Туристско-краеведческая деятельность как одно из направлений патриотического воспитания в Ставропольском крае: ретроспектива и современность

В статье рассматривается история и становление детско-юношеского туризма как одного из приоритетных направлений в патриотическом воспитании, анализируются условия патриотического воспитания через туризм и краеведение, описываются истоки и организация ученического туризма в Ставропольском крае и России.

В работе подробно отражена туристско-краеведческая деятельность организаций дополнительного образования детей Ставропольского края в современных условиях, показана специфика массовых мероприятий.

А.Г. Лазарева,
доцент кафедры психолого-педагогических технологий
и менеджмента в образовании ГБУ ДПО
«Ставропольский краевой институт развития образования,
повышения квалификации и переподготовки работников образования»,
канд. пед. н.,
Ставрополь

Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания государства и общества. Особенно актуально это в наши дни, когда прежние устои разрушены, а новые ориентиры только создаются в разных сферах. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Как считают многие политики, ученые и практики, формирование патриотизма является одним из условий дальнейшего общественного развития и прогресса, национального возрождения России как великой державы.

К данному процессу должны быть причастны многие социальные институты, и, в первую очередь, образование.

В начале 90-х годов прошлого столетия в силу изменившихся социально-политических и экономических условий патриотическое воспитание стало терять свою актуальность, и это наложило особую ответственность за воспитание юных граждан на руководство страны.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России

Был разработан ряд документов по этому вопросу, назовем некоторые из них.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России прописан «национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2, 11].

Также в документе определены базовые национальные ценности, где на первом месте стоит патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [2, 18].

В настоящий момент основополагающими документами для воспитания патриотов являются Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», с 1 января 2021 года в России стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».

Таким образом, мы видим, что патриотическое воспитание является одним из главных вопросов для нашей страны в целом и для образования, в частности.

Проблема патриотического воспитания в России имеет давнюю историю.

В средневековой Руси православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. «Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси» [2, 5].

В XVIII в. в России был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству» [2, 5].

Во второй половине XIX — начале XX века в России “лучшие педагоги, психологи, философы предлагали свой взгляд на развитие и воспитание человека новой эпохи«[9,18].

Одним из направлений стали скаутские организации, основной целью которых было воспитание патриотов с использованием спорта, туризма, военных игр на природе, системы личностного роста.

Впоследствии опыт воспитания детей посредством скаутского метода использовался в советской педагогике, в частности, в пионерской организации, в работе внешкольных учреждений туристической направленности. На этот метод в начале 20-х годов прошлого века ссылалась Н.К. Крупская в статье «РКСМ и бойскаутизм», что вызывало неоднозначную реакцию у партийных лидеров и идеологов молодежного движения.

Советская эпоха в отечественной истории, литературе, педагогике сформировала высокий идеал: личность патриота, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования во имя будущего своей страны и своего народа. Об этом мы можем судить по героям прекрасных кинофильмов, книг, спектаклей, которые до сих пор являются для нескольких поколений образцом для подражания.

Нужно отметить, что патриотическое воспитание в Ставропольском крае является одним из приоритетных в силу ряда сложившихся причин.

  1. Геополитическое положение края, он по праву считается южным форпостом России.
  2. Патриотическое и особенно военно-патриотическое воспитание имеет давние педагогические традиции: в крае достаточное число детско-юношеских военно-патриотических клубов, действуют Посты № 1, с 1991 г. развивается детское казачье движение, активно функционируют кадетские классы и корпусы.
  3. Край является ведущим в течение ряда лет по допризывной подготовке, служба в армии считается почетной у выпускников школ, многие из них служат в Президентском полку.

Туристско-краеведческая деятельность как составляющая патриотического воспитания является одним из основных направлений в дополнительном образовании детей в целом и, в частности, в Ставропольском крае.

Понятие туристско-краеведческой деятельности можно определить как совместную деятельность детей и педагогов, направленную на достижение образовательно-воспитательных и оздоровительных целей, обязательным признаком которой является участие в походах, экспедициях, массовых туристско-краеведческих мероприятиях.

Рассмотрим историю развития ученического туризма и краеведения.

Заметим, что Кавказ с его самобытной культурой, богатейшей природой, минеральными источниками издавна привлекал к себе внимание многих выдающихся людей России: писателей и поэтов, художников, композиторов, путешественников, исследователей. В 1906 году в Пятигорске на базе Кавказского горного общества исследователем и патриотом, Р.Р. Лейцингером была создана одна из первых в России ученических туристических баз, которая бесплатно принимала группы обучающихся из всех городов России, включая Сибирь. Р.Р. Лейцингер писал: «Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом…» [4, 1].

В настоящее время имя этого выдающегося человека и патриота носит Пятигорский центр детско-юношеского туризма и творчества.

На рубеже XX века появился термин «краеведение», который также относится к туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности. Первоначально среди педагогов было в ходу понятие «отечествоведение», затем на смену пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Задачей краеведения было изучение и познание своего края, малой родины, где человек родился и вырос. Интересно, что сейчас в ряде регионов вводится предмет «Родиноведение».

Попечителем Кавказского учебного округа в ноябре 1907 г. было издано распоряжение «Об ученических экскурсиях», в котором прямо говорилось о роли экскурсий в учебном процессе и воспитании подрастающего поколения: «любви к родине и деятельное влечение работать на ея пользу, и тем самым способствовать выработке здравых жизненных идеалов, создание которых составляет ближайшую задачу школы» [6, 2].

В то же время Министерством Народного просвещения были поддержаны начинания Р.Р. Лейцингера, рекомендовалось всем учащимся старших классов гимназий, реальных училищ с целью познания своей Родины и ее истории посетить три великих города России: Санкт-Петербург, Москву, Киев, т.е. мы видим, что воспитанию патриотизма и краеведческой деятельности в дореволюционной России уделялось большое внимание.

После октябрьской революции с целью воспитания патриотов новой советской России, взяв за основу дореволюционный опыт деятельности по развитию ученического туризма, руководство страны стало создавать экскурсионно-туристские станции. Первое такое учреждение было создано уже в 1918 году в Москве. В этом же году была организована биологическая станция юных натуралистов и любителей природы (БЮН, позднее преобразованная в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева. БЮН явилась первым государственным учреждением внешкольной работы молодого советского государства. В 1919–1924 годах для подготовки юннатов к самостоятельным наблюдениям педагоги проводили много экскурсий по окрестностям. Юннатские кружки создаются при Московском обществе испытателей природы (знаменитое в России МОИП), при биофаке и зоомузее МГУ, на базе Московского зоопарка (КЮБЗ), при Всероссийском обществе охраны природы (ВООП).

О понимании роли внешкольных учреждений в воспитании подрастающего поколения мы можем судить по тем фактам, что через два года после Октябрьской революции 1917 года, в разгар гражданской войны, был проведен I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. На съезде был принят ряд важных резолюций, в частности, о создании основной государственной системы учреждений внешкольного образования. Эти учреждения должны содержаться целиком за счет государства.

В этом же году были разработаны первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма. Экскурсионный метод как более образный, понятный и доступный детям, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Исторические источники свидетельствуют, что в это время начали организовывать экскурсии для детей рабочих и крестьян в Петроград и Москву. Учитывая дореволюционный опыт развития ученического туризма, руководство школ и внешкольных учреждений обеспечивало экскурсантов продуктами, местами на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы. Особенно актуальны стали производственные экскурсии.

В 1932 году коллегией Наркомпроса РСФСР было принято постановление, в котором говорилось о необходимости создания в областных центрах страны детских экскурсионно-туристических станций (ДЭТС). 20 марта 1932 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья председателя ВСНХ СССР В.В. Куйбышева «Узнаем свою страну» с призывом к юным гражданам взяться за изучение полезных ископаемых, краеведение. Это послужило началом систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине.

Война внесла свои коррективы в развитие детско-юношеского туризма и краеведения: многое было разрушено, но, как свидетельствуют исторические источники, даже в это время дети из освободившихся от немецкой оккупации территорий начинали вести краеведческую деятельность: фотографировали и записывали рассказы вернувшихся фронтовиков, ухаживали за могилами погибших и др.

В послевоенные годы стало больше внимания уделяться детскому туризму. На Всероссийском совещании по народному образованию (1945 г.) рекомендовалось внешкольным учреждениям широко использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися. В январе 1948 года в Москве состоялся Всесоюзный слет юных путешественников.

И уже в начале 50-х годов туристско-краеведческая деятельность стала приобретать системный характер. Министерством просвещения РСФСР была разработана примерная программа туристско-краеведческой деятельности с учащимися, в органах управления образованием в каждом регионе стране были специалисты, ответственные за это направление, в компетенцию которых входила инструктивно-методическая и организационно массовая работа.

В 1954 году ЦК ВЛКСМ утвердил Положение о значках «Юный турист», «Юный натуралист», «Юный техник». Ими награждались дети, проявившие себя в походах, экспедициях, соревнованиях, слетах.

В 1956 году в Ставрополе на основании приказа КРАЙОНО № 329 была создана Краевая детская экскурсионно-туристическая станция. Первым директором была Савельева В.В., ставшая в последующие годы крупным ученым-краеведом, широко известным за пределами края.

Сегодня это ГБУ ДО «Краевой центр экологии, туризма и краеведения», одно из ведущих учреждений не только в крае, но и на Северном Кавказе .

60-е-годы — середину 70-х годов можно считать временем расцвета социальной педагогики, воспитательной деятельности и, в частности, туристско-краеведческой деятельности. Именно тогда появились новые технологии и формы практики, которыми с успехом пользуются современные педагоги. Так, например, в 1965 году во многих пионерских дружинах проходил поход боевой славы, который посвящался 20-летию дня Победы

В следующем году вышла книга ставропольских журналистов В.Г. Гнеушева и А.Л. Попутько «Тайна Марухского ледника», основанная на исторических документах и подлинных фактах, переведенная на многие языки и принесшая ее авторам международную известность. В книге рассказывалось о мужестве и доблести наших воинов, оборонявших Марухский перевал и не пустивших фашистов через Кавказский хребет к Черному морю.

Как написали авторы, “все, что пока еще скрыто от людских глаз или затеряно в памяти, должно стать известным. В трагической и прекрасной истории высокогорной битвы нет ничего, что было бы недостойно нашего внимания…«[1].

После выхода первого издания летом 1966 года на Марухском перевале в память погибших был установлен обелиск и у подножия его замурована книга «Тайна Марухского ледника» и письмо комсомольцев Карачаево-Черкесии в будущее — молодежи 2017 года.

Нужно отметить, что до 30 ноября 1990 года Карачаево-Черкесская автономная область входила в состав Ставропольского края, ныне это Карачаево-Черкесская республика.

Как вспоминают ветераны краевого радио, именно эта книга послужила ориентиром для объявления в 1970 году Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Во время похода были наработаны новые технологии и формы практики патриотического воспитания в контексте туристско-краеведческой деятельности: шефство над инвалидами войны, ветеранами труда, сооружение памятников и мемориальных знаков, трудовые и экологические десанты по сохранению природы и др.

Основным направлением в работе краевой ДЭТС была выбрана подготовка кадров турорганизаторов через лекции, семинары. На весенних каникулах для них организовывался поход в Долину нарзанов, а летом — через Клухорский перевал к морю.

С 1959 года в Архызе краевая детская турбаза стала принимать детей — победителей исследовательских и творческих конкурсов.

В начале 60-х годов Северо-Кавказским геологическим управлением при поддержке КРАЙОНО был объявлен массовый геологический поход школьников и молодежи края. Цифры говорят сами за себя: обучение и подготовку прошли 500 педагогов. Более 12 тысяч юных геологов, участвуя в походе, открыли месторождения мрамора, новые рудопроявления меди, строительных материалов. Но самым главным было ознакомление на практике с профессией геолога, что в дальнейшем могло повлиять на выбор профессии.

С 1969 года стал действовать краевой телевизионный клуб «Радуга», освещающий вопросы туристско-краеведческой деятельности. Частыми гостями клуба были педагоги и дети, участники походов и экскурсий по родному краю. В это же время турбазы края, принимая детей, предлагали им интересные и познавательные экскурсии: «Хвала рукам. что пахнут хлебом», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы!», «В кольце синих гор», «Лермонтов на Кавказе» и др.

С 1970 года туристско-краеведческая деятельность школьников края получила новый импульс. В течение ряда лет действовал Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!» по семи маршрутам — направлениям деятельности. Одним из главных стал маршрут «Мое Отечество — СССР».

В краевом Доме пионеров, являющимся многопрофильным инструктивно-методическим центром, как и в целом по стране, появились туристско-краеведческие кружки и секции. Именно тогда известный ставропольский педагог и краевед Г.А. Беликов начал собирать материалы о деятельности юных патриотов. Собранные в экспедициях, походах материалы легли в основу его книги «Свет пионерских костров», а в самом Доме пионеров был организован музей истории пионерской организации города Ставрополя.

В 70-80-е годы в школах и внешкольных учреждениях появились краеведческие залы и музеи. Можно сказать, что практически каждая школа или дружина в крае носила имя героя. Были разработаны новые интерактивные технологии и практики по патриотическому воспитанию: героические поверки, Дни памяти героя, защита имени героя, которые и по сей день применяются педагогами.

Материалы, собранные туристами и краеведами, начали активно использоваться педагогами на уроках и занятиях, а сами залы и музеи стали местом для проведения различных мероприятий познавательного и патриотического направлений.

Параллельно в регионе шла деятельность по разработке методических материалов: примерных программ, рекомендаций, положений для занятий детским туризмом и краеведением. Основным инструктивно-методическим центром и координатором туристско-краеведческой деятельности в регионе оставалась детская туристско-краеведческая станция.

В регионе с середины 70-х годов в Архызе стали проводиться краевые слеты юных туристов-краеведов, участниками которых были дети и их педагоги, команды из всех территорий края. Кроме обязательных соревнований по туристской технике, участники проходили Контрольно-комбинированный маршрут (ККМ) и Контрольно-туристский маршрут (КТМ), где активный туризм сочетался с познавательной и краеведческой деятельностью школьников. С этого времени обязательным мероприятием стала героическая поверка у мемориала, сооруженного в честь бойцов — защитников Кавказа — молодежью города Невиномысска.

В 1992 году в связи с введением Федерального Закона «Об образовании в РФ» внешкольные учреждения трансформировались в учреждения, затем организации дополнительного образования детей.

Современное дополнительное образование детей характеризуется:

  • созданием педагогических условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения;
  • многообразием видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностным характером образовательного процесса;
  • признанием за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • контролем за результативностью и качеством продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы.

В последних документах дополнительное образование трактуется как социокультурная практика и развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке«.

Отметим ряд современных тенденций в организации туристско-краеведческой деятельности региона.

  1. Продолжение лучших традиций и введение инновационных форм работы в сфере туристско-краеведческой деятельности региона.
  2. Реализация программно-вариативного подхода (автор А.В. Волохов), предполагающего при разработке программ ориентированность на социально-экономические, политические изменения окружающей среды с учетом потребностей детей. И, как следствие, появление нового поколения программ по туристско-краеведческой направленности: пешеходный туризм, велотуризм, водный туризм, альпинизм, краеведение, программы, ориентированные на обучение гидов- переводчиков и др.
  3. Усиление региональных аспектов туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»: региональная история, экология, этнография, геология, археология, литература, генеалогия, география, развитие туристических навыков.
  4. Расширение числа участников мероприятий по патриотическому воспитанию через туристско-краеведческую деятельность. Если в начале 2000-х годов в Вахте памяти участвовало около 500 обучающихся, то теперь более 2 000 человек.
  5. Развитие сети палаточных лагерей в горах Карачаево-Черкесии. Организация туристских смен и многодневных походов.
  6. Актуализация профориентационной деятельности, проведение профессиональных проб на базе вузов и организаций среднего профессионального образования.
  7. Разработка долгосрочных программ, проектов, учитывающих историко-культурные и эколого-географические особенности Ставропольского края.
  8. Разработка программ естественнонаучной направленности.
  9. Расширение числа конкурсов, фестивалей, смотров в онлайн-режиме.

В условиях реализации Федеральных государственных стандартов, Национального проекта «Образование» перед педагогами края встала необходимость совершенствования форм, методов, технологий в патриотическом воспитании детей и молодежи, в том числе в процессе реализации программ туристско-краеведческой направленности.

Рассмотрим ряд направлений деятельности, позволяющих решить эти вопросы.

1. Координация деятельности туристско-краеведческих объединений, военно-патриотических клубов, кадетских классов, именных школ, школьных музеев.

В регионе создано четыре Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, действуют свыше трехсот объединений юных патриотов, в них занимаются более 10 тысяч обучающихся. Ежегодно проводится краевой смотр-конкурс среди школьных музеев. Лучшие музеи края делятся своим опытом на секции «Школьный музей — основа патриотического воспитания и бережного отношения подрастающего поколения к своей истории» на краевых Патриотических форумах.

2. Активизация деятельности организаций дополнительного образования детей:

В настоящее время в крае функционирует шесть профильных организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, подавляющее большинство педагогов по этому направлению работают в многопрофильных УДОД. Разработаны и реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, такие как «Юный путешественник», «Островки памяти», программа казачьего клуба «Пересвет», «Пушкинская Пятигория», «Кавминводы — моя малая родина», «Лейцингеровский курорт» и др.

Начавшаяся с середины 80-х ежегодная акция «Вахта памяти» ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, походы юных туристов по местам боев и обороны Кавказа, массовое восхождение на гору Бештау (г. Пятигорск), посвященное Дню защитника Отечества являются традиционными, и из года в год число участников растет.

В Год памяти и славы в течение февраля 2020 года более 3 000 школьников края приняли участие в массовом восхождении на гору Бештау. Воспитанники Центра туризма, краеведения и творчества г. Пятигорска в августе этого же года совершили поход по местам битвы за Кавказ на Наурский перевал и установили памятную доску в честь Великой Победы.

С 2001 года проводится туриада-экспедиция «Граница», которая является одним из знаковых военно-патриотических мероприятий и объединяет подростков не только из Ставропольского края, но и ребят из соседних республик. Маршруты различной категории сложности проходят по перевалам Северного Кавказа, где юные туристы и альпинисты ухаживают за памятниками и братскими могилами воинов Великой Отечественной войны, посещают пограничные заставы, знакомятся со службой, жизнью и бытом пограничников. Как опубликовало на сайте пресс-бюро кадетской школы имени генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя, юным туристам приходится проходить до 100 километров по маршруту 1-й категории сложности с выкладкой воинов-защитников перевалов Кавказа периода Великой Отечественной войны. Многие педагоги — руководители экспедиционных отрядов из разных территорий региона подтверждают, что юные туристы возвращаются из экспедиции совсем другими людьми: серьезными, повзрослевшими, начинающими понимать, что значит защищать свою Родину.

Краевой центр экологии, туризма и краеведения является научно-методической базой, сотрудничает с рядом вузов в области туризма, краеведения, экологии, проводит курсы повышения квалификации для турорганизаторов и руководителей школьных музеев совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, активно занимается исследовательской деятельностью среди обучающихся.

3. Новые инициативы в области туристско-краеведческой деятельности.

Значимым событием не только для педагогов-туристов края, но и для туристов и альпинистов республик Северного Кавказа стало открытие в 2013 году на базе Пятигорского центра детско-юношеского туризма и экскурсий Музея истории туризма и альпинизма. Экспозиция включает несколько разделов, посвященных основателю ученического туризма в России Р.Р. Лейцингеру, истории туристского и альпинистского освоения Большого Кавказа, подвигу советских воинов в годы Великой Отечественной войны в битве за Кавказ, деятельности педколлектива в современных условиях, а также археологический, палеонтологический и этнографический материалы, собранные во время туристических экспедиций, походов и акций.

Важным в патриотическом воспитании является инициатива ставропольских туристов-краеведов регионального отделения «Поисковое движение России» об установлении 9 октября ежегодно Дня воинской славы в честь разгрома фашистских войск в битве за Кавказ как одной из самых кровопролитных и длительных, поддержанная законодателями Ставрополья и Северной Осетии. Указом Президента РФ эта инициатива закреплена.

4. Школа безопасности.

В условиях климатических и техногенных катастроф, пожаров, наводнений движение «Школа безопасности» является значимым направлением в организации туристско-краеведческой деятельности в регионе. «В настоящий момент зарегистрировано свыше трех тысяч участников, созданы 29 местных отделений в городах и районах края. Наиболее значимыми мероприятиями являются полевой лагерь «Юный спасатель», Краевые соревнования по спортивному туризму на кубок памяти Героя Советского Союза А. Скокова, руководителя подпольной организации «Молодая гвардия» в селе Величаевском Левокумского района Ставропольского края, Краевые соревнования «Школа безопасности».

5. Экскурсионная деятельность.

В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности педагогами системы дополнительного образования организуются экскурсии по заповедным местам региона. Большой популярностью у детей и их родителей пользуются экскурсии по Ставрополю и его окрестностям. «От крепости до столицы края», «Тайны Берендеева царства», «Некрасовские казаки» — вот далеко не полный перечень познавательных и образовательных экскурсий.

С 2014 года в крае реализуется образовательная программа «Тропами Лермонтовских героев» с посещением домика-музея поэта, озера Провал, места дуэли Лермонтова. Кроме этого, большой популярностью у детей и их родителей пользуются одно-двухдневные экскурсии по интересным местам соседних республик: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и др.

6. Работа с мотивированными детьми.

В условиях удалённого режима занятий в организациях дополнительного образования детей проводятся краткосрочные очно-дистанционные лагеря и смены для мотивированных детей с ориентацией на профессиональную подготовку, а также различные конкурсы, фестивали, защиты научно-исследовательских проектов.

7. Социальное партнерство.

Традиционно туристско-краеведческая деятельность в регионе осуществляется под руководством министерства образования Ставропольского края при поддержке краевого военкомата, МЧС, управления Федеральной службы безопасности, Управления по молодежной политике и других ведомств.

В организации патриотического воспитания посредством туристско-краеведческой деятельности мы можем отметить региональное своеобразие, заключающееся в следующих аспектах:

  • активной позиции и заинтересованности органов государственной власти в управлении и поддержке туристско-краеведческой деятельности;
  • многообразии детских творческих объединений по интересам в сфере детского туризма и краеведения;
  • программно-вариативном подходе в организации образовательной деятельности;
  • продолжении лучших традиций русской и советской педагогики в области патриотического воспитания методами туризма и краеведения;
  • способности педагогов-турорганизаторов к инновационной деятельности в новых условиях.

С 1 января 2021 года в стране начал реализовываться Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта “‎Образование«‎ на 2021-2024 годы.

Проект призван создать условия для развития системы взаимодействия поколений и обеспечения преемственности между ними, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.

Основными мероприятиями являются:

  • увеличение численности детей, вовлеченных в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
  • разработка и внедрение рабочих программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
  • проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодежи;
  • увеличение численности детей и молодежи в возрасте до 30 лет, вовлеченных в социально активную деятельность благодаря росту охвата патриотическими проектами;
  • создание сети муниципальных кураторов и региональных координаторов системы патриотического воспитания;
  • проведение всероссийских тематических онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей;
  • проведение Всероссийского конкурса «Большая перемена».

Проект рассчитан на несколько лет, и туристско-краеведческая деятельность входит одним из компонентов в его реализацию.

Таким образом, мы видим, что системная туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений в патриотическом воспитании. А занятия в школьных краеведческих музеях, участие в соревнованиях, экспедициях, походах, экскурсиях, слетах не только смогут развить детей физически и нравственно, но и сформировать качества патриота и гражданина.

Литература и интернет-источники

  1. Всероссийский съезд по внешкольному образованию: https://helpiks.org/8-43070.html
  2. Данилюк А.Я, Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.
  3. День воинской славы 9 октября будут отмечать в РФ в честь победы над фашистами на Кавказе…: https://politexpert.net/207647-den-voinskoi-slavy-9-oktyabrya-budut-otmechat
  4. Евтушенко А.Г. 100 лет Российскому Ученическому Туризму, 1906-2005: http://pyatigoria.narod.ru/index/0-8
  5. Завершилась 11-я ежегодная спортивная экспедиция в горы Северного Кавказа «Туриада- граница»: https://cache-mskmar13.cdn.yandex.net/download.cdn.yandex.net/browser/switch
  6. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век — 1917 год: https://sport.bobrodobro.ru/3873
  7. Зима Т.М. Развитие детского туризма в Ставропольском крае: http://www.ecoturcentr.ru/index.php/kraevedenie-i-turizm/120-itogi-meropriyatij
  8. История развития туристско-краеведческой деятельности в системе образования: https://vuzlit.ru/342404/istoriya_razvitiya_turistsko_kraevedcheskoy_deyatelnosti_sisteme_obrazovaniya
  9. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм. — Москва, 1923.
  10. Лазарева А.Г. Становление и развитие региональной системы детского общественного движения как среды воспитания личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Карачаевск, 2005.
  11. Лучше гор могут быть только горы. Из истории детского туризма: http://kmvline.ru/lib/mount/27.php
  12. Стороженко И.В. О музее истории туризма и альпинизма: http://pyatigorsk.org/915
  13. Гнеушев В.Г., Попутько А.Л. Тайна Марухского ледника: https://ekniga.org/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuary/169242-tayna-maruhskogo-lednika.html
  14. Теоретические аспекты туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в школе: https://vuzlit.ru/342403/teoreticheskie_aspekty_turistsko_kraevedcheskoy_ekskursionnoy_deyatelnosti_shkole
  15. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта “‎Образование”‎ на 2021-2024 гг: http://cpvrb.ru/programmy/federalnyj_proekt_patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_rossijskoj_federacii_nacionalnogo_proekta_obrazov

[1] Тайна Марухского ледника https://ekniga.org/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuary/169242-tayna-maruhskogo-lednika.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: