Воспитание личности ребенка/подростка на основе культурно-исторического наследия союзного государства Беларуси и России

В статье рассматривается организация гражданско-патриотического воспитания учащихся в процессе реализации творческо-исследовательских проектов в рамках Союзного государства Беларуси и России. Автором представлены возможности проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся учреждения дополнительного образования на основе изучения национальных традиций и исторического опыта Беларуси и России.

Н.Г. Ковалева,
методист высшей квалификационной категории,
Государственное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодежи “Агат”»,
г. Могилев

Одной из основных задач государственной культурной политики является сохранение исторической памяти и традиционного национального культурного наследия. Историческая память – это залог будущего государства. Национальная культура – это ценность каждого государства, являющаяся важнейшей составляющей духовного и культурного пространства любого народа, основой формирования национального самосознания.

Значение исторической памяти и роль традиционной культуры в жизни народа неоценимы: это и форма передачи опыта, и источник формирования народного характера, и средство воспитания. Воспитание на исторических событиях и богатых национальных традициях – важнейшие педагогические задачи современной системы образования как России, так и Беларуси.

Российская Федерация и Республика Беларусь имеют сходное видение перспектив развития, аналогичные подходы к вопросам нормативного регулирования политики патриотического воспитания, что способствует дальнейшему укреплению их интеграционных взаимосвязей [1, с. 22]. Содержательно позиции стран комплементарны в вопросах военно-патриотического воспитания граждан, сохранения и укрепления исторической памяти, традиционных ценностей. Общность истории, культурных и духовных традиций Беларуси и России закреплена в преамбуле Договора о создании Союзного государства [4]. Программы, мероприятия и проекты Союзного государства направлены на создание единого культурного пространства через развитие гуманитарных связей двух стран, обмен достижениями в области гуманитарных наук, культуры, искусства, поддержку творчества. И в этом процессе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения, работе по сохранению исторической памяти и противодействию фальсификации истории, героического прошлого наших народов, их культуре и традиций. То есть всего того, что составляет неразрывную общность белорусов и россиян.

Воспитание подрастающего поколения – один из важнейших факторов эффективного развития каждого общества и государства, залог его процветания и благополучия. Особую актуальность в этой связи приобретают поиск и выработка эффективных форм, методов и приемов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских, патриотических качеств учащихся, чувства долга, любви к Родине, уважения к ее прошлому и настоящему, культурным традициям. Политика патриотического воспитания имеет интегративную сущность, воплощая в себе ценностные начала, коренящиеся во многих сферах, которым уже придан соответствующий официальный статус в России и Беларуси в рамках Союзного государства. Беларусь и Россия ведут огромную совместную работу по патриотическому воспитанию молодежи: фестивали и конкурсы, которые проходят на территории Союзного государства, охватывают как народную культуру, так и современные направления искусства. Они воплощают цели Союзного государства в сфере культуры, которые определены Договором о создании Союзного государства, и способствуют сохранению общего культурного пространства двух стран в рамках Союзного государства [4, с. 48]. Некоторые из фестивалей, основанные на территории Союзного государства, выходят далеко за его пределы, способствуя формированию единого гуманитарного пространства, поддерживая дух добрососедских отношений, взаимного уважения и признания национальных культур.

В государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи “Агат” города Могилева» (далее – Центр) воспитательная работа в рамках объединений по интересам строится не через назидательные нравоучения и призывы, а через реальные творческие коллективные и групповые дела, которые позволяют учащимся проявить себя в интеллектуальной, творческой, художественной и социально-значимой деятельности. Такую деятельность в первую очередь отражают многочисленные творческо-исследовательские проекты и конкурсы патриотической направленности.

Для учащихся проводится ежегодная олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», которая включает творческие конкурсы по изготовлению сувениров (птицы мира, яблоневый цвет). Запоминающимся в 2024 году стал фестиваль Союзного государства «Творчество юных». Учащиеся с педагогами и родителями приняли активное участие в мастер-классах масштабного творческого и образовательного проекта-фестиваля «Молодежь – за Союзное государство».

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность педагогов, учащихся, родителей и субъектов социума. В основе проектной деятельности – развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать систему собственных знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, ориентирована на самостоятельную, парную, групповую деятельность, выполняемую в течение определенного времени [2, с. 43]. Потенциал проекта используется педагогами при организации досуга / свободного времени учащихся (шестой школьный день). Здесь особенно ценен элемент творчества, когда учащийся из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Педагогический ресурс организации такой деятельности включает:

– воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к событиям истории и культурным традициям, формирование социально значимых мотивов, чувств;

– формирование у них опыта разнообразной деятельности, работы с информацией, в процессе которой у учащихся формируются необходимые умения и навыки планирования собственной деятельности, прогнозирования результата, достижения успешности участия в коллективном деле;

– развитие у детей и подростков навыков сотрудничества, формирование у них опыта самопрезентации результатов продуктивной деятельности, создание для учащихся ситуации личного и коллективного успеха [2].

Одним из путей воспитания гармонично развитой личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о настоящем и будущем, является обращение к историческому наследию Беларуси и России. В течение нескольких лет на базе Центра был реализован ряд проектов патриотической, духовно-нравственной, этнографической направленности.

Так, проект «Фронтовые треугольники» (объединение по интересам художественного профиля «Отражение») предусматривал расширение знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, способствовал формированию представления о трудностях, которые испытывал наш народ в военное время, содействовал формированию уважения к защитникам Отечества через изучение писем с фронта во время Великой Отечественной войны. На подготовительном этапе участники проекта проверили свои знания через опросный лист «Я знаю про великую Отечественную войну…» и интерактивное упражнение «Дорогами войны». На первом этапе учащиеся приняли участие в тематической викторине, провели мини-исследование, составили картотеки участников Великой Отечественной войны района. Во время прохождения второго этапа участники собирали воспоминания, составляли тезисы и оформляли послания с фронта своих родных, соседей. На третьем этапе учащиеся познакомились с настоящими письмами, посетив Музей истории Великой Отечественной войны. При анализе писем с фронта учащиеся использовали вопросы памятки:

– Кому адресовано письмо? О чем рассказывает письмо?

– Какой смысл в него вкладывает автор? 

– Какой образ войны и самого пишущего формируется в письме?

Учащиеся узнали, что письма с фронта – это коммуникация, но не только между членами семей, а в гораздо более широком контексте – своеобразное единение власти и народа в общей борьбе с врагом. В них содержится целый мир мыслей, чувств и страстей людей, познавших на себе, что такое война.

Итогом проделанной работы по проекту на заключительном этапе стало оформление вместе с родителями музейной экспозиции ко Дню Победы – фотозоны.

Наглядно познакомить учащихся с местами, исторически неразрывно связанными с событиями Великой Отечественной войны, сблизить детей из различных регионов Беларуси и России позволяют ежегодный проект «Поезд Памяти» и проект 2024 года «Музей на колесах “Поезд Победы”», которые реализуются Белорусской железной дорогой и ОАО «Российские железные дороги». Эти проекты не просто путешествие или посещение музея – это возможность окунуться в прошлое, почтить память павших ради мира и свободы, это своеобразный мост между современностью и историей, позволяющий участникам испытать еще большую благодарность своим бабушкам и дедушкам.

Во время подготовки к ежегодному проекту-акции «Бессмертный полк» учащиеся почти всех объединений по интересам с удовольствием изготавливают панно с портретами своих родных – героев Великой Отечественной войны. С каждым годом желающих участвовать в этих проектах увеличивается.

Творческий проект литературно-краеведческой направленности «История в лицах» (объединение по интересам «Дебют»), предусматривает проведение мероприятий с учащимися на базе Музея истории города Могилева и включает следующие направления:

– исследовательско-поисковое (проведение исследований: изучение архивных документов, поиск и интервьюирование очевидцев, анализ и систематизация исторического материала, сбор и оформление воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, труда); разработка презентации «Наследники Победы» и создание брошюры «Защитникам Отечества посвящается»;

– туристско-краеведческое (разработка и проведение экскурсий, проведение экспедиций по сбору экспонатов для музея, участие в фестивалях по реконструкции военно-исторических событий, в городских праздничных мероприятиях и создание виртуальной экскурсии (видеоролика) «По следам Победы».

Целью исследовательской деятельности при реализации патриотического культурно-образовательного проекта «История в лицах» стало создание условий для формирования познавательной активности, воспитания духовности, нравственности, патриотизма и гражданской активности средствами Могилевского областного краеведческого музея и Музея УВД Могилевского облисполком​а через создание учащимися буклетов «Наследники Победы» и «Они сражались плечом к плечу», брошюры «Защитникам Отечества посвящается». Задачи проекта «История в лицах»: инициировать и организовать поисковую работу, направленную на выявление исторических фактов участия в Великой Отечественной войне белорусов и россиян, членов семей учащихся, педагогов; пополнить экспозицию Центра «Мы Помним» новыми материалами; организовать взаимодействие с общественными организациями и объединениями, располагающими информацией о Великой Отечественной войне; создать информационные ресурсы. В ходе практического этапа по реализации проекта были организованы встречи с участниками Великой Отечественной войны, с воинами-интернационалистами; осуществлен поиск, сбор и обработка информации о родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне; проведен круглый стол с участием ветеранов и участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов; определены концепция, разработан дизайн и организован сбор, фотографирование материалов и написание текстов для создания брошюры и буклета. Учащиеся посетили Музей Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс «Площадь Славы», приняли участие в мероприятиях в рамках Дня единения народов Беларуси и России, в мероприятиях, посвященных 9 Мая и Дню освобождения города Могилева от немецко-фашистских захватчиков.

Проект «Дорогой добра» (объединение по интересам «Отражение») предусматривает проведение воспитательных мероприятий по формированию культуры быта, культуры семейных отношений; участие в акциях, конкурсах, родительских собраниях в рамках реализации мини-проектов «Ценности нашей жизни», «Поделись частичкой своей души», «Молодежное время» по направлениям: нравственно-этическое воспитание; семейное воспитание; нравственно-правовое воспитание; патриотическое воспитание.

В работе отдельных объединений по интересам красной нитью проходит воспитание личности на основе культурно-этнографического наследия. Например, в программе объединений по интересам «Отражение» и «Конфетти» предусмотрено изучение раздела «Традиции и современность». Это позволило в рамках основного образовательного процесса создавать панно, макеты, сувениры с использованием традиционных материалов и элементов народного стиля, а также подробно изучать народные костюмы, культуру и историю не только родного края, но и соседних регионов России.

Проект-путешествие «Легенды и предания родного края» позволил воплотить творческие замыслы учащихся объединений по интересам «Дебют» и «Отражение» (театральное и декоративно-прикладное творчество) через исследование жанров белорусского и русского фольклора. Проект, представляет собой заочное путешествие, которое длится в течение шести недель в рамках шестого школьного дня. Участники «отправились в путешествие» по аутентичной Беларуси и России, им были предложены разнообразные задания: викторины, кроссворды, интерактивные игры, мастер-классы по созданию и публичной презентации коллекций кукол (текстовый формат). В результате учащиеся смогли «побывать» как в далеком прошлом, так и в современном периоде культурной истории Союзного государства, познакомились с известными земляками-мастерами, приобщились к традициям и обычаям культурного наследия Могилевщины, представляющего ценность для народов Союзного государства Беларуси и России. В итоге были созданы коллекции кукол «Белорусочка» и «Россияночка», которые объединил такой неиссякаемый источник вдохновения, как легенды и предания.

Культурно-образовательный проект «Традиции продолжаются сегодня» (несколько объединений по интересам) знакомит учащихся с многовековой историей народного творчества, традиционными народными праздниками и обрядами, устным и музыкальным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и ремеслами, что дает возможность показать учащимся своеобразие традиций, создает пространство для передачи социально-культурного опыта. Итогом участия в проекте стали сувениры: панно «Единство» и броши «Птицы», созданные руками учащихся.

Одними из наиболее значимых в процессе формирования у учащихся ценностного отношения к традиционной народной культуре стали проекты по маляванке «Животные и птицы родного края» и «Растения родного края» (объединение по интересам «Акварелька»). В рамках данных проектов учебные занятия проводятся с элементами музейной педагогики: это беседы о традиционном искусстве расписных ковров со специалистами учреждений культуры; диалоговые площадки и мастер-классы с участием мастеров-ремесленников; встречи с ведущими мастерами – членами Белорусского Союза художников и Белорусского Союза мастеров народного творчества. По итогам реализации проекта создан сборник «Маляванка – культурное наследие родного края», где представлены работы учащихся и материалы из опыта работы по формированию у учащихся ценностного отношения к своей малой родине, чувства гордости за культурное наследие родного края через изучение и освоение народных промыслов Беларуси. В сборник включены методические разработки мастер-классов, учебных занятий, прилагаются видео мастер-классов, раскрывающие технологию традиционной росписи по ткани.

Проектная деятельность является лишь одной из многочисленных форм патриотической работы как Центра в целом, так и объединений по интересам различной направленности.

Патриотическая проблематика сегодня приобретает принципиальное значение, а дополнительные возможности и инструменты формируются в плоскости интеграционного взаимодействия Российской Федерации с ближайшим союзником – Республикой Беларусь.

В рамках Союзного государства президенты Беларуси и России, подписывая основные направления союзной интеграции на трехлетний период, особо выделили блок мероприятий, связанный с 80-летием освобождения Беларуси и 80-летием Великой Победы. Задача педагогов – все это развивать, приумножать и обязательно вовлекать в патриотические мероприятия учащихся. Совместные мероприятия, проекты, акции и конкурсы в рамках Союзного государства доказали свою высокую эффективность в деле сближения народов Беларуси и России на базе единого фундамента истории, культуры и героизма, поскольку народы Беларуси и России едины в своих целях, сильны братскими узами и верны общей исторической памяти.

Список источников:

  1. Комлева В. Единое образовательное пространство – важнейший фактор интеграции России и Белоруссии // Обозреватель. № 1. 2019. С. 21–33.
  2. Лысак О.А. Проектная деятельность учащихся как средство их социализации // Адукацыя і выхаванне. 2014. № 7. С. 41–46.
  3. Павильч А.А. Современные стратегии развития образования в Республике Беларусь // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). С. 26–32.
  4. Петровский П.С., Сутырин В.В. Проблемы развития образовательного пространства в Союзном государстве Беларуси и России // Минск – Москва: Российско-белорусский экспертный клуб. 2017. 46 с.
  5. Сенченков Н.П. Образы России и Беларуси в студенческой среде: общее и различия в контексте перспектив развития единого образовательного пространства Союзного государства // Интеграция и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества – взгляд в будущее: Сборник статей II Междунар. научно-техн. конф. «Минские научные чтения – 2019». Т. 1. Минск: БГТУ. 2020. С. 121–126.
  6. Уляшкина Е.Г., Бахлова О.В., Бахлов И.В. Политика патриотического воспитания в рамках Союзного государства Беларуси и России: потенциал институционализации // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-patrioticheskogo-vospitaniya-v-ramkah-soyuznogo-gosudarstva-belarusi-i-rossii-potentsial-institutsionalizatsii (дата обращения: 10.03.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: