Репертуарное планирование вокального ансамбля как средство сохранения национальных традиций
В статье на примере коллектива Центра образования «Лапландия» рассматриваются актуальные технологии по формированию устойчивого интереса к народным традициям и вокальному искусству народов России посредством обновления содержания репертуарной карты детского ансамбля. Авторы дают описание данных педагогических технологий, указывая на то, как помимо исполнительского мастерства, исполнение песен на родном языке, популяризация народного творчества воспитывают любовь к своей стране, дети учатся чтить традиции своего народа и с уважением относиться к национальным ценностям, любить песни и культуру родного языка, оберегать семейное наследие.
О.Е. Воронович,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
А.В. Тихомирова,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Мурманской области
«Центр образования «Лапландия»,
г. Мурманск
Знакомство ребенка с народной музыкой начинается с самых первых нот колыбельной от мамы, попевок от бабушки, колядок, прибауток, пословиц, былин, сказок. Осваивая родной язык, повторяя и напевая простые мелодии, ребенок запоминает ритмы своей культуры, узнает ее особенности, историю, традиционные обряды и праздники. Сохранение культурных традиций является важным этапом воспитания подрастающего поколения. Эстетическое, нравственно-патриотическое и духовное развитие ребенка, популяризация народного искусства формируют толерантное отношение к разным народам России, расширяют кругозор и обогащают представление о многообразии национальных колоритов.
Репертуар – это визитная карточка вокального ансамбля. Репертуарное планирование ансамбля «Фантазия» осуществляется с целью патриотического и духовно-эстетического развития гармоничной личности. В репертуарный план необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе музыкального материала важно учитывать тесситурные, интонационные, ритмические, динамические возможности детей, особенности их темперамента, дикции, артистизма и характера.
Для работы над репертуаром педагогами ансамбля «Фантазия» областного центра образования «Лапландия» Мурманской области разработан и реализуется цикл патриотических бесед, тематических открытых уроков, мастер-классов, музыкально-практических блоков с прослушиванием и просмотром видеоматериалов различных исполнителей отечественной и народной культуры.
Специфика творческой и концертной деятельности образцового вокального коллектива «Фантазия» определяет подбор и тематику репертуарного плана к массовым мероприятиям, торжественным церемониям открытия и награждения: областного научного форума «Шаг в будущее», регионального фестиваля робототехники «Юные инженеры Арктики», Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче», областного форума РДШ и Юнармии, региональных этапов Всероссийских конкурсов педагогического мастерства «Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Дети ансамбля участвуют в вокальных и вокально-хореографических композициях, сюжет, оформление и постановка которых регулярно обсуждаются и принимаются экспертной коллегией художественного совета учреждения. Исполняя песни о любви к родине, родному краю, стилизованные вокальные постановки, дети погружаются в народное творчество и знакомятся с богатством его культуры.
Репертуарная карта ансамбля состоит из авторских песен, написанных детьми и руководителями ансамбля – «Город Северный», «Заполярный край», «Мурманск мой», «Гимн молодежи Мурманской области». Песни о северном крае, малой родине воспитывают патриотизм, приобщают к творческому процессу создания всех участников ансамбля. Дети знакомятся с историей и музыкальными традициями народов Севера, изучают культуру Кольского края, узнают свои истоки, чувствуют себя наследниками региональной культуры. С авторскими текстами этих композиций ансамбль участвует в специальных номинациях авторской песни региональных и всероссийских конкурсов и занимает призовые места: Всероссийский конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России», конкурс «Ритмы России», конкурс на знание Государственной символики Мурманской области и РФ, Всероссийская акция «Голубь мира».
Приглашение к участию в областном фольклорном детском празднике «Рождественские посиделки» вдохновило нас на создание театрализованной костюмированной постановки «Рождественские колядки». Дети познакомились с обычаями и обрядами празднования Рождества, каждый участник рассказал про свои семейные традиции. Используя музыкальные игровые приемы, элементы русских хороводов, организаторам удалось создать полное творческое погружение в атмосферу праздника [1, с. 97].
Участие в конкурсах и фестивалях авторской песни повышает мотивацию к творческому взаимодействию коллектива, сплочению командного духа, самореализации как автора-исполнителя. в качестве примеров можно привести областной конкурс композиторов Мурманской области «Мелодии Заполярья», посвященный 85-летию со дня образования Мурманской области, региональный конкурс на создание гимна молодежи Мурманской области, Всероссийский фестиваль «Гринландия» им. И. Кобзона, Всероссийский фестиваль авторской песни «Грушинский», Всероссийский проект Музея Победы «Главные детские песни 3.0».
Взаимодействие с современными отечественными композиторами Д. Воскресенским, Т. Ананьиной, А. Петряшевой позволяет расширить творческое сотрудничество, обмениваться музыкальным опытом других регионов, авторскими песнями, музыкой, текстами, аранжировкой. Исполнение композиций «Любимый город», «Мечта» (Д. Воскресенский), «Победная весна», «Гроздья рябины» (Т. Ананьина), «Свободная птица», «Просто жить» (А. Петряшева), «Мы вместе» (К. Ситник) позволяет расширить представления о музыкальной стилистике других регионов нашей страны, изучать и использовать новые вокальные приемы, получать положительные комментарии и отзывы авторов песен об исполнительском мастерстве ансамбля.
Исполнение скороговорок, потешек, текстов народных сказок, народных песен, колядок а капелла с разным ритмическом рисунком, сопровождением, аккомпанементом, с использованием музыкальных инструментов, сценических атрибутов, дидактического материала, аудиовизуальных технологий, интересных тренировочных упражнений для развития голоса, артикуляции, чувства ритма, артистизма, сценического образа, пластичности, кантиленных распевок, повышают мотивацию, развивают творческую активность, личностный рост вокалиста, его стремление к исполнительскому мастерству [3, с. 124].
Использование современных информационных технологий, интернет-ресурсов, дистанционного обучения, привлечение детей к проектной деятельности, созданию медиа и различных творческих проектов, видеоклипов повышает творческую активность и мотивацию, расширяет возможности поиска и подбора репертуара, слушания и создания различных вокальных попурри, аранжировок, интерпретаций, побуждает к участию в дистанционных вокальных творческих проектах и конкурсах. Обучающиеся принимали участие в заочном отборочном туре вокалистов конкурса «Авторов детских песен «Главные песни»» и конкурсах патриотической песни «Журавли Победы« (Музей Победы), «Поем на кухне всей страной» (Первый канал), Всероссийском телемарафоне «С чего начинается Родина» (телеканал «Россия-1«), «Битва хоров» и др.
Участие в проекте вокального телевизионного шоу «Поем на кухне всей страной» обратило нас к традициям семейного пения. Исполнения попурри из народных песен «Во поле береза», «Катюша», «Во кузнице», «Тонкая рябина» объединило и сплотило вокальный коллектив, все вспомнили, как раньше собирались за большим семейным столом и пели душевные русские народные песни, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сохраняя традиции музыкальной народной культуры и преемственность поколений, мы оказываем воздействие на развитие нравственных ценностей и духовно-эстетическое воспитание.
Каждый ребенок из ансамбля имеет возможности для самореализации творческих потребностей. Дифференцированный подход позволяет учесть индивидуальные особенности, использовать креативный подход для создания нового сольного эстрадного номера, воплотить режиссерские задумки и показать вокальные навыки. Сольное выступление на сцене ставит для вокалиста новые задачи для воплощения художественного образа, ориентации на сценической площадке, раскрепощения, позволяет преодолевать волнение артиста, воспитывает самоорганизацию и самоконтроль. Очень важно помочь ребёнку поверить в свои силы и возможности, чтобы он чувствовал поддержку и не боялся проявлять инициативу. У каждого ребёнка свой успех и педагог находится в постоянном поиске пути к нему [2, с. 76].
Сохранение культурных традиций, популяризация народного искусства, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации приобщает к национальной культуре народов России, способствует эстетическому и нравственному воспитанию личности, расширению кругозора обучающихся, воспитывает толерантное отношение, патриотизм и любовь к родному краю. Различные формы работы (репертуарные карты, участие в фольклорных детских праздниках, конкурсах, фестивалях, вокальных телевизионных шоу, взаимодействие с современными композиторами), знакомство с музыкальным колоритом и приемами исполнения песен разных народов России повышают мотивацию и уровень творческой активности учащихся.
Список литературы
- Белов Н. В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. / Н. В Белов. – М.: Харвест, 2010. – 384 с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – Музыка, 2015.– 366с.
- Каргин А. С. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов. / сост. А.С Каргин. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. – 384 с.
Электронные ресурсы
- Тараканов Б. Нотный архив – URL: http://notes.tarakanov.net/vokjazz.htm (дата обращения: 09.09.2022)
- Хайтович Л.М. Сборники эстрадно-джазовых распевок и песенок для детей – URL: : https://www.realrocks.ru/haitovich/(дата обращения: 11.09.2022)
- «Сказочная страна «Лапландия» (https://vk.com/video-102426513_456239537).
- “Распевки на скороговорки. Расскажите про покупки!” – URL: https://youtu.be/KhSVpYClXm8 (дата обращения: 13.10.2022)