Создание новых мест дополнительного образования детей на основе данных

В статье представлен опыт региона по созданию новых мест дополнительного образования детей, алгоритм архитектуры реализации проекта, выработанный в результате исследований. Подробно рассмотрены мониторинговые мероприятия на примере трех территорий, исследован вопрос инфраструктурного развития организаций.

И.А. Малько
директор, Почётный работник общего образования РФ
ГБУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области»,
Липецк (Россия)

Систему дополнительного образования сегодня можно уверенно назвать системой актуального образования. Неслучайно в число приоритетных задач регионального образования входит развитие системы дополнительного образования, адаптированной к уровню современных технологий, направленных на удовлетворение запросов социально-экономического развития. Значимым инструментом решения поставленных задач является создание новых мест дополнительного образования детей. 

В 2019 году инициировано создание новых мест в субъектах Российской Федерации. В федеральный проект «Успех каждого ребенка» в части создания новых мест дополнительного образования национального проекта «Образование» Липецкая область вошла с первого года реализации. Уже в 2020 году во всех муниципалитетах Липецкой области было создано 4290 новых мест по дополнительным образовательным программам всех направленностей, а в 2022 году в регионе количество новых мест увеличилось еще на 1367. Площадками для них стали общеобразовательные организации областного центра и города Ельца, где открыты современные и технически оснащенные объединения, студии, секции.

Участие в реализации федерального проекта было связано с принятием большого количества управленческих решений, организацией комплексной системной работы по предварительной аналитике в разрезе территориальных (муниципальных) систем образования, включающей:  

  • мониторинг всей информационно-технологической инфраструктуры; 
  • мониторинг востребованности современных дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования среди детей и родителей и др.

При разработке стратегического маршрута проекта по созданию новых мест в муниципалитетах региона акцентировалось внимание на их социально-экономических показателях, национально-культурных традициях, образовательных потребностях обучающихся и  их родителей, педагогическом обеспечении (как совокупности педагогических условий реализаций процесса) и потенциальных возможностях социальных партнеров (в т.ч предприятий реального сектора экономики).

В результате проведения входной диагностики был разработан алгоритм реализации проекта, ориентированный на потребности различных возрастных категорий детей и молодежи в муниципалитетах региона при освоении программ разной направленности и условиях для их реализации.

Проектирование содержания дополнительных программ на новых местах осуществлялось с учетом особенностей контингента обучающихся. Повышенное внимание уделялось программам предпрофессиональной (углубленной подготовки) для старших школьников по современным технологическим направлениям, актуальным для субъекта РФ. 

Липецкая область – промышленно-технологический регион. Преобладание технической и естественнонаучной направленностей дополнительных программ (более 50% от общего числа новых мест) продиктовано вызовами инновационной экономики и усилением глобального научно-технического развития региона.

Эффективное планирование инструментария организационно-педагогических (образовательных) технологий, их комбинирование способствовали обновлению образовательного процесса в сфере дополнительного образования детей. В связи с тем, что наблюдалась острая потребность в необходимости внедрения в образовательный процесс педагогических инноваций, способствующих воспитанию интереса к техническому творчеству, в «Кадетской школе имени майора милиции А.П. Коврижных » было открыто объединение по пилотированию и использованию квадрокоптера. Программа патриотического направления реализуется совместно с кафедрой автоматизированных систем управления Липецкого государственного технического университета и при поддержке Липецкого авиацентра. Партнерами школы являются Управление МВД России по Липецкой области, а также Главное Управление МЧС России по Липецкой области.

Результаты мониторинговых исследований свидетельствовали о недостаточности вовлеченности детей среднего и старшего школьного возраста в программы дополнительного образования. Этим было продиктовано принятие решения об открытии программ для данной возрастной категории.

В программе «VReale» МБОУ «СШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов» города Ельца используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно развивать навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, инженерно-технической. Обучающиеся самостоятельно создают виртуальные уроки для своих одноклассников при помощи программного обеспечения от компании «Varwen Education», тем самым осваивают азы моделирования и программирования.

По результатам предварительной диагностики заинтересованности детей на территориях, наиболее востребованными у старшей возрастной группы оказались потребности в медиаобразовании. Для того, чтобы молодое поколение могло в полной мере использовать все возможности информационного поля, на базе Центра дополнительного образования Липецкой области был открыт Детский медиацентр. Команда профессионалов из числа действующих сотрудников СМИ проводит обучение по самым популярным медианаправлениям (основы тележурналистики, операторское искусство, искусство монтажа видео, основы драматургии, мастерство режиссёра), учит создавать медиаконтент и работать с современным оборудованием.

Для успешной реализации новых программ был разработан план организационно-методического сопровождения организаций – участников проекта. Основные направления плана: организация практико-ориентированных мероприятий по повышению квалификации, способствующих развитию «мягких навыков» педагогов; методическая поддержка и консультирование, выявление и тиражирование лучших практик. Целевые группы сопровождения: педагоги, методисты, руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных отделов образования.

Все педагогические работники прошли обучение в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» и ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей». 

Повышению информационной доступности проекта способствовала организация широкого освещения мероприятий в СМИ.

Вопрос дальнейшего инфраструктурного развития организаций с учетом созданных новых мест и привлечения дополнительных средств на их развитие – один из самых актуальных вопросов в реализации проекта.

Так, на базе новых мест (90 мест, направление «Мобильная робототехника»), открытых в 2020 году в Центре дополнительного образования Липецкой области было создано новое подразделение – Skills-Центр. Инфраструктура учреждения пополнилась актуальными программами по компетенциям WorldSkills («Интернет-маркетинг», «Графический дизайн», «Веб-дизайн и разработка» и др.), направленными в том числе на раннюю профессиональную ориентацию школьников. Количество обучающихся возросло до 328 человек.

Реализации проекта присуще развитие широкого спектра сетевых отношений — системы связей с технологическими и академическими партнерами, позволяющими разрабатывать и апробировать инновационные проекты с профориентационной направленностью.

С учетом интересов и потребностей обучающихся в определении профессиональной навигации, приоритетов социально-экономического и территориального развития, предотвращения оттока выпускников из региона в Лебедянском муниципальном районе создан и функционирует Центр профессионального самоопределения «Вектор». На базе 5-ти учреждений образования в тематических модулях более пятисот школьников с 5 по 11 класс получают базовые знания в области педагогики, медицины, журналистики и производственной сферы. Работа ведется по договорам сетевого взаимодействия с Лебедянским педагогическим колледжем и Воронежским медицинским университетом им. Н.Н. Бурденко.

С учетом потребностей в квалифицированных инженерных кадрах в образовательных организациях города Ельца открыто 647 новых мест дополнительного образования детей, в т.ч. 360 технической направленности (мобильная робототехника, авиа- и судомоделирование, VR и AR-технологии). Программы реализуются в рамках взаимодействия с АО «Елецгидроагрегат» – современным машиностроительным предприятием, специализирующимся на разработке и производстве высококачественных гидравлических компонентов.

Показателями эффективности реализации проекта «Создание новых мест дополнительного образования в различных образовательных организациях» стали: 

– увеличение численности обучающихся объединений;

– увеличение численности обучающихся, принимающих участие в региональных и всероссийских конкурсных мероприятиях;

– удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством обучения;

– сохранность контингента;

– увеличение количества мероприятий, проводимых на площадках, открытых в рамках проекта.

Подтверждением эффективности внедрения проекта являются достижения обучающихся на новых местах в 2022 году:

– 3 команды Липецкой области стали бронзовыми призерами финала X Национального чемпионата «Молодые профессионалы»;

– победа на Всероссийском фестивале по интеллектуальным роботизированным системам в номинации «Инженерный проект»;

– 4 из 15 научно-технологических проектов, представленных на конкурсе молодых исследователей программы «Шаг в будущее», стали победителями и призёрами;

–  3 диплома-победителя в активе Детского медиацентра на региональном этапе Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества;

– обучающиеся естественнонаучной направленности стали дипломантами XV Международного конкурса исследовательских работ школьников.

Позитивных эффектов от создания новых условий и возможностей удалось достичь в результате детальной аналитики на основании данных со стороны муниципальных систем образования, в которых создавались новые места. Анализ данных стал основой как на этапе проектирования, так и на этапах реализации и контроля. 

Выстроенный алгоритм реализации проекта, гибкая система управления способствовали снижению рисков нерационального использования ресурсов проекта и помогали планированию, а также улучшению его результатов. В рамках продолжения реализации проекта в 2023 году в регионе будет открыто 1367 новых мест дополнительного образования.

Список литературы:

1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

3. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018г., протокол №3).

4. Новые места для дополнительного образования детей: содержание, кадры, инфраструктура: сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей / сост. А.В. Павлов. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

5. Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» – Создание новых мест дополнительного образования детей. / Коллектив авторов. – Санкт-Петербург: Счастливый Билет, 2021. – 192 с.

6. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями. здоровья: методическое пособие /под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,71 Mb). —Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст: электронный. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).

Добавить комментарий

Войти с помощью: