Развитие стрессоустойчивости как один из компонентов процесса формирования у обучающихся лидерских качеств
В статье представлен опыт Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» по формированию у современных подростков стрессоустойчивости как одного из ключевых лидерских качеств; проанализирована проблема роста стрессовых и негативных жизненных событий у детей и подростков в современных условиях. Как вариант решения исследуемой проблемы автором представлен модуль «Как справиться со стрессом» по формированию стрессоустойчивости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Психология лидерства».
Е.С. Михалева,
кандидат педагогических наук, методист,
Региональный модельный центр
дополнительного образования детей
Оренбургской области
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Оренбургский областной Дворец творчества
детей и молодежи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург
В современном обществе сегодня становится чрезвычайно актуальным процесс воспитания у детей и подростков гражданственности и патриотизма в сочетании с формированием у них лидерских качеств. Это особенно важно для дальнейшего профессионального становления обучающихся, их участия в общественных и других сферах жизни общества.
Сегодня важно приобщать детей и подростков к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России, формировать у них чувство сопричастности к будущему страны. При этом педагогу не стоит ограничивать патриотическое воспитание только военно-исторической тематикой: не обходимо в этом направлении воспитания поставить новые акценты. Опираясь на опыт коллег Белгородского государственного национального исследовательского университета, уточним, что патриотическое воспитание направлено, в первую очередь, на формирование лидерской компетентности молодого человека, воспитание лидерских качеств личности, идеала служения народу, готовности к защите Родины [6]. Особенность организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования заключаются в многоплановости, системности, целенаправленности и скоординированности, основанной на инициативе, творчестве и сотрудничестве педагогов и обучающихся [2, с. 84].
Одним из приоритетных направлений обновления содержания и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года определено развитие у обучающихся лидерских качеств, культуры межнационального общения и др.
Все это предопределило разработку дополнительной общеобразовательной программы «Психология лидерства», которая стала содержательной основой для создания Министерством образования Оренбургской области при Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко «Областной очно-заочной школы «Лидер» (далее – Школа). Организационная структура Школы представлена на рис. 1.
Деятельность Школы направлена на развитие лидерского потенциала подростка, приобщение его к общечеловеческим ценностям, народно-национальным и культурно-историческим традициям, ценностям семейного воспитания, воспитание гуманизма и любви к Отечеству. Основные тематические направления деятельности Школы:
– лидерство и гражданственность,
– социум и социально-психологические механизмы лидерства,
– науки и искусство управления,
– культура и этикет лидера.
В работе с обучающимися Школы особое внимание уделяется воспитанию в них уверенности в собственных силах, обеспечению им поддержки и понимания, помощи в развитии способности управления своими эмоциями с опорой на духовные, демократические и гуманистические ценности самих обучающихся. Так, например, опираясь на духовную сущность человека, акцентируются такие ценности, как «мудрость», «любовь», «красота», «творчество», «свобода выбора» и др. Именно творческие лидеры обладают высоким эмоциональным интеллектом и харизмой, стремлением к познанию нового и интересного [4].
Лидеры, имеющие гражданско-патриотическую позицию, обладают целым рядом ярко выраженных качеств – социальной активностью, инициативностью, целеустремленностью, волей. Поэтому, рассматривая демократические ценности, в работе с обучающимися педагог ориентирует их на защиту прав человека.
Опираясь на главную гуманистическую ценность – человеческую личность, лидер рассматривается как человек обладающий властью в социальной группе, ведущий за собой людей и принимающий ответственность не только за себя, но и за других, а также как главный организатор продуктивной команды, продуктивного сотрудничества. Поэтому в работе с обучающимися Школы педагог особое внимание уделяет воспитанию в них уверенности в собственных силах, развитию духовно-нравственных качеств лидера, эмоционального интеллекта, эмпатии и обостренного чувства справедливости.
В связи с тем, что в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию, сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно.
В то же время, наблюдается рост в жизни детей и подростков стрессовых и негативных жизненных событий, вызывающих физическое и психическое неблагополучие, недомогание. Чрезмерный стресс, испытанный в детстве, может приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте. В новых психосоциальных условиях возрастает актуальность лечебно-профилактических методов, основанных на рекомендациях по соблюдению баланса труда и отдыха, двигательного режима, сбалансированного питания с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте [1].
Обобщение результатов современных исследований по проблеме формирования у детей и подростков лидерских качеств позволяет констатировать, что лидеры опережают остальных членов группы по ряду показателей. Так, например, лидеру присущи уверенность в себе, компетентность, сильная воля, коммуникативные и организаторские способности. Помимо этого, стоит выделить такое важное личностное качество, влияющее на продуктивность управленческой деятельности лидера, как стрессоустойчивость (способность организма противостоять воздействию стресса). Стресс, по мнению Э.А. Каминской и М.И. Волк, выступает катализирующим фактором, подстегивающим проявление особенностей и черт лидера [3], которые будут содействовать успешному выполнению им различных задач.
Учитывая все вышесказанное, в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Психология лидерства» был организован образовательный модуль «Как справиться со стрессом». Модуль представляет собой несколько встреч: теоретическая часть модуля в режиме дистанционных занятий и практическая часть модуля в режиме очных мероприятий на базе загородного лагеря.
В рамках дистанционных занятий были организованы онлайн-встречи, на которых обучающиеся познакомились с понятием «стресс», с общими причинами (источниками) стресса и смогли выделить в них свои стрессовые события, разобрались в стадиях (фазах) проявлениях стресса, прояснили негативное проявление (дистресса) и выделили его особенности: подавленность, снижение производительности труда; физиологическое недомогание на фоне негативных эмоций; развитие соматических и психических заболеваний [5, с. 36].
Многие обучающиеся отметили, что причиной отрицательного стресса (дистресса) может стать тяжелая болезнь близкого человека. Удивление обучающихся вызвал тот факт, что влияние стресса на организм человека наблюдается не только при проблемах и неприятностях, но и во время позитивных событий. Положительный стресс (эустресс) может: мотивировать и повышать работоспособность; относительно легко переносится как физически, так и психологически; завершаться расслаблением и положительными эмоциями. Примером эустресса может быть день свадьбы, поступление в университет и др. В любом случае стрессоры воздействуют на всех без исключения, и каждому человеку требуются свои определенные способы защиты от стресса: общение с близким человеком, физические нагрузки, рукоделие, массаж и многое другое.
Для закрепления понятий «дистресс» и «эустресс» обучающимся был предложен педагогический кейс. Например, ситуация: «Вы блестяще сдали все экзамены, получили высокие баллы по итоговой аттестации. Через несколько дней Вам на электронную почту приходит письмо с приглашением получить высшее образование в престижном вузе за границей».
Ход решения по схеме:
- Проанализируйте ситуацию и сформулируйте несколько проблем.
- Подберите необходимый материал для аргументирования своей позиции.
- Какие чувства Вы при этом испытываете?
- Какой вид стресса у Вас будет?
- Какие способы борьбы со стрессом Вы выберете?
Подросткам были представлены несколько способов воздействия на стрессовые ситуации, такие как: физическая нагрузка (спорт, прогулка, уборка); вода (водные процедуры), увлечения/хобби, общение со спокойными и оптимистичными людьми и др. (рис. 2).
В практической части модуля «Как справиться со стрессом» был организован тренинг в очной форме на базе загородного детского лагеря. Тренинг был направлен на: знакомство подростков с различными техниками преодоления стресса; формирование у них навыков преодоления стресса, негативных эмоциональных состояний.
Подростки познакомились со следующими способами снятия напряжения: приемы, отвлекающие внимания (например, переключить свое внимание на что-то постороннее и после взглянуть на свою проблему по-новому); приемы, снижающие напряжение (дыхательная практика, диафрагмальное дыхание; утверждения (например, «Я начинаю чувствовать себя лучше»; упражнения, гармонизирующие эмоции, например, «Крюки Деннисона», «Выдувание мяча», «Подари улыбку другу» и др.); метод релаксации (добрые записки, прогулка по свежему воздуху, творческий час, доска вдохновения, музыкальный час). Наиболее благоприятным методом релаксации оказалось принятие удобной позы и погружение в мир музыки, звуков живой природы и пения птиц.
В заключение тренинга подросткам дан был совет: «Люди вокруг нас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно слова других людей. Верьте в то, что большинство из них стараются делать все настолько хорошо, насколько могут».
Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что реализация модуля «Как справиться со стрессом» сыграла значительную роль в деятельности Школы по формированию у современных подростков лидерских качеств. Занятия по развитию стрессоустойчивости помогут обучающимся самостоятельно управлять своими эмоциями, а также способствуют воспитанию у них уверенности в собственных силах и развитию духовно-нравственных качеств лидера.
Список источников:
- Деменко А.В., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. Физическое совершенствование как фактор повышения стрессоустойчивости молодого специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. Ч. 2. С. 95–95 [Электронный ресурс]. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5600&ysclid=lutpp4jsqf725981175 (дата обращения: 08.05.2024).
- Каменева Е.Г., Черемисина А.А. Особенности организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. Ч. 3. С. 81–84 [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3A7RoU (дата обращения: 08.05.2024).
- Каминской Э.А., Волк М.И., Сичкарь Е.В. Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. Том 7 [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3AWzPv (дата обращения: 08.05.2024).
- Михалева Е.С. Развитие подростковой лидерской одаренности в системе дополнительного образования детей // Историко-педагогический журнал. № 1. 2023. С. 101–114 [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/39yU9C (дата обращения: 08.05.2024).
- Попов А.А., Юлина Г.Н. Формирование стрессоустойчивости школьников-спортсменов в рамках дополнительного образования детей // Социально-гуманитарные исследования и технологии. № 3 (44). 2023. С. 35–40.
- Резников М.А. Роль патриотического воспитания в формировании лидерских черт российской молодежи // Теория и практика современной науки. № 7 (73). 2021. С. 111–115 [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3AVZNR (дата обращения: 07.05.2024).
- Татрова А.С. Психология: Учебно-методическое пособие. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=3158 (дата обращения: 14.04.2024).