Изучение туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности

В статье рассматриваются возможности изучения туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области в системе дополнительного образования данной территории. Особое внимание уделяется способам оценки туристско-рекреационного потенциала территорий и возможности их применения в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Д.А. Кечаева,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»,
«Центр туризма и краеведения»,
Новокузнецк

В концепции модернизации современного образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным программам и стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся развитие у него способности самостоятельно ставить цели, находить пути их реализации, оценивать и контролировать свои достижения, работать с различными источниками информации, анализировать их, формулировать собственное мнение, оценку и суждение.

Одним из условий решения задач современного образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся, в том числе и с помощью программ дополнительного образования. В современном образовании все больше внимания требуется изучению родного края. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у учеников уважение, любовь к истории, природе и традициям Родины. Изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств у обучающихся, расширении их кругозора, развитии творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика. Оперируя понятием «Туристско-рекреационный потенциал территории», В.И. Кружалин, российский учёный, географ, основатель и заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, пишет, что «туристско-рекреационный потенциал — это совокупность туристско-рекреационных ресурсов, их территориальных сочетаний и условий реализации, способствующих удовлетворению туристско-рекреационных потребностей людей» [5]. Основное внимание следует обратить на реализацию краеведческого принципа. В процессе краеведческой работы ученики овладевают культурой поведения в окружающей среде, учатся быстро ориентироваться на местности и правильно вести себя на природе. С.А. Фамелис утверждает, что современный педагог в обязательном порядке должен организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся [6]. Под научно-исследовательской работой он подразумевает форму организации учебно-воспитательной работы, связанной с решением учениками исследовательской и творческой задачи с заранее не известным результатом, при решении определенных задач предполагает наличие основных этапов работы, характерных для научно-исследовательской работы: постановка проблемы, ознакомление с источниками литературы по данной проблеме, овладение методами исследования, а также анализ и сбор материала, обобщение его и выводы по работе. Одним из направлений в изучении родного края может стать оценка туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области. Целью изучения туристско-рекреационного потенциала является достижение следующих образовательных результатов:

  1. Метапредметные результаты — это умение создать, применить и преобразовать знаки и символы, схемы и модели для решения учебных и познавательных задач.
  2. Личностные результаты — это формирование у школьников патриотического воспитания за счет интереса к региональному туризму, а также расширение знаний о культуре и истории Кемеровской области.
  3. Предметные результаты — это формирование компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем.

Можно выделить ряд образовательных задач:

  1. Формирование представлений об особенностях туристических потоков Кемеровской области и их связи с историей, культурой и природными объектами.
  2. Формирование интереса к истории и культуре Кемеровской области.
  3. Углубление знаний о районах Кемеровской области в их связи с объектами рекреационного значения, месторождениями, особенностями ландшафта и климатическими условиями.
  4. Развитие патриотического отношения к Кемеровской области как к родному краю, богатому природными и культурно-историческими объектами.
  5. Формирование личностных целей и мотивации на освоение территорий Кемеровской области в ходе туристско-рекреационной деятельности.

В современном мире перед педагогами поставлена сложная методическая задача: реализовать на практике компетентностный подход, сформировать у учеников готовность использовать полученные и усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения определенных задач и жизненных ситуаций. На фоне преобразования географического образования одним из важных средств для реализации компетентностного подхода является изучение туризма, в том числе и туристско-рекреационного потенциала территории. Туризм на данный момент является одной из ведущих, наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Туризм признан экономическим феноменом столетия за быстрые темпы роста, в ближайшие годы туризм станет наиболее важным ее сектором. Туризм затрагивает все сферы деятельности современного общества — экономику, культуру и социальную жизнь. Интенсивность туристического развития, его масштабы во многом зависят от признания мировым сообществом ценности природного и культурного потенциала страны, регионов, их природного и историко-культурного наследия. Ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно-познавательный туризм. Под понятием культурно-познавательного туризма понимается потребность духовного освоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия [2].

Изучение туристско-рекреационного потенциала своего края является дополнительным средством получения знаний, умений и навыков. Среди компетенций, развиваемых в ходе организации научно-исследовательской деятельности учеников по изучению туристско-рекреационного потенциала можно выделить следующие: развитие коммуникативных и творческих способностей ученика, получение им навыка сотрудничества с другими обучающимися и педагогами, привитие умений анализа информации из разных литературных и интернет-источников, активизирование навыка самостоятельной работы у учеников по сбору нужной информации для решения поставленных задач, развитие навыка взаимопомощи и взаимодействия в группах.

Изучение туристско-рекреационного потенциала родного края может быть применено в туристско-краеведческом и спортивно-туристском направлении дополнительного образования. Для изучения туристско-рекреационного потенциала региона автором была проведена оценка культурно-исторических ресурсов муниципальных районов области. Для анализа туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области использовалось два метода: первый — оценка туристско-рекреационного потенциала территории, предложенная Ю.А. Худеньких, второй — линейное масштабирование (баллы) с выделением референтных точек.

При использовании метода Ю.А. Худеньких учитывалась не только значимость культурно-исторических объектов (памятники федерального значения — 3 балла, местного — 1 балл), но и функциональное разнообразие недвижимых объектов, которое было оценено с помощью коэффициентов исходя из объема и степени привлекательности (археологические — 0,6, исторические — 0,8, градостроительные и архитектурные — 1, монументальные — 0,6, комплексные — 1) [7].

По данным архива ФГУП ГИВЦ Минкультуры России за 2008-2018 г. [1] автором выполнена количественная оценка объектов по муниципальным районам Кемеровской области, а также выполнена балльная оценка с использованием первого метода, в котором отражена пространственная структура культурно-исторического наследия региона. По полученным данным автором составлена Таблица «Оценка культурно-исторического наследия Кемеровской области (по методу Ю.А. Худеньких)» [3, 4]. Альтернативным подходом для определения туристско-рекреационного потенциала является метод линейного масштабирования, основанный на определении референтных точек (максимальных и минимальных значений индикаторов), и, тем самым, показывающий реальный потенциал каждого конкретного региона без учета в расчете значимости объектов и функционального разнообразия недвижимых объектов территории. При использовании метода линейного масштабирования (баллы) с выделением референтных точек была применена формула (N = (Xmax — Xmin) ÷ I), где N — цена одного деления, Xmax и Xmin — количество объектов культурно исторического наследия, I — количество промежутков [3, 4].

Результатом работы является выделение зон, имеющих разные возможности для организации культурно-познавательного туризма: I зона — районы со средним уровнем культурно-исторического потенциала — Новокузнецкий и Кемеровский; II зона — районы с низким уровнем культурно-исторического потенциала — Мариинский, Ленинск-Кузнецкий; III зона — районы с немногочисленным количеством культурно-исторических ресурсов — остальные 15 районов Кемеровской области.

Данная работа может быть положена в основу планирования научно-исследовательской работы обучающихся по изучению родного края с использованием методов оценки туристско-рекреационного потенциала при изучении культурно-познавательного туризма Кемеровской области в туристско-краеведческом и спортивно-туристском направлении дополнительного образования.

Список литературы

  1. Архив культурного наследия ФГУП ГИВЦ Минкультуры России от 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://naslediearchive.ru/regs/reg_42.html
  2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. — Ростов-н/ Д.: Советский спорт, 2008. — 117 с.
  3. Кечаева Д.А. Значение историко-культурных памятников в развитии туризма в Кемеровской области // Экология южной Сибири и сопредельных территорий (Абакан, 14-16 ноября 2018 г.) — Абакан, 2018. — С. 25-26.
  4. Кечаева Д.А. Методы научного исследования в изучении территориальной структуры туризма Кемеровской области // XIII (XLV) Международная научно-практическая конференция «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей» (Кемерово, 24-26 апреля 2018 г.). — Кемерово, 2018. — С. 121-124.
  5. Кружалин В.И. География туризма: Учеб. пособие. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
  6. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. — Биология в школе. — 2007. — № 1. — С. 40-44.
  7. Худеньких Ю.А. Подходы к оценке туристского потенциала территории на примере районов Пермского края // География и туризм: Сб. науч. тр. Вып. 2. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006. — С. 217–230.

Добавить комментарий

Войти с помощью: