Возможности дополнительного образования детей в оценках семей: удовлетворенность и вовлеченность
В статье представлены некоторые результаты социологического опроса родителей и детей, обучающихся по программам дополнительного образования, проводившегося с целью оценки структуры занятости школьников в дополнительном образовании, выбора и родительских стратегий, удовлетворенности и оценки условий. Схожая картина распределения ответов родителей и детей является свидетельством высокой достоверности полученных результатов. Описание результатов приводится с учетом ответов и детей, и родителей, но приведенные данные касаются вторых ввиду минимальных различий. Приводятся интерпретации данных, а также выводы и рекомендации.
А.В. Павлов,
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
Москва
Одной из ключевых целей государственной политики в области дополнительного образования является создание для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Семья – основной благополучатель развивающихся возможностей для дополнительного образования, ее мнение и оценка являются во многом определяющими как в целеполагании и организации соответствующих проектов и программ, так и в оценке качества такой работы.
Опрос проводился в электронной форме с помощью специализированной платформы в субъектах РФ, принявших участие в проекте по созданию новых мест дополнительного образования детей. Участники опроса – более 123 тысяч детей и родителей (законных представителей) из 52 субъектов РФ, получающих образовательные услуги дополнительного образования на созданных в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» новых ученических местах в образовательных организациях разных типов. В выборе преобладают учащиеся (и родители) начальной и средней школы, что отражает возрастную аудиторию статистического знания о целевой аудитории большинства программ дополнительного образования.
Рис. 1. Организации, в которых обучающиеся посещают дополнительные занятия, %
Среди респондентов высокая доля из малых городов и сельской местности подтверждает целеполагание проекта по повышению доступности в такого типа территориях, где особенно сильно видны сложности с вовлеченностью семей в занятия по образовательным программам дополнительного образования ввиду ограниченных условий для получения такого рода образовательных услуг.
Как мы видим, одними из наиболее востребованных видов дополнительного образования являются программы по игровым видам спорта, изобразительному искусству и дизайну, по предметам школьной программы, единоборствам, хореографии и индивидуальным видам спорта.
Рис. 2. Направления дополнительных занятий, которые посещают респонденты, %
Распределение дополнительных занятий, которые посещают респонденты, по направлениям представлено на рис. 2. Фактически каждый пятый опрошенный ребёнок посещает занятия по игровым видам спорта; более 10% опрошенных также занимаются искусством, единоборствами, посещают занятия по подготовке к олимпиадам, конкурсам, к ЕГЭ и ОГЭ, а также дополнительные занятия по предметам школьной программы. Данная картина в целом соответствует стандартной структуре вовлечённости школьников в занятия дополнительным образованием, среди которых наиболее популярными являются физкультурно-спортивная и художественная направленности. В категории «Другое» также преобладают занятия физкультурно-спортивной и художественной направленностей: гимнастика, плавание, акробатика, театр.
И если техническое творчество – конструирование и робототехника в сумме с информационными технологиями, программированием обеспечивают значимую часть в охвате занимающихся школьников, то наука и исследовательская в сумме с экологическим образованием превышает только 5%. Вместе с тем, мы видим низкую вовлеченность школьников (менее 2%) в ремесла и промыслы (включая вязание, бисероплетение и т.д.), чем традиционно иллюстрируются примеры массовой практики устаревшего содержания дополнительного образования детей.
На вопрос об удовлетворённости в целом дополнительными занятиями, которые они посещают, подавляющее большинство респондентов отвечает положительно: считают себя полностью удовлетворёнными 70,4% обучающихся и скорее удовлетворёнными – 23,3%. Не удовлетворены дополнительными занятиями лишь около 6% респондентов (Рис. 3).
Рис. 3. Удовлетворённость обучающихся в целом дополнительными занятиями, которые они посещают, %.
Опрос показывает высокую степень удовлетворенности семей предоставляемыми возможностями дополнительного образования, подверженными ответами и обучающихся, и родителей. Общий уровень удовлетворенности имеет некоторые различия в зависимости от типа образовательной организации – наиболее позитивная оценка присуща муниципальным образовательным организациям, наиболее проблемная – общеобразовательным организациям.
Среди отдельных параметров удовлетворенности обучающиеся и родители наиболее высоко оценивают работу педагогов – их методику обучения, педагогические подходы и отношение. Педагог, его профессионализм, является вторым по значимости фактором для выбора занятий дополнительным образованием. Стоит отметить, что наличие современного оборудования для обучающихся является значимым, но не определяющим фактором для выбора занятий.
Результаты проведённого исследования показали, что определённая часть получателей образовательных услуг столкнулась с некоторыми сложностями при поиске информации, записи в интересующие объединения дополнительного образования и в процессе прохождения обучения ребёнком. Так, часть респондентов испытала сложности с поиском информации о занятиях на официальном сайте организации дополнительного образования или на портале-навигаторе; а некоторые столкнулись с трудностями записи на интересующую программу, поскольку не хватало мест.
Примерно четверть обучающихся не удовлетворена качеством доступа и скоростью Интернета, используемого на занятиях. Часть обучающихся и их родителей отмечают недостаток материалов для занятий; около трети респондентов отмечают, что оборудование имеется, но не используется; около половины опрошенных считают, что помещение для занятий нуждается в ремонте. При этом потребность в ремонте помещений и ситуации, когда имеющееся оборудование не используется, более характерны для сельских территорий. В наименьшей степени респонденты удовлетворены состоянием помещений для занятий родители, дети которых посещают организации профессионального образования. Данные обстоятельства требуют особого внимания при организации и сопровождении реализации проекта.
Треть опрошенных родителей соглашаются, что оборудование имеется, но не используется и что большую часть оборудования использует только педагог, детей к нему не подпускают. Ситуация наличия, но не использования оборудования также более характерна для дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования.
Отсутствие оборудования для реализации более сложных идей, которые отмечают почти треть обучающихся, может иллюстрировать недостаточную проработанность состава приобретаемых средств обучения, их соответствия современных образовательным технологиям и актуальному содержанию.
Наибольшие проблемы с удовлетворенностью качеством образовательного процесса связаны с состоянием помещений – и дети, и родители отмечают потребность в ремонте, как самую существенную проблему. В отношении средств обучения и воспитания возникающие сложности связаны с неиспользованием уже имеющегося (закупленного) оборудования, нехваткой комплектов на всех обучающихся в группе и недостаточностью расходных материалов к оборудованию для занятий, а также не хватает оборудования для реализации более сложных идей. Среди прочих сложностей отмечается слабое использование цифровых технологий на занятиях по программам дополнительного образования.
Среди позитивных изменений опрошенные отмечают отмечают возможность начать заниматься ребенку по тому направлению, которое ему интересно. Это же является ключевым фактором при выборе направления для занятий, определяет востребованность тематического направления программ дополнительного образования. Среди других наиболее высоко оцененных изменений – территориальная доступность (ближе добираться к месту занятий), появление бесплатных занятий по интересным направлениям. Если отличительной особенностью территориальной доступности для малых городов и сельской местности является пешая доступность, то в городах серьезным фактором выступает необходимость пользоваться транспортом (личным или общественным).
Свидетельством удовлетворенности и доверия также является высокая степень готовности абсолютного большинства респондентов продолжать занятия.
При поиске информации и записи на программы большинство опрошенных не испытывали проблем, но сложнее ситуация с поиском и получением информации о созданных возможностях дополнительного образования в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования, где более существенное количество ответов о наличии таких проблем с доступом к информации о дополнительном образовании. Вместе с тем, основным источником информации об открывающихся новых программах дополнительного образования являются учителя школы, где обучается ребенок. Чаще всего обучающиеся узнали про тот кружок (секцию, студию), где они сейчас занимаются, от классного руководителя или других учителей (44,4%); ещё примерно в трети случаев (35,9%) – от друзей и знакомых; лишь 12% детей смогли самостоятельно найти информацию в Интернете (Рис. 4). В категории «Другое» в качестве источников информации преобладают родители, прежде всего – мама.
Рис. 4. Как респонденты узнали про тот кружок (секцию, студию), где они сейчас занимаются, %
Существуют проблемы с осведомленностью родителей и детей о национальном проекте «Образование» – около трети родителей ничего не знают о его возможностях для дополнительного образования детей.
Для большинства респондентов дополнительное образование является средством для раскрытия талантов и способностей, самоопределения, общего развития и получения опыта, который не формируется в школьной программе. Родители не рассматривают занятия дополнительным образованием как поддерживающую и углубляющую школьную программу практику. А также не видят в таких занятиях значительного профориентационного потенциала.
Вместе с тем значительная часть родителей отмечает сформированность по итогам таких результатов, как качества личности (внимательность, отзывчивость, уверенность и др.), иллюстрирующих вклад воспитательной компоненты дополнительного образования.
Несмотря на относительно низкие профориентационные запросы к системе дополнительного образования для значительной части респондентов преимущественной образовательной перспективой будет получение высшего профессионального образования.
Для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся дополнительных общеразвивающих программ на новых ученических местах в период 2019-2021 годов характерен высокий уровень удовлетворённости занятиями на данных программах, связанный с улучшением качества обучения, материально-технической базы и условий для проведения занятий.
Новое оборудование (средства обучения и воспитания) для дополнительных общеразвивающих программ, приобретённое за счёт субсидий в рамках реализации данного проекта, оказывает положительное влияние на реализацию данных программ, внося существенный вклад в обновление содержания, технологий, используемых на занятиях, а также на результаты и эффекты от этих занятий.
В результате мероприятий, проведённых в рамках проекта, повысилась доступность дополнительных занятий для детей, в том числе для семей с низким социально-экономическим статусом и проживающих на отдалённых сельских территориях.
Вместе с тем, учитывая различия респондентов в образовании и социально-экономическом статусе, стоит отметить, что семьи с более высоким уровнем благосостояния являются ключевыми бенефициарами возможностей дополнительного образования – они быстрее узнают и используют их в целом и в нашем случае проекта по новым местам.
Проблемы территориальной доступности сохраняются в городах, где добираться до занятий приходится дольше, чем в малых городах и сельской местности.
Важно, что на занятиях обеспечена благоприятная психологическая атмосфера, являющаяся важной составляющей творческой образовательной среды поддержки и развития способностей и талантов.
Оценка респондентами материально-технического оснащения занятий по ряду параметров зависит от уровня благосостояния семьи: чем выше уровень достатка, тем выше степень удовлетворённости. Кроме того, детям из материально обеспеченных семей проще добираться к месту занятий: результаты опроса показали, что они в два раза чаще имеют возможность приезжать к месту проведения занятий на автомобиле кого-то из членов семьи, родственников или знакомых.
Более высокая удовлетворённость респондентов из семей с высоким достатком может быть связана, с одной стороны, с осознанностью рационального выбора занятий и инвестиций в образование детей. С другой стороны, может иметь место предубежденность и уверенность в своём выборе. В то же время, более низкая удовлетворенность при низких доходах может объясняться эффектом заниженного социального статуса, самооценки или общими характеристиками территории, где концентрируются проблемы качества и доступности.
Выявленные закономерности позволяют сформулировать следующие рекомендации по улучшению исследованных параметров:
– планирование развития дополнительного образования детей с учетом территориальных особенностей;
– работа с педагогическими кадрами, необходимыми для реализации качественного образования в условиях обновления содержания и технологий, оборудования;
– обеспечение финансирования открываемых образовательных услуг дополнительного образования на создаваемой инфраструктуре дополнительного образования, включающей ремонт и содержание помещений, обеспечение расходных материалов и заработную плату педагогическим работникам;
– обеспечение размещения более полной актуальной информации о возможностях посещения занятий по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей на официальных сайтах и помещениях образовательных организаций, СМИ и порталах-навигаторах услуг дополнительного образования детей;
– проведение работ по улучшению качества работы, скорости сети Интернет, используемой для занятий в организациях дополнительного образования;
– проведение мероприятий по увеличению степени использования в учебном процессе цифровых технологий (компьютеры, интерактивные доски, виртуальные тренажёры, 3d-принтеры);
– методическое обеспечение использования создаваемой инфраструктуры в связке с современными образовательными технологиями;
– проведение практического обучения педагогических работников образования, направленного на повышение их квалификации в части использования современного высокотехнологичного оборудования для занятий, а также современных педагогических технологий и методик;
– обеспечение всех обучающихся в необходимом количестве комплектами оборудования и расходными материалами, необходимыми для занятий и реализации более сложных проектов;
– реализация специальных мер для обеспечения обновления инфраструктуры, ремонта и содержания помещений дополнительного образования в современной форме;
– оказание адресной поддержки малообеспеченным семьям в части доступа к занятиям по дополнительным общеразвивающим программам на новых ученических местах (информирование, субсидии, содействие в решении проблемы транспортной доступности, специальные сертификаты).
Литература
- Goshin М. Е., Dubrov D., Kosaretsky S., Grigoryev D. The strategies of parental involvement in adolescents’ education and extracurricular activities // Journal of Youth and Adolescence. 2021. Vol. 50. No. 5. P. 906-920.
- Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90.
- Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень “Мониторинг экономики образования” Вып. 13 (30). М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Павленко К.В, Поливанова К.Н, Бочавер А.А., Сивак Е.В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-shkolnikov-funktsii-roditelskie-strategii-ozhidaemye-rezultaty (дата обращения: 22.12.2022).
- Павлов А.В. Дополнительное образование детей: возможности новой реальности // Про дополнительное образование детей. 2016. №1. URL: https://prodod.moscow/archives/891?ysclid=lbziibbmur708632960
- Павлов А.В. Ландшафт неравенства в дополнительном образовании: через буераки доступности к пикам охвата, проплывая море возможностей // ВНЕшкольник, 2021, №3, стр.14-17.
- Поплавская А.А, Груздев И.А., Петлин А.В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 261-281.