Реконструкция русских традиционных деревянных резных изделий – содержательный компонент дополнительной общеразвивающей программы
Статья посвящена вопросам использования реконструкции русских традиционных деревянных резных изделий в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ. Анализируется педагогическая значимость занятий реконструкцией, в том числе при выполнении обучающимися проектных и исследовательских работ. Материал может быть использован педагогами, реализующими дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности, а также при проведении познавательно-развивающих занятий с изучением регионального компонента.
М.Ю. Ракитин,
педагог дополнительного образования,
Центр художественного образования
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения «Воробьевы горы»,
г. Москва
Резьба по дереву – одно из древнейших ремесел человечества. Она широко использовалась в океаническом искусстве, африканской скульптуре, тотемных работах североамериканских индейцев. Орнаменты по дереву вырезали в Древнем Китае, Японии, Индии, Персии, на Дальнем Востоке. Персидские, сирийские, египетские и испанские резчики по дереву славятся своим мастерством по всему миру. В эпоху Средневековья и Нового времени в Европе сотни художников и ремесленников занимались скульптурой и изготовлением статуй и алтарей из дерева. И у каждого народа мира резные изделия имеют характерные отличительные черты.
В данной статье реконструкция будет рассматриваться на примере традиционных русских резных деревянных изделий (согласно профилю педагогической деятельности автора).
Прежде всего, определим аргументы, обосновывающие важность занятий реконструкцией резных деревянных изделий. Специалистами и педагогами много говорится о важности сохранения традиционной культуры и о важности приобщения к ней подрастающего поколения, но суть этих «общих слов» не раскрывается, и их смысл остается непонятным.
Вопросы реконструкции изделий по этнографическим и археологическим источникам представляют огромный интерес для обучающихся разных возрастов, ведь процесс ремесленного воссоздания различных предметов содержит в себе техническую и научную составляющие. Постараемся, опираясь на опыт работы автора статьи, максимально разносторонне ответить вопрос «Зачем современным детям необходимо заниматься реконструкцией традиционных русских резных деревянных изделий?».
Первым аргументом является включение обучающихся в активное изучение и освоение исторических и культурных особенностей российских регионов, нашедших свое отражение во внешнем виде резных изделий, в том числе в их орнаментальном оформлении. Так, например, питьевой ковш «Конюх» изготавливался только на территории Тверской губернии [2], в то время как в Астраханской губернии создавали широко известные утицы. Однако даже внутри одного региона деревянные изделия могли отличаться друг от друга. В качестве примера можно привести прялки, элементы росписи или резьбы которых отражали исторические и культурные особенности местности изготовления и применения изделия.
Второй аргумент – в процессе реконструкции обучающиеся знакомятся с историей развития техник резьбы по дереву и технологических процессов изготовления изделий. Так, например, анализируя резные изделия XIV–XV веков из Великого Новгорода, можно рассмотреть с обучающимися различные резные гребни из самшита [3]. На основе данных археологических находок многие исследователи делают вывод о простоте и скудности художественного оформления резных изделий, упуская тот факт, что твердая древесина самшита не могла быть полноценно обработана тем ограниченным инструментарием, которым владели в то время мастера-резчики. Но в XIX веке начался экспорт инструментов из Европы и Англии, а также экспорт высококачественной инструментальной стали из Англии, что привело к росту инструментального разнообразия, появлению новых типов инструментов, изготовленных местными мастерами, что в свою очередь стимулировало появление высокохудожественных резных изделий.
Третий аргумент – обучающиеся на основе анализа специфики деревянных изделий и места их изготовления изучают социально-экономические вопросы – торговые пути и торгово-экономические связи между регионами России. В этом случае в процессе реконструкции используются лишь уникальные изделия, характерные только для конкретного района России – пряничные доски (рис. 1), некоторые виды деревянной посуды, в частности питьевые ковши. Изделия, изготавливаемые повсеместно, такие как прялки, подтвердят только факт экономического сотрудничества, но полной картины торговых взаимоотношений представить не могут.
Четвертым аргументом является знакомство обучающихся в процессе реконструкции с результатами взаимного влияния культуры и искусства России и стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, например, элементы корабельной резьбы по дереву были перенесены в виде прорезной резьбы и элементов декора дома в Новгородской и Архангельской областях [4]. А многие типы деревянной резной посуды послужили прототипами для изготовления европейской посуды из металла [1; 2].
Выделив основные аргументы, остановимся на вопросе применения реконструкции резных деревянных изделий в образовании. В общем образовании данная тема, как правило, затрагивается только в ознакомительных целях в реферативных или проектных работах обучающихся. Более широкий простор для работы дает дополнительное образование, где в рамках занятий можно не только рассматривать теоретические аспекты реконструкции деревянных резных изделий, но и на практике делать копии, используя литературу и музейные экспонаты или их фотографии.
Некоторые резные деревянные изделия могут быть включены в содержание дополнительных общеразвивающих программ. Так, например, в ГБОУ «Воробьевы горы» в рамках программы «Объемная резьба по дереву» изучаются различные виды деревянной посуды, а в программу «Художественная резьба по дереву» включены элементы декора дома и пряничные доски. Обучающиеся не только изготавливают определенные типы изделий, но и изучают связанную с ними историю, этнографию и культуру. Однако наибольший интерес у обучающихся вызывает проектная работа.
Выполнение проектов по реконструкции резных деревянных изделий является многогранным процессом. Следует помнить, что в ремесленном процессе сложно получить две абсолютно идеальные копии. Как правило, каждая попытка копирования приводит к появлению нового изделия. Оно может отличаться от оригинала по размерам, по художественному оформлению и даже по пропорциям. Основными источниками материалов для копирования являются монографии археологов и этнографов, музейные экспонаты, а также деревянные изделия, полученные в результате этнографических экспедиций. Рассмотрим эти источники по возможностям их использования в образовательном процессе.
Большое количество деревянных резных изделий описаны и изображены в двух монографиях – Б.А. Колчина[1] и А.А. Бобринского[2]. Борис Александрович Колчин подробно изучил и систематизировал археологический материал раскопок Великого Новгорода в книге «Археология Новгорода. Резное дерево» [3]. Граф Алексей Александрович Бобринский собрал изображения и описания деревянных резных и столярных изделий и издал набор альбомов, которые в 2007 году были объединены современными исследователями в общий каталог [1]. Иван Харисович Хафизов издал систематизированный справочник наличников, где разместил фотографии оформленных окон из различных областей и районов России [8]. Существует подробная монография о прорезной резьбе Нижегородской области (Мошков Н.В., Фёдоров В.В.) [4] и книга «Народное искусство Тверской земли», которая повествует о резьбе по дереву в различных районах Тверской области (Калмыкова Л.Э.) [2]. Помимо этого, в различных областях России можно найти работы местных историков и этнографов, посвященные резьбе по дереву. Это дает широкие возможности для исследования, изучения и реконструкции деревянных резных изделий по описаниям или изображениям.
В процессе реконструкции также могут быть использованы музейные экспонаты: некоторые (но не все) музеи охотно идут на сотрудничество, принимают у себя обучающихся, позволяют сделать качественные фотографии для реконструкции или предоставляют оцифрованные материалы фондов. Часто при реконструкции используют изданные музейные каталоги, где имеется профессиональная фотосъемка изделий и некоторые мелкие детали сняты в макрорежиме [5; 6; 7], что значительно облегчает работу резчика по дереву.
Но легче и лучше всего работать с резными изделиями, полученными в результате этнографических экспедиций, так как есть возможность сделать качественные фотографии (с линейкой, имеющей четкую и хорошо видимую шкалу, или с использованием предмета с точным размером), а также рассмотреть и изучить изделие со всех сторон.
При выполнении обучающимися проектной работы педагогу нужно учитывать личные интересы каждого юного резчика по дереву и уровень его мастерства. Так, например, реконструкция пряничных досок и сложных объемных изделий, в том числе деревянной посуды, не подходит для начинающих. Во время реконструкции надо также определить степень воспроизведения изделия: точная копия, пропорциональное изделие или авторское изделие, созданное с использованием определенных приемов и орнаментов на основе этнографических предметов или археологических находок (рис. 2).
Важным шагом является презентация выполненных обучающимся работ на выставках и конференциях научно-исследовательских или проектно-исследовательских работ. Иногда исследовательская работа выходит за пределы России и способствует изучению культуры других народов и их взаимодействия с русской культурой (рис 3.).
Подводя итоги, можно констатировать: реконструкция резных деревянных изделий позволяет познакомить обучающихся с историей разных уголков России, подробно изучить с ними разные стороны народной культуры и народного творчества. Выполнив один проект, ребята с большим удовольствием берутся за следующее исследование. И в этом процессе через изучение истории развития русского художественного ремесла и активное освоение его традиций естественным образом происходит воспитание у обучающихся патриотизма.
Список литературы:
- Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. М.:
В. Шевчук, 2011. 264 с. - Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь: Ред.-изд. фирма «РИФ», 1995. 383 с.
- Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. М.: Изд-во «Наука», 1971. 121 с.
- Мошков Н.В., Фёдоров В.В. Нижегородская домовая резьба: загадки, поиски, находки: Фотоальбом. Нижний Новгород: Литера, 2014.
296 с. - Пряничные доски XVIII – начала XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения: Иллюстрированный каталог. Саратов: СОМК, 2008. 26 с.
- Пряничные доски XVIII–XIX веков. Рыбинский музей-заповедник: Альбом. Тверь: Officina, 2012. 70 с.
- Пряничные доски. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»: Альбом. Рыбинск: Оффицина, 2012. 71 с.
- Хафизов И.Х. Резные наличники. Центральная Россия: Альбом. Тверь: [б.и.], 2019. 395 с.
[1] Борис Александрович Колчин (1914–1984) – советский историк и археолог. Доктор исторических наук, профессор. Лауреат Государственной и Ленинской премий. Автор около 140 научных работ.
[2] Граф Алексей Александрович Бобринский (1852–1927) – русский археолог, политический и государственный деятель. Обер-гофмейстер Двора Его Императорского Величества, заместитель министра внутренних дел, министр земледелия. Праправнук императрицы Екатерины II.