Ресурсы новых мест дополнительного образования технической направленности как основа интеграции с общим образованием по учебному предмету «Труд (технология)»
В данной статье рассматриваются вопросы интеграции общего и дополнительного образования в логике Национальной технологической инициативы. Обозначены необходимые изменения в работе педагогов дополнительного образования в рамках реализации проекта «Создание новых мест дополнительного образования». Представлен опыт эффективного использования ресурсов новых мест дополнительного образования для более успешного освоения обучающимися содержания урочной деятельности по предмету «Труд (технология)». В статье обоснован вывод о необходимости горизонтального «бесшовного» перехода между основным и дополнительным образованием.
Н.А. Матросова,
методист, педагог дополнительного образования,
Муниципальное Бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей
и юношества “Созвездие”»,
г. Калуга
В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил «Национальную технологическую инициативу» (далее – НТИ) одним из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» [1, с. 1].
Стремительные изменения в мире, интенсивное развитие технологий (прежде всего в сфере IT) диктуют изменения в подготовке подрастающего поколения к будущей профессии, социализации в информационном обществе. Идеи, заложенные в НТИ нашли отражение в Национальном проекте «Образование» и других государственных документах стратегического планирования. Так, в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года» перед педагогами нашей страны поставлены задачи по формированию «у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения» [2, с. 3]. Нацеленность на модернизацию образования в соответствии с развивающимися отраслями промышленности; обновление содержания образовательных программ, позволяющих освоить технологии будущего; развитие мотивации выбора профессий в научно-технических, производственных, информационных сферах – ориентиры работы современного педагога в логике НТИ.
Система общего образования не всегда имеет все необходимые ресурсы (интеллектуальные, кадровые, информационные, материально-технические, методические и др.) для решения практико-профессионально-ориентированных образовательных задач. Эта проблема успешно решается во многих регионах нашей страны за счет построения единой образовательной среды на основе интеграции разных систем образования.
Дополнительное образование, которое имеет большой опыт социального взаимодействия с представителями бизнеса и промышленности, обладает уникальными кадровыми ресурсами, в настоящее время становится еще и инновационной площадкой, обладающей современной образовательной инфраструктурой благодаря проекту «Создание новых мест дополнительного образования» Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование».
Но для успешной интеграции необходимо разработать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – ДООП, программа), содержание и организационные механизмы реализации которых «отражают идею интеграции общего и дополнительного образования в логике НТИ» [9, с. 78]. В данной статье автор хочет поделиться опытом создания таких ДООП и их реализации в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития творчества детей и юношества “Созвездие”» города Калуги (далее – Центр «Созвездие»).
С 2020 года в рамках проекта «Создания новых мест дополнительного образования» в Центре «Созвездие» (студия «Модерн») дети и подростки получили возможность обучаться цифровому моделированию одежды. Обучающимся студии предлагаются несколько ДООП: «Цифровое моделирование одежды», «Прикладной дизайн», «3D с нуля». Обучающиеся могут выбрать одну или несколько программ для осваивания, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Занятия по вышеперечисленным ДООП направлены на вовлечение обучающихся в научно-технический процесс, стимулирование у них интереса к сфере высоких технологий за счет погружения в систему самостоятельного создания компьютерного 3D-продукта и приобретения опыта предпрофессиональной пробы.
А с 2022/2023 учебного года сформирована сетевая форма реализации ДООП: программа «Цифровое моделирование одежды» (далее – Программа) реализуется в рамках сетевого проекта «Школа в “Созвездии”» совместно с Муниципальными образовательными учреждениями №№ 2, 14, 17, 27 города Калуги, что позволяет не только задействовать материально-технические ресурсы разных образовательных организаций, но и использовать потенциал педагогов необходимых актуальных специализаций.
Методологическую основу Программы составляет конвергентный подход, позволяющий расширить предметные результаты по общеобразовательной программе «Технология» (ныне «Труд (технология)»). В рамках сетевого проекта обучающиеся получают в полном объеме предметные знания и умения, заложенные в ФГОС, реализуют их на практике в ходе внеурочной деятельности по моделированию и осуществлению проектов, расширяют сформированные компетенции в рамках освоения указанной Программы, получают первые предпрофессиональные пробы.
Содержание учебной деятельности по предмету «Труд (технология) посредством использования технологических и информационных ресурсов дополнительного образования наполняется новыми возможностями. Так, за счет виртуальных технологий обучающийся, который от природы не наделен хорошо развитым пространственным мышлением, сможет представить и рассмотреть модель творческого продукта с разных ракурсов. А ребенок, обладающий способностями к моделированию, сможет с успехом воплотить в жизнь свою фантазию о реальном объекте, его свойствах и предназначении.
Учащиеся, демонстрирующие сформированность современных компетенций (информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых) на высоком уровне, применяют полученные знания в ходе моделирования и реализации творческих, учебных и социальных проектов (внеурочная деятельность), которые они демонстрируют в открытом социуме (в рамках конкурсов, конференций, родительских собраний и др.).
Дополнительное образование при этом предоставляет широкие возможности для участия в инновационных творческих объединениях детей и взрослых – лабораториях, проектных школах (формат профильного лагеря) и других. Таким образом, происходит содержательная интеграция – «поэтапный переход от совокупности отдельных дополнительных общеобразовательных программ к усилению их связей между собой и с программами общего образования различных уровней, расширению разнообразия реализуемых в них комплексных проектов с учетом предметных областей» [9, с. 78].
На занятиях в рамках освоения Программы, учащиеся расширяют свои знания и умения, применяют их в повседневной жизни, намечают выбор будущей профессии. Показателями практической значимости Программы является:
- создание обучающимися интеллектуальных и творческих продуктов, направленных на решение практических задач;
- повышение общетехнических компетенций обучающихся школ;
- профессиональное ориентирование обучающихся на технические и творческие (информационно-технологические) специальности;
- увеличение количества участников городских, областных и всероссийских научно-технических конкурсов, конференций и фестивалей.
Содержательная интеграция общего и дополнительного образования проявляется в том, что планируемые результаты освоения основной образовательной программы и ДООП во многом перекликаются в части достижения личностных и метапредметных результатов, расширяются в предметной области, совпадают с точки зрения развития инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач, создавая дополнительные образовательные практики для закрепления всех результатов общего образования. Рассмотрим ожидаемые результаты обучения в основном и дополнительном образовании на примере учебного предмета «Труд (технология)» и ДООП «Цифровое моделирование одежды» (таблица 1).
Таблица 1. Ожидаемые результаты в основном и дополнительном образовании (извлечения)
Проанализировав ожидаемые результаты обучения по ДООП, реализуемой в сетевом формате, можно отметить, что дополнительное образование отражает многие аспекты, заявленные в качестве ожидаемых в общем образовании, при этом значительно расширяя и углубляя предметные знания и практические умения, создавая условия для реализации освоенных компетенций в ходе реализации проектов. Именно такой уровень интеграции необходим разным видам образования в современном мире для формирования инновационного общества нашего государства.
Новые подходы к организации содержания дополнительного образования требуют современных методических решений – реализации системно-деятельностного подхода, использования технологии проблемного обучения, организации проектной деятельности и других.
Важна и организация учебного занятия. Начало занятия – постановка цели и определение задач самими обучающимися в эвристической беседе (мозговом штурме, коллективном поиске решения и др.). В конце занятия поставленную цель необходимо обязательно сверить с полученным результатом, анализ которого может стать основой для выбора более эффективных методов работы и усовершенствовании конструкции, алгоритма, постановки задачи. Такая работа по рефлексии действий, ожидаемого и полученного результата особенно важна при организации проектной работы. Конечно, самостоятельно выполненный творческий проект – это вершина обучения по интеграционному курсу в рамках общего и дополнительного образования, когда обучающийся демонстрирует не только предметные компетенции, но и на практике закрепляет навыки анализа, выдвижения творческих идей, конструктивной деятельности в команде, презентации реализации своего замысла.
Актуальные знания и компетенции, необходимые обучающимся для овладения профессией, востребованной в информационно-технологическом мире, меняются быстро. Поэтому на уровне Правительства Российской Федерации звучат идеи о построении «бесшовной» системы образования от детского сада до колледжа и вуза. Нам же близка идея горизонтального «бесшовного» перехода между разными видами образования – общим и дополнительным, – основанного на создании единой образовательной среды со значительной долей продуктивной деятельности не только в аудиториях образовательной организации, но и в социуме, на партнерских производственных площадках. При этом практическая деятельность способствует развитию критического мышления, активному поиску информации, выдвижению идей, инициатив, поиску нестандартных подходов, конструктивному взаимодействию для совместной реализации проектов, развитию навыков самоорганизации и самоуправления. «Мобильная технология “бесшовного” обучения предполагает отсутствие замкнутого пространства аудиторий и перевод обучения в практическую сферу согласно профессиональному выбору обучающегося» [4, с. 1].
Подводя некоторые итоги, можно констатировать: формирование современных компетенций обучающихся в области технического творчества ориентировано на достижение стратегической цели – формирование инновационного общества, – поэтому необходимо приложить максимальные усилия, чтобы как можно больше молодых людей развили таланты и определили свой будущий профессиональный путь. Эффективное использование новых мест дополнительного образования, несомненно, ведет к формированию общества людей с инновационным сознанием и современными компетенциями. При этом очень важно, чтобы возникал горизонтальный «бесшовный» переход между основным и дополнительным образованием, основанный на интеграции их ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых, методических). В комплексе это поможет добиться результатов, определенных в государственных документах стратегического планирования в качестве ориентиров для современных педагогов.
Список источников:
- Путин В.В. Послание Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. // Сайт Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. – URL: https://old.asi.ru/nti/ (дата обращения: 12.08.2024)
- Указ Президента Российской Федерации от 14.07.2015 № 1369 «Об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Бесшовное обучение как основа реализации принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования // Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/statya-besshovnoe-obuchenie-kak-osnova-realizacii-principov-gosudarstvennoj-politiki-rossijskoj-federacii-v-sfere-obrazovaniya-7233293.html (дата обращения: 28.09.2024).
- Бледнов Н.М., Барахович И.И. 3D как инструмент развития познавательной активности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 25-й Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 07–08 апреля 2020 г.) / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. Том I. С. 207–210.
- Ватанабе Н. Fashion-иллюстрация и дизайн одежды: техники для достижения профессиональных результатов. М.: МИФ Арт, 2021. 128 с.
- Наумченко М.В. Необходимость использования 3D-технологий в школьной учебной деятельности // Образование и воспитание. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7054/ (дата обращения: 28.09.2024).
- Чевычелов С.А., Коржавина Е.Г.; Основы моделирования в Компас-3D для школьников: Учебное пособие. Курск: ЮЗГУ, 2021. 60 с.
- Ребикова Ю.В., Чипышева Л.Н. Интеграция общего и дополнительного образования как инструмент инновационного развития школы, обеспечивающий достижение нового качества общего образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya-shkoly-obespechivayuschiy-dostizhenie (дата обращения: 28.09.2024).
- Создание новых мест дополнительного образования детей: Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». СПб.: Счастливый билет, 2021. 192 с.