Дидактические возможности применения спилс-карты в детских объединениях туристско-краеведческой направленности
В статье рассматривается специфика использования спилс-карты в качестве учебно-наглядного пособия. Обоснована актуальность использования данного пособия в детских объединениях туристско-краеведческой направленности. Цель статьи – изучение методики использования спилс-карты в рамках транспредметной модели образования. В статье приведены аргументы эффективности спилс-карты, которая может быть использована в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в реализации программы туристско-краеведческой направленности.
А.А. Клепикова,
методист, ОБУДО «Курский областной центр туризма», Курск
Краеведение – это не только собирание материала, но и его осмысление и общение [1]. Использование картографического метода исследования общей физико-географической характеристики родного края дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий усвоению, запоминанию материала, удобный способ проверки знаний; помогает развивать у обучающихся логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность; намного повышает интерес к изучаемому материалу, способствует воспитанию любви к малой родине [2].
Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие дидакты и методисты: Я.Коменский, Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов и другие [2].
Краеведческая карта – это приоритетное учебное пособие на занятиях, которое как наглядное средство, формирует у обучающихся умения наблюдать, описывать, анализировать и обобщать. Этот позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий, что и является основой дидактики.
В учебном процессе используются различные варианты учебно-наглядных пособий с изображениями карт: бумажные (атласы, настенные карты, карты-плакаты, контурные карты) и цифровые карты (интерактивные, мультимедийные). Все они несут в себе не только необходимый наглядный инструментарий, но и являются основой для формирования игрового компонента на занятии. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд обучающегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3].
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Игра ставит обучающихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполняют задания, соблюдая правила игры. [3].
Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету.
Таким образом, при использовании игровых форм формируется модель активной деятельности участников образовательного процесса, что является ярким примером персонализированной модели образования [4].
В последние годы особое место среди новых учебно-наглядных пособий картографического содержания заняли спилс-карты. Спилс-карта – игра-головоломка – учебное пособие по изучению административно-территориального устройства и и субъектов Российской Федерации.
Спилс-карта не заменяет традиционные карты, а дополняет их новыми возможностями, направленными на решение задач по знанию расположений элементов карты (своего района, своего края, своей страны). Дидактические возможности расширяются. Педагог может увеличить объем изучаемого материала дополнительными заданиями по извлечению новой информации, обучать игре через разнообразные виды заданий и формы работы с элементами спилс-карты.
Особая конструкция спилс-карты раскрывает новый подход к изучению истории своего родного края. Обучающийся становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания. Спилс-карта позволяет ребенку своими темпами освоить карту Курской области, останавливаясь и закрепляя знания.
Дидактические возможности применения спил-карты в туристско-краеведческой направленности разнообразны. Спилс-карту можно использовать как пособие, позволяющее, с одной стороны, формировать образ карты Курской области, а, с другой стороны, организовать работу по быстрой проверке названий районов Курской области, местоположений их на карте.
Рис. 1 Спилс-карта Курской области
При работе со спилс-картой возможно использование заданий, направленных как на обучение (дидактические), так и на контроль (диагностические). Спилс-карта может стать источником разработки игровых и творческих заданий. Ниже представлены примеры различных видов заданий.
Дидактические задания по работе со спилс-картой Курской области:
- собрать данные о районах Курской области (герб района, контур границ района, природные памятники, памятник на центральной улице района, река);
- заполнить предложенный контур района спилс-карты, назвать его;
- выбрать районы спилс-карты, по территории которых протекает река Сейм (г. Курск, Солнцевский р-он, Октябрьский р-он, г. Льгов, г. Рыльск, Глушковский р-он);
- отобрать районы Курской области, которые граничат с Белгородской областью (Суджанский район, Обоянский район, Пристенский район, Горшеченский район).
Диагностические задания по работе со спилс-картой Курской области:
- используя контурную карту, за максимально короткое время собрать спилс-карту Курской области;
- из предложенного набора спилс-карты районов Курской области выбрать пазлы: областной центр и самый северный, южный, восточный и западный районы области (областной центр – Курск; Северный – Железногорский район; южный – Беловский район; восточный – Касторенский район и западный – Рыльский район);
- определить район по описанию (герб, по памятникам природного и культурного наследия) и выбрать соответствующий контур из предложенных вариантов и т.д.
Игровые задания по разделу программы «Краеведение»:
- Краеведческое лото: обучающимся предлагается определить, к какому району Курской области относятся фотографии, на которых представлены природные, историко-культурные, хозяйственные объекты района.
- Картографическое лото: из мешочка игрок вынимает элемент спилс-карты и, расположив на магнитной доске, дает его описание, называет все, что относится к данному району.
- Географическое лото «Реки Курской области»: обучающимся предлагается ряд карточек с реками, которые протекают по территории Курской области. Вытянув карточку с названием реки, необходимо определить по спилс-карте в каких районах она протекает (реки Курской области: р. Сейм, р.Тускарь, р. Псёл, р. Свапа, р. Донецкая Сеймица, р. Полная, р. Рать, р. Рогозня, р. Осмоль, р.Олым, р.Суджа, р.Дичня, р.Снова, р. Кшень, р.Оскол, р.Тим, р.Чернь, р. Усожа).
Карта выполняет двоякую роль: она выступает и результатом достигнутого уровня знаний о территории, об объектах и явлениях, которые к ней относятся, и инструментом познания, позволяющим путем умозаключений подняться на более высокую ступень знания [4, с.110].
Таким образом, вместо традиционной цели «запомнить и ответить» возникает цель реального достижения, а процесс обучения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии. Элементы игры подчинены достижению свободного творческого состояния её участников.
В заключении хочется отметить и большое воспитательное значение использования спилс-карты через групповые формы работы, объединяющие усилия обучающихся различных возрастов в учреждениях дополнительного образования.
Список литературы:
- Дрогов И.А. Константинов Ю.С., Смирнов Д.В. Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения. [Электронный ресурс]. URL: https://dogmon.org/role-i-zadachi-massovogo-turistsko-kraevedcheskogo-dvijeniya-v.html (дата обращения: 31.01.2023).
- Имангулова Т.В. Картографический метод исследования родного края – основа школьно-краеведческого атласа. [Электронный ресурс]. URL: https://tour-vestnik.ru/kartograficheskiy-metod-issledovani (дата обращения: 31.01.2023).
- Гноева Л.Н. Игровые формы занятий в дополнительном образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/244418-igrovye-formy-zanjatij-v-dopolnitelnom-obrazo (дата обращения: 07.02.2023).
- Онищенко Ю.Ю. Спилс-карта – персонализированная модель обучения в игре. [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library/spilskarta_personalizirovannaya_model_obucheniya_084123.html (дата обращения: 30.01.2023).
- Озеров А.Г. Краеведение. Методические аспекты. [Электронный ресурс].URL: https://307226.selcdn.ru/fcdo/unauth/8bfd74/2f8b58d8a5b7c3dd30dfa7031a1acccc54f3c093.pdf (дата обращения: 01.02.2023).