Медиаобразование и добровольчество как ресурсы патриотического воспитания детей.  Из опыта работы МБУДО «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения с опорой на такие ресурсы как медиа и добровольчество. Авторы представляют перспективные решения задач патриотического воспитания обучающихся военно-патриотического клуба «Юнармеец» на основе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец в сети». Статья адресована классным руководителям, учителям и педагогам дополнительного образования.

Г.Д. Салямуллина,
заместитель директора

С.В. Кузнецова,
старший педагог дополнительного образования
высшей категории,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дворец
детского и юношеского творчества»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан,
г. Октябрьский

Базовым ориентиром патриотического воспитания детей и молодежи для каждого педагога являются 10 граней патриотизма, выделенных в современной Всероссийской системе патриотического воспитания: педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество [3]. «Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном этапе. Грани патриотизма созвучны национальным проектам «Образование», «Культура», «Наука и университеты», «Экология», «Демография» и федеральным проектам «Спорт – норма жизни», «Социальная активность», что свидетельствует о высокой актуальности выбранных областей в жизни каждого россиянина» [3, с. 43].

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее – ДДиЮТ) – многопрофильное учреждение дополнительного образования, где гармонично сочетаются и развиваются все 6 направленностей дополнительного образования. Система патриотического воспитания обучающихся ДДиЮТ рассматривается педагогическим коллективом как одна из важнейших составляющих его деятельности и интегрирует все грани патриотизма.

На базе Центра патриотического воспитания – структурного подразделения ДДиЮТ уже много лет ведет свою работу военно-патриотический клуб «Юнармеец» (далее – ВПК «Юнармеец»), реализующий комплексные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Каждая из программ включает несколько военно-прикладных дисциплин: строевая, огневая, парашютная и физическая подготовки, основы военной службы, история России и др. Но особое внимание в работе ВПК «Юнармеец» уделяется таким граням патриотизма, как медиа и добровольчество, которые и составили содержательную основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец в сети» [2].

Ресурсом реализации программы является сетевое и межведомственное взаимодействие ДДиЮТ с различными профильными организациями:

  • телерадиокомпанией «Октябрьский ТВ»,
  • газетой «Октябрьский нефтяник»,
  • общественной организацией «Городской Комитет ветеранов войны и военной службы в городе Октябрьском»,
  • военным комиссариатом города Октябрьского и др.

Приоритетными в комплексе задач данной программы являются:

  • повышение информационной культуры обучающихся;
  • реализация возможности для обучающихся проявления себя в качестве волонтеров.

Отличительная особенность программы состоит в том, что в начале учебного года обучающиеся придумывают свой медиапроект или проект реальных дел и в течении года реализуют его под руководством педагога. У каждого обучающегося есть возможность выбрать конкретный объект и формат работы, наиболее интересный и приемлемый для него. В процессе разработки и реализации проекта обучающиеся приобретают опыт организации и проведения патриотических мероприятий и благотворительных акций, у них формируются навыки создания и публикации качественного контента.

Программа «Юнармеец в сети» состоит из 8 самостоятельных модулей. Рассмотрим некоторые них.

В рамках изучения модуля «Волонтерство и добровольчество»обучающиеся осваивают основы волонтерства, учатся правильно оказывать помощь, общаться с представителями старшего поколения.

Фото 1, 2. Благотворительные акции

Обучающиеся ВПК «Юнармеец» адресно помогают пенсионерам, ветеранам войны, участвуют в субботниках и экологических мероприятиях, помогают проводить благотворительные концерты, памятные митинги и патриотические мероприятия.

В современных реалиях ребята активно принимают участие в сборе и отправке гуманитарной помощи в зону проведения специальной военной операции. Всего общими усилиями ребят, родителей, неравнодушных горожан собрано и отправлено 6 гуманитарных грузов.

Фото 3. Сбор гуманитарной помощи

В рамках модуля «Технология медиапроектирования»осуществляется обучение проектной деятельности от создания проектов разных направлений, планирования всех этапов их реализации до сохранения всех материалов в облачных хранилищах.

В ходе обучения тестируются разные площадки и изучаются возрастные особенности для реализации того или иного проекта. Обучающиеся ВПК «Юнармеец» посещают мероприятия и концерты сторонних организаций, чтобы выявить плюсы и минусы организации и учесть их при создании собственного проекта.

В рамках самого большого модуля «Организация и проведение мероприятий»обучающиеся на практике показывают свои умения и навыки: самостоятельно составляют всю текущую документацию, вносят корректировки и переходят к реализации своих проектов.

Участники волонтерской группы ВПК «Юнармеец» пишут сценарии к мероприятиям, выступают помощниками организаторов, ведущими, судьями на этапах соревнований, корреспондентами. Наиболее яркими примерами масштабных и ответственных мероприятий являются благотворительный концерт и соревнования по военно-прикладным дисциплинам.

Благотворительный концерт в поддержку военнослужащих РФ и их семей «Зов сердца» по итогам 2023/2024 учебного года собрал более 350 зрителей. Дети самостоятельно подбирали репертуар, готовили минусовые фонограммы, монтировали видеоряд к каждому номеру, выступали на сцене с патриотическими номерами. Концерт был бесплатным, но на нем был организован сбор средств для доставки гуманитарной помощи военнослужащим, чтобы каждый желающий мог внести свой вклад в будущую Победу. На собранные средства были приобретены и отправлены в зону проведения СВО дрон и медикаменты.

Фото 4. Благотворительный концерт

Два года подряд силами юнармейцев были организованы и проведены Республиканские соревнования по военно-прикладным дисциплинам «Зов предков». Инструкторский состав взял на себя роль контролирующего органа. Качественное судейство, встреча и сопровождение участников, фото- и видеофиксация – со всеми этими задачами юнармейцы справились на отлично. Последние соревнования получили статус межрегиональных, и на мероприятие приехали команды из соседних регионов.

Фото 5, 6. Республиканские соревнования

Модуль «Фотопроекты и мобилография» направлен на формирование у обучающихся навыков правильной фотосъемки: умения выбирать ракурс, делать эпичные и яркие кадры, отбирать и редактировать лучшие снимки для публикации.

Медиаволонтеры за эти годы стали уверенными фотокорреспондентами на всех городских и республиканских мероприятиях, научились быть ловкими и незаметными.

Фото 7. Работа медиаволонтеров

Один из самых интересных, но сложных модулей «Создание медиапроекта», в рамках которого в течение года медиаволонтеры ищут интересные сюжеты, пишут сценарии к будущим видеороликам, создают рекламу и афиши к предстоящим мероприятиям.

Реализация данного модуля предполагает поиск простых и удобных инструментов деятельности для каждого обучающегося: возможность самостоятельно освоить программу, работать на любом компьютере в любом удобном месте, ощутить себя полезным и грамотным в сфере IT. В ходе проб и ошибок для каждого обучающегося индивидуально были определены соответствующие программы для работы.

В процессе создания большого количества медиапроектов юнармейцы активно сотрудничают с Детским технопарком Дворца детского и юношеского творчества.

Обучающиеся, которые освоили программу в полном объеме, получили основные навыки и умения, научились проявлять собственную инициативу в поиске новых конкурсов и форумов, достигают высоких результатов. Назовем несколько цифр. Медиа-волонтерами:

  • подготовлено и проведено более 30 массовых мероприятий;
  • снято и смонтировано более 70 видеопроектов;
  • разработано и выпущено более 30 графических проектов.

Очень важным модулем программы является «Работа с текстом»: обучение правилам написания статьи, составления сценария и описания к видеоролику, работы с архивными материалами.

Фото 8. Образовательная деятельность

Также обучающиеся по программе «Юнармеец в сети» под руководством педагога готовят и публикуют на официальной странице местного отделения «Юнармия» статьи обо всех интересных событиях и мероприятиях, в которых они приняли участие сами или выступили в качестве организаторов [1]. Юнармейцами написано и опубликовано более 200 статей и постов, в том числе в республиканских и городских печатных изданиях, которые пользуются популярностью среди сторонних средств массовой информации.

Фото 9, 10. Статьи и публикации

Подводя итоги, выделим несколько наиболее значимых, по нашему мнению, образовательных результатов:

  • благодаря проектной деятельности, общественным, социально-значимым поручениям к концу обучения по программе «Юнармеец в сети» у всех обучающихся заметно повышается уровень познавательной и учебной деятельности;
  • участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня способствует увеличению их общественной активности;
  • у обучающихся развиваются метакомпетенции и гибкие навыки: личный результат каждого ребенка, получившего индивидуальное задание, становится результатом общим, когда все материалы объединяются в один проект – статью, социальный ролик, благотворительный концерт.

Организовывать и проводить патриотические мероприятия и акции, писать новостные статьи о прошедших или предстоящих мероприятиях сможет любой подросток, если снабдить его простыми и понятными инструкциями и предоставить необходимые инструменты. Задача педагога – дать подростку правильную траекторию развития. При этом главное – не быть для ребят хранителем информации, не поучать, а стать другом, который пойдет рядом с ними, который разделит их интересы и который разрешит им ошибаться. Ведь именно молодое поколение – инициативное, целеустремленное и активное – способно сделать этот мир лучше!

Список источников:

  1. Информационный ресурс сообщества «Юнармия, Октябрьский». – URL: https://vk.com/oktyunarmia02 (дата обращения: 21.05.2024).
  2. Кузнецова С.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юнармеец в сети». – г. Октябрьский, 2022. – URL: https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202514/content/fc4171b1-0cf8-4b24-af47-c366329b9a86.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
  3. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»: Методические рекомендации. – Москва, 2022. – URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/iblock/be8/fx2d1jxt4wa37m5qizi33gfxtr74i86k.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
  5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». – URL: https://ipkro.riobr.ru/wp-content/uploads/sites/70/2024/02/pasport-federalnogo-proekta-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii.pdf (дата обращения: 21.05.2024).


Добавить комментарий

Войти с помощью: