Роль музеев в углублении воспитательной компоненты дополнительного образования детей. Из опыта работы Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»
В статье рассматриваются вопросы музейной педагогики, особенности <a>тематики и образовательной деятельности музеев учреждения дополнительного образования как части единого образовательного пространства интеллектуального и культурного развития детей. Статья будет интересна руководителям музеев образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам-организаторам и руководителям учреждений дополнительного образования.
Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя
О.Г. Кудряшова,
педагог-организатор
К.К. Халикова,
педагог-организатор,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
Время заставляет педагогов искать новые формы и разнообразных партнеров для решения актуальных задач, связанных с воспитанием и обучением детей и подростков. В наши дни одним из важных партнеров педагога в этой области является школьный музей, представляющий собой современную образовательную систему, ориентированную на передачу культурного опыта в логике педагогического процесса. В этом случае обучение и воспитание детей осуществляется в условиях музейной среды и с использованием методов музейной коммуникации, способствующих становлению и развитию личности школьника в ходе общения с культурными ценностями.
Музей. Музейная педагогика. Школьный музей. Образовательная среда музея. Сегодня эти словосочетания знакомы практически всем педагогическим работникам, имеющим отношение к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Музейная педагогика вошла в отечественную педагогическую теорию и практику в начале 80-х годов XX столетия как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему, тогда как понятие «образование» в контексте обсуждения проблем музейной педагогики трактуется широко – как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностного отношения к миру. Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе – в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей [11].
Школьные музеи[1] как структурные подразделения образовательных организаций в настоящее время переживают второе рождение: их обновляют, реконструируют, наполняют новым содержанием и как бы вдыхают в них новую жизнь. «К концу 2024 года музеи должны появиться в каждой школе», – такое поручение дал Президент России В.В. Путин по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России, состоявшейся 4 ноября 2022 года [8]. «История страны должна начинаться с истории семьи, деревни, поселка, города, региона, где человек родился, вырос, где он начал осознавать себя частью своей страны, частью большого народа»[2]. Музеи в образовательных организациях помогают привить детям любовь к Родине.
«Школьные музеи – это, прежде всего, воспитательные и образовательные пространства. Они чаще всего посвящены истории, культуре родного края, его достопримечательностям, подвигам земляков, помогают прививать детям любовь к своей большой и малой Родине, воспитывать настоящих патриотов. В российских школах открыты 22 тысячи музеев, в них есть интересные экспонаты, имеющие историческую ценность. Но если регламентировать их деятельность, хранение фондов и другие аспекты так же, как в классических музеях, могут возникнуть сложности», – прокомментировал поручение Президента России первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев [3].
Такое внимание на высшем уровне обусловлено тем, что в современной ситуации в стране музей в образовательной организации приобретает особое значение не только в обучении и развитии учащихся, но и в их воспитании в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Последнее особенно важно в свете государственной политики нашей страны.
Создание музея – это всегда результат целенаправленной поисковой, собирательской и исследовательской работы учащихся. Начальной точкой для организации школьного музея является поиск материалов и документов, их систематизация и использование в образовательном процессе.
Особенно остро вопросы музейной педагогики встают в организациях дополнительного образования, поскольку сам принцип «дополнительности» этого вида образования уже предполагает не только практическую направленность и активную вовлеченность школьников в образовательный процесс, но и свободу выбора музейной коммуникации. Речь идет о том, что здесь детям предлагается новая информация о тех событиях и явлениях, с которыми ранее их познакомила школа, а необычное оформление экспозиции и нестандартная подача материала позволяет взглянуть иначе и на то, что им хорошо знакомо. Поэтому мы рассматриваем музейную педагогику как основу создания благоприятных условий (организационных, научно-методических, информационных, кадровых и др.), необходимых для развития и саморазвития личности, способствующих достижению продуктивности совместной деятельности участников педагогического взаимодействия и ускорению процессов раскрытия личностного потенциала учащегося [10].
Актуальность такого подхода для педагогического коллектива Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» (далее – ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, Дворец) была подкреплена тем, что на современном этапе требуется усиление роли воспитания подрастающего поколения. А, как известно, возможности дополнительного образования трудно переоценить с точки зрения социализации детей. Именно этот вид образования способствует:
– вхождению ребенка в мир людей, в социальную среду и в систему социальных связей;
– усвоению им социального опыта и принятия ценностей;
– формированию активной (субъектной) позиции ребенка как важного личностного качества, повышающего его стремление к выбору духовно-нравственных ценностной общества;
– определению ребенком своего образовательного и профессионального будущего, формированию видения им своего места в обществе.
Именно поэтому в воспитательном пространстве Дворца сегодня активно используется потенциал музейной педагогики, который рассматривается педагогическим коллективом как важнейший ресурс организации работы по созданию условий для присвоения обучающимися базовых национальных ценностей в контексте обновления содержания обучения и воспитания. Поэтому во Дворце трудно представить реализацию дополнительных общеразвивающих программ без музейного компонента, заключающегося в создании образовательно-развивающей музейной среды, в которой успешно осуществляется интеллектуальное и культурное развитие детей путем включения их в многообразную деятельность и общение.
Сегодня на базе Дворца сформирован музейный комплекс, включающий музеи различной тематики: музей «Сказки народов мира», музей «Казачья слава», музей детского творчества «Дымковское чудо», Музей физики, экспозиция «Музей детского движения» и два военно-патриотических музея: Музей боевой славы 20 танкового Звенигородского корпуса и музей «Боевой путь 194-й Краснознаменной Речицкой стрелковой дивизии».
Стратегической целью такого музейного комплекса является создание единого образовательного пространства, способствующего максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков, возможности их активного участия в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах различной направленности и тематики, включая раннюю профессиональную ориентацию, успешную социализацию в современном обществе, а также переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция [10] – всего того, что определено в стратегических документах в области воспитания.
Прямое указание на необходимость таких изменений содержит Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года [5]:
- усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ;
- организация воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
Усиление внимания государства к вопросам воспитания обучающихся актуализировало необходимость определения соотношения обучения и воспитания в дополнительной общеразвивающей программе и способов отражения воспитательного контента в текстах этих программ.
Проблема воспитания активно обсуждается в педагогическом коллективе Дворца: пересматриваются и обновляются существующие положения и подходы к воспитанию, приводятся в соответствие с новыми условиями общественной жизни и новыми положениями законодательства, обновляются дополнительные общеразвивающие программы.
Первоначально было очень важно разъяснить педагогам, что воспитание – такая же обязанность педагога дополнительного образования, как и обучение и творческое развитие детей. К сожалению, в реальной практике дополнительного образования детей нередко наблюдается доминирование процесса обучения, переноса «школьных» традиций (например, классно-урочной системы, оценивания и др.). А такого быть не должно. На всех этапах развития дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность рассматривались как ресурс развития личности, поэтому объективно воспитание рассматривается как его приоритетная составляющая [2].
Музеи Дворца сегодня становятся неотъемлемой составляющей и особым структурным звеном его воспитательной системы. Это основа создания дополнительных общеразвивающих программ, которые рассматриваются педагогическим коллективом как жизненные пространства любого детского объединения, любой детской группы, независимо от направленности или профиля деятельности.
Основные целевые ориентиры воспитания в каждой дополнительной общеразвивающей программе (далее – программа) Дворца определяются в соответствии с приоритетами, заданными Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года [5]. Они направлены на воспитание (формирование):
- для программ социально-гуманитарной направленности:
– готовности к защите Отечества;
– осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей;
– гражданского участия в жизни своего города (села);
– неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции;
– национального, этнокультурного самосознания;
– ценностного отношения к отечественной культуре;
– уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
– способности к командной деятельности;
– готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции;
– воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности;
– опыта социально значимой деятельности;
- для программ туристско-краеведческой направленности:
– ценностного отношения к региональной и местной культуре;
– уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества;
– уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов России;
– культуры общения, взаимопомощи, эстетической культуры;
– трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда;
– экологической культуры, навыков охраны природы, сбережения природных ресурсов;
– стремления и умения применять научные знания в природной среде;
– личной ответственности за действия в природной среде, неприятие действий, приносящих вред природе;
– опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным;
– стремления к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих людей;
– способности видеть и реагировать на угрозы безопасности;
– готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
– настойчивости, последовательности, принципиальности;
– воли, упорства, дисциплинированности в туристической деятельности;
– готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных ценностей народов России;
- для программ физкультурно-спортивной направленности:
– понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
– безопасного поведения;
– культуры самоконтроля своего физического состояния;
– стремления к соблюдению норм спортивной этики;
– уважения к старшим, наставникам;
– дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности;
– осознания ценности физической культуры, эстетики спорта;
– интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений;
– стремления к командному взаимодействию, к общей победе;
- для программ естественно-научной направленности:
– интереса к науке, к истории естествознания;
– познавательных интересов, ценностей научного познания;
– понимания значения науки в жизни российского общества;
– интереса к личностям деятелей российской и мировой науки;
– ценностей научной этики, объективности;
– понимания личной и общественной ответственности ученого, исследователя;
– стремления к достижению общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности;
– уважения к научным достижениям российских ученых;
– понимания ценностей рационального природопользования;
– опыта участия в значимых научно-исследовательских проектах;
– воли, дисциплинированности в исследовательской деятельности;
- для программ технической направленности:
– интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
– понимания значения техники в жизни российского общества;
– интереса к личностям конструкторов, организаторов производства;
– ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
– навыков определения достоверности и этики технических идей;
– отношения к влиянию технических процессов на природу;
– ценностей технической безопасности и контроля;
– отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
– уважения к достижениям в технике своих земляков;
– воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
– опыта участия в технических проектах и их оценки;
- для программ художественной направленности:
– уважения к художественной культуре, искусству народов России;
– восприимчивости к разным видам искусства;
– интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
– опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и других творческих соревнованиях;
– стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
– ответственности;
– воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
– опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России;
– опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
Опираясь на этот перечень целевых ориентиров, каждый педагог Дворца конкретизирует их в соответствии с содержанием своей программы и устанавливает связи между содержанием осваиваемого учебного материала, деятельностью учащихся и планируемыми результатами образовательного процесса. Такое формулирование целевых ориентиров позволяет при анализе и оценке результатов реализации программы сделать обоснованный вывод об эффективности их достижения.
Музеи Дворца [7] оказывают значительное влияние на углубление воспитательной компоненты каждой программы за счет:
- расширения познавательного пространства, так как использование ресурсов музеев демонстрирует связь изучаемого материала с реальной практикой;
- создания условий для самореализации обучающихся, так как музеи помогают детям достигать личностных и метапредметных результатов, содействуют их профессиональному самоопределению;
- развития гражданской идентичности, так как музеи ориентированы на формирование у школьников патриотизма, гражданственности, уважения к культурному наследию и традициям;
- формирования уважительного отношения к памятникам прошлого, так как в музее дети знакомятся с музейными ценностями и учатся общаться с ними;
- вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в формирование единых подходов к воспитанию и сотрудничество с педагогом дополнительного образования.
Таким образом, музеи, созданные на базе ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, формируют открытую воспитательную среду и создают все условия для воспитания обучающихся, общекультурного и духовного развития личности ребенка и подростка [1] в процессе проведения занятий по дополнительным общеразвивающим программам. Использование ресурсов музеев расширяет познавательное пространство, демонстрирует связь изучаемого материала с реальной практикой, создает условия для самореализации обучающегося, формирует личностные качества и метапредметные универсальные учебные действия, содействует профессиональному самоопределению, развивает гражданскую идентичность. Это ориентирует педагогический коллектив Дворца на разработку более совершенных моделей подготовки подрастающего поколения к профессиональному самоопределению за пределами стен школы – в системе дополнительного образования.
Список источников:
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 2015. 154 с.
- Беспалова В.В. Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся // Национальный проект «Образование». 2010. № 1. С. 21–
- А. Бугаев Школьные музеи – это воспитательные и образовательные пространства [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/7761/aleksandr-bugaev-shkolnye-muzei-eto-vospitatelnye-i-obrazovatelnye-prostranstva/ (дата обращения: 16.12.2023).
- Гетманская Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. 2017. № 1. С. 34–
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 16.12.2023).
- Моисеева А.Н., Челпаченко Т.В. Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-obuchayuschihsya-v-usloviyah-realizatsii-programmy-razvitiya-vospitatelnoy-komponenty (дата обращения: 16.12.2023).
- О наставничестве как потенциале развития музейной педагогики в организации дополнительного образования детей: из опыта работы Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» [Электронный ресурс]. – URL: https://prodod.moscow/archives/30179 (дата обращения: 16.12.2023).
- Перечень поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70073 (дата обращения: 16.12.2023).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: government.ru (дата обращения: 16.12.2023).
- Чистякова С.Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 7–
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике // Министерство культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. М., 2001. 223 с.
- Яцкова И.Д. Музейная педагогика в дополнительном образовании как фактор успешности социального развития и профессионального самоопределения детей и подростков // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-dopolnitelnom-obrazovanii-kak-faktor-uspeshnosti-sotsialnogo-razvitiya-i-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 16.12.2023).
[1] Рабочее понятие «школьный музей» – это условное название музейного формирования, созданного в любой образовательной организации (в школе, в организации дошкольного или дополнительного образования и др.).
[2] В.В. Путин поручил проработать вопрос изучения истории родного края в школах. Предложения должны предусматривать возможность проведения соответствующих занятий в краеведческих музеях // ТАСС. 13 декабря 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/16577047 (дата обращения: 13.12.2022).