Потенциал начального технического моделирования в патриотическом воспитании младших школьников (из опыта работы)

В статье рассматривается патриотическое воспитание младших школьников через призму начального технического моделирования, предоставляющего большие возможности для формирования у обучающихся патриотизма, воспитания любви к Родине, уважения к ее культуре, традициям, богатейшей истории, предкам и защитникам Отечества, всему многонациональному народу России. Статья рекомендована учителям, педагогам дополнительного образования, методистам.

С.В. Столярова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр
дополнительного образования “Созвездие”»,
г. Воронеж

Необходимость системно организованного патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Воспитание любви к Родине, уважения к ее богатейшим историческим традициям является важнейшим приоритетом воспитания. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое и настоящее своего народа, что позволит ему сформировать свою личную гражданскую позицию.

Детский возраст является наиболее благоприятным и благодатным для воспитания священного чувства любви к Родине, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому формировать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества необходимо как можно раньше, когда у ребенка только формируется «фундамент личности», а окружающий мир воспринимается им через эмоции и образы.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Патриотизм – явление многогранное, включающее различные направления, среди которых духовно-нравственное, историческое, краеведческое, социальное, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое и др.

Для формирования патриотизма в системе дополнительного образования имеются самые благоприятные условия: оно ориентировано на способности, потребности и личные интересы ребенка, способствует его творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности.

Автор статьи хочет поделиться с коллегами опытом патриотического воспитания обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Едем, плаваем, летаем» (далее – программа), которая реализуется в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования “Созвездие”» (далее МБУДО ЦДО «Созвездие») города Воронежа.

Содержание программы – начальное техническое моделирование. Для обучающихся от 7 до 10 лет это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию несложных технических объектов – транспортной техники, где все модели, изготавливаемые детьми, действующие, с ними можно играть и проводить соревнования.

Младшие школьники очень любознательны, восприимчивы, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовных ценностей ребенка, эмоций, чувств, мышления, активная социальная адаптация, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка – яркие образы остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В силу того, что в объединении занимаются практически одни мальчики, очень востребовано военно-патриотическое направление. Ведь мальчишки во все времена любили играть в войну, слушать рассказы о ней, смотреть военные фильмы. На занятиях по изготовлению моделей кораблей или самолетов почти все обучающиеся выбирают военную технику. Почти все наши модели – это маленькие копии существующих и часто очень знаменитых самолета, корабля или танка.

Занятия построены так, что прежде, чем перейти к практической работе, дети участвуют в беседе по теме занятия, знакомятся с устройством данного вида техники, с историей ее создания и применения в боях (для исторической техники). Беседы о военной технике всегда проходят очень живо, многие дети уже владеют информацией по этой теме, охотно делятся своими знаниями, приносят книги, энциклопедии, наперебой рассказывают о своих прадедушках – участниках Великой Отечественной войны – танкистах, моряках, летчиках. В кабинете с помощью старших ребят установлен стенд «Оружие Победы» с фотографиями и описанием моделей легендарной военной техники Великой Отечественной войны, изготовленных самими детьми.

Не менее значимым в патриотическом воспитании младших школьников, по нашему мнению, является краеведческое направление, призванное привить детям любовь к малой Родине, интерес к истории своего народа и своего края, гордость за страну, где родился и живешь. История семьи, родного города, области, достопримечательности, памятники архитектуры, живописные уголки природы – все это значимо для становления человека, любящего свою семью, язык и страну. Наш Воронежский край имеет богатую историю, связанную с созданием российского военного флота. Здесь, на воронежских верфях, Петр I строил не только флот, но и будущее Российского государства, сильного и независимого, способного защитить себя на суше и на море.

Реализовать историко-краеведческий и военно-исторический компоненты патриотического воспитания обучающихся позволяет Проект «Наследники Петра».

Долгосрочный проект «Наследники Петра» (далее – проект) реализуется в рамках изучения учебных тем раздела «Модели судов» учебно-тематического плана программы. Так, как темы программы по данному разделу изучаются не подряд, а чередуются с изучением других разделов учебно-тематического плана, проект реализуется на протяжении двух лет обучения.

Цель проекта – формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Задачи проекта: развивать у обучающихся интерес и уважение к истории и культуре своего народа, формировать чувство сопричастности к далеким историческим событиям, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Темы проекта

Первый год обучения:

  • Модель русской ладьи (6 часов);
  • Модель парусного кораблика из пенопласта (2 часа);
  • Модель яхты (10 часов).

Второй год обучения:

  • Модель парусного корабля с использованием различных материалов (20 часов);
  • Контурная модель корабля с резиномотором (12 часов);
  • Модель подводной лодки с резиномотором (14 часов).

Рассмотрим подробнее содержательные элементы вышеперечисленных учебных тем проекта в контексте патриотического воспитания младших школьников.

В ходе изучения темы «Модель русской ладьи» обучающиеся вкратце знакомятся с историей кораблестроения на Руси. Ведь еще задолго до Петра I наши предки умели строить небольшие, но очень крепкие суда, передвигавшиеся с помощью весел и паруса. При демонстрации образца модели ребята узнают, что ладья – боевое судно. Только использовалось оно, в отличие от судов викингов, не для нападения, а для защиты родной земли от врагов, атаковавших мирные поселения наших предков. С большим интересом проходит беседа о старинном оружии, одежде воинов – кольчугах, шлемах. С гордостью мальчишки приходят к выводу, что русские воины-богатыри никогда не начинали битву первыми, но всегда стояли на страже границ родной земли и были готовы дать отпор любым врагам.

С занятий по теме «Модель парусного кораблика из пенопласта» начинается знакомство обучающихся с историей родного края. Теоретическая часть занятия включает в себя просмотр презентации «Воронеж – колыбель Российского флота», из которой обучающиеся узнают историю строительства военных парусных кораблей в Воронеже. Рассказ построен так, чтобы вызвать у детей искренние эмоции, переживания по поводу неудачного первого похода Петра на Азов, когда большая сухопутная российская армия, не имея военных кораблей, так и не смогла взять крепость. Тем большие интерес и гордость за своих соотечественников, вызывает дальнейший рассказ о решении Петра I построить военный флот именно в Воронеже, а также о победе русского флота и взятии крепости Азов в 1696 году.

С большим воодушевлением приступают мальчишки к изготовлению своих корабликов, устанавливают мачты, паруса, вооружают их пушками, и начинается морское сражение! Такие занятия вызывают у детей чувство причастности к истории своей большой и малой Родины, способствуют воспитанию патриотических качеств личности, развитию творческих способностей.

Кроме того, беседа «Воронеж – колыбель Российского флота» проводится ежегодно как воспитательное мероприятие во всех группах обучающихся.

В теоретическую часть занятий по теме «Модель яхты из картона»включен рассказ о детстве Петра I, его любимых игрушках, солдатиках, и о настоящих солдатах царского Потешного полка, с которыми он учился воевать, проводить сражения, разрабатывать тактику и стратегию боя. Эти детские увлечения помогли Петру I стать в дальнейшем успешным полководцем. [3]. Большой эмоциональный отклик вызывает у мальчишек история ботика Петра I – «дедушки русского флота».

Тепло воспринимают мальчишки тот факт, что, как и они, царь тоже с детства любил мастерить, владел несколькими ремеслами, любил строить модели кораблей. А когда стал взрослым, сам сконструировал большой линейный корабль «Гото Предестинация», который был построен на воронежской верфи в 1698 году.

На занятиях по теме «Модель парусного корабля с использованием различных материалов» более подробно изучаются типы парусных судов и их устройство, а также героические корабли российского парусного флота, знаменитые сражения. Обучающиеся открывают для себя имена легендарных адмиралов российского парусного флота – Ушаков, Нахимов. Демонстрируются презентации, видео из сети «Интернет», фрагменты художественных фильмов. Один из них – «Трое с площади Карронад», где главный герой – мальчик, эмоционально рассказывает о беспримерном подвиге российского брига «Меркурий». Рассказ сопровождается видеорядом морского боя.

Прямо на глазах у потрясенных мальчишек экипаж маленького героического брига вступает в неравный бой с двумя турецкими фрегатами и заканчивает бой победой! В процессе эмоционального обсуждения дети выражают восхищение отвагой русских моряков, их мастерством, слаженными действиями команды по управлению кораблем, которые помогли им одержать победу.

Затем обучающиеся с воодушевлением приступают к изготовлению модели парусника – многие хотят изготовить именно бриг и назвать его «Меркурий» в честь знаменитого корабля.

Сегодня трудно оспаривать тот факт, что истоки современного российского патриотизма во многом связаны с героическим и духовным наследием Великой Отечественной войны. В последнее время, когда история бездумно искажается, наши традиционные ценности пытаются заменить западными и ставится под сомнение решающая роль нашей страны в победе над фашизмом, особенно важно донести до ребят историческую правду о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.

Тему Великой Отечественной войны продолжает тема современного военного флота и обороноспособности нашей Родины. Обучающиеся знакомятся с различными типами современных военных кораблей, их конструкцией и вооружением. Дети находят в сети «Интернет» изображения, чертежи, описание вооружения кораблей, выбирают понравившийся тип корабля, обосновывают свой выбор. Многие придумывают своим кораблям названия, нередко выбирая имена известных людей, героев войны.

Большое внимание уделяется теме Великой Отечественной войны на занятиях по теме: «Контурная модель корабля с резиномотором».

В рамках изучения этой темы обучающиеся изготавливают по своему выбору модель либо военного корабля, либо гражданского судна. Конечно, почти все мальчишки выбирают военный корабль. Но все они изучают и военные, и гражданские корабли, узнают о героических кораблях советского военно-морского флота – о крейсере «Киров», об эсминце «Гремящий», о легендарных торпедных катерах – об обороне Севастополя и о подвиге морских пехотинцев. Многие дети сами рассказывают о поездках с родителями в портовые города – Севастополь, Новороссийск, Санкт-Петербург – о посещении исторических мест и памятников Великой Отечественной войны, об экскурсиях на корабли.

Логичным продолжением являются занятия по теме: «Модель подводной лодки с резиномотором»

Как и в предыдущих темах, дети знакомятся не только с устройством подводных лодок, принципом действия, историей создания и основными их типами, но также узнают и о подвигах советских моряков-подводников, совершенных во время Великой Отечественной войны, о боевых походах и потопленных фашистских кораблях.

В процессе изучения этой темы педагог продолжает разговор о мужестве и бесстрашии наших воинов, об их готовности отдать за Родину самое дорогое – жизнь. На занятиях демонстрируются материалы из сети «Интернет» и фрагменты художественных фильмов о моряках-подводниках. Один из них – «Командир счастливой «Щуки». Не обходится, конечно, без переживаний, но в процессе обсуждения сцены гибели командира корабля педагог помогает мальчикам понять и оценить беспримерный подвиг самопожертвования – самый священный в летописи Великой Отечественной войны. Педагог рекомендует фильм к просмотру, и почти все дети выражают желание посмотреть его полностью дома с родителями.

Это последняя тема проекта «Наследники Петра», которая изучается в конце второго года обучения. Проект завершается итоговой выставкой работ обучающихся и соревнованиями внутри объединения. Кроме того, каждый обучающийся создает презентацию по одной из изученных тем по выбору.

Параллельно с реализацией проекта в течение двух учебных лет с обучающимися объединения проводятся экскурсии в общественный музей Российского военно-морского флота МБУДО ЦДО «Созвездие», на корабль-музей «Гото Предестинация», в интерактивный музей «Петровские корабли».

Кроме работы по программе, с особо мотивированными обучающимися объединения «Едем, плаваем, летаем» проводится индивидуальная работа по созданию проектов военно-патриотической и историко-краеведческой тематики, с которыми они регулярно участвуют в городских и областных мероприятиях, выставках и конкурсах технического творчества, посвященных знаменательным датам. Например, областной конкурс «Край Воронежский, край мой родной», посвященный юбилею Петра I; первенство города Воронежа по судомоделизму, посвященное годовщине Победы в Великой Отечественной войне; городская выставка-конкурс стендового моделизма, посвященная Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков; городской фестиваль воздушных змеев, посвященный Дню Космонавтики и других.

Участие в проекте и экскурсиях, самостоятельное выполнение проектов позволяет обучающимся приобщиться к истории нашей страны, расширить свой кругозор, ощутить гордость за свою Родину, ее героическое прошлое. Мальчишки начинают чувствовать себя настоящими «наследниками Петра», будущими инженерами и защитниками своей Родины. Такое сочетание технического творчества с патриотическим воспитанием дает хорошие результаты, помогая воспитать наших детей как мужественных, умных и технически грамотных граждан страны.

Список источников:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 05. 05. 2024).
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (дата обращения 15.05.2024).
  3. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. Книга первая. М.: Вакоша, 2021. 184 с.
  4. Ишимова А.О. История России для детей. М.: Просвещение-Союз: Просвещение, 2023. 208 с.
  5. Рыклин М.А. Корабли и подводные лодки. М.: СИМБАТ, 2022. 48 с.
  6. Столярова С.В. Модели кораблей из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2004. 60 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: