Традиционная народная культура как образовательное пространство патриотического воспитания обучающихся

Цель воспитания добропорядочного гражданина и искреннего патриота, любящего свою Родину, должна быть реализована через познание духовного богатства своего народа, своей самобытной малой Родины, родного края, изучение и постижение культуры предков. Изучение различных видов традиционных и современной художественной обработки дерева способствует формированию у обучающихся не только новых практических умений и навыков, но чувства национального достоинства, обретению ими сознания общей собственности, бережного отношения к творческому наследию Отечества.

Н.К. Говоркова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
г. Владимир

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени, а возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России. В соответствии с Концепцией национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Достижение этой цели невозможно без решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения – воспитания личности как убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами многих поколений. Важной частью патриотического воспитания является приобщение детей к культуре своего народа, поскольку полное раскрытие личности ребенка возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Декоративно-прикладное искусство является эффективным средством патриотического воспитания школьников, поскольку обращение к народной культуре, к ее богатым традициям способствуют комплексному воздействию на формирование патриотических качеств личности обучающихся. Приобщение детей к произведениям декоративно-прикладного искусства России пробуждает и воспитывает у них эстетические, нравственные, мировоззренческие и патриотические качества, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом [1].

Художественная обработка дерева является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Автор статьи хочет поделиться опытом развития творческих способностей детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций на примере работы студии «Художественная обработка дерева» Дворца детского (юношеского) творчества города Владимира (далее – Студия).

Основу патриотического воспитания обучающихся Студии составляет, прежде всего, практическое освоение ими основных видов художественной обработки дерева: резьба, точение, мозаика, выжигание, роспись по дереву. Разнообразные изделия декоративно-прикладного творчества, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать у них эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю.

Сама специфика декоративно-прикладного искусства, процесса творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Поэтому важным элементом организации образовательного процесса служит создание образовательной среды: демонстрационные материалы по народным промыслам и ремеслам, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, модели и плакаты.

На стенах кабинета, где проводятся занятия, оформлена постоянно действующая выставка работ народных мастеров и лучших работ выпускников Студии.

Использование наглядных методов обучения обязательно предполагает их сочетание в той или иной мере со словесными методами. Беседы – неотъемлемая часть занятий: обучающиеся слушают рассказы педагога о достопримечательностях нашего города и края, о разнообразии его растительного и животного мира. Зрительным рядом служат альбомы о городах Владимирского края. Обучающиеся вспоминают о тех местах в районе, где они побывали, и делятся своими впечатлениями от посещения.

Все увиденное ребятами находит отражение в их практических работах. Обучающиеся изображают соборы древней Владимирской земли: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота, Дмитриевский собор, соборы Суздальского Кремля (эскизы и зарисовки сделаны ребятами во время экскурсии по городу). Так постепенно у обучающихся Студии формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание больше узнать об истории родного края.

На занятиях ребята много узнают о своеобразии художественной обработки дерева, самобытности (типичности мотивов, цветового и композиционного решении); о связи содержания орнамента с окружающей природой; о символике; о связи с жизнью и бытом народа. Мы обязательно ведем разговор о видах ремесел и народных художественных промыслах, о технологиях резьбы и различных техниках росписей, распространенных в нашей стране: хохломской, городецкой, семеновской, полхов-майданской, мезенской. Практическое обучение предполагает овладение приемами резьбы и писания элементов вышеупомянутых видов росписей.

На занятиях обучающиеся узнают о множестве талантливых умельцев России, прославивших свою страну на весь мир, об их произведениях. Гости студии – известные владимирские мастера, резчики по дереву В.Н. Киселев и А.А. Балашов с удовольствием делятся с ребятами секретами своего мастерства. С обучающимися Студии проводятся беседы, во время которых обсуждаются средства выразительности произведений, выполненных мастерами.

Обучающиеся знакомятся с бытовыми деревянными предметами и домашней утварью (прялками, ковшами, коробами, ларцами, шкатулками, братинами, досками, блюдами, ложками и др.), украшенными росписью или резьбой и разносящими славу исконных мастеров далеко за пределы нашей Родины. Орнаменты взяты мастерами из родной природы. Деревянная посуда с росписью и резьбой завораживает – она не только нарядна и колоритна, что делает ее прекрасным сувениром, но и очень практична. Небольшие вещицы – миски, солонки, ложки, разделочные доски, лопатки – становятся любимыми подарками, сувенирами, которые воспитанники мастерской готовят к праздникам для своих родных и близких.

Особое внимание на занятиях уделяется народной деревянной игрушке, поскольку именно через традиционную игрушку легче всего познакомить обучающихся с культурой русского народа.

Рассказы о том, как изготавливаются игрушки, о том, что это совсем не легкий труд, помогают выработать у детей чувство гордости за игрушки родного края и чувство глубокого уважения к мастерам, их создавшим. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать в детях терпеливо и тактично. Необходимо также рассказывать им о том, что, создавая игрушки, народ преследовал разные цели. Практическое обучение предполагает роспись матрешек и других токарных и столярных изделий по образцам и собственным композициям обучающихся.

Накануне Дня защитника Отечества с обучающимися проводятся беседы на тему «Герои моего Отечества», во время которых ребята узнают имена знаменитых российских полководцев от времен Древней Руси до Великой Отечественной войны. С большим удовольствием дети отвечают на вопросы викторины на военную тему. На протяжении многих лет мы традиционно готовим сувениры для ветеранов Великой Отечественной войны. Во время их подготовки дети слушают рассказы о воинских подвигах советских солдат. Такие беседы способствуют формированию у воспитанников чувства причастности к истории своей страны, гордости за своих предков, внесших неоценимый вклад в Великую Победу.

Знакомство с традициями и обычаями русского народа воспитывает в обучающихся любовь к истории и культуре России, помогает бережно хранить прошлое.

Особое место в патриотическом воспитании обучающихся отводится праздничной культуре народа. Социологи и культурологи отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Готовя тематические поделки и сувениры к праздникам, мы с ребятами говорим об истории этих праздников. Так, например, при подготовке ко Дню матери мы беседуем с детьми о роли матери в жизни каждого человека, о необходимости беречь женщину-мать, Родину-мать.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем им возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них приходят и уходят, а другие существуют веками, но в зависимости от политики государства могут отмечаться или не отмечаться всенародно. Так, в течение многих лет в нашей стране отмечались политические праздники, призванные прославлять государственный строй.

В последнее десятилетие политические праздники отмечаются меньше, чем народные и религиозные, ранее пребывавшие в тени: Рождество, Масленица, Пасха и др. По мере возвращения в нашу жизнь забытых русских традиций и обычаев возрождается и утраченное некогда искусство изготовления подарочных пасхальных яиц. Например, на Пасху воспитанники мастерской традиционно раскрашивают пасхальные яйца, а изображения Богоматери с младенцем на руках и фигурок ангелов будут самыми актуальными в рождественских поделках.

В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение детей, они помогают обучающимся осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства [4]. Сокровищница нравственных ценностей нашей страны находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Православной Церкви. Здоровая, крепкая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Что же может защитить молодое поколение от роста преступности и наркомании, от чуждой идеологии и иных кризисных явлений? Конечно, возвращение к национальной культуре и традициям, основой которых является православие.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», – писал Алексей Николаевич Толстой. Сказка – один из древнейших жанров традиционного русского фольклора. Сказочные персонажи также отражены в работах воспитанников студии, особенно ребят младшего школьного возраста.

Подводя небольшие итоги необходимо констатировать, что взаимосвязь описанных выше методов обучения и воспитания позволяет достигнуть продуктивных результатов патриотического воспитания обучающихся. На занятиях по декоративно-прикладному искусству в студии «Художественная обработка дерева» у юных мастеров систематизируются знания о декоративно-прикладном искусстве России, происходит становление бережного отношения к творческому наследию Отечества, формируется художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, проявляются уважение и гордость к обычаям и традициям народа, воспитывается любовь к малой Родине. Через изучение традиций народных художественных промыслов, через практические навыки, получаемые на занятиях, обучающиеся проникаются любовью и гордостью по отношению к художественному наследию родной страны, что способствует их нравственно-патриотическому воспитанию.

Список источников:

  1. Гиреева Л.М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). Москва: Буки-Веди, 2016. С. 175–178.
  2. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 440 с. (Антология мысли) [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/517210 (дата обращения: 12.06.2024).
  3. Мелентьева А.А. Учебно-наглядные пособия как средство развития творческого мышления // Солнечный свет [Электронный ресурс]. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/uchebno-naglyadnye-posobiya-kak-sredstvo.17552338366/ (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Сердюкова Ю.С. Инновационный проект «Знакомство детей с русской народной культурой и русскими народными календарными праздниками» // Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/innovacionniy-proekt-znakomstvo-detey-s-russkoy-narodnoy-kulturoy-i-russkimi-narodnimi-kalendarnimi-prazdnikami-806421.html (дата обращения: 12.06.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: