Диалогическая природа общения наставника и наставляемого в личностно-ориентированном взаимодействии

В Детско-юношеском центре «АРС» г. Костромы в рамках работы региональной инновационной площадки «Развитие наставничества в дополнительном образовании детей» была реализована Программа наставничества «Импульс». В данной статье авторы рассматривают понятия диалога, личностно-ориентированного общения, моделей наставнического взаимодействия, способов проблемно-сфокусированного общения и задаются вопросом качественной организации совместной деятельности наставника и наставляемого. Изложенный практический опыт может быть интересен педагогам всех ступеней образования.

Михайлова М.А.,
старший методист
МБУ ДО «Детско-юношеский
центр “АРС”»,
г. Кострома

И.А. Ржевская,
старший методист
МБУ ДО «Детско-юношеский
центр “АРС”»,

В соответствии с приказом Департамента образования и науки Костромской области №1543 от 01.10.2021 года  МБУДО «Детско-юношеский центр “АРС”» города Костромы (далее ДЮЦ «АРС», учреждение) включен в состав участников региональной инновационной площадки (РИП) «Развитие наставничества в дополнительном образовании детей» [9], целью которой является внедрение различных форм и механизмов наставничества в образовательный процесс образовательных организаций дополнительного образования, описание форм и механизмов наставничества, представление опыта работы на совместных научно-методических и образовательных мероприятиях (Рис.1).

Рис. 1. Региональная инновационная площадка (РИП) «Развитие наставничества в дополнительном образовании детей».  URL: https://kurl.ru/Syfot

В рамках работы региональной инновационной площадки (РИП) «Развитие наставничества в дополнительном образовании детей» [9] в ДЮЦ «АРС» разработана и реализуется Программа наставничества «Импульс» [8] (Рис. 2 и 3). 

В рамках участия в РИП в учреждении выпущен тематический сборник «Мой наставник», проведены творческие лаборатории для молодых специалистов, круглые столы и семинары по обучению наставников. Одной из тем семинаров стало изучение диалогической природы общения наставника и наставляемого в личностно-ориентированном взаимодействии [6]. Материалы  данного практико-ориентированного семинара для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования города Костромы, который проводили методисты ДЮЦ «АРС» в ноябре 2022 г. (далее семинар), стали содержательной основой данной статьи. 

Настоящее время характеризуется повсеместным внедрением новых информационных технологий: большую часть информации человек получает не в живом общении с другими людьми, а из мессенджеров, средств массовых коммуникаций, компьютерных сетей, поэтому проблема полноценного, обогащающего внутренний мир человека, общения становится особо острой. 

Многомерность и сложность общения обусловливает многообразие различных точек зрения, касающихся сущности этого процесса. В работах российских ученых выделяются различные аспекты этой проблемы. Например, авторы философского энциклопедического словаря (Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов, П.Н. Федосеев)  рассматривают сущность общения следующим образом: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» [10]. 

Диалогическое общение как отдельное понятие в педагогической науке обычно рассматривалось в контексте изучения проблемы речи. Овладение диалогом – это формирование определенной позиции, отношения к партнеру. Оно требует сформированности умений слышать и понимать собеседника, заинтересовать его, привлечь внимание к себе и быть ему интересным. В основе диалогического общения лежат принципы коммуникативного сотрудничества, воздействия  взаимодействия. Это позволяет рассматривать диалогическое общение как целостный коммуникативный процесс обмена мыслями, чувствами, отношениями, высказываниями между партнерами по общей для них проблеме в виде речевой деятельности; цепь логически и содержательно связанных речевых реплик или высказываний непосредственно общающихся людей. [6].

Диалогическая речь предполагает участие двух непосредственно общающихся людей, которые в ходе коммуникативного процесса обмениваются своими мыслями и чувствами, отношениями по общей для них теме в виде связанных логически и содержательно речевых реплик и высказываний. Диалогическое общение предполагает учет необходимых условий организации данной формы речи, определенных правил воздействия и взаимодействия. Общим условием для организации диалога является коммуникативное сотрудничество, при котором речь его участников подчинена правилам согласования. 

Если рассматривать диалог как воздействие, то необходимо учитывать, что различные типы предложений могут оказывать разное воздействие: как положительное, так и отрицательное. При диалоге, как форме взаимодействия, оба партнера активно участвуют в процессе общения. Условиями успешного диалогического общения, достижения быстрого взаимопонимания выступают настроенность партнеров на мир собеседника, сходные интересы и культурные взгляды, а также их умение организовать свою речь (мимика, жесты, тембр голоса, темп речи, ее интонация, паузы и др.). 

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса. Педагогическое общение развивается в двух направлениях: 1) организация взаимоотношений с учениками; 2) осуществление управления общением в детском коллективе.

Особенности педагогического общения, вопросы его правильной организации по модели полилога/диалога волновал многих ученых. Описывая педагогическую систему лагеря актива старшеклассников «Комсорг», А.Г. Кирпичник подчеркивал, что «… ориентация на диалог – принципиальная линия в практической и исследовательской работе педагогического коллектива» [4]. Безусловно, данные слова актуальны для организации общения не только в детском лагере. Ученый не только раскрыл тайну организации диалога, но и дал ключ к его организации, что очень важно для нас. О.С. Коршунова в своей диссертации развивала положения, выдвинутые А.Г. Кирпичником, рассматривая описанную им форму проблемно-сфокусированным общения. 

Очень важно понимать принципиальное отличие терминов коммуникация и проблемно-сфокусированное общение. Содержанием коммуникации является набор нескольких фактов, о которых говорящий информирует с целью сообщения другого участника коммуникации. Слушатель при этом фактически выступает в роли объекта, принимающего информацию. Потом стороны меняются своими ролями, продолжая обмен информацией.

Проблемно-сфокусированное общение – это не информирование, понимаемое, как поток данных, а активный взаимообмен мнениями. Организующим центром общения при этом становится именно «… проблема, ради разрешения которой люди, собственно, и вступают в общение друг с другом…т.е. фокусировка на проблеме… и есть объективное основание реального взаимодействия». В организации проблемно – сфокусированного общения важен не только сам характер проблемы, но и процесс ее обсуждения. Важен сам обмен мнениями, защита или оспаривание тех или иных положений, открытие новых аспектов, ракурсов в проблеме, попытка каждым решить проблему через призму собственной культуры, собственного «я» (Рис.4). 

Таким образом, проблемно-сфокусированное общение представляет собой активный взаимообмен мнениями по поводу фактов, явлений, имеющих неоднозначную трактовку, т.е. предметом общения подростков и педагога являются проблемы, например, социально-политического характера, вопросы, темы, исключающие односторонность анализа и предполагающие широкую межполюсность их обсуждения  [5].

На семинаре участники были включены в выполнение разнообразных заданий. Одно из таких заданий предполагало подготовку в группах инсценировки двух ситуаций общения наставника и наставляемого, используя разные способы их взаимодействия: 

  1. через обычную коммуникацию;
  2. через проблемно-сфокусированное общение. 

Проводя рефлексию выполнения данного задания, участники отметили, что взаимодействовать (общаться) в режиме проблемно-сфокусированного общения сложнее: для этого нужна подготовка, моделирование и прогнозирование ситуации. «Проблемно-сфокусированное» — это специально организованное общение. Мы полагаем, что сотрудничество будет более продуктивным, если при общении наставника и наставляемого будет использоваться именно такой вид диалогического общения. 

Предметом проблемно-сфокусированного общения могут быть проблемы мировоззренческого характера, проблемы, связанные с научными открытиями, темы, касающиеся взглядов на морально – этические нормы общества, проблемы культуры, вопросы, возникающие в результате ситуаций, складывающихся на занятиях, в процессе подготовки какого-либо коллективного дела, а также индивидуальные проблемы. 

Процесс развертывания проблемно-сфокусированного общения включает следующие этапы: постановка проблемы, восприятие проблемы личностью на уровне своего мироощущения, миропонимания, обсуждение проблемы и выявление различных точек зрения, обобщение различных позиций и постановка проблемы на новом уровне осознания (Рис. 5). 

Проблемно-сфокусированное общение можно организовать, используя специальные способы, то есть действия педагога, направленные на стимулирование проявлений участников диалога как субъектов общения, на создание и сохранение единого психологического пространства общения [6]. 

Выделяют 3 группы способов организации проблемно-сфокусированного общения: 

  • способы обращения к проблеме, 
  • способы создания единого смыслового поля, 
  • способы сохранения единого психологического пространства. 

Используя способы обращения к проблеме, мы можем не только предъявить для обсуждения проблему, но и заинтересовать ею, ненавязчиво предложить обсуждение. Это возможно при использовании таких способов как поиск «волнующих» проблем, опора на факт, поддержка реплики, использование парадоксальной ситуации, апелляция к яркой информации, совет, одобрение интереса. 

После постановки проблемы происходит ее обсуждение. Сложность в организации данного этапа общения в умении создать атмосферу доброжелательности, стремления к взаимному продуктивному обмену мнениями. Между субъектами общения возникает некое смысловое поле – пространство сосуществования и взаимообогащения идей и мнений. Это происходит лишь при условии, что каждый участник общения способен высказать свое мнение по проблеме, если он уверен, что его выслушают и постараются понять его точку зрения. 

Среди способов создания смыслового поля общения выделяют: демонстрацию альтернатив, предъявление собственной точки зрения, демонстрацию собственного заблуждения, размышление вслух, уточнение позиции, искажение информации, сомнение, одобрение использования научной информации, поддержку инициативы. Использование данной группы способов помогает наставнику организовать общение по проблеме, создать положительный психологический настрой наставляемого, обеспечить в дальнейшем активное участие в разговоре. 

После обсуждения проблемы, выяснения ее противоречивых сторон, выявления всех точек зрения важно участникам общения дать возможность «по-новому» посмотреть на проблему, увидеть ее “другими глазами”. 

На этом этапе проблемно-сфокусированного общения могут быть использованы способы сохранения единого психологического пространства: обеспечение информацией, открытие нового в известном, возвращение к осмысленному. 

Данная группа способов предназначена для активизации самостоятельного поиска, стремления к взаимопознанию, взаимопониманию и взаимообогащению. 

Диалогическое (гуманистическое) общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним.

Диалогическое общение наставника и наставляемого предполагает знание норм социального взаимодействия, правил этикета, правильный выбор ими социальной роли как средства успешности диалога. 

Конечно, нельзя говорить о том, что общение наставника и наставляемого всегда должно быть специально организованным. Безусловно, процесс планирования и подготовки встреч очень непрост. Многие встречи происходят спонтанно, педагогам-наставникам невозможно постоянно использовать все перечисленные способы общения. 

В практике работы ДЮЦ «АРС» сложились следующие роли педагогов-наставников [4] (Рис.6): 

  • проводник (наставник-проводник) – осуществляет пошаговое руководство педагогической деятельностью наставляемого: знакомит с образовательной организацией и помогает осознать его место в этой системе;
  • защитник интересов  (наставник-защитник интересов) создаёт атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, организует разрешение проблемных ситуаций;
  • кумир  (наставник-кумир) является примером для подражания, стимулирует наставляемого на личное и профессиональное самосовершенствование;
  • консультант  (наставник-консультант) оказывает помощь только тогда, когда сам наставляемый за ней обращается;
  • контролёр   (наставник-контролёр) систематически подвергает строгой оценке самостоятельную педагогическую деятельность наставляемого.

Почему мы выделяем именно такие роли? Ответ на этот вопрос дает А.Г. Кирпичник, справедливо подчеркивая: «Это воплощается в отказе от укоренившейся привычки во всех случаях разделять участников деятельности и общения на объект и субъект воздействия, в разработке такой методики организации различных дел и ситуаций взаимодействия, в которой участники общения оказывались бы сосредоточенными не столько друг на друге, сколько на обсуждаемых вопросах и ответах, на предмете совместной работы» [4].

В процессе практической деятельности педагогами-наставниками ДЮЦ «АРС» (12 наставнических пар) были выделены роли низкой и высокой степени эффективности [8].

Низкая степень эффективности общения наблюдается, если наставник осуществляет функцию поддержки наставляемого без особого контроля: им оказывается разовая консультативная помощь, отсутствует чёткая структура взаимодействия, не ставятся и не планируется достижение конкретных целей и задач. Менее эффективно общение у наставника-контролёра, который осуществляет контроль за правильностью организации работы, эффективностью форм, методов и приёмов, используемых наставляемым, при этом всё подвергая чрезмерной критике. 

Такая назидательная позиция наставника не стимулирует наставляемого, не побуждает его к конструктивному диалогу, вызывает негативную эмоциональную реакцию. Гораздо успешнее и результативнее общение у наставника-проводника, который организует общение без излишней назидательности, критики, требования признания правильности только его мнения. 

Таким образом, участниками программы «Наставничество», педагогами и методистами ДЮЦ «АРС», был сделан вывод о значении форм и средств диалогического общения, в достижении его эффективности, стимулировании наставляемого к совершенствованию своей деятельности, что является главной целью диалогического общения наставника и наставляемого. Все продумать невозможно, но, если при организации целенаправленного обсуждения проблемы с наставляемым наставник проанализирует свою деятельность, составит себе маленький план предстоящей встречи и попробует применить хотя бы несколько способов организации проблемно-сфокусированного общения, совместное решение ситуации будет более продуктивно, а общение обязательно принесет радость. 

Литература:

  1. Бушелева Б.В. Этика и этикет общения. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточ. Кн. Изд-во. Камчатское отделение, 1993.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.
  3. Инновационная деятельность в образовании: наставничество в образовательных организациях Костромской области / Сост. Козявина И.Н., Воронцова Л.И., Комисарова Н.Н.; рец. Адоевцева И.В., Губанов С.А.  – URL: https://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/DocLib13/2022/ (дата обращения: 23.11.2023).  
  4. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. 
  5. Коршунова О.С. Политическое воспитание школьников в транзитивном обществе: результаты и перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-tranzitivnom-obschestve-rezultaty-i-perspektivy-issledovaniya (дата обращения: 23.11.2023).
  6. Михайлова М.А., Ржевская И.А. Диалогическая природа общения наставника и наставляемого в личностно-ориентированном взаимодействии (презентация). – URL: https://kurl.ru/vKLye (дата обращения: 21.11.2023).
  7. Положение о наставничестве в МБОУДО «Детско-юношеском центре «Импульс» Островского района Костромской области. – URL: https://kurl.ru/nkjEm (дата обращения: 22.11.2023).
  8. Программа наставничества «Импульс». Кострома:  ДЮЦ «АРС», 2021. – URL: https://kurl.ru/ETzZn (дата обращения: 21.11.2023).
  9. Региональная инновационная площадка (РИП) «Развитие наставничества в дополнительном образовании детей». – URL: https://kurl.ru/Syfot  (дата обращения: 21.11.2023).
  10. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 

Добавить комментарий

Войти с помощью: