Особенности и ресурсы патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Опыт реализации проекта «На сцене. Новый формат»
В статье представлен опыт формирования гражданско-патриотической позиции и культурно-исторического сознания молодых людей через театральное творчество – реализацию проекта «На сцене. Новый формат» – опыт Калужского региона, основанный на сотрудничестве образовательных организаций, общественных институтов и государственных структур. Статья будет интересна педагогам детских театральных коллективов, педагогам-организаторам, руководителям учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций.
У.А. Коврежникова,
методист,
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Калужской области
«Областной центр дополнительного образования детей
им. Ю.А. Гагарина», г. Калуга
В условиях современной социально-культурной ситуации усиливается роль учреждений дополнительного образования в формировании у молодежи активной гражданской позиции, любви к своей Родине и ответственности за ее будущее. Актуализируется поиск эффективных методов формирования гражданской идентичности. Система дополнительного образования, обладающая гибкостью и вариативностью, становится ключевой площадкой для реализации таких инициатив. Театр как форма художественного творчества способен эффективно решать задачи патриотического просвещения, сочетая эмоциональное воздействие, личностное вовлечение и осмысление исторических событий [4].
Проект сетевого взаимодействия по развитию школьных театров Калужской области «На сцене. Новый формат» (далее – Проект), разработанный и реализованный Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей имени Ю.А. Гагарина» стал своеобразным экспериментом в этой сфере. Проект продемонстрировал, что театральное искусство может не только служить развитию школьных театров, но и являться эффективным средством патриотического воспитания, способствовать внедрению его современных методов.
Центральной идеей Проекта стало использование театрального искусства как основного инструмента формирования гражданской зрелости, любви к Отечеству и уважения к историческим корням своего народа. Такой подход обеспечил гармоничное сочетание эстетического и воспитательного компонентов, позволяя учащимся осознать личную причастность к судьбе Родины и обрести уверенность в собственных силах [5].
На начальном этапе реализации Проекта был проведен анализ текущего состояния школьных театров в Калужской области. По данным регионального мониторинга школьных театров 2024 года, количество театральных коллективов увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2022 годом. Однако более 80% руководителей отметили недостаток знаний и навыков в написании сценариев, режиссуре, музыкальном оформлении и работе со светом. Это стало отправной точкой для формирования содержания методического сопровождения реализации Проекта.
В целях реализации Проекта была создана рабочая группа, включающая профессиональных режиссеров, педагогов с музыкальным образованием, технических специалистов – сетевых партнеров Областного центра дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина, и разработана дорожная карта, определяющая сроки и формы мероприятий.
Основной частью Проекта стали творческие сессии по составлению сценариев. Участники делились на команды исходя из выбора исторического периода – Великая Отечественная война или события спецоперации. Формат работы включал выездные семинары, вебинары, индивидуальные консультации и мастер-классы экспертов для театральных коллективов.
В рамках Проекта команды, в состав которых вошел 21 школьный театр, в течение 7 месяцев (с октября 2024 года по апрель 2025 года) создавали документальные военно-патриотические спектакли «Наши Герои», рассказывающие истории о калужанах, принимавших участие в Великой Отечественной войне и специальной военной операции. При этом каждый коллектив самостоятельно разрабатывал сценарий своей части общего спектакля.
Важным элементом реализации Проекта стала работа детей и педагогов с документальными материалами: архивными записями, интервью с родственниками участников войны и спецоперации. В число авторов одного из представленных сценариев вошел действующий участник спецоперации, что придало спектаклю не только художественную, но и просветительскую ценность. Учащиеся смогли глубже понять исторические события, прочувствовать их значимость для страны и семьи [1].
На следующем этапе участники встретились на региональной площадке Проекта и провели открытые репетиции, на которые были приглашены эксперты для анализа и рекомендаций. На заключительном этапе состоялись совместные репетиции и премьерные показы двух спектаклей: «Наши Герои. Период ВОВ» и «Наши Герои. Современный период», в которых приняли участие более 300 юных актеров.

Особую значимость в реализации Проекта приобрели наиболее эффективные технологии внеучебной воспитательной деятельности – коллективное творческое дело (КТД) и педагогическое событие, которые не только способствовали достижению целей Проекта, но и стали основой для формирования устойчивого интереса детей к историко-патриотической тематике, развития их гражданской позиции и личностного роста.

Коллективное творческое дело (КТД) представляет собой одну из ключевых форм воспитывающей деятельности, предполагающую добровольное объединение детей и взрослых вокруг общей идеи, совместную работу над ее воплощением и личностное вовлечение каждого участника [5]. Именно эта модель легла в основу Проекта и позволила:
– объединить усилия детей и педагогов из разных образовательных организаций;
– реализовать принцип свободного выбора исторической темы и авторского подхода;
– включить в процесс не только актерскую деятельность, но и исследовательскую работу с архивами, изучение исторических документов, интервью с родственниками;
– сформировать у участников чувство причастности к истории своей малой родины и страны в целом.
Процесс создания спектакля стал для всех участников важным этапом личностного развития: дети научились работать в команде, распределять роли, брать на себя ответственность за общий результат, принимать самостоятельные решения; педагоги, в свою очередь, получили возможность повышать свой профессиональный уровень через сотрудничество с коллегами и экспертами, осваивать новые методики постановки спектаклей и написания сценариев [3].
Автор данной статьи выступил в роли координатора и модератора реализации Проекта, направляя коллективную деятельность, но при этом обеспечивая свободу творчества. Это полностью соответствует принципам КТД, где педагог становится союзником и партнером ребенка в творческом процессе [5].
Создание совместного спектакля завершилось премьерными показами спектаклей «Наши Герои. Период ВОВ» и «Наши Герои. Современный период» на площадке Областного центра дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина. Эти мероприятия стали не просто театральными показами, но и общественно-педагогическими событиями регионального уровня, которые проходили при участии представителей власти, общественных организаций, родительской общественности и широко освещались в СМИ.

Показы спектаклей стали для участников Проекта точкой сборки всех вложенных в него усилий и дали ощущение завершенности, значимости труда и гордости за проделанную работу. Для зрителей театральные показы стали возможностью почувствовать свою причастность к истории родной страны, укрепить семейные и культурные связи [2].
Методики КТД и педагогическое событие выступили в Проекте как взаимосвязанные компоненты единой педагогической модели:
– КТД обеспечила длительную, содержательную, развивающую работу с детьми, направленную на формирование навыков сотрудничества, лидерства, гражданского сознания;
– педагогическое событие послужило завершающим этапом, концентрирующим внимание общества на результатах этой работы, усиливающим ее воспитательный эффект и делающим заметной для внешней среды [1].
Таким образом, Проект прошел завершенный цикл развития: от замысла и совместного творчества (КТД) до зримого, общественно значимого результата (события), который закрепляет опыт, повышает мотивацию и открывает новые горизонты для дальнейшего развития.

Проект наглядно продемонстрировал, что система дополнительного образования детей обладает значительным потенциалом для реализации патриотического воспитания через творческие практики. Использование театрального искусства в сочетании с современными педагогическими технологиями позволяет не только формировать у подрастающего поколения глубокую связь с историей своей страны, но и развивать у него ценностное отношение к Родине, семье, воинскому долгу и народной памяти.

Особенностью Проекта стало его командообразующее значение, объединившее усилия руководителей школьных театров из разных муниципальных образований вокруг общей ценности – патриотизма. Такой подход способствовал созданию профессионального сообщества педагогов, открытого для диалога, обмена опытом и совместного развития. Важным результатом стало повышение профессионального уровня педагогов, освоение ими новых методик работы с документальными материалами, приобретение навыков режиссуры, светового и музыкального оформления спектаклей.
Ресурсы учреждений дополнительного образования, включая материально-техническую базу, экспертную поддержку и методическое сопровождение, стали основой для масштабирования опыта и тиражирования успешной модели в других регионах. «Механика» реализации Проекта, основанная на сетевом взаимодействии, командном подходе и совместном творчестве, может быть успешно адаптирована как на уровне отдельных образовательных организаций, так и в рамках муниципальных и региональных систем дополнительного образования.

Для внедрения подобной практики необходимо:
– выстроить эффективную коммуникацию между участниками;
– обеспечить системное методическое сопровождение;
– использовать современные формы внеучебной деятельности, такие как КТД и педагогические события;
– опираться на реальные исторические материалы, близкие детям и педагогам;
– активно привлекать социальных партнеров (СМИ, общественные организации, представителей культуры и власти);
– уделять внимание обратной связи и рефлексии, чтобы постоянно совершенствовать содержание и формы работы.
Таким образом, реализация проекта «На сцене. Новый формат» доказала, что дополнительное образование детей может стать мощным инструментом формирования гражданско-патриотической позиции учащихся и развития профессиональных компетенций педагогов. Его модель может служить примером для других регионов и образовательных организаций, стремящихся к качественному, содержательному и социально значимому воспитательному взаимодействию.
Литература:
- Андреева Н.А. Событийная активность как фактор воспитания гражданско-патриотических качеств у школьников // Воспитание школьников. 2023. № 4. С. 22–29.
- Белицкая А.В. Современные подходы к организации внеучебной воспитательной деятельности // Вестник образования России. 2022. № 3. С. 45–50.
- Громова Е.С. Командный подход в профессиональном развитии педагогов дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3 (25). С. 90–98.
- Захарова Т.Н., Кузьмина Е.А. Театральное искусство как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения // Педагогика и просвещение. 2023. № 4. С. 112–120.
- Якиманская И.С. Коллективное творческое дело в воспитательной системе школы. М.: Просвещение, 1989. 144 с.