Так, на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга спроектирована «Инновационная модель воспитательного потенциала интеграции основного и дополнительного образования детей», в рамках которой реализуется проект «От краеведения — к гражданственности».

Музей Великой Отечественной войны на базе обычной школы Санкт-Петербурга «А МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ…» успешно решает сложнейшую задачу эмоционального воспитания юных петербуржцев.

Музей говорит о блокаде Ленинграда через призму культуры и искусства. Фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Но музы не молчали: шли концерты, спектакли, работала филармония, сочинялись новые литературные и музыкальные произведения.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных …

Ольга Берггольц

Детям школьного возраста необходимо рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нем: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня».

Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы о взрослых и юных, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой детям по возрасту, не может не задеть за живое.

Существует еще и кинофестиваль о Великой Отечественной войне «Глазами детей». Темы художественных фильмов: патриотизм, героизм, ненависть к фашизму, мужество женщин и детей, партизанская борьба.

Нам есть, чем гордиться. 75 лет назад отгремела страшная война. Весь мир узнал силу и мужество русского солдата. Нам выпала честь — жить на этой земле, дышать этим воздухом. Мы свято чтим память о тех днях, храним и приумножаем традиции своих предков, передавая из поколения в поколение образ воина и созидателя.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье не в забвенье!

А.Т. Твардовский

Главное, чтобы в разговоре с детьми об этом трагическом, но и значимом для нас всех событии педагоги дополнительного образования были всегда честны, правдивы и доходчивы.

Литература

  1. Голованов, В.П. Воспитательный потенциал детского туризма и краеведения в изучении Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)/ В.П. Голованов. Патриотическое воспитание. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. 160 с. С.129-139.
  2. Голованов, В.П. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в изучении Великой Отечественной войны. / В.П. Голованов. Воспитательный потенциал Великой Победы и его реализация в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений (к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): Материалы научно-практической конференции. Москва, Институт семьи и воспитания РАО, 2010. — 156 с. С.47-53.
  3. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. / Д.С. Лихачев. — М: Детская литература, 1989.

Добавить комментарий

Войти с помощью: