Сохранение исторической памяти посредством проведения туристско-краеведческих мероприятий в Республиканском центре дополнительного образования детей

Проблема развития исторической памяти – одна из самых востребованных в современном обществе. В статье представлен обзор конкурсов туристско-краеведческой направленности, способствующих формированию у обучающихся критического отношения к информации при работе с историческими документами. Статья будет полезна для педагогов, занимающихся краеведением.

Э.В. Волкова,
методист, Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного образования детей», Россия, Ижевск, e-mail: elvena@yandex.ru

Мероприятия туристско-краеведческой направленности бюджетного образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного образования детей» ориентированы на сложившиеся традиции Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество», Республиканского движения учащихся «Моя Удмуртия», знаменательные даты и события года. 

Целью проведения всех краеведческих мероприятий является развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, изучение ими истории и культуры своего края, народа. Организация краеведческой деятельности обучающихся всегда построена на изучении документальных источников. Большую роль в подготовке детей к конкурсам имеют школьные музеи. Задача любого музея, в том числе и школьного, – донести до нынешнего поколения историю и опыт прошлых лет путем сохранения, изучения и демонстрации артефактов. 

Подготовка к участию в краеведческой олимпиаде, написание исследовательских работ краеведческой или исторической тематики, подготовка экскурсионного маршрута, невозможно без обращения обучающихся к историческим источникам.

И.Д. Ковальченко отмечает, что «исторические источники – носитель сведений о прошлом» [2, с.119]. Исторические источники являются носителями информации, на основе которой историк реконструирует изучаемую им общественно-историческую реальность. В подтверждение тому, в книге «Русская история до 1855 года, в двух частях» Н. Г. Устрялов историческим источником называет «все вообще памятники отечественной старины» [7, с.22]. 

Изучение исторических источников помогает избежать распространенной ошибки – осовременивания, модернизации событий и явлений прошлого. 

Одним из способов получения достоверной информации о прошлом является обращение к памяти народа через опрос или интервьюирование респондентов.

Например, в исследовательской работе «Судьба солдата Чиркова», представленной на Республиканские краеведческие чтения юных краеведов-туристов Республиканского туристско-краеведческого движения «Моя Удмуртия» в 2019 году, обучающийся использовал воспоминания родственников о жизни солдата Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.:

«Лишь с начала 1942 года пленных начали переправлять в Германию – Третий Рейх испытывал жестокий дефицит рабочей силы. Из воспоминаний Аркадия Ивановича: «Когда наши войска прижали немцев, нас погрузили в вагоны для животных, и по железной дороге отправили в Германию, в шахтёрский городок Марлегельс. Там находился лагерь для военнопленных.

Лагерь охраняли часовые. Он представлял открытое поле с проволочным заграждением. Условия были ужасные. Фашисты – изверги! Ежеминутно можно было видеть издевательства. Слабых, немощных расстреливали. За малейшее подозрение к бегству следовал расстрел. 

На сутки нам выдавали по 300 граммов хлеба и иногда горячую похлёбку» [6, с.10].

Конечно, можно оспорить любое воспоминание, как субъективное и не всегда достоверное, но это одна из форм сохранения информации.

Одним их этапов Республиканской олимпиады по школьному краеведению является анализ письменного исторического источника, обучение по написанию которого предварительно проводится преподавателями Удмуртского государственного университета. Пример задания:

Анализ письменного источника

Прочтите текст и на основании источника и имеющихся у вас дополнительных знаний по истории края, ответьте на вопросы. 

Из постановления I пленума Ижевского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 19 марта 1929 г.:

С 1921 г. Ижевск стал областным центром. Население города с 45000 в дореволюционное время возросло к 1929 г. до 86000 человек. Колоссально увеличились и культурные запросы рабочих. Между тем город до сих пор продолжает ощущать острую нужду в соответствующих помещениях. 

Трудящееся население города само учло необходимость удовлетворения своих выросших культурных потребностей. Трудящиеся в своих наказах предложили изъять от общин верующих Михайловский, Александро-Невский соборы и Покровскую церковь, что является единственным выходом из создавшегося тяжелого положения.

Пленум городского Совета, идя навстречу ясно выраженному всеобщему желанию трудящихся Ижевска, постановил:

использовать здания Михайловского собора под музей или рабочий университет, Александровский собор – под Зимний театр. Покровскую церковь передать Ижевскому райкому ВСРМ для устройства в ней заречного рабочего клуба или кинематографа. 

Согласны ли вы с утверждением, что до революции в городе не было «каких-либо культурно-просветительных учреждений, за исключением школ низшего типа»? Обоснуйте свой ответ.

Учитывалось ли мнение большинства населения при передаче храмов из рук верующих? 

Какие основные тенденции церковно-государственных отношений в 20-30-егг. XX в. можно выделить? 

Как сложилась судьба храмов, о которых идет речь в документе, в дальнейшем?[8, с.18].

Проведя анализ исторического источника обучающийся получает необходимую информацию, анализирует ее, самостоятельно приходит к выводам, которые являются более убедительными и способствуют конкретизации исторического материала, значительно расширяют знания, приобретаемые обучающимся.

Следующий вид работы с историческим источником – атрибуция музейного предмета.

Описание музейного предмета требует от детей умения находить особенные признаки объекта, сравнивать признаки, анализировать факты и т.д.

Проведя атрибуцию музейного предмета, в частности, представленной почтовой марки (рис.1.), и выполнив предложенное задание, обучающийся приобретает знания об истории становления Удмуртской государственности, архитектуре прошлых лет, истории геральдики России и др. 

Рис. 1. Почтовая марка [8] (Задание для участников республиканского конкурса музеев образовательных организаций Удмуртской Республики)

Какие суждения о данной марке являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных:

  1. В год выпуска марки праздновалось 400-летие присоединения Удмуртии к России.
  2. Изображенное на марке на переднем плане здание построено в стиле сталинского неоклассицизма.
  3. Название Удмуртской АССР было изменено более чем через четверть века после выхода марки.
  4. На гербе, помещенном на марку, изображены символы единства интеллигенции и крестьян.
  5. Событие, в честь юбилея которого была создана марка, произошло в период руководства страной И.В. Сталиным.[8, с.34]

К слову сказать, тематика почтовых марок отражает практически всю историю государства. 

Фотография, как уникальный документ истории, предоставляет огромные возможности для изучения истории прошлых лет и является неотъемлемым объектом изучения в краеведческих конкурсах.

Пример использования исторической фотографии в качестве задание для участников Республиканской олимпиады по школьному краеведению.

Рис. № 2 Улица Базарная[8]

Задание: Перед вами снимок начала XX в. с видом на улицу Базарную (ныне – ул. Горького) Ижевского завода. Архитектурной доминантой этой части поселка стал храм, построенный в русском стиле в 1896-1907 гг. по проекту И.А. Чарушина. В 1937 г. собор был разрушен и восстановлен уже в наши дни.Назовите храм. [8, с.54]

По словам А.С.Вартанова, «существенным отличием фотографии от живописи является то, что живопись конструирует пространство, в то время как фотография, отражая, воссоздает его. Здесь снова сказывается документальная основа фотографии»[1, с.30-31].

На современном этапе развития общества актуальным остается обращение к местному фольклору как историческому источнику, так как помогает проследить историческую жизнь народа и составить представление о его мировоззрении и психологии.

Тематические сборники краеведческих материалов школьного музея пользуются большим успехом у педагогов в качестве дидактического материала при проведении различных мероприятий в образовательной организации. Например, в Зюинском краеведческом музее Ярского района Удмуртской Республики при проведении классных часов для школьников был использован сборник частушек, где собраны частушки зюинских бабушек и дедушек, которые они пели на вечерках. Одно из четверостиший отражает отношение народа к постоянно встречающимся попыткам привнести что-то новое в прошедшие исторические события и значение народного творчества в сохранении исторической правды:

«Чтоб историю «соврать», 

Люди пишут книжки. 

Можно книжки не читать, 

Слушай лишь частушки.»

 «Частушки – это как импульсы человеческих эмоций. В них все: как любили, трудились, страдали, как пережили каторжные годины войны, что ели и пили. В них – чистодушие наших бабушек и дедушек, их мудрость, простота, ирония… Одним словом – сила духа», – отзыв о собранных и изданных частушках журналистом районной газеты Ярского района «Сельская правда» [3, с. 10].

Любой степенной или категорийный школьный поход обязательно включает в себя краеведческое задание, целью которого является исследование исторических, социально-экономических и этнографических особенностей изучаемого региона. 

В Удмуртской Республике с апреля 2020 года реализуется туристический проект «ДаУР» (перевод с удмуртского «век») [4], включающий в себя 100 достопримечательностей Удмуртской Республики, с перспективой увеличения количества включенных объектов до трехсот. Данные объекты вносятся в проект по рекомендациям жителей республики и выбираются методом общего голосования. В связи с этим, возрос интерес обучающихся к изучению малоизвестных достопримечательностей республики, такие как природные объекты, обряды, уникальные населенные пункты, промышленные объекты и др. Одним из видов изучения уникальных объектов региона является школьный поход с выполнением краеведческого задания. Способы сбора информации разные: предварительное изучение истории территории похода, опросы жителей, посещение музеев, предприятий и др. По итогам выполнения обучающимися краеведческого задания появляется туристический объект с подробным описанием.

Рис. № 3 Гора Горемыка[5]

Название горы связано с профессиональной деятельностью человека. Здесь добывали кварцевый песок для изготовления стекла на Воткинском заводе. Труд был очень тяжелым. По словам работников: «Ходили на работу горе мыкать!». Отсюда и появилось название Горемыка. Рядом протекающая река называлась Кварцушка, переименованная позднее в Кварсушку. откуда и возникло название деревни Кварса. [5, с.15]

Таким образом, краеведческие мероприятия, реализуемые в БОУДО УР РЦДОД, способствует, в том числе, развитию у обучающихся критического отношения к информации при работе с историческими документами.

Комплексный подход к изучению источников получения информации, позволяет человеку составить реальную картину о каком-либо историческом периоде или событии. Задача педагога научить обучающихся ориентироваться в огромном потоке информации, сформировать в детях потребность в анализе новой информации, уточнении достоверности получаемой информации путем обращения к историческим источникам во всем их многообразии, формируя свое компетентное мнение по конкретному вопросу и приобретая стойкий иммунитет от всевозможных попыток переписывания истории.

Список литературы:

  1. Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М. Издательство «Планета»,1983. 271 с.
  2. Ковальченко И.Д. Кн: Методы исторического исследования. М.2003. 277 с.
  3. Материалы Зюинского краеведческого музея МО «Зюинское», 2020. – 17 с.
  4. Проект «ДаУР» 100 достопримечательностей Удмуртии. [Электронный ресурс]. URL: Проект «ДаУР» 100 достопримечательностей Удмуртии (xn--80ah1bl.xn--p1ai) (дата обращения 10.01.2022)
  5. Серебренников С.В. Отчет о комбинированном туристском путешествии 3 степени сложности в междуречье рек Сива и Кама на территории Воткинского района, совершенном с 21 июня по 24 июня 2021 года. 2021. – 49 с. 
  6. Черепанов К. А., «Судьба солдата Чиркова», исследовательская работа, обучающегося МБОУ «СЭЛ 45» г.Ижевска, 2019. – 24 с.
  7. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года, в двух частях. – Петрозаводск: Корпорация «Фолиум», 1997. – 958 с.
  8. Шмыкова Л.М. История Удмуртии: рабочая тетрадь. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 63 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: