Реконструкция русских традиционных деревянных резных изделий – содержательный компонент дополнительной общеразвивающей программы

Статья посвящена вопросам использования реконструкции русских традиционных деревянных резных изделий в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ. Анализируется педагогическая значимость занятий реконструкцией, в том числе при выполнении обучающимися проектных и исследовательских работ. Материал может быть использован педагогами, реализующими дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности, а также при проведении познавательно-развивающих занятий с изучением регионального компонента.

М.Ю. Ракитин,
педагог дополнительного образования,
Центр художественного образования
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения «Воробьевы горы»,
г. Москва

Резьба по дереву – одно из древнейших ремесел человечества. Она широко использовалась в океаническом искусстве, африканской скульптуре, тотемных работах североамериканских индейцев. Орнаменты по дереву вырезали в Древнем Китае, Японии, Индии, Персии, на Дальнем Востоке. Персидские, сирийские, египетские и испанские резчики по дереву славятся своим мастерством по всему миру. В эпоху Средневековья и Нового времени в Европе сотни художников и ремесленников занимались скульптурой и изготовлением статуй и алтарей из дерева. И у каждого народа мира резные изделия имеют характерные отличительные черты.

В данной статье реконструкция будет рассматриваться на примере традиционных русских резных деревянных изделий (согласно профилю педагогической деятельности автора).

Прежде всего, определим аргументы, обосновывающие важность занятий реконструкцией резных деревянных изделий. Специалистами и педагогами много говорится о важности сохранения традиционной культуры и о важности приобщения к ней подрастающего поколения, но суть этих «общих слов» не раскрывается, и их смысл остается непонятным.

Вопросы реконструкции изделий по этнографическим и археологическим источникам представляют огромный интерес для обучающихся разных возрастов, ведь процесс ремесленного воссоздания различных предметов содержит в себе техническую и научную составляющие. Постараемся, опираясь на опыт работы автора статьи, максимально разносторонне ответить вопрос «Зачем современным детям необходимо заниматься реконструкцией традиционных русских резных деревянных изделий?».

Первым аргументом является включение обучающихся в активное изучение и освоение исторических и культурных особенностей российских регионов, нашедших свое отражение во внешнем виде резных изделий, в том числе в их орнаментальном оформлении. Так, например, питьевой ковш «Конюх» изготавливался только на территории Тверской губернии [2], в то время как в Астраханской губернии создавали широко известные утицы. Однако даже внутри одного региона деревянные изделия могли отличаться друг от друга. В качестве примера можно привести прялки, элементы росписи или резьбы которых отражали исторические и культурные особенности местности изготовления и применения изделия.

Второй аргумент – в процессе реконструкции обучающиеся знакомятся с историей развития техник резьбы по дереву и технологических процессов изготовления изделий. Так, например, анализируя резные изделия XIV–XV веков из Великого Новгорода, можно рассмотреть с обучающимися различные резные гребни из самшита [3]. На основе данных археологических находок многие исследователи делают вывод о простоте и скудности художественного оформления резных изделий, упуская тот факт, что твердая древесина самшита не могла быть полноценно обработана тем ограниченным инструментарием, которым владели в то время мастера-резчики. Но в XIX веке начался экспорт инструментов из Европы и Англии, а также экспорт высококачественной инструментальной стали из Англии, что привело к росту инструментального разнообразия, появлению новых типов инструментов, изготовленных местными мастерами, что в свою очередь стимулировало появление высокохудожественных резных изделий.

Третий аргумент – обучающиеся на основе анализа специфики деревянных изделий и места их изготовления изучают социально-экономические вопросы – торговые пути и торгово-экономические связи между регионами России. В этом случае в процессе реконструкции используются лишь уникальные изделия, характерные только для конкретного района России – пряничные доски (рис. 1), некоторые виды деревянной посуды, в частности питьевые ковши. Изделия, изготавливаемые повсеместно, такие как прялки, подтвердят только факт экономического сотрудничества, но полной картины торговых взаимоотношений представить не могут.

1. Реконструкция пряничной доски XIX века из фонда Рыбинского музея-заповедника (резчик – М.Ю. Ракитин)

Четвертым аргументом является знакомство обучающихся в процессе реконструкции с результатами взаимного влияния культуры и искусства России и стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, например, элементы корабельной резьбы по дереву были перенесены в виде прорезной резьбы и элементов декора дома в Новгородской и Архангельской областях [4]. А многие типы деревянной резной посуды послужили прототипами для изготовления европейской посуды из металла [1; 2].

Выделив основные аргументы, остановимся на вопросе применения реконструкции резных деревянных изделий в образовании. В общем образовании данная тема, как правило, затрагивается только в ознакомительных целях в реферативных или проектных работах обучающихся. Более широкий простор для работы дает дополнительное образование, где в рамках занятий можно не только рассматривать теоретические аспекты реконструкции деревянных резных изделий, но и на практике делать копии, используя литературу и музейные экспонаты или их фотографии.

Некоторые резные деревянные изделия могут быть включены в содержание дополнительных общеразвивающих программ. Так, например, в ГБОУ «Воробьевы горы» в рамках программы «Объемная резьба по дереву» изучаются различные виды деревянной посуды, а в программу «Художественная резьба по дереву» включены элементы декора дома и пряничные доски. Обучающиеся не только изготавливают определенные типы изделий, но и изучают связанную с ними историю, этнографию и культуру. Однако наибольший интерес у обучающихся вызывает проектная работа.

Выполнение проектов по реконструкции резных деревянных изделий является многогранным процессом. Следует помнить, что в ремесленном процессе сложно получить две абсолютно идеальные копии. Как правило, каждая попытка копирования приводит к появлению нового изделия. Оно может отличаться от оригинала по размерам, по художественному оформлению и даже по пропорциям. Основными источниками материалов для копирования являются монографии археологов и этнографов, музейные экспонаты, а также деревянные изделия, полученные в результате этнографических экспедиций. Рассмотрим эти источники по возможностям их использования в образовательном процессе.

Большое количество деревянных резных изделий описаны и изображены в двух монографиях – Б.А. Колчина[1] и А.А. Бобринского[2]. Борис Александрович Колчин подробно изучил и систематизировал археологический материал раскопок Великого Новгорода в книге «Археология Новгорода. Резное дерево» [3]. Граф Алексей Александрович Бобринский собрал изображения и описания деревянных резных и столярных изделий и издал набор альбомов, которые в 2007 году были объединены современными исследователями в общий каталог [1]. Иван Харисович Хафизов издал систематизированный справочник наличников, где разместил фотографии оформленных окон из различных областей и районов России [8]. Существует подробная монография о прорезной резьбе Нижегородской области (Мошков Н.В., Фёдоров В.В.) [4] и книга «Народное искусство Тверской земли», которая повествует о резьбе по дереву в различных районах Тверской области (Калмыкова Л.Э.) [2]. Помимо этого, в различных областях России можно найти работы местных историков и этнографов, посвященные резьбе по дереву. Это дает широкие возможности для исследования, изучения и реконструкции деревянных резных изделий по описаниям или изображениям.

В процессе реконструкции также могут быть использованы музейные экспонаты: некоторые (но не все) музеи охотно идут на сотрудничество, принимают у себя обучающихся, позволяют сделать качественные фотографии для реконструкции или предоставляют оцифрованные материалы фондов. Часто при реконструкции используют изданные музейные каталоги, где имеется профессиональная фотосъемка изделий и некоторые мелкие детали сняты в макрорежиме [5; 6; 7], что значительно облегчает работу резчика по дереву.

Но легче и лучше всего работать с резными изделиями, полученными в результате этнографических экспедиций, так как есть возможность сделать качественные фотографии (с линейкой, имеющей четкую и хорошо видимую шкалу, или с использованием предмета с точным размером), а также рассмотреть и изучить изделие со всех сторон.

При выполнении обучающимися проектной работы педагогу нужно учитывать личные интересы каждого юного резчика по дереву и уровень его мастерства. Так, например, реконструкция пряничных досок и сложных объемных изделий, в том числе деревянной посуды, не подходит для начинающих. Во время реконструкции надо также определить степень воспроизведения изделия: точная копия, пропорциональное изделие или авторское изделие, созданное с использованием определенных приемов и орнаментов на основе этнографических предметов или археологических находок (рис. 2).

Рис. 2. Реконструкция средневековой игры «Мельница». Авторское изделие
(резчик – К.Е. Тиханина)

Важным шагом является презентация выполненных обучающимся работ на выставках и конференциях научно-исследовательских или проектно-исследовательских работ. Иногда исследовательская работа выходит за пределы России и способствует изучению культуры других народов и их взаимодействия с русской культурой (рис 3.).

Рис. 3. Шахматы с острова Льюис: Берсерк. (Шотландия) Реконструкция по археологической находке (резчик – Е.Д. Москалёв)

Подводя итоги, можно констатировать: реконструкция резных деревянных изделий позволяет познакомить обучающихся с историей разных уголков России, подробно изучить с ними разные стороны народной культуры и народного творчества. Выполнив один проект, ребята с большим удовольствием берутся за следующее исследование. И в этом процессе через изучение истории развития русского художественного ремесла и активное освоение его традиций естественным образом происходит воспитание у обучающихся патриотизма.

Список литературы:

  1. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. М.:
    В. Шевчук, 2011. 264 с.
  2. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь: Ред.-изд. фирма «РИФ», 1995. 383 с.
  3. Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. М.: Изд-во «Наука», 1971. 121 с.
  4. Мошков Н.В., Фёдоров В.В. Нижегородская домовая резьба: загадки, поиски, находки: Фотоальбом. Нижний Новгород: Литера, 2014.
    296 с.
  5. Пряничные доски XVIII – начала XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения: Иллюстрированный каталог. Саратов: СОМК, 2008. 26 с.
  6. Пряничные доски XVIII–XIX веков. Рыбинский музей-заповедник: Альбом. Тверь: Officina, 2012. 70 с.
  7. Пряничные доски. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»: Альбом. Рыбинск: Оффицина, 2012. 71 с.
  8. Хафизов И.Х. Резные наличники. Центральная Россия: Альбом. Тверь: [б.и.], 2019. 395 с.

[1] Борис Александрович Колчин (19141984) – советский историк и археолог. Доктор исторических наук, профессор. Лауреат Государственной и Ленинской премий. Автор около 140 научных работ.

[2] Граф Алексей Александрович Бобринский (18521927) – русский археолог, политический и государственный деятель. Обер-гофмейстер Двора Его Императорского Величества, заместитель министра внутренних дел, министр земледелия. Праправнук императрицы Екатерины II.

Добавить комментарий

Войти с помощью: