Калейдоскоп лучших педагогических практик московского дворца пионеров

Педагогический конкурс – один из форматов совершенствования профессиональных компетенций его участников, организаторов и зрителей. Для педагогов-участников конкурс – этап осмысления и обновления опыта работы с детьми. Для педагогов-зрителей конкурс – возможность познакомиться с новыми идеями, методами и приемами педагогической деятельности. Для педагогов-организаторов конкурса – это возможность выявить и реализовать ресурсы развития педагогического коллектива образовательной организации. В статье представлен опыт педагогов дополнительного образования Московского дворца пионеров – победителей и участников конкурса педагогического мастерства ГБОУ «Воробьевы горы» «Мастерство и творчество» 2023/2024 учебного года, регионального и федерального этапов конкурса «Сердце отдаю детям» 2024 года.

ГДЕ, КОГДА и КАК можно сразу УВИДЕТЬ ЛУЧШИХ мастеров своего дела – инженеров, архитекторов, музыкантов, педагогов?.. Конечно, НА КОНКУРСЕ!

Конкурс педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (далее – Конкурс) в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» (далее – ГБОУ «Воробьевы горы», Московский дворец пионеров, Учреждение) проводится ежегодно уже более 10 лет. Но каждый год это – ОТКРЫТИЕ!

Цель Конкурса – повышение престижа педагогической профессии, раскрытие профессионального потенциала, тиражирование уникального педагогического опыта, повышение профессионально-личностного статуса педагога, поддержка и развитие инициативы педагогов ГБОУ «Воробьевы горы».

Конкурс является педагогическим: содержание и формат его проведения основаны на общепедагогических подходах, что дает возможность конкурсантам продемонстрировать понимание своей миссии в педагогической деятельности.

Конкурс является профессиональным: его критериально-оценочный аппарат предусматривает квалифицированную экспертизу профессиональной деятельности его участников, что создает условия для профессионального самосовершенствования педагогических работников Учреждения.

Конкурс является открытым: он доступен для участия всем педагогическим работникам ГБОУ «Воробьевы горы» в качестве конкурсанта, зрителя, эксперта.

В этой статье мы хотим познакомить коллег с лучшими педагогическими практиками дополнительного образования детей, лучшими педагогами дополнительного образования Московского дворца пионеров – победителями и участниками конкурса педагогического мастерства ГБОУ «Воробьевы горы» «Мастерство и творчество» 2023/2024 учебного года, регионального и федерального этапов конкурса «Сердце отдаю детям» 2024 года.

Леонсия Юрьевна Литвинова

педагог-организатор, педагог дополнительного образования Центра технического образования ГБОУ «Воробьевы горы», призер конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2023), победитель Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям», призер Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Л.Ю. Литвинова проводит открытое занятие в рамках
Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»

Игра – это то, с чего начинается жизненный путь человека. Исследование мира, познание самого себя, восприятие других людей начинаются с игры. Игра является универсальным средством обучения, коммуникации и способом накопления жизненного опыта.

Леонсия Юрьевна Литвинова убеждена, что воспитательный потенциал игры безграничен. Игра формирует навык принимать и уважать правила, учит воспринимать ошибку как ресурс для развития, воспитывает культуру общения.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Настольные познавательные игры» включают изучение истории, жанров и правил различных настольных игр, непосредственно игру и последующую рефлексию – обсуждение решений, принимаемых во время игры. Дети знакомятся со специальной терминологией, игровыми механиками, алгоритмами игрового моделирования и, опираясь на полученные знания, придумывают собственные игры.

Антон Семенович Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». В настольных играх моделируются различные жизненные ситуации, разбираясь в которых ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми, принимать решения и нести за них ответственность. Играя, дети осваивают навыки эффективной межличностной коммуникации, учатся такту и сопереживанию, привыкают вести себя с другими так, как им хотелось бы, чтобы поступали с ними. У воспитанников Леонсии Юрьевны формируются те самые гибкие навыки, которые делают человека успешным в любой сфере профессиональной деятельности.

На занятиях Леонсии Юрьевны неукоснительно соблюдаются три правила. Первое – выигрывать надо честно. Ведь нечестная победа не приносит столько радости, сколько честная, да и другие игроки не захотят потом играть с обманщиком.

Второе правило – нельзя злорадствовать и не нужно расстраиваться в случае проигрыша. К сожалению, многие, сталкиваясь с ошибкой или ее негативной оценкой, начинают сомневаться в своих силах, испытывают неуверенность, постепенно теряют мотивацию и веру в себя. Принимая участие в турнирах по настольным играм, дети убеждаются в том, что поражения – это ступени на пути к успеху, а повысить свой уровень можно лишь играя с более сильными соперниками. Соревновательная практика учит управлять эмоциями, наслаждаться игрой, а не ожиданием победы. Ошибки перестают быть катастрофой, не вызывают чувства вины и стыда и становятся важным ресурсом для дальнейшего развития.

Третье правило касается бережного отношения к материалам и оборудованию, используемым на занятиях. Дети учатся быть аккуратными и внимательными к предметам, которые их окружают.

Леонсия Юрьевна отмечает, что благодаря занятиям дети становятся более ответственными и инициативными; они перестают быть потребителями, которых нужно развлекать, а сами придумывают игры для совместного досуга с друзьями, родными и близкими.

Общеизвестным является факт, что семьи, в которых родители принимают участие в играх детей, счастливее, дружнее и в меньшей степени подвержены конфликтам. Леонсия Юрьевна Литвинова активно взаимодействует с семьями обучающихся, привлекая их к участию в турнирах, фестивалях, городских культурно-досуговых и просветительских мероприятиях.

Игра как технология обучения и воспитания давно доказала свою эффективность. Поэтому Леонсия Юрьевна не сомневается, что обучающиеся объединения «Настольные познавательные игры» будут успешны в любом своем начинании, в любой сфере профессиональной деятельности, и, конечно, собственным примером будут вовлекать в игру новые поколения детей и взрослых.

Светлана Игоревна Шестопалова

старший педагог дополнительного образования, руководитель Школы традиционной культуры «Желанница» Центра «Лидер» ГБОУ «Воробьевы горы», победитель конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2023), призер Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям», призер Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

С.И. Шестопалова с обучающимися
Школы традиционно культуры «Желанница»

В современном мире инновационных технологий, искусственного интеллекта и виртуальной реальности остро стоит проблема сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Важная роль в решении этих вопросов отводится дополнительному образованию, перед которым поставлена задача патриотического и этнокультурного воспитания детей путем приобщения их к искусству и народному творчеству.

Ведущий творческий коллектив города Москвы Школа традиционной культуры «Желанница» – это творческое пространство для детей от 1,5 лет и старше, их родителей, бабушек и дедушек, в котором изучают русское народное песенное, танцевальное, инструментальное и декоративно-прикладное творчество. Создатель и художественный руководитель Школы Светлана Игоревна Шестопалова уверена, что сохранение культурных традиций возможно только во взаимодействии с семьей, а прививать чувство гордости и сопричастности к истории большой и малой Родины необходимо не только детям, но и семье в целом. Зажигать любовь к богатейшей культуре России важно в сердце каждого человека!

Школа традиционной культуры «Желанница» основана в 2011 году. В состав школы входят фольклорные ансамбли «Голосёна», «Малахит», «Заряница», «Горошинки», «Светлица», мужской вокальный ансамбль и ансамбль русских народных инструментов «Новый звук». Обучение проводится по 15 дополнительным общеразвивающим программам: «Ансамблевое пение», «Бытовой танец», «Народные инструменты», «Основы игры на домре», «История народного творчества», «От народной куклы к народному костюму» и др.

На обучение в Школу традиционной культуры «Желанница» принимаются дети с любым уровнем начальной подготовки. Предварительное прослушивание и вступительные испытания не предусмотрены. Образовательное пространство Школы спроектировано таким образом, что у каждого ребенка есть возможность для самореализации и развития талантов; каждый может построить свой собственный уникальный образовательный маршрут.

На занятиях большое внимание уделяется формированию социальных навыков. Дети разных возрастов учатся взаимодействовать друг с другом, нести ответственность за результат своей и командной работы, радоваться успехам товарищей, договариваться и принимать совместные решения. В Школе традиционной культуры «Желанница» создана психологически комфортная и безопасная среда, в которой ребенок чувствует себя уверенно, не боится совершать ошибки, быстрее достигает высоких результатов.

Ежегодно обучающиеся Школы «Желанница» принимают участие в международных, всероссийских, городских фестивалях и конкурсах, значимых мероприятиях Департамента образования и науки города Москвы. Коллективы Школы «Желанница» – постоянные участники общегородских культурных и просветительских проектов, концертных программ ко Дню города, Международному дню защиты детей и других важных мероприятий.

Интенсивная конкурсная и концертная деятельность мотивирует детей к продолжению обучения, способствует их социализации и профессиональному самоопределению, а также формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Светлана Игоревна отмечает, что многие ее выпускники выбирают социально ориентированные профессии: педагога, врача, психолога, юриста. Но, какую бы сферу деятельности они ни выбрали, совершенно точно обучающиеся Школы традиционной культуры «Желанница» будут приносить пользу обществу и своей стране. Ведь в основе их системы ценностей – любовь и уважение к людям, семье, нашему городу и нашей огромной многонациональной Родине.

Руслан Андреевич Пономарев

руководитель, тренер-преподаватель Детско-юношеской спортивной школы «Воробьевы горы», призер конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2023), призер Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям»

Р.А. Пономарев с обучающимися по виду спорта
«Гандбол» ДЮСШ «Воробьевы горы»

Знакомство Руслана Андреевича Пономарева с гандболом началось в спортивной школе при Московском Дворце пионеров, когда в отделении гандбола одновременно работало 8 заслуженных тренеров России, которые воспитали чемпионов олимпийских игр, чемпионов мира и Европы! Именно они стали первыми наставниками Руслана Андреевича на педагогическом пути. И теперь уже его обучающиеся неоднократно побеждают в первенствах Москвы, становятся призерами Первенства России. С 2022 года Руслан Андреевич Пономарев является тренером сборных команд Москвы по гандболу, успешно защищающих честь города на Первенствах России, а в 2023 году Руслан Андреевич был награжден Нагрудным знаком Министерства просвещения Российской Федерации «Молодость и профессионализм».

Педагогический девиз Руслана Андреевича: «Детский спорт, он про многое!» Детский спорт – это не столько высокие спортивные результаты (хотя они важны), сколько удивительный путь взросления ребят и профессионального совершенствования тренера-преподавателя! В дополнительном образовании детей физкультурно-спортивной направленности важно последовательно, не спеша идти от важных вопросов воспитания к спортивным результатам. Ведь спортивные результаты – это лишь один из моментов в жизни, в то время как многое в будущем определят характер, жизненные принципы и ориентиры.

Конечно, в обучающихся Руслан Андреевич воспитывает стремление к высоким спортивным результатам – это важный ориентир на пути каждого спортсмена. Но сам путь, он про разное: про то, как преодолевать сложности, преодолевать себя, терпеть, работать сейчас, понимая, что в будущем это обязательно даст результат, не опускать руки и брать на себя ответственность за проигранные эпизоды, матчи, анализировать и быстро принимать решения, особенно находясь под давлением, радоваться не только своему персональному успеху, но и успеху товарищей, уметь поддерживать, дружить, соблюдать дисциплину и организованность. Педагог уверен, что будущем это сформирует жизненные и профессиональные принципы сегодняшних подростков.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Технико-тактическая подготовка по гандболу» особое внимание уделяется формированию способности быстрого принятия наиболее оптимального игрового решения. Поэтому наряду с классическими подводящими упражнениями и моделированием игровых ситуаций в учебно-тренировочном процессе используются современные программы, позволяющие создавать видеоряд или анимационный ряд, в основе которого лежит та или иная игровая ситуация и варианты ее решения. Ребята сами могут моделировать простые ситуации и предлагать свои варианты решений. Также положительно влияет на подготовку обучающихся и использование простых программ спортивной статистики, на которых они учатся анализировать игру, раскладывать ее на составные элементы и видеть, как технические и тактические ошибки влияют на командный результат.

Детская гандбольная команда – это не только про спортивные результаты, но и про воспитание в коллективе и совместную деятельность. Гандбол – игра для всех. Как в самой игре каждый может найти себя, несмотря на свои природные данные, характер, мышление, так и в совместной деятельности каждый может добавить что-то свое, может наполнить совместный путь яркими моментами.

Руслан Андреевич считает важным знать, чем еще, кроме гандбола, занимаются обучающиеся, и вместе с ними продумать, как соединить иногда очень разные увлечения. И всегда находятся какие-то интересные решения, которые и педагога, и детей заставляют шире посмотреть на свою деятельность. Ребята, увлекающиеся творчеством, активно включаются в освещение соревнований и событий в соцсетях, знакомясь таким образом со спортивной журналистикой, фотографией, монтажом видео. Ребята, увлекающиеся точными науками, техникой, программированием, с удовольствием учатся работать с элементарными системами спортивной статистики, как используя готовые приложения для анализа спортивных игр, так и пытаясь разработать что-то свое.

В педагогической работе самым ценным и самым ответственным Руслан Андреевич считает возможность влиять на подрастающее поколение, принимая и пропуская через себя транслируемые ребятам «правильные вещи». Путеводной для него была и есть фраза, а точнее, вопрос героя Вячеслава Тихонова из фильма «Доживем до понедельника»: «…А что у нас есть, чтобы отдать?» Простой вопрос, но поиски ответа на него Руслан Андреевич продолжает на протяжении всей своей педагогической деятельности.

Денис Владимирович Денисенко

методист, педагог дополнительного образования Центра астрономического и космического образования ГБОУ «Воробьевы горы», победитель конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2023), финалист Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям», финалист Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Д.В. Денисенко проводит открытое занятие в рамках
Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»

Где, когда и как формируется будущий научный потенциал России – ресурс ее устойчивого и непрерывного развития? Откуда и как появляются выдающиеся ученые и исследователи?

Наше научное будущее создается сегодня: на школьных уроках и на занятиях научных кружков в дополнительном образовании. Здесь будущие ученые получают первые научные знания, первый опыт научных исследований. Но не менее важно и то, что именно здесь они формируют собственные базовые ценности и ориентиры в науке и в жизни.

Ключевой идеей педагогической деятельности Дениса Владимировича Денисенко является представление об астрономии как об уникальной науке, которая позволяет каждому желающему открыть свою звезду и внести реальный вклад в мировую копилку научных знаний. Поиск и открытие новых звезд может стать для современных детей не менее увлекательным занятием, чем компьютерные игры, и при этом гораздо более полезным.

Однако открыть звезду – только половина дела. Гораздо важнее исследовать новый объект и понять, что именно обнаружено. Астрономия – удивительная наука. Но, чтобы удивляться, надо много знать! На занятиях по дополнительным общеразвивающим программам «Практическая астрофизика» и «Что и как открывать на небе» ребята не только изучают астрономию, но и прокачивают свои знания по математике, физике и информатике.

Денис Владимирович предлагает юным астрономам нестандартные проблемы и применяет элементы теории решения изобретательских задач. Обучающиеся решают научные кейсы, включаются в мозговые штурмы. Такие формы занятий очень нравятся ребятам и развивают в них наблюдательность, критическое мышление, изобретательность и способность генерировать новые идеи.

Для формирования будущего ученого важен практический опыт исследовательской деятельности. Для этого в учебных группах создается модель научного коллектива, где ребята получают первые навыки реализации исследовательских проектов. В таком научном коллективе каждый учится не только самостоятельно или в группе вести научное исследование, отбирать, анализировать, использовать достоверную информацию, но и отстаивать свою точку зрения, адекватно воспринимать объективную оценку и представлять результаты своей деятельности.

По мнению Дениса Владимировича, девизом каждого астронома (и не только), являются слова: «Смотреть и видеть, наблюдать и замечать». И когда ребята этому научатся – они готовы к научному открытию, с радостью которого ничто не может сравниться! Десятки московских школьников – обучающихся Московского дворца пионеров – уже испытали эту радость и внесли свои имена в каталоги переменных звезд и сверхновых, а рассказывая о своих достижениях, они вносят большой вклад в повышение престижа образования и науки в стране.

В рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ «Практическая астрофизика» и «Что и как открывать на небе» решается целый комплекс воспитательных задач. Прежде всего, это формирование у обучающихся чувства гордости за свою страну, основанное на изучении истории развития и современных достижений российской астрономической науки и техники.

Значительный воспитательный ресурс связан с традициями астрокосмического образования в Московском дворце пионеров: его выпускниками являются большинство педагогов центра астрономического и космического образования, профессиональные астрономы, которые каждый год встречаются с обучающимися. Их пример стимулирует у ребят интерес к науке, стремление к знаниям, к новым достижениям и открытиям, к выбору профиля обучения и будущей профессии. Многие выпускники Московского дворца пионеров поступают в ведущие технические вузы страны и выбирают профессии, связанные с астрономией и космонавтикой. А для остальных опыт совместного творчества в детском научном коллективе будет полезен в будущей профессии и будущей взрослой жизни.

Не менее значимыми для будущего ученого, гражданина России являются гибкие и социальные навыки, которые естественным образом формируются в детском научном коллективе. Ребята учатся выступать с докладами, что способствует воспитанию культуры речи. Общение со сверстниками и взрослыми вырабатывает дух взаимопомощи и позитивное отношению к достижениям товарищей. Но главное для Дениса Владимировича – это воспитание у ребят нравственных качеств ученого: честности, стойкости, трудолюбия, бескорыстности и ответственности.

Дмитрий Игоревич Коломнин

педагог дополнительного образования Центра физической культуры и спортивно-патриотического воспитания ГБОУ «Воробьевы горы», лауреат специальной номинации конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2023), финалист Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям»

Д.И. Коломнин с обучающимися детского объединения
«Спортивный детский туризм»

Свою педагогическую деятельность Дмитрий Игоревич Коломнин начал с осмысления тех изменений, которые произошли в организации детской жизни. Что можно видеть сегодня? Ребенок живет в большом городе… Ребенок ходит в школу… А что потом? Потом факультативы, домашние задания, репетиторы… Еще интернет, компьютерные игры, социальные сети… Сейчас часто можно увидеть школьников, которые просто «пассивно гуляют» на свежем воздухе.

Сопоставляя это со своим детством, в котором было много разных игр и активностей, мечтаний о приключениях и путешествиях, Дмитрий Игоревич попытался понять: ведь должна же быть у современных детей какая-то точка притяжения? Должно быть какое-то пространство для взаимодействия и общения, в котором они будут развиваться и обязательно двигаться безо всяких психологических ограничений и страхов. Да и желание у них должно быть. А откуда оно возьмется? Как, сидя дома, можно найти друзей? Как найти себя в этом огромном и прекрасном мире, где столько всего интересного и удивительного? А еще, чтобы появилось желание двигаться, детям должно быть просто интересно! И тогда они уж точно не захотят сидеть на месте.

Альберт Эйнштейн говорил: «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». И для того, чтобы именно двигаться и сохранять равновесие, приходят на помощь занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Современный детский туризм».

Современный детский туризм – это не просто одна из форм активного отдыха. Это целый комплекс, включающий разные виды туризма, краеведение, экологию, спортивную подготовку. А также возможность практически использовать школьные знания по географии, биологии, астрономии, математике.

Занятия по программе проводятся в любое время года, в любых погодных условиях! Это занятия, на которых есть все: и смена видов туризма, и командообразование, и техника, и тактика, и тестирование, и практика. И только тогда городские дети смогут жить в единении с природой, с лесным миром, ориентироваться в нем. И поймут, что этот мир полон путешествий и приключений. На лыжах, на велосипедах, на байдарках или пешком они будут смело идти «сквозь время» вперед к открытиям, будут с радостью и с трепетом изучать и любить историю, географию, биологию, астрономию и свой город, родной край и страну.

Туризм – это не только сложные маршруты и преодоление препятствий, но и дружба, взаимовыручка, романтика песен у костра и организаторские навыки, способность быстро принимать решения и умение взять на себя ответственность. Все это способствует формированию у современных школьников гибких навыков, которые будут востребованы в будущем в любой профессиональной деятельности.

Дмитрий Игоревич Коломнин уверен, что у каждого ребенка обязательно должна быть мечта. А педагог дополнительного образования – верный наставник, помощник и друг, который на занятиях помогает ребятам реализовать их мечты, помогает найти себя.

Александр Олегович Акимов

педагог дополнительного образования Центра технического образования ГБОУ «Воробьевы горы», участник конкурса педагогического мастерства «Мастерство и творчество» (2021), полуфиналист Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы» в 2024 году в номинации «Сердце отдаю детям»

Мы живем в цифровую эру: цифровые технологии и коммуникации, цифровые устройства уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Организация жизни современного человека предполагает использование разнообразных гаджетов и мобильных приложений, позволяющих в один клик получить желаемое. И пока мы общаемся с друзьями в Telegram, выбираем автомобильные запчасти в интернет-магазине или оформляем кредит в онлайн-банке, по ту сторону экрана работает сложная система, состоящая из многих компонентов: баз данных, алгоритмов, сетевой инфраструктуры.

За любым приложением, компьютерной программой или увлекательной игрой стоит труд людей, которые получали специальные знания и совершенствовали навыки, необходимые для работы в сфере цифровых технологий. IT-профессии сегодня чрезвычайно востребованы, и, принимая во внимание вектор развития человечества, будут не менее востребованы в будущем. Программист, разработчик, тестировщик, администратор баз данных, системный администратор – специальности, которые вызывают большой интерес у современных школьников. Однако далеко не все имеют ясное представление о цифровых технологиях и специфике IT-профессий.

Александр Олегович Акимов является для обучающихся Центра технического образования ГБОУ «Воробьевы горы» тем проводником в мир IT, который поможет им сначала «пройти через экран» и увидеть, что скрыто за картинкой на дисплее, а затем определиться в широком спектре профессий IT-сферы. Его педагогическое призвание – помочь современным детям найти свое место в мире цифровых технологий.

Александр Олегович – автор-составитель комплекса программ по программированию на языке Python для детей от 12 до 18 лет, которые успешно реализуются в Московском дворце пионеров на протяжении последних 6 лет. Выбор именно этого языка программирования не случаен – он универсален, быстр и удобен в работе, а программы, написанные на нем, просты для понимания. Язык программирования Python используют для таких востребованных направлений в сфере информационных технологий, как анализ больших данных, машинное обучение, компьютерное зрение, искусственный интеллект, веб-разработка и автоматизация бизнес-процессов.

Программирование на языке Python способствует развитию у обучающихся комплекса интеллектуальных способностей, позволяющих им не только осваивать процесс программирования, но и быть более успешными в школьном обучении. Владение языком программирования – одна из ключевых компетенций, определяющих конкурентоспособность специалиста в IT-сфере.

Не менее значимым в своей работе Александр Олегович считает формирование и развитие у обучающихся гибких навыков. Включаясь в командную разработку прикладных проектов, дети не только применяют полученные знания на практике, но и учатся инициативному сотрудничеству и управлению коммуникацией. Важно, чтобы обучающиеся умели конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, были доброжелательны к другим людям и обладали позитивным мышлением.

Очевидно, что цифровые технологии играют ключевую роль в преобразовании различных сфер жизни современного общества. Александр Олегович Акимов воспитывает поколение созидателей – будущих IT-специалистов, от которых во многом будет зависеть благополучие и качество жизни людей в нашем городе, стране и мире.

Несколько слов в заключение. При подготовке к любой публичной презентации своего опыта (особенно конкурсного выступления) педагог старается продумать и показать все самое лучшее, интересное, новое в своей работе с детьми! Именно об этом мы постарались рассказать нашим коллегам.

А в Московском дворце пионеров уже завершился конкурс «Мастерство и творчество» 2024/2025 учебного года, и наших читателей ждет знакомство с новыми ОТКРЫТИЯМИ.

При подготовке данной статьи были использованы материалы Л.Ю Литвиновой, С.И. Шестопаловой, Р.А. Пономарева, Д.В. Денисенко, Д.И. Коломнина и А.О. Акимова.

Материал подготовили: Зоя Алексеевна Каргина, старший методист, кандидат педагогических наук, доцент; Екатерина Яковлевна Паромова, старший методист высшей квалификационной категории; Валентина Юрьевна Тихомирова, начальник Службы организационно-методического сопровождения дополнительного образования.

ГБОУ «Воробьевы горы», г. Москва

Добавить комментарий

Войти с помощью: