Программа развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара: опыт эффективной разработки

В данной статье авторы, анализируя федеральную нормативную правовую базу, размышляют над статусом программы развития образовательной организации и обосновывают необходимость ее разработки с позиции современной реальности.

Н.М. Куранина,
руководитель
Государственного бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
председатель Совета регионального отделения
Российского движения детей и молодежи
«Движение Первых» города Москвы,
член Общественной палаты
Российской Федерации,
г. Москва

Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя,
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»
г. Москва

А.А. Павлищев,
старший методист,
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно – часто даже не отдавая себе в этом отчета – высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Лидо Энтони Якокка (19242019)

предприниматель, менеджер, автор нескольких автобиографических бестселлеров,

президент компании Ford, председатель правления корпорации Chrysler

Значение планирования и определения перспектив в деятельности образовательной организации трудно переоценить, поскольку именно план является ориентиром развития и одновременно критерием оценки успешности деятельности педагогического коллектива.

В сложившейся ситуации в управлении образовательной организацией (далее – ОО) условно различают два взаимосвязанных процесса:

  • функционирование ОО, предусматривающее ее сохранение через организацию нормативной деятельности с учетом фиксированных показателей на основе традиционно сложившегося механизма управления, то есть обеспечение стабильности образовательного, программно-методического, материально-технического, кадрового, финансового и других процессов;
  • развитие ОО, предусматривающее качественные изменения на основе выбранной стратегии, решение принципиально новых задач на основе накопленного потенциала, внедрение инноваций, предполагающих смену способов управления для достижения наилучших результатов.

Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [13], Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей [14], Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [4] ориентируют образовательные организации дополнительного образования на развитие, на инициирование, поддержку и сопровождение инновационных процессов, и выдвигают в качестве актуальной проблему разработки важного управленческого документа – программы развития. Однако нормативная неопределенность статуса этого документа заставляет педагогические коллективы многих ОО задуматься: стоит ли им тратить силы и ресурсы на разработку еще одной программы, сложного и объемного документа?

В этой статье мы хотим рассказать о сомнениях, размышлениях и удачном опыте разработки Программы развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара (далее – ДТДиМ им. А.П. Гайдара).

Отправной точкой в этой работе для нас явился Всероссийский профессиональный конкурс педагогических работников «Арктур – 2024» (рис.1), где мы приняли участие в номинации «Программа развития организаций дополнительного образования детей».

Рис. 1. Всероссийский профессиональный конкурс педагогических работников «Арктур – 2024»

Конкурс стал для нас возможностью испытать себя, посмотреть на работу коллег, познакомиться с их опытом работы, получить актуальную информацию по развитию дополнительного образования, зарядиться эмоциями и новыми идеями. Участие в конкурсе «Арктур 2024» стало для нас своеобразной предзащитой результатов реализации программы развития нашей образовательной организации. Реальный отчет состоится примерно через год – в мае-июне 2025 года.

Каков промежуточный результат? ДТДиМ им. А.П. Гайдара стал победителем II степени в номинации «Программа развития организаций дополнительного образования детей» (рис. 2).

 Рис. 2.  Итоги Всероссийского профессионального конкурса педагогических работников
«Арктур 2024»

ДТДиМ им. А.П. Гайдара представляет собой большую, сильную и успешную ОО, действующую в 11 зданиях на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы. У нас занимается без малого 21500 детей по 1400 дополнительным общеразвивающим программам. Это результат целенаправленного труда коллектива, в составе которого трудятся 340 работников дополнительного образования (рис.3).

Рис. 3. Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара

Вот такие стартовые условия. Что делать? Функционировать или развиваться? Как соответствовать современным вызовам и трендам? Какой план или какую программу разрабатывать? Думаем, что многие коллективы ОО задумываются над подобными вопросами, поэтому предлагаем читателям пройти по нашему пути и подумать, нужна ли программа развития.

Чтобы понять, какой документ можно считать программой развития, как этот документ разрабатывать и утверждать, необходимо проанализировать федеральные нормативные документы и педагогические исследования, связанные с развитием образования.

Все признают, что программа развития – важнейший стратегический документ, направленный на решение перспективных задач, определяющий магистральные направления развития ОО в современных условиях [13; 6]. Но ни один документ не разъясняет понятия «программа развития», даже Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) не содержит определения феномена «программа развития».

Базовое определение понятия «программа» трактуется с позиции «совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу». Вот такой «образ будущего», заложенный в программе развития, позволяет ОО чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на достижение этого результата, какие действия должны быть предприняты для осуществления задуманного и достижения намеченных целей, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений [9].

Программа развития ОО играет важную роль в ее деятельности, так как является одним из приоритетных механизмов позитивных преобразований [16], а основанием для ее разработки выступает ФЗ-273 [13], где к одной из компетенций ОО в установленной сфере деятельности относится «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» (ст. 28, ч. 3, п. 7). То есть компетенция ОО включает в себя и разработку, и утверждение данной программы. И вот здесь, собственно, спрятана первая проблема. Что такое «компетенция»? Это обязанность, это право или это желание ОО?

Дело в том, что общего термина «компетенция» до сих пор не появилось: каждый, кто работал с этой темой, вкладывал в понятие что-то свое. Но если суммировать смыслы и выводы из различных исследований, можно вывести такое определение. Компетенция – это:

  • совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение определенной работы или профессиональной задачи [11; 15];
  • круг полномочий, обязанностей, вопросов для продуктивной деятельности и притязаний на будущее [5].

Поскольку термин «компетенция» включает «полномочия и обязанности», он может трактоваться как обязанность ОО разработать программу развития. А важность этого документа подтверждена уже тем, что он в обязательном порядке согласовывается с учредителем. Что это означает? Если программа согласовывается с учредителем, то она становится еще и нормативным, юридическим документом. В этом документе легитимизируется описываемая совокупность предполагаемых управленческих решений и действий, обеспечивающих восхождение от исходного (актуального) состояния образовательных объектов к новому, желаемому, запланированному (в программе развития) состоянию [6].

Однако появляется следующая проблема: остается неясным, относится ли фраза «по согласованию с учредителем» только к утверждению программы или ко всему процессу от разработки до утверждения?

Давайте попытаемся поискать ответ на этот вопрос в функционале директора – руководителя ОО, который, являясь проводником государственной образовательной политики, в своей управленческой деятельности должен выстраивать стратегию развития в соответствии с:

  • действующим законодательством в области образования;
  • реальной образовательной практикой [7].

В ФЗ-273 установлена ответственность руководителя ОО за реализацию программ развития:

Статья 51, часть 8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в перечень обязанностей руководителя образовательного учреждения включает разработку, утверждение и реализацию программ развития [3]. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [10] определяет целью обеспечение деятельности и развития ОО. Чтобы обеспечить развитие, т.е. осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в ОО, нужен инструмент – программа развития. И руководитель должен:

  • обеспечить разработку программы развития ОО с ориентацией на федеральные, региональные и местные приоритеты и социальные запросы;
  • утвердить по согласованию с учредителем программу развития ОО.

Описание трудовых функций руководителя включает все стадии и этапы работы с программой развития ОО:

  • руководство разработкой программы развития совместно с коллегиальными органами управления;
  • организация оценки ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития;
  • разработка и применение методов, технологий и инструментов мониторинга реализации и оценки результатов осуществления программы развития, системного анализа планов, проектов и ожидаемых результатов развития деятельности;
  • управление реализацией программы развития, ее ресурсного обеспечения, координацией деятельности участников образовательных отношений;
  • контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития;
  • представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития ОО.

Таким образом, обязанности директора ОО включают управление разработкой программы развития, оценку ресурсов и возможных источников их привлечения, планирование различных видов деятельности и их реализацию и др.

Но, как известно, трудовые действия, предусмотренные профстандартом, могут отличаться от тех, которые учредитель решит включить в трудовой договор с руководителем ОО. В ряде регионов Российской Федерации учредители проводят аттестацию руководителей ОО, учитывая результаты реализации программы развития. Таким образом, вопрос о программе развития следует уточнить у учредителя, особенно если нет явного законодательного акта на этот счет. Детский сад, школа или центр творчества могут разработать программу развития по собственной инициативе, но процедуру ее согласования с учредителем необходимо выполнить обязательно – это требование Закона.

Теперь попытаемся определить функции программы развития: зачем она нужна руководителю ОО?

Во-первых, программа развития – это инструмент управления развитием ОО, который фиксирует ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания [6].

Во-вторых, программа развития – это стратегический документ, разработанный педагогическим коллективом, знающим изнутри проблемы и возможности ОО. Приоритетную роль здесь играет, конечно, руководитель учреждения, от профессионализма и компетентности которого зависит, сможет ли программа развития стать потенциально мощным и действенным инструментом, гарантирующим результативный, экономичный и своевременный переход ОО в новое качественное состояние [8].

В-третьих, программа развития – это инструмент для «измерения» динамики реальных изменений в ОО, в сравнении с тем, что планировалось в программе.

В-четвертых, программа развития – это инструмент обновления ОО, отражающий изменения в ее деятельности: обновление содержания образовательных программ, методик и технологий их реализации и т.д. Что как раз и является одной из приоритетных целей развития дополнительного образования.

В этом аспекте отмечается серьезная необходимость «переформатирования» всей системы дополнительного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа ОО характеризуется способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяя новыми качествами системы, устремленной к изменениям [9].

В-пятых, программа развития – документ легитимизирующий управленческие решения и действия по развитию ОО, необходимый для того, чтобы согласовать все изменения с учредителем. Это локальный нормативный документ, который определяет стратегические направления развития ОО на среднесрочную перспективу и в котором описаны управленческие процедуры и инструментарий их реализации [6].

Рис. 4. Титульный лист Программы развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара

Единых / законодательно установленных правил написания программы развития нет, так как каждая ОО отражает свой подход и свои возможности к решению выявленных проблем и поиску путей достижения наилучших результатов.

Учитывая требования программно-целевого управления, накопленный опыт разработки такого рода документов, а также методические рекомендации «Типовая программа развития общеобразовательной организации-участника проекта «Школа Минпросвещения России» [12], можно зафиксировать: в программе развития ОО обязательно должны быть отражены состояние и проблемы функционирования образовательной системы, концепция развития ОО на определенный период, условия и ресурсы развития, программные мероприятия, отражающие процесс развития, контроль и мониторинг процессов развития. При этом структура и логика программы развития зависит от специфики ОО, подходов и методов проектирования и реализации процесса развития [8].

Попробуем сравнить структуру типовой программы развития общеобразовательной организации и организации дополнительного образования (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение структуры Программы развития Школы Минпросвещения России и организации дополнительного образования

Структуру программы развития задает ее содержание. Все содержательные элементы программы развития находятся в логической связи между собой, последовательно, системно раскрывают содержание и взаимообусловленность идей, очередность процессов их раскрытия, а также дизайн (порядок, благоприятное сочетание действий, направленных на достижение цели программы), решение задач по каждому из направлений программы, включая контроль процессов, оценку текущих и итоговых результатов.

Паспорт программы развития представляет собой краткое определение ее основных идей, где сочетание текста и графики отражает согласованность компонентов программы как системы действий.

Цель программы развития– проектируемый результат ее реализации. В программе развития ДТДиМ им. А.П. Гайдара цель сформулирована следующим образом (рис. 5):

Рис. 5. Цель Программы развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдарf

Время реализации программы развития определяет разработчик (как правило, рабочая группа). Обычно 35 лет являются достаточным отрезком времени, которое необходимо для разрешения (снятия) проблемы – той актуальной напряженности, которая мешает ОО в реализации свой миссии.

Создание и реализация программы развития – процессы творческие, отражающие конкретику обстоятельств, но при этом они должны быть согласованы между собой, приняты как общее видение коллективом ОО и представлены ее внешним партнерам для организации взаимодействия.

В настоящее время реализация программы развития ДТДиМ им. А.П. Гайдара близка к завершению. Промежуточные результаты реализации программы развития могут быть представлены следующим образом (рис. 6):

Рис. 6.  Промежуточные результаты Программы развития Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара

К 2024 году в ДТДиМ им. А.П. Гайдара разработаны, утверждены, реализуются и дают результаты уже 1562 дополнительные общеобразовательные программы (то есть уже на 160 программ больше, чем в 2020 году), которые осваивают более 30 000 детей (по сравнению с 21500 в 2020 году). Авторами программ стали 193 педагога.

Практика проектных и исследовательских работ стала нормой для ДТДиМ им. А.П. Гайдара. В 2024 году участниками социальных проектов стали 7938 детей, педагогов и родителей. Совместно с магистрантами Высшей школы экономики в учреждении создана и используется Книга ответов на вопросы о проектной деятельности.

Только в 2024 году электронным сервисом проектов ДТДиМ им. А.П. Гайдара воспользовались для представления и экспертизы своих творческих работ авторы 845 проектов. В июне 2024 года начат прием работ уже шестой проектной сессии. Каждый проект и каждое исследование оценивается критериально. В этих оценках в явной форме проявляются предметные, метапредметные и личностные результаты дополнительного и общего образования. Результаты воспитания проявляются здесь не в форме усвоенной информации, а в целеполагании творческих работ, в проявленных нравственных позициях, целевых ориентациях и морально-волевых качествах, которые воплощены в процессах и результатах проектов и исследований.

Проектный офис ДТДиМ им. А.П. Гайдара прошел все этапы становления. Итогом его работы стали образовательные инициативы учреждения, проекты, разработки, представленные на профессиональных площадках диалога в масштабах столицы и Российской Федерации. За три года подготовлено и издано 152 публикации в СМИ, иллюстрирующие решения и достижения, содержание и качество которых непосредственно связаны с работой «Проектного офиса Гайдара».

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что в такой сложной и быстро меняющейся ситуации каждая ОО, которая думает о движении вперед, о соответствии своей деятельности современным требованиям, обязана разработать и реализовать программу развития. Ведь именно этот значимый документ, являющийся проектом предстоящих изменений:

  • не только отражает область исполнения компетенций и ответственности ОО, но и выступает механизмом проектирования образа ее будущего;
  • позволяет ОО управлять своим развитием и целенаправленно осуществить преобразования.

Программа развития – это модель совместной деятельности всех участников образовательных отношений. Поэтому ее создание – это творческая задача для педагогического коллектива, решение которой предполагает обновление текущих процессов, внедрение в деятельность ОО инноваций, которые должны соответствовать вызовам времени и современной государственной политике.

Программа развития – это инструмент согласования воззрений, решений и практических действий педагогического коллектива по обновлению ОО. Содержательное наполнение программ развития организаций дополнительного образования и особенности их реализации могут быть рассмотрены в дальнейших исследованиях.

Список источников:

  1. Буйлова Л.Н., Бакурадзе А.Б. Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 2016–2018 годы: цели, задачи и направления реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-programma-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-goroda-moskvy-na-2016-2018-gody-tseli-zadachi-i-napravleniya (дата обращения: 15.09.2024).
  2. Губанова Е.В., Лазарева М.В. Программа развития как инструмент проектного управления образовательной организацией // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-razvitiya-kak-instrument-proektnogo-upravleniya-obrazovatelnoy-organizatsiey  (дата обращения: 12.09.2024).
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=184188 (дата обращения: 08.09.2024).
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/77b9y2 (дата обращения: 08.09.2024).
  5. Лю Б., Петелин А.С. Толкование понятий «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2020_v287_N2/Izv%20VGPU%20Issue%202(287)%202020.-29-31.pdf (дата обращения: 13.09.2024).
  6. Молчанов С.Г. Теоретические и нормативные основания феномена «программа развития» // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-normativnye-osnovaniya-fenomena-programma-razvitiya (дата обращения: 12.09.2024).
  7. Методические рекомендации по разработке (корректировке) программы развития образовательной организации [Электронный ресурс]. URL: http://do.nios.ru/sites/do.nios.ru/files/.1new_files/pismo_do_ot_09.07.2021_no_14.14.08612_metodicheskie_rekomnedacii_po_razrabotke_programm_razvitiya_2.pdf (дата обращения: 08.09.2024).
  8. Методические рекомендации по разработке (модернизации) программы развития образовательной организации [Электронный ресурс]. URL: https://vgapkro.ru/wp-content/uploads/2020/08/1.-metod-Volgograd.pdf  (дата обращения: 02.08.2024).
  9. Несмашная И.В. Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2021. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/346/78081/ (дата обращения: 13.09.2024).
  10. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=400848 (дата обращения: 03.09.2024).
  11. Полномочия и компетенция – синонимы или разные понятия? [Электронный ресурс]. URL: https://matveevskoesp.ru/blog/novosti/polnomochiya-i-kompetencziya-sinonimy-ili-raznye-ponyatiya (дата обращения: 02.08.2024).
  12. Типовая программа развития общеобразовательной организации-участника проекта «Школа Минпросвещения России». ФГБНУ ИУО РАО. Москва, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://gmk.edu.sbor.net/fileadmin/innovatcii/MinProsveschenijaRossii/Tipovaya_programma_razvitia_po_proektu_Shkola_Minprosveschenia_Rossii.pdf (дата обращения: 08.09.2024).
  13. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/jB0C (дата обращения: 03.09.2024).
  14. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467) [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/Ci1Xi (дата обращения: 02.08.2024).
  15. Что такое компетенции и как они помогают в оценке и развитии людей [Электронный ресурс]. URL: https://www.typical.company/knowledgebase/chto-takoe-kompetencii-i-kak-oni-pomogayut-v-ocenke-i-razvitii-lyudey (дата обращения: 13.09.2024).
  16. Шобонов Н.А. Управление общеобразовательной организацией в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ»: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: ННГУ, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/4272/mod_resource/content/1/Upravlenie.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: