Комплексный подход к патриотическому воспитанию обучающихся учреждения дополнительного образования (из опыта работы образцового детского коллектива мурманской области «вокальный ансамбль “Фантазия”»)

В статье представлены эффективные педагогические формы и технологии работы с детским творческим коллективом, направленные на развитие у обучающихся интереса к истории своей семьи, города, страны, а также на воспитание у них уважения к культуре и традициям Мурманской области и Российской Федерации в целом. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования художественной направленности, преподавателям детских школ искусств, учителям музыки, руководителям детских вокальных коллективов, методистам, руководителям образовательных организаций.

О.Е. Воронович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
А.В. Тихомирова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Государственное автономное нетиповое
образовательное учреждение Мурманской области
«Центр образования Лапландия»,
г. Мурманск

В современном обществе приобретают особую актуальность вопросы формирования личности и ее гражданской позиции, патриотического воспитания детей и молодежи.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное чувство, интегрирующее любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре, готовность к защите ее интересов. Современные исследователи подчеркивают, что патриотическое воспитание направлено на формирование у молодежи чувства гордости за свою страну и готовности к ее защите.

Вместе с тем в современном обществе наблюдается определенный дефицит знаний о родной стране, ее истории и культуре, что проявляется в равнодушном отношении к близким людям и окружающему миру в целом. В связи с этим особую значимость приобретает поиск и внедрение эффективных педагогических форм и технологий, направленных прежде всего на сохранение и укрепление семейных ценностей. Ведь именно семья как первичный институт социализации является хранителем традиций, транслятором национального культурного кода. Семья дает ребенку первые представления о мире, о добре и зле, о долге и ответственности. Поддержка и развитие семейных ценностей создают основу для патриотического воспитания – формирования у детей патриотических качеств, чувства сопричастности к истории своей страны и подвигу предков.

Внедрение в образовательный процесс эффективных форм и технологий сохранения семейных ценностей способствует развитию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоционального отношения и сочувствия к людям, их нуждам и переживаниям и является фундаментом дальнейшего развития личности.

Одним из перспективных направлений патриотического воспитания является проектная деятельность, которая дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, чувствовать себя самостоятельным. Использование современных информационных технологий расширяет возможности обучения и усиливает мотивацию, а интерактивный формат повышает интерес и вовлеченность детей.

Проектом, содержательно интегрирующим традиционные семейные ценности и вопросы патриотического воспитания, для обучающихся образцового детского коллектива Мурманской области «Вокальный ансамбль “Фантазия”» Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Мурманской области «Центр образования “Лапландия”» стал проект «Семейное древо».

Семейное древо – это не просто графическое изображение родственных связей, но и мощный инструмент для изучения истории своей семьи, возможность узнать о своих предках, о семейных ценностях и традициях [6].

Первый шаг в создании семейного древа – сбор обучающимися информации о своих предках. Вот несколько источников, которые могут помочь:

  • семейные архивы: фотографии, письма, документы;
  • беседы: с родственниками, бабушками, дедушками и другими членами семьи;
  • онлайн-ресурсы: сайты, посвященные генеалогии могут предоставить доступ к архивам и записям.

Шаг 2: выбор формата семейного древа. Это могут быть: графическое изображение, текстовый документ, видеоролик.

Шаг 3: после сбора информации и выбора формата, можно приступить к визуализации семейного древа. Это может быть как простая схема, так и сложная графика с фотографиями и биографиями.

Создание семейного древа позволило в реальной практической деятельности воспитывать у обучающихся уважение к истории, способность ценить свои семейные корни, а также содействовало укреплению семейных связей. Знание о предках помогает сохранять и передавать традиции из поколения в поколение, дети формируют свою идентичность, понимая, что они являются частью большой семьи с богатой историей.

В вокальном ансамбле «Фантазия» реализуется проект «Музыкальный звон городов России». Колокольчик – символ памяти, мира и радости. Каждый участник ансамбля может привезти из семейного путешествия звенящий сувенир с символикой города, региона или республики, чтобы познакомить остальных обучающихся с богатством культурного наследия и многообразием городов многонациональной России.

План реализации проекта:

  1. Сбор информации о городе России, его достопримечательностях, традициях.
  2. Поиск колокольчика с символикой города России.
  3. Презентация творческого продукта проекта.

Все дети объединены общей идеей участия в интересном творческом и патриотическом марафоне: яркие красочные музыкальные приветы особенно в период летних каникул радуют всех в группе ансамбля в социальной сети ВКонтакте (сделать слова «в группе ансамбля в социальной сети ВКонтакте» кликабельной ссылкой: Вокальный ансамбль «ФАНТАЗИЯ», «Лапландия»). Выставка колокольчиков в вокальном классе вызывает интерес и привлекает в проект новых участников.

Каждый колокольчик имеет свое акустическое звучание, а вместе они создают волшебную атмосферу, формируют представление детей о разнообразии мира музыкальных звуков и их отношений. В дальнейшем колокольчики используются в музыкально-ритмических и речевых играх, в создании и воплощении художественного образа при постановке вокальных композиций.

Еще одним проектом стала Музыкальная онлайн-викторина «Мои герои: музыка Победы» (кликабельная ссылка: https://forms.yandex.ru/u/67bc6ad9068ff0dd67a73add/), приуроченная к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Дистанционный формат онлайн-викторины является доступным и актуальным средством знакомства детей и подростков с музыкой и исполнителями песен военных лет. В рамках викторины предусмотрен подсчет баллов и показ правильных ответов после ее прохождения.

Еще одной формой патриотического воспитания стало участие обучающихся вокального ансамбля «Фантазия» в приуроченных к памятным датам патриотических онлайн-акциях, способствующих формированию общности интересов детей и родителей через совместную творческую деятельность и знакомство с историей своей семьи [1]. В рамках объявленного в Российской Федерации Года защитника Отечества и празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов воспитанники ансамбля уже приняли активное участие:

  • во Всероссийской акции Министерства Просвещения РФ #СтихиБлокады (https://vk.com/wall-102426513_4852);
  • в чтении стихов и исполнении тематических песен для творческой акции «Поздравь Защитника» (https://vk.com/wall-102426513_4921);
  • в региональной акции Министерства образования и науки Мурманской области «Мой герой 51» с публикацией фото и фактов биографии участников и героев ВОВ из семейных архивов (https://vk.com/wall-102426513_4928);
  • в патриотической акции «По улицам военного Мурманска» с публикацией фото с памятниками города-героя Мурманска и краткой исторической справкой о них (https://vk.com/wall-102426513_4966);
  • в акции памяти «Мы помним тебя, прадедушка», включающей запись видеоролика с исполнением песни и демонстрацией подготовленных штендеров «Бессмертного полка» с памятными фото участников ВОВ и героев СВО – членов семей участников ансамбля.

Одним из наиболее значимых событий для всех участников вокального ансамбля «Фантазия» стал концерт патриотической песни «Россия – это мы», посвященный празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Работа над композициями, пронизанными любовью к Родине, позволила участникам детского творческого коллектива глубже прочувствовать историю и культуру страны, укрепила чувство национальной гордости. Фундаментом успешного выступления стал тщательный отбор исполнительского репертуара, который включал произведения разных жанров и эпох, отражающих величие России, ее многообразие и духовное богатство.

Кульминацией концерта стала вокальная композиция «Прадедушка» (музыка А. Ермолова, слова М. Загота). По сцене прошел настоящий «Бессмертный полк» с плакатами героев и участников Великой Отечественной войны – членов семей обучающихся ансамбля. Постановка была пронизана особым трепетом, энергией патриотизма и глубокой признательности предкам за их подвиг. Это было не просто выступление, а настоящее признание в любви к своей стране, объединенное голосами и сердцами участников ансамбля.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что педагогическая практика подтвердила теоретический тезис о том, что применение комплексных комбинированных интегрированных форм деятельности через активное вовлечение в социальную деятельность эффективно влияет на развитие у обучающихся гражданской ответственности, духовности, созидания, любви к Родине и своему краю [2]. Использование проектной деятельности и современных информационных технологий позволило вовлечь обучающихся в разнообразные виды деятельности, в рамках каждой из которых происходило патриотическое воспитание:

  • изучение семейного древа укрепило родственные узы и помогло обучающимся почувствовать связь поколений;
  • участие в патриотических онлайн-акциях способствовало расширению кругозора обучающихся, формированию у них уважения к истории страны, укреплению патриотических чувств;
  • исполнение песен о России стимулировало интерес к истории своей Родины, ее культуре и самобытности.

Список источников:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Директ-Медиа, 2025. 675 с.
  2. Иванова Н.В. Патриотическое воспитание в современной России: вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 6–12.
  3. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 06.08.2025).
  4. Морозова И.С., Петров П.П. Организация внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию: методические рекомендации // Внешкольник. 2020. № 3. С. 20–27.
  5. Педагогика: журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogika-rao.ru/ (дата обращения: 06.08.2025).
  6. Сергеева Н.Ю. Ценностные ориентации современной молодежи: патриотизм и семья // Социологические исследования. 2024. № 5. С. 78–86.

Добавить комментарий

Войти с помощью: