Об опыте реализации проекта федеральной инновационной площадки «Разработка и апробация региональных моделей обеспечения доступности дополнительного образования детей на основе выявления и обобщения эффективных педагогических практик» в Томской области

В системе образования Томской области с 2022 года реализуется проект федеральной инновационной площадки Минпросвещения России «Разработка и апробация региональных моделей обеспечения доступности дополнительного образования детей на основе выявления и обобщения эффективных педагогических практик». 

Задача повышения качества и доступности не теряет своей актуальности несмотря на значительное развитие системы дополнительного образования детей, произошедшее в последние годы. Развитие конкурентной среды дополнительного образования, расширение влияния цифровых платформ и агрегаторов образовательного контента в общем ландшафте содержания образования формирует новые вызовы для педагогического сообщества, связанные с необходимостью непрерывного повышения профессиональных компетенций, осознанным движением по пути саморазвития. Одним из направлений проекта стало «Персонифицированное сопровождение педагогов при проектировании и реализации образовательных программ».

В рамках каждого направления деятельности ФИП формируется сетевое сообщество образовательных организаций и педагогов в следующей структуре: ведущая организация (площадка ФИП) и организации – базовые площадки, в которых существует потребность в развитии данного направления, но недостаточно кадровых и научно-методических ресурсов.

Андреева Е.Б.,
заместитель директора
по проектно-методической работе
ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования»,
г. Томск
E-mail: priem@tomskocdo.ru;
ocdo.tomsk.gov.ru

В Томской области в течение ряда лет реализуются региональные проекты повышения доступности дополнительного образования. Финансирование из федерального бюджета региональной системы дополнительного образования позволило создать новые места дополнительного образования, было закуплено новое высокотехнологичное оборудование, созданы новые программы. Только по проекту создания новых мест за 2020–2021 годы появилось более 400 новых образовательных программ. Довольно большая доля программ создавалась на базе школ и дошкольных организаций. Наряду с инфраструктурными проектами федерального проекта «Успех каждого ребенка» (создание центров IT-куб, мобильного Кванториума, новых мест) был реализован ряд инициативных региональных проектов повышения доступности дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей, программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, программ в дистанционном формате для детей из сельской местности. Выбранные направления развития доступности, с одной стороны, отвечают направлениям социально-экономического развития Томской области (научно-образовательный сектор, высокотехнологичные производства, добыча полезных ископаемых), а, с другой стороны, связаны со спецификой нашего региона, которая выражается в наличии удаленных, северных территорий, с низкой транспортной доступностью [1]. 

Интенсивное развитие сферы дополнительного образования обозначает вопрос о подборе педагогических кадров для реализации приоритетных проектов и программ. В данном случае, молодые педагоги дополнительного образования – это действующие учителя, воспитатели, студенты старших курсов, которым требуется методическое сопровождение в процессе проектирования и реализации образовательной программы. По данным регионального кадрового мониторинга, только в организациях дополнительного образования системы общего образования Томской области трудятся 1526 педагогических работников, 114 методистов, из них 400 человек не имеют базового педагогического образования, 87 человек – студенты, 330 человек – старше 55 лет (всего 64 организации дополнительного образования). Ситуация с методистами по дополнительному образованию в школах и детских садах иная, всего 8 организаций обозначили наличие такого специалиста. Для определения потребности педагогов сферы дополнительного образования в методическом сопровождении, региональным модельным центром проводится анкетирование с периодичностью один раз в два года.  

Анкета состоит из следующих блоков:  группа вопросов относительно организации текущего образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам (направленность программы, возрастная категория детей, уровневость, особенности набора на программу); группа вопросов относительно опыта применения современных образовательных технологий и методического обеспечения (дистанционные, сетевые, разноуровневые форматы, опыт проектирования КИМ); вопросы относительно потребности в методическом сопровождении (профессиональные затруднения, предпочитаемая форма обучения и сопровождения, направление сопровождения), а также о готовности оказывать методическую поддержку коллегам. По результатам проведенного в 2022 году анкетирования (> 1400 участников), 25% педагогов-респондентов испытывают трудности с набором детей; более 20% нуждаются в методической поддержке по каждому из предлагаемых направлений: проектирование разноуровневых программ, работа с мотивированными и одаренными детьми, «цифра», технология наставничества. Полученные анкетные данные свидетельствуют о постепенном изменении представлений педагогов как об уровне собственной профессиональной компетентности, так и об указываемых приоритетных направлениях развития (увеличилась потребность в получении опыта применения активных форм обучения, создании цифровых образовательных продуктов, снизился интерес к сетевому и дистанционному формату).

Анализируя возможности развития системы дополнительного образования, мы пришли к выводу, что необходимо сосредоточиться на работе с педагогическом фактором доступности ДОД, т.е. развивать качество программного ресурса, повышать вариативность образовательных программ, действовать не только через экстенсивное расширение сферы дополнительного образования и вертикальные интеграционные проекты, но в большей степени отталкиваться от инициатив и успешных практик отдельных организаций. 

Региональный модельный центр дополнительного образования детей работает на базе Областного центра дополнительного образования детей Томской области в течение пяти лет. В его функции входит адресная поддержка профессионального развития педагогический работников сферы дополнительного образования, а с 2023 года РМЦ стал частью региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников. Результаты конкурсов профессионального мастерства педагогов, итоги независимой оценки качества образовательных программ позволяют нам формировать реестр успешных региональных практик дополнительного образования. Таким образом, анализируя состав имеющегося реестра, данные анкетирования педагогов, можем сделать следующие выводы об успешных практиках в дополнительном образовании детей региона:

–  существует небольшое (в масштабе региона) количество эффективных практик дополнительного образования, обладающих свойствами воспроизводимости, устойчивости (те, которые продолжают показывать высокие результаты независимо от изменений в педагогическом составе и наборе детей);

– имеется достаточное количество успешных педагогических практик, призеров и победителей Всероссийских конкурсов профессионального мастерства;

– существуют отдельные образовательные организации – «места выращивания успешных и эффективных практик»;

– имеется достаточное количество апробированных новшеств в дополнительном образовании, требующих нормирования и методического описания.

Этот ресурс несомненно может служить развитию системы дополнительного образования детей региона. РМЦ в этом случае выступает в роли интегратора, формирует и накапливает информацию об успешных практиках, при этом работает над выявлением профессиональных дефицитов педагогов. Удерживая управленческий фокус, можем говорить о региональной системе дополнительного образования (обладающей признаками экосистемы [2]), внутри которой происходит развитие всех участников через совместное производство и внедрение образовательных инноваций. Субъекты образовательной экосистемы существуют в условиях кооперации и конкуренции, что является движущей силой развития системы образования. В работах педагогов, последователей научных идей Г.Н. Прозументовой такое образовательное пространство определяется как открытое и характеризуется как совместная деятельность, реализуемая в формате сетевого взаимодействия разных субъектов образования – это сети образовательных организаций, сетевые профессиональные сообщества, сетевые образовательные программы, сетевые проекты [6, с. 33]. 

Основная цель такого взаимодействия – объединение ресурсов (информационных, инфраструктурных, кадровых, финансовых и др.) для обеспечения устойчивого развития субъектов образования, повышения качества образования.

Выращивание новшества, поиск подходящих условий для их апробации и внедрения становится задачей организатора экосистемы (эту роль может выполнять РМЦ). Схематично эту идею можно выразить следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1. Общая схема взаимодействия

Предлагаемые модели взаимодействия: 

  • формирование наставнических пар и групп педагогов из разных образовательных организаций, 
  • работа в форматах профессиональных сообществ по направлениям (например, это может быть «подготовка к профессиональным конкурсам»). 

Эффективность в данном случае определяется интенсивностью совместной деятельности, степенью включенности во взаимодействие всех субъектов процесса сопровождения. Определяющим фактором развития в совместной деятельности наставников и наставляемых является промежуточная и итоговая рефлексия результатов относительно трёх аспектов: личных и профессиональных результатов для наставляемого, для наставника, а также анализ результатов в фокусе совместной деятельности [3, с.9].

Представленная идея нашла практическое применение в инициативном проекте, реализуемом на базе нашей организации в сетевом взаимодействии с ведущими организациями дополнительного образования Томской области (Дом детского творчества «У Белого озера» г. Томска, Дворец творчества детей и молодежи г. Томска), при научно-методической поддержке Томского государственного педагогического университета. 

Проект «Разработка и апробация региональных моделей обеспечения доступности дополнительного образования детей на основе выявления и обобщения эффективных педагогических практик в системе общего образования Томской области» получил статус федеральной инновационной площадки на период реализации с 2022 по 2024 годы.

Задачи проекта:

1. Выявление действующих педагогических практик, направленных на повышение доступности дополнительного образования детей.

2. Анализ эффективности реализации практик на основе критериев доступности, результативности и формирование банка лучших практик.

3. Разработка моделей доступности по направлениям.

4. Подготовка методических рекомендаций по использованию разработанных моделей повышения доступности дополнительного образования детей.

Ведущие механизмы реализации проекта: 

  • образовательные события в деятельностных форматах (мастер-классы, стажировки, профессиональные пробы);
  • наставничество (сопровождение педагогов в процессе проектирования и реализации образовательных программ) – форматы «сопровождение», «сетевой наставник», «реверсивное наставничество», «флеш-наставничество».

В 2022–2023 учебном году в рамках реализации проекта была апробирована модель «Сопровождение педагогов при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Предметом наставничества стало «Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ». 

В качестве исследовательских задач можем обозначить следующие:

  1. определить организационно-методические условия совместной деятельности наставников и наставляемых при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  2. повысить качество программного компонента дополнительного образования в процессе совместной работы;
  3. повысить уровень профессионального развития педагогов дополнительного образования, участвующих в проекте, как наставляемых, так и их наставников.

В нашем регионе проектирование и реализация разноуровневых программ по-прежнему остается среди актуальных тем как в исследовательской, так и в педагогической практике организаций дополнительного образования. В процессе подготовки к апробации модели было рассмотрено несколько различных практик «разноуровневых программ». Свое понимание и подходы к практическому определению содержания разноуровневых программ, опыт внутриорганизационной подготовки педагогов к работе с такими программами представили ведущие организации дополнительного образования: МАОУДО «ДТДиМ» г. Томска, МОУ ДО «ЦДОД» г.о. Стрежевой [5]. 

Основой моделирования послужили многолетние практики проектирования и реализации разноуровневых образовательных программ педагогическим коллективом одной из ведущих организаций г. Томска – дома детского творчества «У Белого озера». Участники творческой группы педагогов «У Белого озера» стали наставниками для педагогов двух домов творчества сельских районов. В течение 6 месяцев педагоги вели совместную деятельность по трансформации образовательных программ в разноуровневый формат. Для каждого наставника были определены «подопечные» из базовых образовательных организаций, разработан диагностический инструментарий, фиксирующий первоначальные и конечные характеристики образовательной программы, мотивацию педагога, самоанализ профессиональных затруднений и достижений. 

В процессе апробации первоначально запланированного взаимодействия по индивидуальному сопровождению по модели «опытный педагог – начинающий педагог» (имея в виду недостаток опыта в конкретном направлении), участники апробации пришли к выводу, что повысить эффективность такого сопровождения можно за счет включения в процесс совместной деятельности методистов, а также других педагогов, заинтересованных в проектировании разноуровневых программ. Такое расширение участников сопровождения можно определить как «наставничество между образовательными организациями», что требует дополнительного исследования. 

Список литературы

  1. Андреева Е.Б. Проекты повышения доступности дополнительного образования детей в сельской местности. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование» : материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 26–27 марта 2020 года. Ярославль: РИО ЯГПУ и ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020.
  2. Андреева Е.Б. Экосистемный подход как механизм исследования региональной системы дополнительного образования детей // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6(40).
  3. Поздеева С.И. Наставничество как совместная деятельность и сопровождение в личностном и профессиональном развитии ее участников // Наставничество как практика сопровождения, управления и исследования в образовательной организации: Сб. мат-лов по итогам проведения регион. Фестиваля практик наставничества. М.: ИД «Методист», 2023. 
  4. Прозументова Г.Н. Управление образовательными инновациями: гуманитарный подход // СПЖ. 2013. №50. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnymi-innovatsiyami-gumanitarnyy-podhod (дата обращения: 29.11.2023).
  5. Проектная лаборатория для муниципальных опорных центров и базовых организаций ФИП «Модели доступности дополнительного образования детей в Томской области». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnymi-innovatsiyami-gumanitarnyy-podhod  (дата обращения: 29.11.2023).
  6. Сошенко И.И. Управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций: дисс. … канд. пед. наук. Томск, 2021.

Добавить комментарий

Войти с помощью: