О наставничестве как потенциале развития музейной педагогики в организации дополнительного образования детей (из опыта работы Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»)
В статье изложена позиция авторов относительно общих закономерностей музейной педагогики и представлены некоторые взгляды, сформированные по итогам применения технологии наставничества в деятельности музеев образовательной организации дополнительного образования. Материалы статьи помогут педагогам-практикам усилить роль воспитания и эффективно использовать музейную работу в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различных направленностей.
Н.М. Куранина,
руководитель
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
А.А. Павлищев,
старший методист
ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
Наставничество уже вошло в широкий обиход, и, как способ передачи знаний от более опытных коллег к более молодым, оно хорошо известно во многих отраслях и сферах, включая образование и музейную сферу.
Потребность в расширении практик наставничества в дополнительном образовании детей актуализируется на уровне государственной политики:
1) Национальный проект «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») содержит целевые показатели вовлеченности обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества;
2) Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» объявляет 2023 год Годом педагога и наставника, и Распоряжение Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 399-р утверждает план основных мероприятий по проведению в стране Года педагога и наставника;
3) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 31 декабря 2012 года в качестве приоритетного направления деятельности образовательных организаций обозначает воспитание подрастающего поколения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (в редакции федеральных законов от 31.07.2020 № 304-ФЗ, от 04.08.2023 № 479-ФЗ);
4) Поручение Президента России В.В. Путина создать к концу 2024 года школьные музеи в каждой образовательной организации с целью привить детям любовь к Родине;
5) Поручение президента России В.В. Путин обеспечить создание музеев (региональный, муниципальных, на базе образовательных учреждений), посвященных событиям специальной военной операции и подвигам ее участников;
6) Делегирование сфере культуры ведущей роли в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, что предполагает переход к качественно новому развитию всех структурных элементов культуры, в том числе музейного дела: инновационные подходы к деятельности музеев, использование новых методов и средств, широкая информатизация основных направлений музейной работы;
7) Общественная палата РФ поддержала законопроект «Единой России» о развитии музеев в образовательных и научных организациях с целью повышения их роли в воспитании, образовании, научной деятельности, сохранении культурного наследия России.
Осмысление вышеперечисленных позиций актуализировало поиск педагогическим коллективом ГБОУ ДО ДТДиМ им. Гайдара новых форм и разнообразных партнеров для решения современных задач воспитания обучающихся. Результатом поиска стало решение интегрировать наставничество и музейную педагогику, что, по нашему мнению, позволит усилить воспитательную составляющую каждого из них.
Для российской педагогики наставничество не является инновационной практикой: еще в 1813 году в России, согласно постановлению Министерства народного просвещения, в некоторых учебных заведениях была введена должность наставника, в обязанность которого входило воспитание у учащихся преданности государству. Сегодня наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Такое понимание позволило нам рассматривать наставничество как потенциальный инструмент повышения качества дополнительного образования и одновременно как механизм создания эффективных «социальных лифтов» для разных детей – способных, талантливых и одаренных, проблемных, испытывающих различные затруднения и дефициты. В этом контексте наставник – это педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться своим опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемых.
Музей. Музейная педагогика. Школьный музей. Образовательная среда музея… Сегодня эти словосочетания знакомы практически всем педагогическим работникам, которые имеют отношение к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Подчеркнем, что для нас понятие «школьный музей» используется как условное название музейного формирования, созданного в любой образовательной организации (в школе, в организации дошкольного или дополнительного образования и др.), потому что именно такое понятие используется в нормативных документах.
Школьный музей рассматривается нами как современная образовательная система, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогически организованный процесс: обучение и воспитание детей осуществляется в условиях музейной среды и с использованием методов музейной коммуникации, способствующих становлению и развитию личности школьника в ходе общения с культурными ценностями.
Музейная педагогика вошла в отечественную педагогическую теорию и практику в 80-х годах XX столетия как «научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему, тогда как понятие образование в контексте обсуждения проблем музейной педагогики трактуется широко – как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру. Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей» [10].
Школьные музеи как структурные подразделения образовательных организаций в настоящее время переживают второе рождение: их обновляют, реконструируют, наполняют новым содержанием и как бы вдыхают в них новую жизнь. «К концу 2024 года музеи должны появиться в каждой школе», – такое поручение дал Президент России В.В. Путин по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России, состоявшейся 4 ноября 2022 года [7]. «История страны должна начинаться с истории семьи, деревни, поселка, города, региона, где человек родился, вырос, где он начал осознавать себя частью своей страны, частью большого народа»: музеи в образовательных организациях помогают привить детям любовь к Родине.
«Школьные музеи – это, прежде всего, воспитательные и образовательные пространства. Посвященные чаще всего истории, культуре родного края, его достопримечательностям и подвигам земляков, они помогают прививать детям любовь к своей большой и малой Родине, воспитывать настоящих патриотов. В российских школах открыты 22 тысячи музеев, в них есть интересные экспонаты, имеющие историческую ценность. Но если регламентировать их деятельность, хранение фондов и другие аспекты так же, как в классических музеях, могут возникнуть сложности», – прокомментировал поручение Президента России первый заместитель Министра просвещения РФ А.В. Бугаев [3].
Такое внимание на высшем уровне обусловлено тем, что в современной ситуации музей в образовательной организации имеет особое значение не только в обучении и развитии учащихся, но и в их воспитании в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Последнее особенно важно в свете государственной политики нашей страны. Начальной точкой для организации школьного музея является поиск материалов и документов, их систематизация и использование в образовательном процессе. Создание музея – это всегда результат целенаправленной поисковой, собирательской и исследовательской работы обучающихся.
Особенно остро вопросы музейной педагогики встают в организациях дополнительного образования, поскольку уже сам принцип «дополнительности» этого вида образования предполагает не только практическую направленность и активную вовлеченность школьников в образовательный процесс, но и свободу выбора музейной коммуникации. Речь идет о том, что здесь детям предлагается новая информация о тех событиях и явлениях, с которыми ранее их познакомила школа, а необычное оформление экспозиции и нестандартная подача материала позволяет взглянуть иначе и на то, что им хорошо знакомо. Поэтому мы рассматриваем музейную педагогику как основу «создания благоприятных условий (организационных, научно-методических, информационных, кадровых и др.), необходимых для развития и саморазвития личности, способствующих достижению продуктивности совместной деятельности участников педагогического взаимодействия и ускорению процессов раскрытия личностного потенциала учащегося» [9].
Именно поэтому в воспитательном пространстве ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара сегодня активно используется потенциал музейной педагогики, который мы рассматриваем как важнейший ресурс организации работы по созданию условий для присвоения обучающимися базовых национальных ценностей в контексте обновления содержания образования и воспитания. Поэтому в нашей организации трудно представить реализацию дополнительных общеразвивающих программ без музейного компонента, заключающегося в создании образовательно-развивающей музейной среды, в которой успешно осуществляется интеллектуальное и культурное развитие детей путем включения их в многообразную деятельность и общение.
Такая многогранная и разноплановая работа проводится в музеях, созданных на базе ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара, среди которых: Музей «Сказки народов мира», Музей «Казачья слава», Музей детского творчества «Дымковское чудо», Музей физики, экспозиция «Музей детского движения» и два военно-патриотических музея – Музей боевой славы 20 танкового Звенигородского корпуса и Музей «Боевой путь 194-й Краснознаменной Речицкой стрелковой дивизии».
Стратегической целью такого комплекса музеев является создание единого образовательного пространства, способствующего максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков, возможности их активного участия в различных дополнительных общеразвивающих программах, включая раннюю профессиональную ориентацию, успешную социализацию в современном обществе, а также переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция [8] – всего того, что определено документами стратегического развития в области воспитания.
Прямое указание на необходимость таких изменений содержит Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р [5]:
- усиления воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ;
- организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
Однако в поисках новой модели обучения и развития детей, в гонке за высокими интеллектуальными и творческими результатами забывается или упускается из виду воспитательный аспект образования. Как говорил педагог и живописец В.Н. Гаврилов, «воспитание – это помощь человеку в становлении самим собой, когда само собой это не происходит».
О том, что обучение и воспитание должны быть едины, говорили еще древние ученые, но всем помнятся слова Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества». И сегодня мы говорим об усилении внимания государства к вопросам воспитания обучающихся. В этой связи мы пришли к необходимости определения соотношения обучения и воспитания в дополнительной общеразвивающей программе и способов отражения воспитательного контента в текстах этих программ. Прежде всего, мы разъяснили педагогам, что воспитание – такая же обязанность педагога дополнительного образования, как и обучение и творческое развитие детей. К сожалению, нередко наблюдается доминирование процесса обучения, переноса школьных традиций (например, классно-урочной системы, оценивания и др.) в дополнительное образование детей. А такого быть не должно. На всех этапах развития дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность рассматривались как ресурс развития личности, поэтому объективно воспитание рассматривается как его приоритетная составляющая [2].
Актуальность такого подхода для нас была подкреплена тем, что на современном этапе требуется усиление роли воспитания подрастающего поколения. И дополнительное образование в этом смысле трудно переоценить, а именно – общение педагога и обучающихся в процессе общей интересной деятельности обеспечивает современным детям процессы:
- вхождения в мир людей, в социальную среду и в систему социальных связей;
- усвоения социального опыта и принятия ценностей;
- формирования активной (субъектной) позиции как важного личностного качества, повышающего стремление детей к выбору духовно-нравственных ценностей общества;
- определения своего образовательного и профессионального будущего, а также формирования видения своего места в обществе.
Проблема воспитания активно обсуждается в нашем педагогическом коллективе. Мы пересматриваем и обновляем существующие положения и подходы к воспитанию, приводим их в соответствие с новыми условиями общественной жизни и, согласно новым положениям законодательства, вносим изменения в дополнительные общеразвивающие программы, для которых можно задать общий ориентир – создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
При этом главный акцент делается на единстве учебной и воспитательной деятельности, о чем шла речь выше.
Музеи ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара сегодня становятся неотъемлемой составляющей и особым структурным звеном воспитательной системы образовательной организации. Это основа создания дополнительных общеразвивающих программ, которые мы рассматриваем как жизненное пространство любого детского объединения, любой детской группы, независимо от направленности или профиля деятельности.
Основные целевые ориентиры воспитания в дополнительной общеразвивающей программе определяются нами также в соответствии с приоритетами, заданными Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года [5]. Они направлены на воспитание (формирование):
• для программ социально-гуманитарной направленности:
– готовности к защите Отечества;
– осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей;
– гражданского участия в жизни своего города (села);
– неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции;
– национального, этнокультурного самосознания;
– ценностного отношения к отечественной культуре;
– уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
– способности к командной деятельности;
– готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции;
– воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности;
– опыта социально значимой деятельности;
• для программ туристско-краеведческой направленности:
– ценностного отношения к региональной и местной культуре;
– уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества;
– уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов России;
– культуры общения, взаимопомощи, эстетической культуры;
– трудолюбия и уважения к труду, трудящимся, результатам труда;
– экологической культуры, навыков охраны природы, сбережения природных ресурсов;
– стремления и умения применять научные знания в природной среде;
– личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе;
– опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным;
– стремления к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих людей;
– способности видеть и реагировать на угрозы безопасности;
– готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
– настойчивости, последовательности, принципиальности;
– воли, упорства, дисциплинированности в туристической деятельности;
– готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных ценностей народов России;
• для программ физкультурно-спортивной направленности:
– понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
– безопасного поведения;
– культуры самоконтроля своего физического состояния;
– стремления к соблюдению норм спортивной этики;
– уважения к старшим, наставникам;
– дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности;
– сознания ценности физической культуры, эстетики спорта;
– интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений;
– стремления к командному взаимодействию, к общей победе;
• для программ естественно-научной направленности:
– интереса к науке, к истории естествознания;
– познавательных интересов, ценностей научного познания;
– понимания значения науки в жизни российского общества;
– интереса к личностям деятелей российской и мировой науки;
– ценностей научной этики, объективности;
– понимания личной и общественной ответственности ученого, исследователя;
– стремления к достижению общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности;
– уважения к научным достижениям российских ученых;
– понимания ценностей рационального природопользования;
– опыта участия в значимых научно-исследовательских проектах;
– воли, дисциплинированности в исследовательской деятельности;
• для программ технической направленности:
– интереса к технической деятельности, истории техники в России и в мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
– понимания значения техники в жизни российского общества;
– интереса к личностям конструкторов, организаторов производства;
– ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
– навыков определения достоверности и этики технических идей;
– отношения к влиянию технических процессов на природу;
– ценностей технической безопасности и контроля;
– отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
– уважения к достижениям в технике своих земляков;
– воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
– опыта участия в технических проектах и их оценки;
• для программ художественной направленности:
– уважения к художественной культуре, искусству народов России;
– восприимчивости к разным видам искусства;
– интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
– опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и других творческих соревнованиях;
– стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
– ответственности;
– воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
– опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России;
– опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
Опираясь на этот перечень целевых ориентиров, каждый педагог конкретизирует их в соответствии с содержанием своей программы и устанавливает связи между содержанием осваиваемого учебного материала, деятельностью учащихся и планируемыми результатами образовательного процесса. Такое формулирование целевых ориентиров позволяет при анализе и оценке результатов реализации программы сделать обоснованный вывод об эффективности их достижения.
И, конечно, особенно важным в эпоху массового снижения нравственных ценностей мы считаем воспитание духовности, гражданственности и патриотизма через приобщение школьников к нетленному наследию, хранящемуся в наших музеях. Из всего многообразия музеев, представленных в нашей организации, педагог в соответствии с программой может выбрать музей и провести занятие соответствующей тематики.
Отличительными особенностями занятий, проводимых в музее, являются:
- использование музейной среды как важного образовательного ресурса, а наставничества – как важного педагогического ресурса;
- расширение возможности приобщения учащихся к исторической, краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности;
- углубление знаний при освоении дополнительных общеразвивающих программ;
- предоставление возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к истории страны, области, города, к истории изучаемого вида деятельности;
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Все перечисленное – важные воспитательные аспекты дополнительной общеразвивающей программы. Но на занятии в музее для нас главное – организация взаимодействия в любой форме: общение, внутрикорпоративные и детско-взрослые коммуникации с разными аудиториями, коллаборации, партнерские проекты и программы. Прозрачное и открытое взаимодействие наставника и наставляемых идет на пользу всем. Поэтому, акцентируя и усиливая вопросы воспитания в дополнительных общеразвивающих программах, при выборе фокуса программы мы решили сосредоточиться именно на взаимодействии и коммуникациях.
Подводя итоги, подчеркнем, что сегодня стало появляться более системное отношение к наставничеству как к инструменту индивидуальной и тщательной проработки запросов каждого учащегося. Поэтому мы стали думать о том, как через наставничество решать задачи воспитания в музейной среде в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы. И таким образом нам удалось соединить все проблемные линии.
Следовательно, чтобы дать ребенку знания, сформировать убеждения, правила поведения и нормы, которыми владеет педагог, уместно применять технологию «наставничества» как сопровождение учащихся или как непосредственное и опосредованное личное влияние на него.
Музеи, созданные на базе ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара, формируют открытую воспитательную среду и создают все условия для воспитания, общекультурного и духовного развития личности обучающихся в процессе проведения занятий по дополнительным общеразвивающим программам. Использование ресурсов музеев расширяет познавательное пространство, демонстрирует связь изучаемого материала с реальной практикой, создает условия для самореализации обучающихся, достижения ими личностных и метапредметных результатов, содействует их профессиональному самоопределению, развивает их гражданскую идентичность.
Наставничество – дело небыстрое и трудоемкое, а интеграция технологии наставничества с музейной педагогикой – дело сложное вдвойне. Нам предстоит преодолеть много трудностей на этом пути и сделать много педагогических открытий. Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность с использованием ресурсов музеев образовательной организации, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и развивать свой потенциал. А представленные в статье материалы – это первый опыт организации такой работы в ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара.
Список источников:
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 2015. – 154 с.
- Беспалова В.В. Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся // Национальный проект «Образование». – 2010. – №1. – С. 21–23.
- Бугаев А.В. Школьные музеи – это воспитательные и образовательные пространства. – URL: https://edu.gov.ru/press/7761/aleksandr-bugaev-shkolnye-muzei-eto-vospitatelnye-i-obrazovatelnye-prostranstva/ (дата обращения: 18.12.2023).
- Гетманская Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2017. – № 1. – С. 34–41.
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Моисеева А.Н., Челпаченко Т.В. Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-obuchayuschihsya-v-usloviyah-realizatsii-programmy-razvitiya-vospitatelnoy-komponenty (дата обращения: 16.12.2023).
- Перечень поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России. – URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70073 (дата обращения: 16.12.2023).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Правительство России: [официальный сайт]. – URL: www.government.ru (дата обращения: 16.12.2023).
- Чистякова С.Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен / С.Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 1 (120). – С. 7–15.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич // М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.
- Яцкова И.Д. Музейная педагогика в дополнительном образовании как фактор успешности социального развития и профессионального самоопределения детей и подростков // КПЖ. – 2022. – № 2 (151). – С.177. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-dopolnitelnom-obrazovanii-kak-faktor-uspeshnosti-sotsialnogo-razvitiya-i-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 16.12.2023).