Компьютерная графика и графический дизайн: актуальные аспекты и технологии обучения творческой мастерской «территория дизайна»

Компьютерная графика – одна из современных образовательных областей, реализующихся в  учреждениях дополнительного образования детей. В статье говорится о особенностях обучения компьютерной графике в творческой мастерской «Территория дизайна» БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина», раскрываются этапы обучения компьютерной графике (подготовительный, основной, учебно-творческий). 

О.Ю. Амелина,
педагог дополнительного образования творческой мастерской «Территория дизайна»
БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»;
кандидат педагогических наук,
г. Орёл, Россия

Современные школьники осваивают компьютер и мультимедийные средства порой быстрее, чем учатся читать и даже говорить. Не случайно, в ближайшем будущем основной упор делается на освоение профессий, связанных с IT и мультимедийными технологиями. 

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника – такой же, как и карандаш, перо или кисть, но естественно обладающий своими специфическими возможностями. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности обучающегося школы и реализуется в социальной среде, окружающей ребёнка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов. [1]

Компьютерная графика входит в область профессиональной деятельности графического дизайнера. Рассмотрим одну из профессий современного мира – «графический дизайнер», на ознакомление с которой ориентирована творческая мастерская «Территория дизайна» БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина». Здесь максимально раскрываются творческие возможности будущих дизайнеров,  стимулируется  их  проектная и исследовательская работа. 

Учебный курс в творческой мастерской «Территория дизайна» рассчитан на 3 года. Обучение проводится по звеньям — небольшими группами — что позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы педагога (все стадии работы педагог показывает при выполнении авторской работы), но и участвовать в каждом групповом или индивидуальном задании путём копирования моделей поведения или демонстрационных навыков.

В творческой мастерской формируется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей важных для их предпрофессиональной подготовки. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер как между педагогом и обучающимися, так и между всеми участниками мастерской, отмечается максимальная включённость и активная позиция участников, возможность для импровизации в заданиях, свобода выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности.

Педагог, продумывая программу обучения и развития детей, прописывает последовательность «шагов»-заданий, которые выстроены по определенной логике. Обучающиеся проходят определенные этапы обучения компьютерной графики – подготовительный, основной, учебно-творческий (дизайнерское творчество, практикум) (Таблица № 1). Каждый этап имеет предполагаемый результат и формируемые навыки и умения.

Таблица №1.  Этапы обучения компьютерной графике в творческой мастерской «Территория дизайна»

Мастерская — это технология, при помощи которой педагог вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец. Педагог не призывает: «Делай, как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Данная технология сходна с проблемным обучением и позволяет научить будущих дизайнеров самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми».

Основными аспектами работы творческой мастерской являются:

 – развитие воображения и креативных способностей обучающихся. Самое большое преимущество занятий по графическому дизайну – это возможность в полной мере выражать своё воображение и творческие способности. Все, что ребёнок представляет и визуализирует в детстве, он сможет в полной мере реализовать в этой сфере, чтобы другие могли оценить, критиковать и даже восхищаться;

 – изучение новых методов и навыков обучения. Занятия позволяют расширить горизонты обучения, открыть новые сферы деятельности, освоить новейшие компьютерные  технологии, применить свои возможности и таланты в той деятельности, которая не всегда возможна в общеобразовательной школе;

 – получение новых умений и навыков в творческой деятельности. Дети развивают свои умения создавать рисунки, учатся на практике использовать графические редакторы и их функции, применять средства векторной и растровой графики. Все приобретённые на занятиях умения и навыки работы на планшете будут способствовать интеллектуальному развитию обучающихся,  дальнейшему самосовершенствованию;

 – изучение основ новой профессиональной деятельности. Дети могут похвастаться перед сверстниками новыми дизайнерскими умениями, например, они с лёгкостью будут корректировать фотографии на компьютере, делать фантазийные коллажи, рисовать на планшете. [2]

Примеры учебных работ обучающихся

Существует ряд необходимых условий для реализации обучения графическому дизайну:

– обучающимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для возможности выбора. Проекты могут быть как индивидуального, так и коллективного характера. Последние способствуют освоению обучающимися коллективных способов работы;

–  обучающиеся должны обладать достаточной информацией для осуществления проекта. Педагог должен уметь предоставить полную, исчерпывающую инструкцию для решения поставленных задач. При этом важно учитывать индивидуальные способности детей;

– для обучающихся творческого объединения также важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих, поэтому учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы. Желательно, чтобы целостность работы была в игровой или имитационной форме;

– как показывает практика, необходимо постараться создать благоприятные условия, при которых обучающиеся имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом обсуждении происходит взаимообучение, которое полезно как для обучаемого, так и для самого обучающего.

Примеры учебных работ обучающихся

Текущий контроль усвоения знаний осуществляется по результатам выполнения практических работ. В конце каждой темы каждый обучающийся выполняет обработку изображения и на последнем занятии проводится выставка работ, где представляются и обсуждаются.

Обучение компьютерной графике призвано привить обучающимся любовь к изобразительному искусству, дизайну, подтолкнуть их к выбору дизайнерского творчества и изобразительного искусства как профессиональной стези. 

Конечно, не все обучающиеся творческой мастерской станут в дальнейшем профессиональными дизайнерами. Однако, они освоят новый вид деятельности, который поможет им сориентироваться в мире современных профессий, понять, насколько интересна им эта сфера деятельности.

Примеры учебных работ обучающихся

Список литературы:

  1. Калинина, С. А. Цифровые инструменты реализации проектной деятельности учащихся / С. А. Калинина, Е. Н. Макаренко, Р. Р. Никифорова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 46 (388). – С. 269-273. – URL: https://moluch.ru/archive/388/85439/ (дата обращения: 12.10.2022). 
  2. Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы. – Школа и производство. – 2006. – №4.

Добавить комментарий

Войти с помощью: