Квест как средство обучения и воспитания в рамках интеграции дополнительного и основного образования
В данной статье поднимается вопрос о новых вызовах к образовательной системе и эффективности ресурсов, помогающих ответить на эти вызовы. Предметом исследования являются особенности и значимость интегрированного подхода как средства оптимизации обучения и воспитания. Цель статьи – изучение методики использования квестов в рамках транспредметной модели образования. Методы исследования – анализ, синтез и обобщение опыта современных педагогов. В статье приведены аргументы эффективности квест-технологии и представлена авторская разработка литературно-исторического квеста по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которая может быть использована в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в рамках туристско-краеведческой и социально-гуманитарной направленности.
О.А. Мусатова, заведующая отделом
К.Н. Моисеева, методист
Л.В. Селиванова, педагог-организатор
Е.С. Ходырева, методист
ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Отдел музейно-краеведческой деятельности и развития внутреннего туризма,
г. Тамбов
Введение
Современное общество стремительно развивается в соответствии с новыми тенденциями, в числе которых – глобализация, модернизация, информатизация, компьютеризация и др. Соответственно формируются и выдвигаются новые требования к «портрету» человека XXI века. Для того чтобы успешно жить и работать, развиваться и общаться, сегодня каждому из нас необходимо обладать целым спектром качеств и черт: иметь целостное представление об окружающем мире и критический взгляд на него, быть мобильным и разносторонне развитым, уметь работать с большими объемами информации и выстраивать коммуникативные связи.
Конечно, все эти навыки больше характеризуют взрослого человека, но необходимо помнить, что одним из основных социальных институтов, формирующих личность, является образование, на всех его уровнях: от дошкольного до высшего. В связи с этим система образования должна не просто шагать в ногу со временем, но и опережать его, ведь перед ней встают всё новые и новые задачи [11]. Для их решения необходимы инновационные подходы, в числе которых интеграция разных уровней образования. Данная статья посвящена именно этой теме.
Актуальность выбранной темы объясняется спектром проблем, указанных в «Концепции развития дополнительного образования до 2030 года», среди которых названы следующие:
- «недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействиям;
- несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей;
- недостаточный вклад дополнительного образования в профилактику и преодоление школьной неуспешности;
- обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ» [9].
На наш взгляд, в качестве средства эффективного решения названных проблем может выступить интегрированное обучение. Само слово «интеграция» понимается как объединение частей в целое. Интеграция в обучении предполагает «установление связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования» [3, С. 32].
Существует несколько уровней интеграции: внутрипредметная, межпредметная, транспредметная [6]. В данной статье мы рассмотрим транспредметный уровень интеграции, отличающийся наиболее высокой степенью взаимосвязи между двумя видами образования: общим и дополнительным.
В чем преимущества интегрированного обучения?
Педагогический потенциал и актуальность интегрированного подхода объясняются возрастанием и усложнением объема информации, усваиваемой обучающимися. Эта информация касается разных сфер жизни общества и поступает из разных источников, поэтому педагогам основного и дополнительного образования необходимо искать пути усовершенствования способов ее передачи. Отсюда – важность создания общей платформы знаний, которая поспособствует установлению межпредметных связей, уточнению и углублению материала изучаемой темы, повышению общего уровня знаний.
Необходимость установления межпредметных связей объясняется и тем, что они отвечают за «системность, глубину, осознанность и гибкость» знаний и умений обучающихся [1]. Метапредметные результаты – в числе требований к результатам освоения образовательных программ, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, а межпредметные связи – неотъемлемая часть примерной основной образовательной программы в рамках всех школьных предметов. Выстраивать обучение с учетом реализации межпредметных связей довольно трудно, но именно это позволяет достичь целостности и комплексности, что и является основной целью интегрированного обучения.
Основные преимущества интегрированного обучения:
- «формирование целостной личности», обладающей комплексом знаний, умений
и навыков [8]; - вариативность выбора методов (словесные, наглядные, практические) и форм организации работы с обучающимися (индивидуальные, групповые, коллективные);
- развитие творческого потенциала ребенка за счет использования разных видов и форм заданий (рисование, игры, инсценировки и т.д.);
- удовлетворение разных сфер интересов обучающихся, реализация «персонального образования» и гармоничного развития [9];
- эффективное использование времени занятия.
Транспредметный уровень интеграции, сохраняя все вышеперечисленные преимущества, одновременно является площадкой для расширения знаний школьной программы и для раскрытия личного потенциала ученика и его талантов. В Совместном аналитическом докладе ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты. Российское образование: новые смыслы» отмечается, что сегодня школьное образование является «шаблонным», учебные программы предполагают высокую нагрузку, а в 8—11 классах обучающиеся, в основном, занимаются подготовкой к ГИА и ЕГЭ [12]. Из-за этого и у учеников, и у учителей попросту не хватает времени на развитие дополнительных навыков и умений.
Выход из этой ситуации – в правильном перераспределении нагрузки между основным и дополнительным образованием, а также в установлении тесных связей между этими двумя видами образования [4, С. 239]. Для того чтобы эти связи установить, необходимо найти и успешно применить новые средства, приемы и методики, которые будут эффективны, удобны для педагогов и максимально интересны для обучающихся. В данном исследовании мы рассмотрим квест-технологии, как средство интеграции основного и дополнительного образования.
Квест как средство обучения и воспитания
Итак, нами отмечено, то сегодня, когда активно интегрируется основное и дополнительное
образование, перед педагогами встает вопрос о поиске «связующего звена», о том, как соединить основную программу образования с дополнительной, какую форму деятельности обучающихся и методы преподавания выбрать для этого. Таким связующим звеном могут стать квесты. Само слово «квест» имеет английское происхождение («quest») и переводится как «поиск». Авторы статьи «Квест как элемент культурного досуга» О.А. Егоренко и Е.Г. Веденеева отмечают, что сегодня квесты рассматриваются с самых разных позиций: «как игровая форма рекламы товаров, как способ организации развлечений и образовательных процессов» [2, С. 94]. Также исследователи подчеркивают уникальность этой технологии, использование которой предполагает «исследовательскую деятельность, работу с аутентичным материалом, создание проектов, развитие навыков выдвигать гипотезы и аргументировать свое мнение» [2, С. 94].
Квест стал играть важную роль в школьных и внешкольных занятиях, обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Федеральных государственных образовательных стандартов [13]. Е.В. Сафонова, кандидат педагогических наук, выделяет среди характеристик квестов, прежде всего, активность, «личностную, интеллектуальную, физическую, командную» [5, С. 84]. Е.В. Сафонова дает следующее определение образовательному квесту – это «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой учащиеся на основе рекомендуемых информационных ресурсов и собственного опыта ведут целенаправленный поиск решения учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам» [5]. Выделяют несколько типов квестов: реальные и виртуальные; короткие, среднедлительные и длительные; информационные, эмоциональнонравственные, прикладные и т.д. [2]. Классификаций этой технологий множество, что подчеркивает ее универсальность.
Подводя итог всему вышесказанному, следуют отметить, что квест можно эффективно включать в образовательный процесс, ведь он позволяет реализовывать системно-деятельностный принцип обучения (за счет активной деятельности обучающихся, а не пассивного получения знаний), оказывает значительное когнитивное воздействие (задания могут включать в себя индивидуальную и командную работу с самыми разными предметами, аудио- и видео-материалами, книгами и т.д.) и может быть адаптирован для любой возрастной категории. И, конечно, квест – этот та форма работы с обучающимися, которая может не только объединить содержание и темы разных школьных предметов, но и соединить их с программами разных направленностей дополнительного образования.
Методическая разработка по проведению литературно-исторического квеста «Неразгаданные тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В связи с приведенными нами аргументами и доводами о педагогическом потенциале квест-технологий в рамках транспредметной модели образования, в данной статье мы представим авторские методические разработки по проведению литературно-исторического квеста «Неразгаданные тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Основа технологии квеста, как отмечает Е.В. Сафонова, лежит в четком структурировании занятия [5]. Начать разрабатывать квест необходимо с определения его целей и задач, темы и целевой аудитории, количества участников. Затем важно тщательно продумать задания и «маршрут» их выполнения. Отличительная особенность заданий квеста заключается в том, что ответ на один вопрос является подсказкой к следующему вопросу.
В нашем случае квест охватывает сразу два учебных предмета (литературу и историю) и два вида образования (основное и дополнительное). Так, участники смогут не просто проверить и расширить свои знания по школьной программе, но и выполнить нестандартные для урока задания, поработать в команде, пообщаться в неформальной обстановке. Обучающимся предстоят творческие задания, связанные с чтением стихов, созданием рисунков, с моделированием предметов быта и театральными сценками. Это и подчеркивает эффективность использования квестов для организации транспредметного образования.
Итак, квест «Неразгаданные тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» посвящен литературному произведению и истории повседневности и быта XIX века. Квест ориентирован на учащихся 9-х классов, так как согласно «Примерной программе основного общего образования», роман в стихах изучается именно в 9 классе [10]. К тому же, изучение периода XIX—XX веков тоже приходится на девятый класс в рамках учебного предмета «История». Участниками литературноисторического квеста «Неразгаданные тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» могут стать обучающиеся 9-х классов (14-15 лет) в составе команд. Каждая команда получает маршрутный лист и поочередно выполняет задания на каждой из станций. Время выполнения заданий – не более 10 минут.
Первая станция – «Психологическая». Задание: «Собрать цитаты из романа, описывающие главных героев, их черты характера, особенности речи, жесты и т.д.». Такое задание можно использовать на занятиях в школе этикета.
Вторая станция – «Игровая». На этой станции команды познакомятся с правилами игр, популярных в первой половине XIX века в Российской империи – буриме, шарады и др. Участникам квеста предстоит попробовать себя в роли игроков. Это задание отлично подходит для занятий социально-педагогической направленности, ориентированных на расширение кругозора детей («Хочу все знать», «Всезнайка», «Замысел автора» и т.д.).
Третья станция – «Дизайнерская». Командам необходимо найти в тексте романа цитаты, описывающие интерьеры усадеб и поместий, мебели и декора. Данный вид заданий может быть использован педагогами по декоративно-прикладному творчеству в изостудиях или на уроках рукоделия, предложив обучающимся нарисовать и раскрасить костюмы героев романа, или, например, предметы быта. Также задание легко адаптируется для занятий в IT-кубе в рамках технической направленности дополнительного образования. При помощи специальных программ, дети научатся моделировать и изображать в цвете старинные изделия, создавать красочные иллюстрации к произведению.
Четвертая станция – «Хранители традиций». На этой станции команды по-настоящему окунутся в атмосферу XIX века, изучив текст романа на предмет описаний русских обычаев, традиций, образа жизни героев, их отношения к преданиям и суевериям.
Пятая станция – «Историческая». Командам предстоит доказать, что роман «Евгений Онегин» – исторический. Для этого участникам необходимо вспомнить об особенностях эпохи, в которую произведение написано, а также ответить на вопросы:
- В какое время развиваются события романа?
- Какие исторические события связаны с данным периодом?
- Назовите основные проблемы крестьян, представителей среднего слоя и высшего
общества. - Охарактеризуйте автора произведения, назовите основные события его биографии.
Все вышеперечисленные задания не просто помогут лучше изучить эпоху XIX века в рамках уроков истории, и особенности романа «Евгений Онегин», на уроках литературы, они сделают урок и внеурочное занятие насыщеннее, интереснее. Данные задания основаны на системно-деятельностном принципе и соответствуют психологическому возрасту девятиклассников.
Итоговым заданием для команд может быть заранее подготовленная стенгазета, театрализованное представление или иное творческое выступление.
В завершении квеста проводится подсчет набранных баллов, при условии того, что за каждое правильно выполненное задание можно получить максимум 5 баллов, а за итоговое
творческое – 10.
Так, квест «Неразгаданые тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поможет обучающимся раскрыть основную мысль литературного произведения и с помощью него изучить обычаи, традиции и нравы русского общества XIX века. Данные методические разработки могут активно использоваться педагогами в учреждениях дополнительного образования в рамках занятий туристскокраеведческой и социально-гуманитарной направленности. Еще одним преимуществом разработанных нами методических рекомендаций является их модульность. Каждое задание может быть предложено в качестве отдельного и самостоятельного на уроках истории и литературы, на внешкольных занятиях, в тематических викторинах и олимпиадах, в кружках, на мастер-классах.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что основное и дополнительное образование неразрывно связаны друг с другом. Это единство отвечает за успешность и эффективность организации обучения и воспитания подрастающего поколения, за его гармоничное и всестороннее развитие. Квест – один из способов замотивировать обучающихся, повысить их интерес к изучаемым темам и объединить разные виды деятельности детей. Эта та технология, которая поможет заинтересовать обучающихся, активизировать их познавательную деятельность. Грамотное применение данной технологии в рамках транспредметной модели образования обеспечит активную включенность обучающихся в работу, их интерактивную и проектную деятельность, развитие творческих способностей и умений работать в команде. Всё это подчеркивает актуальность использования квеста как ресурса для решения проблемы взаимосвязи основного и дополнительного образования.
Квест «Неразгаданые тайны романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – универсальная разработка, отвечающая запросам и потребностям современных школьников. Предложенный нами методический материал может быть адаптирован для любой предметной области и любых имеющихся образовательных ресурсов.
Список источников
- Бурцева Е.Ю. Межпредметные как связи средство повышения качества общего образования. URL: http://edu.iro48.ru/. Дата обращения: 29.09.2022.
- Егоренко О.А., Веденеева Е.Г. Квест как элемент культурного досуга // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2017. №2.
- Петунин О.В. Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин // Вестник кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. – 2017. – №2.
- Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2 ч. Часть 1: учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
- Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. – 2018.
- Сухаревская Е. Особенности интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа («ПС»). – 2006 – №1. URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200600101. Дата обращения: 29.09.2022.
- Тимофеев И.В. Различные виды образовательных квестов как часть учебной программы учреждений дополнительного образования // Наука и социум. – 2017.
- Интеграция учебных предметов как педагогическое явление в современном мире. URL: https://studbooks.
net/2591002/pedagogika/integratsiya_uchebnyh_predmetov_pedagogicheskoe_yavlenie_sovremennom_mire. Дата обращения: 29.09.2022. - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf. Дата обращения: 01.10.2022.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/. Дата обращения: 02.10.2022.
- РИА НОВОСТИ: Путин призвал сделать российскую школу одной из лучших в мире. URL: https://ria.ru/20151223/1347398708.html. Дата обращения: 01.10.2022.
- Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты. Российское образование: новые смыслы». URL: https://национальныепроекты.рф/upload/doklad_ВЦИОМ_Education_10_11_2021_1532.pdf.
Дата обращения: 01.10.2022. - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/. Дата обращения: 02.10.2022.