Как найти путь к сердцам детей как найти путь к сердцам детей (педагогические размышления о гайдаровских ориентирах в воспитании подрастающего поколения)

Наше учреждение носит имя легендарного человека – журналиста, сценариста, военного и детского писателя Аркадия Гайдара (Голикова), фамилию которого в СССР знал каждый, а его герои, являясь примером для миллионов советских детей, воспитывали подрастающее поколение. В статье речь идет об уникальной среде, созданной по заветам и нравственным ориентирам писателя во Дворце творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара (далее – Дворец творчества), где взращивается личность, формируется ее гражданская идентичность, духовно-нравственные и семейные ценности, где зарождается дружба на всю жизнь, воспитывается патриотизм, а мечты в результате упорного труда превращаются в реальные достижения. Такое возможно только при заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. В статье затронута проблема семьи и семейного воспитания, обосновывается необходимость установления партнерских отношений семьи и учреждения дополнительного образования детей. Выводы статьи могут быть использованы как в школьной практике, так и в дополнительном образовании.

Н.М. Куранина,
руководитель,
ГБОУДО «Дворец творчества
детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
Председатель Совета регионального отделения РДДМ
«Движение Первых» города Москвы,
член Общественной палаты Российской Федерации,
г. Москва

Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя,
ГБОУДО «Дворец творчества
детей и молодежи имени А.П. Гайдара»

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко

Развитие приоритетных направлений дополнительного образования, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств, поддержку семейного воспитания и тесное сотрудничество с родителями в образовательном процессе, требует от педагогов дополнительного образования специальных профессиональных компетенций по работе с семьей. Однако для эффективных занятий важны не только педагогические компетенции, но и содержательный материал, который проиллюстрирует сложные понятия и окажет воздействие на чувства обучающихся. Таким материалом для всех наших педагогов, обучающихся и родителей являются книги, написанные Аркадием Петровичем Гайдаром.

История Дворца творчества началась в 1936 году, когда А.П. Гайдар был еще жив, но даже и предположить не мог, что с 1974 года его имя с гордостью будет носить один из крупнейших многофункциональных образовательных комплексов на юго-востоке столицы, воспитанниками которого являются более 21 тысячи детей.

Имя Аркадия Петровича Гайдара – символ советской эпохи. Ему удалось раскрыть главное в человеческих отношениях: где добро, а где зло; где отвага, а где трусость; где подвиг, а где предательство. Все знают такие произведения писателя, как «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Школа», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Р.В.С.», «На графских развалинах», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости» и другие. На этих книгах выросло не одно поколение читателей, а книжные герои реалистичны и учат честности, состраданию, милосердию, взаимовыручке, показывают на примере, как надо любить свою Родину. Для детей, подростков и их родителей А.П. Гайдар ценен тем, что с героев его произведений они могут брать пример [12]. Среди детско-юношеских писателей советского периода вряд ли найдется автор, оказавший столь сильное влияние на духовно-нравственную жизнь советских школьников, на их личностные качества и ценности.


Книги А.П. Гайдара

Система дополнительного образования имеет большое значение в развитии личности, творческих и индивидуальных способностей ребенка, поэтому идеи А.П. Гайдара произрастают здесь на благодатной почве. Ведь Дворец творчества – это пространство мотивации, творчества и самоопределения: для нас главное не воспитать профессионалов, а всесторонне развить детей, помочь им определиться личностно и профессионально. Зачастую дети приходят сюда по инициативе родителей, а остаются на долгие годы потому, что им интересно.

Семья и Дворец творчества являются двумя ведущими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка. Воспитательное влияние только одного из них является недостаточным – для качественного, полноценного воспитания ребенка требуется консолидация усилий обоих этих институтов. Полноценное воспитание детей возможно только при продуктивном взаимодействии педагогического коллектива Дворца творчества и родителей обучающихся, где термин «взаимодействие» рассматривается как особый тип отношений между людьми, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения [4].

Именно на необходимость выстраивания взаимодействия семьи и образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, указывают научные исследования разных лет [4]. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, задачи воспитания могут быть решены успешно только в том случае, если «школа» поддерживает связь с семьей, если между педагогами, воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [10].

Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара: дети – родители – педагоги
Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара

Семья – стартовая площадка для формирования индивидуального опыта ребенка. Являясь естественной зоной социального взаимодействия, где происходит первичное обучение и воспитание, семья становится безусловным ресурсом, из которого ребенок получает все многообразие человеческого опыта и взаимоотношений.

Родители – это первые и самые важные учителя в жизни ребенка: от того, как они общаются с ним, какие ценности передают ему и какие и навыки формируют, как поддерживают и контролируют, зависит его будущее.

Дворец творчества – это большая семья. Он осуществляет свою деятельность, вобрав в себя многие черты семейного воспитания и совмещая добровольные занятия, разновозрастный состав обучающихся объединений, неформальное общение между взрослыми и детьми.

Творческая, комфортная и интересная среда Дворца творчества позитивно влияет на возрождение и сохранение семейных ценностей. Поэтому цель работы с родителями обучающихся мы определяем как создание педагогических условий для взаимодействия детей и родителей; укрепление партнерских отношений педагогов, родителей и детей; мобилизацию социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды [8].

Педагогу взаимодействие с семьей, в первую очередь, позволяет лучше узнать ребенка, дает возможность лучше настраивать и корректировать образовательный процесс, быть подготовленным к различным ситуациям и сделать процесс обучения более эффективным. Ведь никто лучше родителей не знает своих детей, их особенностей, самые заинтересованные участники образовательного процесса – именно родители, поэтому они – наши ассистенты, тьюторы и самые надежные помощники в работе с детьми [9]. Верно выстроенное взаимодействие позволяет сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным, результативным и запоминающимся приятными событиями, т.е. совместным «бытием» родителей и их детей, окрашенным позитивными эмоциями и результатами [7].

Родителям взаимодействие с педагогами и участие в образовательном процессе позволяет не только оценить результат занятий по интересам, но и занять активную позицию в жизни своего ребенка: проводить с ним больше времени, лучше узнавать его, наладить общение с ним (если с этим есть проблемы). Также общение с педагогом позволит родителям улучшить собственные навыки воспитания и получить консультацию о состоянии, возможностях и потенциале своего ребенка [9].

Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации.


В.В. Путин

Опыт нашей работы подтверждает тезис о том, что гармоничное формирование ребенка возможно только в условиях полноценного сотрудничества образовательного учреждения с семьей, а педагога с родителями, потому что у нас одно стремление – помочь ребенку адаптироваться в этом сложном мире, в обществе, в среде, где он живет и развивается.

Сегодня, когда общество возвращается к российским духовно-нравственным и патриотическим ценностям, рассказы и повести А.П. Гайдара являются действенным средством воспитания подрастающего поколения. Герои его книг – ровесники наших обучающихся, которые сталкиваются в процессе своего взросления с теми же «болезнями роста». А писатель ведет доверительный разговор и со своими героями, и с читателями, показывая – через взаимоотношения с истинными и фальшивыми друзьями, родителями, педагогами, наставниками – путь каждого к нравственному идеалу.

Отрешенные от исторической действительности, назидательные беседы и речи педагога на нравственные и патриотические темы, могут внести фальшь в воспитание подрастающего поколения и нанести вред. А знакомство детей с событиями и образами прошлого, с реальными и вымышленными гайдаровскими героями, живо говорящими с детским умом и вызывающими доверие сердца, окажут на растущую личность мощное воспитательное воздействие. Порой несколько произнесенных слов определяют всю дальнейшую судьбу человека, направление его духовного развития.

В системе дополнительного образования детей основная форма организации образовательной деятельности – учебное занятие, особое место в содержании которого занимают традиционные российские ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество и другие [1]. Каждую из перечисленных ценностей мы считаем воспитательной задачей, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами и родителями обращаются к содержанию произведений А.П. Гайдара. Поэтому содержание учебных занятий включены:

  • обсуждение ситуаций, высказывание своего мнения, выработка личностного отношения к событиям, явлениям, лицам – так педагог привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемого учебного материала;
  • информация о нравственных поступках людей, о героизме и малодушии, об особенностях межнациональных или межконфессиональных отношений;
  • активные формы работы, которые дают детям возможность занять активную учебную позицию, выразить свое мнение по изучаемому вопросу, поспорить или выработать общую с другими детьми позицию;
  • установление уважительных и доверительных отношений с обучающимися и их родителями как условие дальнейшего предъявления педагогом своих ценностей, жизненных принципов и поведения в качестве образца для подражания.

Современное преломление гайдаровских ориентиров воспитания актуализирует необходимость организации образовательной деятельности таким образом, чтобы работа с традиционными духовно-нравственными и патриотическими ценностями стала контекстом и содержанием каждого занятия. На учебных занятиях целесообразно:

  • обращать внимание на яркие личности деятелей науки, культуры, истории в контексте изучаемых тем; рассказывать о вкладе этих людей в развитие страны и мира, а также о достойных подражания примерах из их жизни и профессиональной деятельности;
  • акцентировать внимание на нравственных проблемах, связанных с изучаемыми научными открытиями; обсуждать нравственные или безнравственные поступки литературных или исторических персонажей; затрагивать вопросы здоровья и вредных привычек; говорить о войне и мире; о природе и экологии; о классической и массовой культуре;
  • предоставлять обучающимся возможность оценивать учебный материал сквозь призму традиционных ценностей, что поможет воспитать в них чувство уважения к человеческой жизни, здоровью, природе, семье;
  • организовывать обсуждение обучающимися полученной информации: предлагать высказать по ее поводу свое мнение, выработать по отношению к ней свою позицию, соотнести собственное отношение к ней с отношением других детей.

Модель, раскрывающая особенности взаимодействия образовательной организации и родителей, предложена ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО [4].

Модель идеального взаимодействия образовательной организации и семьи

В контексте данной модели основными задачами сотрудничества педагогического коллектива Дворца творчества с родителями являются:

  • вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • установление партнерских отношений с семьями обучающихся;
  • объединение усилий для полноценного развития и воспитания обучающихся;
  • формирование общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • повышение педагогического потенциала родителей [9].

Взаимодействие Дворца творчества с родителями сегодня характеризуется широким диапазоном используемых форм [4]:

  • педагогические лектории;
  • родительские школы;
  • родительские конференции;
  • круглые столы;
  • родительские клубы, клубы выходного дня;
  • мастер-классы.

Дополнительно используются образовательные проекты, мероприятия спортивной, туристической, краеведческой, экологической и иных направленностей, различного рода акции (в том числе благотворительные), дни открытых дверей, совместные экскурсии и поездки, выставки совместных работ, размещение актуальной для родителей информации на сайте образовательной организации или на официальных страницах организации в социальных сетях, создание видеоблогов (видеозанятия для детей, видеоконсультации для родителей, видеопрезентации компонентов развивающей среды и пр.) [4]. Но главное, эти формы работы с родителями мы наполняем гайдаровским содержанием – используем сюжеты его произведений, истории и характеристики его героев.

Сегодня, когда наблюдается явная деформация духовно-этических и нравственных ценностей российского общества, рассказы и повести А.П. Гайдара являются действенным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы, обратившись к творчеству писателя, показываем, какими средствами он пользовался, обучая школьников добру, коллективизму, справедливости и любви к своей Родине. Не подавлять, а воспитывать, развивать в ребенке человека – вот основной принцип, которого убежденно придерживался писатель в своем творчестве. Ведь всенародную любовь писатель заслужил, неизменно обращаясь к читателям с открытым сердцем, разговаривая с детьми как с равными и делясь с ними самыми заветными своими мыслями. Мы рекомендуем родителям взять такие приемы на вооружение.

В статье «Памяти Гайдара» С.Я. Маршак писал: «Гайдар знал, какие струны надо затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела». А на вопрос, что он делает для того, чтобы завоевать доверие и любовь детей, отвечал: “Я их просто люблю…” Ни один учитель, ни один вожатый не привлечет к себе детей, если он их не любит…» [11]. Вот об этом хорошо бы задуматься современным педагогам. Однако любить детей еще мало, надо, чтобы они любили тебя. Дети были для писателя не только читателями и действующими лицами его повестей и рассказов, но и настоящими верными товарищами, с которыми он делился и большими серьезными мыслями, и веселой шуткой [7].

«Дружба Аркадия Петровича с ребятами, – вспоминает К.Г. Паустовский, – всегда была искренней и в ней не было места чему-то “понарошку”». Он говорил, что дети «не любят очень добрых»: с ними «не нужно быть ни строгим, ни добрым», а «лучше всего быть серьезным» [6].

О секретах огромного влияния творчества А.П. Гайдара на читателей-детей говорили как о неразгаданной «военной тайне» и даже как о непостижимом «чуде». Многие из этих «чудес» нами уже «расколдованы»; некоторые из секретов, к сожалению, забыты, а некоторые остаются загадками и по сей день. Более того, их число неизменно растет, поскольку современное поколение детей и нынешние родители воспринимают А.П. Гайдара по-своему и открывают его по-новому, с позиции настоящего времени.

Чтение книг А.П. Гайдара помогает хранить в душе чистые гайдаровские заветы: жить честно, беречь семью, воспитывать детей и любить свою Родину! И особенно важно помнить о них сегодня, когда ведется Специальная военная операция, ведь традиционные духовно-нравственные и семейные ценности являют собой значимый ресурс патриотического воспитания. Только глубокая вера солдата, бойца, воина в то, что он защищает интересы не только своей Родины, но и интересы своей семьи, обеспечивает будущее своих детей, помогает ему выстоять в трудных условиях боевых действий. Важно, чтобы дети гордились своими отцами, матерями, братьями, сестрами, близкими-участниками СВО точно так же, как их родные до сих пор гордятся подвигами своих дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны. Это и есть живая связь поколений…

А.П. Гайдар жил и работал ради будущего, и в своих книгах и мыслях он неизменно обращался к олицетворенному будущему – к детям. Родина, семья, поступок, подвиг, дружба, честность, взаимопомощь – все эти ценности сегодня возвращаются к нам.

 

Список источников:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 02.12.2024).
  2. Аркадий Гайдар: Тайны личности. биобиблиографический очерк / сос. О.Б. Шакирова. Миасс, МКУ «ЦБС», 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/IKVWd (дата обращения: 02.12.2024).
  3. В Доме-музее Аркадия Гайдара рассказали о «гайдаровских» героях и актуальности творчества писателя // Учительская газета. RU. 21 мая 2024 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/SVABv (дата обращения: 02.12.2024).
  4. Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/d9e/39dz0qmg3ctw8jr0260w61o5szluwnpdf (дата обращения: 02.12.2024).
  5. Наша уникальность – в людях: Дворец творчества детей и молодежи имени Аркадия Гайдара отмечает 85-летие [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mos.ru/news/item/99692073/ (дата обращения: 02.12.2024).
  6. Паустовский К.Г. Встречи с Гайдаром [Электронный ресурс]. – URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/vstrechi-s-gajdarom.htm (дата обращения: 02.12.2024).
  7. Путь к сердцу детей: Методический материал в помощь библиотекарям в организации и проведении мероприятий к 120-летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара // Межпоселенческая центральная районная библиотека; информационно-методический отдел / сост. М.А. Савкина. Карталы, 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://cbs-kartaly.chel.muzkult.ru/media/2024/01/10/1339846877/Put_k_serdczu_detej.pdf (дата обращения: 02.12.2024).
  8. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Методические рекомендации. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/da2/jnpcgff0oeer1hvl28kk500zy2z9kv6c.pdf (дата обращения: 02.12.2024).
  9. Родители – наши союзники: Из цикла статей [Электронный ресурс]. – URL: https://yarlad.edu.yar.ru/informatsiya_dlya_pedagogov/st_1__pochemu_vazhno_rab__r.pdf (дата обращения: 02.12.2024).
  10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы сельской средней школы. М.: Просвещение, 1969. 400 с.
  11. 120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара: чем актуальны его произведения [Электронный ресурс]. – URL: https://m.ok.ru/group/56777601122524/topic/156254796215260 (дата обращения: 02.12.2024).
  12. Шустов М.П. Роль произведений А.П. Гайдара в нравственно-духовном и патриотическом воспитании школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. № 70 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proizvedeniy-a-p-gaydara-v-nravstvenno-duhovnom-i-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov (дата обращения: 02.12.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: