Туристический слет-поход как эффективный инструмент патриотического воспитания подростков

В статье рассматривается слет-поход как совокупность педагогических методов, способов и средств патриотического воспитания подростков – обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам по профилю «спортивный туризм». Опыт авторов статьи по организации и проведению данной формы туристической деятельности позволяет сделать вывод о том, что за короткое время в условиях слета-похода обучающиеся приобретают максимум знаний туристско-краеведческой направленности, у них формируется чувство патриотизма, волевые качества, происходит их активная социализация. Данная статья будет интересна руководителям детских туристских объединений, методистам учреждений дополнительного образования.

Д.А. Семенова,
магистр педагогических наук,
педагог-организатор,
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования Астраханской области
«Центр эстетического воспитания детей и молодежи»,
г. Астрахань

Г.В. Громов,
педагог высшей квалификационной категории,
инструктор детско-юношеского туризма,
автор проекта «Познаю мир – развиваюсь сам»,
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования Астраханской области
«Центр эстетического воспитания детей и молодежи»,
г. Астрахань

В духовной жизни общества патриотизм как социальное чувство во все времена занимал свое особое место. Для всех народов патриотизм служил фундаментом формирования национальности, а затем государственности. В переломные моменты истории России именно патриотизм мотивировал общество к консолидации своих сил для защиты интересов Родины [6].

В последние годы в России возросла значимость патриотизма как неотъемлемой части воспитательного процесса. Без данного компонента общество рискует распасться на отдельные группы по национальному или иному признаку. В связи с этим уместно рассмотреть способы воспитания патриотизма у подрастающего поколения, в частности, в рамках дополнительного образования на примере туристско-краеведческих занятий, походов по исторически значимым местам [2].

Обобщение различных определений позволяет рассматривать патриотизм как любовь к Отечеству, преданность народу и ответственность перед ним. В условиях дополнительного образования воспитание патриотизма осуществляется через формирование у ребят чувства любви, уважения, привязанности к своей семье, учреждению и объединению, малой Родине, России.

Воспитание в традиционном понимании – сложный, состоящий из множества компонентов процесс, главной целью которого является формирование системы норм и нравственных ценностей, принятых в данном обществе [1, с. 450]. Патриотическое воспитание – многогранный и сложный процесс, поскольку система нравственных ценностей формируется у подростков естественным образом в ходе их участия в различных формах образовательной деятельности – туристско-краеведческих соревнованиях, походах, сплавах, конкурсах и иных видах мероприятий, предусмотренных образовательной программой по профилю «спортивный туризм» [3].

Неоспорим тот факт, что патриотическое воспитание тесно взаимосвязанно с воспитанием у подростков нравственности. Как показывает практика и многолетний педагогический опыт авторов статьи, туристский слет-поход является одной из наиболее эффективных форм воспитания патриотизма вместе с другими нравственными категориями и общечеловеческими ценностями. Это объясняется, в первую очередь, активным взаимодействием педагога и обучающихся в походе, а также тем, что ребенок находится вне зоны привычного комфорта и в многодневном мероприятии ему приходится многое делать самостоятельно и многому учиться, в том числе претерпевать трудности [5]. Одним из условий эффективности процесса патриотического воспитания является активность участия педагога дополнительного образования в туристической жизни: он должен сам непосредственно заниматься горным, водным, велосипедным туризмом и ходить в походы, чтобы воспитывать обучающихся собственным примером.

Проанализировать слет-поход как оригинальную, эффективную форму патриотического воспитания подростков нам поможет описание опыта одного из слетов-походов, который был организован Государственным автономным учреждением дополнительного образования Астраханской области «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» (далее — ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ»)[1] в период с 29 сентября по 2 октября 2022 года. Его участниками стали 12 команд различных районов Астраханской области.

Областной слет-поход юных туристов был посвящен памяти педагога А.В. Червоненко, проходил в Камызякском районе Астраханской области по маршруту длиной в 42 км: п. Чаган – с. Иванчуг – с. Увары – г. Камызяк[2]. Этот слет-поход включал комплекс познавательно-исторических, спортивных и краеведческих задач, учебных задач в области спортивного ориентирования и водного туризма в природной и социальной среде конкретных сел региона. К активному участию в данном слете-походе были привлечены директор, педагоги и учащиеся Уваринской школы, а также сотрудники музеев школ посещаемых районов.

В контексте тематики данной статьи назовем только воспитательные задачи проведения слета-похода:

  • гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  • популяризация и развитие детско-юношеского туризма в подростковой среде;
  • вовлечение обучающихся туристских объединений в активные формы изучения природного и культурного наследия Астраханской области;
  • популяризация среди школьников знаний об истории и природе родного края.

Организационныеусловия проведения слета-похода(далее – Слет):

– все мероприятия осуществлялись в условиях природной среды и в соответствии с действующими нормативными документами;

– каждая команда состояла из 10 участников: совершеннолетнего руководителя, его заместителя и группы детей в возрасте от 10 до 18 лет; еще одно из условий – в составе команды должно быть не менее 2 девушек;

– группа в соответствии со своим уровнем подготовки выбирала один из классов квалификационного уровня: класс «А» – поход I степени сложности; класс «Б» – однодневный поход; маршрут одного из дней группой выбирается самостоятельно. Всем участникам класса «А» по итогу успешного выполнения всех заданий и прохождения маршрута была присвоена спортивная категория по дисциплине «Туризм».

В рамках Слета проводились соревнования по дисциплинам «Быт», «Маршрут», «Отчет», конкурс «Знатоки-краеведы». Расскажем подробнее о каждом из этапов.

Соревнования в дисциплине «Быт» проводились на протяжении всего Слета. Судейская коллегия оценивала наличие флага или походного баннера, позволяющего идентифицировать команду, также оценивалась экипировка участников, распределение личного и командного груза между участниками, соблюдение правил противопожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасности, способы утилизации мусора. За любое нарушение правил команда наказывалась штрафом и требованием устранить ошибки. Несжигаемый мусор команды предъявляли на финише для последующей утилизации.

Условия соревнований в дисциплине «Маршрут»: команды выполняли свой индивидуальный маршрут на основе предоставленной организаторами Слета карты с заданным маршрутом и графиком движения, передвигаясь автономно от старта до финиша. Все личное и групповое снаряжение (кроме специального снаряжения, необходимого для преодоления этапов «Навесная переправа», «Гать», «Бревно», «Переправа на байдарках») и продукты участники транспортировали с собой. Кроме того, они должны были иметь компас, телефон с функцией определения координат, запасные аккумуляторы для телефонов. На маршруте оценивались техника преодоления естественных препятствий маршрута, соблюдение тактики и графика движения по маршруту, уровень физической подготовленности участников команды.

Варианты технических этапов: переправа методом «Вертикальный маятник», «Переправа по бревну», «Гать», «Подъем и спуск по склону спортивным способом», переправа методом «Горизонтальный маятник», «Навесная переправа», на прохождение которых отводилось контрольное время. Помимо вышеперечисленного, на маршруте команды выполняли задания по ориентированию: «Заданное направление», «Обозначенный маршрут», «Движение по легенде», «Движение по азимуту», «Движение по маркированной трассе». Также командам были предложены дополнительные задания – «Переправа через водную преграду на байдарке», «Брод», «Оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего».

Обязательный вид программы Слета – конкурс «Знатоки-краеведы», в рамках которого командам необходимо было определить растения и животных дельты Волги [4]. На маршруте судьями были определены участки местности, на которых команды должны были произвести фотофиксацию известных ей растений и животных. По окончании прохождения участка местности команды высылали фотографии на электронную почту организаторов. Также команды определяли координаты загаданного исторического объекта и писали интернет-статью «Уголок России» (лонгрид) в социальной сети ВКонтакте в целях популяризации детского туризма. Статьи создавались в особых условиях: за указанное время в указанном населенном пункте командам необходимо было определить исторические, культурологические и природные достопримечательности, собрать информацию о них, сделать фотографии, карту-схему и др.

Завершало Слет финальное задание – дисциплина «Отчет», на выполнение которого была отведена одна неделя после окончания Слета. Участники предоставили маршрутные документы, картографический материал, электронный фотоальбом и техническое описание маршрута похода. Участники Слета дали короткую характеристику района похода, описали прохождение маршрута по дням, наличие и качество дорог, сложность ориентирования, основные препятствия, ночлеги; оценили и обосновали сложности маршрута, выделили наиболее сложные участки, отклонения от заявленного маршрута и графика (с обязательным обоснованием); описали свои впечатления, рассказали об интересных объектах, сделали вывод о достижении целей и задач похода.

Дополнительная часть программы Слета: конкурс представления команд «Туристский огонек», «Вечер туристской песни», «Конкурс фотографий».

Данный формат организации туристской деятельности можно по праву считать эффективным инструментом патриотического воспитания. Представим несколько аргументов.

Во-первых, в каждом селе, включенном в туристические маршруты команд, своя, сохраненная жителями и учителями-краеведами, история, настолько аутентичная, что во время изучения экспонатов, домов и сельских улочек к подросткам приходило осознание недостаточности собственных знаний о родном крае. В качестве доказательства воспитательной эффективности Слета приведем слова одного из его участников Тимофея Власова – обучающегося туристического объединения «Снежный барс» ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» (руководитель Г. Громов): «Будто перед тобой раскрылся мир простых людей, которые обустраивали свою жизнь, боролись, погибали, спасали, строили на века, хранили то, что для них свято, жили в своих маленьких селах с огромными духовными ценностями. Опустевшие колхозные советские постройки недавнего прошлого как раны зияют на фоне ухоженных аккуратных домиков, утопающих в цветах и уюте, некоторые покинутые дома уныло молча умирают, как старые люди, ничего не требуя. Новые высокие строения и старые, видавшие виды избы, как букеты из разных цветов. У каждого значимого для сельчан места нас встречали 9-классники в приятной для глаз школьной форме и без запинки рассказывали факты из истории села, как молодые юноши в годы войны уходили защищать свое маленькое село и свою огромную страну…».

Во-вторых, согласно опросу, подростки не ожидали, что небольшое село может иметь такую большую историю и такой богатый по качеству исторического материала школьный музей, расположившийся в двух небольших помещениях сельской школы. Как нам представляется, самыми важными мероприятиями в процессе всего Слета было посещение школьных музеев, где с каждой фотографии на ребят смотрели горящие полные тревоги и решимости глаза ушедших на войну молодых воинов-сельчан.

Авторы статьи глубоко убеждены, что подобные мероприятия можно смело внедрять в систему образования на уровне местного министерства образования, поскольку поход сам по себе является активной формой познания действительности. Подростки были оторваны от обычной жизни, от своих телефонов, поэтому посещение музея и общение с местными жителями происходило при максимальном вовлечении всех участников Слета.

Не менее важно участие в Слете школьников принимающей стороны – Камызякского района. 9-классники, активисты школьного музея, проводили экскурсию для каждой туристической группы. Они делали акцент на военном прошлом села, рассказывали истории односельчан, ушедших и не вернувшихся с фронта. Особое внимание было уделено жизни крестьян, оставшихся в военные годы в селе. Среди подростков, особенного городских жителей, на фоне каждодневного информационного потока это вызывало неподдельный интерес. Юные туристы задавали вопросы, происходило достаточно глубокое погружение в историю.

Нельзя не упомянуть, что условия участия в Слете были спартанские. Ребята делали все самостоятельно: обустраивали бивуак на каждой стоянке, готовили три приема пищи, участвовали в насыщенной конкурсной программе. Каждый маршрут не представлял собой уютную грунтовую дорогу: участники Слета покоряли знойную сухую полупустыню, отмечая на картах требуемые в рамках ориентирования контрольные пункты, переходили вброд водные препятствия, переправлялись на веревках с одно берега на другой. А еще вели задушевные разговоры у костра, дискутировали на интересные им темы. В эти моменты объединялись все – подростки и взрослые, в своих группах и между группами. Это тем более важно, поскольку участники живут в разных районах и городах региона.

По мнению авторов статьи, самое главное, что Слет на четыре дня вырвал всех участников из зоны комфорта, переместив их в среду ближайшего развития и тем самым предоставив благодатную почву для личностного роста, формирования волевых качеств, нравственности, умения помочь, выработки навыков терпения.

Подводя итоги, авторы статьи констатируют, что дополнительное образование по профилю «спортивный туризм» имеет значительный ресурс патриотического воспитания подростков: формирует у обучающихся стойкий интерес к изучению истории своего города, края, страны; зарождает в них чувство ответственности перед близкими, развивает способность защитить слабого; помогает осознать необходимость беречь природу вокруг себя.

Педагогам, чтобы передать свой опыт, знания и транслировать столь необходимые человеческие ценности, приходится работать в различных ситуациях с каждым обучающимся индивидуально. Но практика показывает, что после слета-похода ярко видны воспитательные результаты: девочки и мальчики подросткового возраста в реальной практике осваивают и присваивают социально значимые ценностные ориентиры, самостоятельно формируют собственные моральные и духовные принципы. Поэтому каждый из них в трудных походных условиях готов всегда прийти на помощь, проявить участие, внимательность, терпимость.

Список источников:

  1. Бадалова Б.Т., Садирбекова А.С. Воспитание чувства патриотизма // Scientific progress. 2021. Т. 2. № 8. С. 449–452 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-chuvstva-patriotizma (дата обращения: 12.06.2024).
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://kilinson.com/wa-data/public/site/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
  3. Козловская Д.И., Козловская С.Н. Патриотический туризм как средство воспитания и образования молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30).
     С. 309–324 [Электронный ресурс]. – URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/12/Kozlovskaya-Kozlovskaya_CITISE_4-2021.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Палаткин В.В. Патриотическое воспитание в сфере гостеприимства: региональный аспект // Педагогические исследования. 2023. №3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-sfere-gostepriimstva-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 01.06.2024).
  5. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Герда, 2000. 224 с.
  6. Хайдарова Р.А. Влияние критического мышления на развитие патриотизма // Inter education & global study, 2024. № 3 (2) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kriticheskogo-myshleniya-na-razvitie-patriotizma  (дата обращения: 09.05.2024).

[1] ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» [официальный сайт]. URL: https://cevdim.ru/(дата обращения: 12.06.2024).

[2]  Областной слет юных туристов 2022 // ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» [официальный сайт]. URL: https://cevdim.ru/novosti-i-sobytiya/1481-oblastnoj-slet-yunykh-turistov-2022.html (дата обращения: 12.06.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: