Организация проектной и исследовательской деятельности как инструмент включения детей с ограниченными возможностями здоровья в групповые формы дополнительного образования

В статье представлен опыт работы педагогов и методистов Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей» по организации проектной и исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, созданию реальных условий для получения ими качественного доступного образования. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам и руководителям учреждений дополнительного образования детей.

Ж.В. Стрельцова,
методист высшей категории,
педагог-психолог,
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования Тульской области
«Центр дополнительного образования детей»,
г. Тула

Все дети от рождения неутомимые исследователи: им постоянно требуются новые впечатления, они всегда проявляют любознательность, стремятся наблюдать и экспериментировать. Дети с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Эти важнейшие черты детского поведения заложены в них природой. Но, к сожалению, не все дети могут исследовать мир самостоятельно. Из года в год увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с различными отклонениями психического или физического плана, которые приводят к нарушениям общего развития и не позволяют им вести полноценную жизнь.

Любые ограниченные возможности здоровья накладывают отпечаток на ребенка и его семью. Инвалидность детей существенно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации, лишает способности к самообслуживанию, обучению и общению. Технологии оказания помощи людям с ограниченными возможностями основаны на социально-экологической модели социальной работы, согласно которой эти люди испытывают функциональные трудности не только из-за отклонений в развитии, но и потому, что физическая и социальная среда не приспособлена к их особым потребностям, что усугубляется предрассудками общества и предосудительным отношением к людям с ограниченными возможностями [2]. Слабая инклюзивная культура общества в совокупности с недостаточной приспособленностью окружающей среды снижают реальные возможности лиц с ОВЗ и детей-сирот на полноценную адаптацию. В обществе происходит формирование образа данной категории граждан как потребителей, балласта для социума [1].

Часто дети с ОВЗ имеют проблемы с коммуникацией (вербальной и невербальной), низкий уровень социальной адаптивности. Большинство детей с ОВЗ имеют диагнозы, которые подразумевают ограниченные умственные и физические способности. Поэтому многие из них имеют множество типичных затруднений в обучении: отсутствие мотивации к учебе, ограничение представлений об окружающем мире, очень низкий темп выполнения заданий, постоянную потребность в помощи взрослого, низкий уровень развития внимания (устойчивость, концентрация, переключение), речи, мышления, трудности в понимании инструкций.

В дополнение к когнитивным нарушениям у детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в личностном развитии: инфантилизм, низкая самооценка, повышенная тревожность, повышенная впечатлительность, нарушение координации движений, высокий уровень психомышечного напряжения, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, повышенная утомляемость, повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Поэтому очень важно создать для данной категории детей реальные условия для получения ими качественного доступного и нестандартного образования. Очень важно не дать детям с ОВЗ почувствовать себя больными, ущербными. Нужно показать им, что они тоже могут быть полноценными членами общества, способны ставить цели и добиваться их. Решению этих проблем как нельзя лучше способствует посильная для таких детей проектная и исследовательская деятельность под руководством педагогов, опытом организации которой мы хотим поделиться в этой статье.

К сожалению, рекомендаций по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ не так много. На современном этапе развития психологии и специальной педагогики ученые-теоретики и педагоги-практики активно обсуждают проблемы особого детства: аргументированы и достаточно широко представлены психологические обоснования механизмов компенсации и коррекции нарушений в различных образовательных средах. Однако дальше обсуждений проблема не рассматривается [3]. Поэтому педагогам приходится самостоятельно изыскивать новые возможности для адаптации детей особой заботы в обществе и строить свою работу, основываясь на собственном опыте и опыте коллег.

В Центре дополнительного образования детей Тульской области (далее – Центр) для детей с ОВЗ реализуются дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности стартового уровня «Мир вокруг нас», «Мой мир», «Записки биолога» (далее – программы).

Учебный материал данных программ позволяет активно включать детей с ОВЗ в посильную и понятную им совместную работу с педагогом, в исследовательскую деятельность: в проведение различных опытов, экспериментов и исследований, в выполнение творческих учебно-исследовательских работ, в игры-эксперименты и дидактические игры, в экскурсии на природу и конкурсы. Это формирует у детей способность анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, находить взаимосвязь результатов работы с повседневной жизнью.

В работе с детьми с ОВЗ используется отработанный, привычный им алгоритм действий, основанный на их собственном опыте. А для проектов и исследований предлагаются понятные и эмоционально значимые для детей темы например, «Шоколадные тайны», «Богатырская каша», «Где прячутся семена?», «Таинственный цитрус». Особая роль уделяется проектам ранней профориентации, которые знакомят обучающихся с современными профессиями, доступными для людей с ОВЗ, позволяют определить профессиональные интересы детей.

В процессе организации проектно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ решается целый ряд педагогических задач:

– формирование у детей представлений об окружающем мире; развитие у них способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей в природе; воспитывать стремление сохранять и оберегать природу;

– развитие у детей познавательных интересов, сообразительности, умения размышлять, анализировать, сравнивать; формирование у них опыта проведения исследований;

– стимулирование в детях инициативности и самостоятельности.

Организация исследовательской деятельности обучающихся идет по нескольким взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  • «Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов)»;
  • «Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, космическое пространство, свет, звук, цвет и др.)»;
  • «Человек (строение и функционирование организма)».

Приведем несколько примеров таких занятий:

  • экскурсия «Экоцарство – зеленое государство», во время которой обучающиеся посещают оранжерею Центра, где знакомятся с удивительным миром тропических растений, растениями смешанного леса; практикуются в определении разновидностей деревьев и грибов; знакомятся с обитателями природного озера и узнают о них много интересных фактов; встречаются с самым старым в Тульской области маньчжурским орехом; определяют лекарственные растения в сказочном царстве Бабы-Яги; в завершение экскурсии у «Колодца Знаний» пробуют свои силы в викторине «Знатоки природы»;
  • интерактивное занятие «Холодные точки Земли» – виртуальное путешествие к Северному и Южному полюсам: предварительно изучив маршрут путешествия на глобусе, «в пути» ребята узнают много интересного о суровой северной природе; знакомятся с животными Арктики и Антарктиды – белым медведем и пингвином; исследуют свойства снега и льда; узнают, какие тайны скрывают в себе айсберги; дружно разгадывают секреты Снежной Королевы;
  • интерактивное занятие «В гармонии со звуком», на котором дети знакомятся со строением уха; узнают об особенностях передачи звука; учатся беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами; развивают слуховое внимание, память.

В процессе работы с детьми с ОВЗ над развитием у них исследовательских способностей педагоги стараются создать ситуацию успеха для каждого ребенка, обращая особое внимание на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности.

Конечно, в работе педагогов Центра с детьми с ОВЗ встречаются и сложные моменты, связанные с трудностями в понимании такими детьми инструкций и очень низким темпом выполнения заданий. Поэтому на каждом учебном занятии педагог определяет приоритетным одно умение и целенаправленно его формирует. Это помогает предотвратить переутомление детей и потерю интереса ко всей деятельности на занятии.

К уже названным формам работы Центра с детьми с ОВЗ хочется добавить следующие: творческое проектирование (создание творческого продукта для детского праздника, выставки); коллекционирование (создание учебных коллекций); исследовательско-творческие проекты (формирование представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); ролево-игровые проекты (участие в творческих играх-сказках); информационно-практико-ориентированные проекты (сбор информации о каком-либо объекте или явлении из разных источников). Кроме занятий по программам, педагоги Центра проводят выездные образовательные интенсивы, фенологические наблюдения, экскурсии, лабораторные исследования и практикумы на базе Центра, на территории природного-познавательного парка «Экославль», Зимнего сада, учебной теплицы.

Традиционным направлением деятельности Центра является участие обучающихся в региональных, Всероссийских и международных экологических акциях. Одним из наиболее значимых событий является ежегодное участие во Всероссийской акции «Сад Памяти» – праздничное мероприятие среди цветущего майского сада парка «Экославль»: ребята рассматривают рисунки детей о войне, слушают песни военных лет, танцуют вальс под знаменитый и всеми любимый «Синий платочек», играют и знакомятся с цветущими растениями мая.

Анализ опыта работы педагогов Центра с детьми с ОВЗ позволяет сделать вывод: проектная и исследовательская деятельность для данной категории обучающихся является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира, возможностью максимального раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы и приложить свои знания, принести пользу и публично продемонстрировать достигнутый результат.

Список литературы:

  1. Акулина А.О., Черных В.В. Анализ возможностей и угроз адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе // Научное обозрение: педагогические науки. 2019. № 3- С. 9–14.
  2. Бурлакова И.И. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями к образовательной среде // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 565–
  3. Корнилова О.А. Инклюзия: иллюзии и реальность проблемы обучения особенных детей в условиях современного Российского общества // Вестник университета. 2018. № 6. С. 183–
  4. Федотова Л.А. Игровые технологии как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, Е.Л. Ворошилова [и др.] М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. 484 с.
  5. Шафикова З.Х. Ранняя профессиональная подготовка рабочим профессиям детей с синдромом аутизма в условиях инклюзии // Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 4. С. 52–54.

Добавить комментарий

Войти с помощью: