Истории, рассказанные детьми: образовательный проект «Литературная гостиная»

В статье представлен опыт проведения литературных гостиных в Детском музыкальном театре «Домисолька» как одной из эффективных форм организации сценической деятельности обучающихся и создания благоприятных условий для формирования и повышения культуры речевого общения. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности, педагогам-организаторам образовательных учреждений.

Л.Ю. Балдина,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель театрального отделения
С.Ш. Метелькова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
В.А. Пестеров,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Домисолька»
г. Москва

Голос и речь даны человеку для выражения своих мыслей и чувств. И очень важно научить ребенка пользоваться ими правильно, чтобы верно и точно доносить до слушателей смысл высказывания.

Одной из важнейших задач педагогов театрального отделения Государственного автономного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька» (далее – ДМТ «Домисолька»)[1] является содействие эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию детей путем приобщения к народному творчеству, культурным традициям народов Российской Федерации [2], создание благоприятных условий для формирования и повышения культуры речевого общения, в основе которой лежат следующие аспекты [3]:

  • нормативный, предполагающий использование регламентированных правилами произносительных, лексических, грамматических, морфологических, синтаксических вариантов;
  • коммуникативный, предполагающий нормативно-оценочный подход в изучении культуры речи, состоящий в соотнесении речи с языковой нормой и в оценке свойств речи;
  • этический, включающий нормы речевого этикета, основанные на нормах морали и национально-культурных традициях;
  • психологический, предполагающий деятельность, направленную на создание речевого портрета/имиджа с учетом психологических характеристик личности.

Во всех названных аспектах центральная позиция отведена литературному языку, потому что именно он вырабатывает наиболее целесообразные для каждого вида коммуникации языковые средства, охватывает не только сферу искусства слова, но и тексты, ораторские выступления, разговорную речь. Следование нормам литературного языка является первым проявлением культуры речи.

На определенном этапе дополнительного образования у увлеченного ребенка возникает потребность в реализации своих возможностей, желание выполнить творческую задачу и получить всеобщее одобрение слушателей в атмосфере вдохновляющей поддержки коллектива. Но психика ребенка не всегда справляется с волнением в конкурентной среде конкурсов и фестивалей. Именно поэтому группой педагогов дополнительного образования Детского музыкального театра «Домисолька» в 2021 году был создан проект «Литературная гостиная», который реализуется и по сегодняшний день.

В программе показа каждой Литературной гостиной представляются детские произведения отечественной и зарубежной литературы от классики до современности. Выступления юных артистов происходит в рамках спектакля-концерта, где отсутствует конкурентная составляющая, царит атмосфера театрального праздника, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, являясь частью целого. Участвуя в представлении такого формата, он быстрее адаптируется в современных условиях и становится более устойчив к стрессам, благодаря чему может более полно раскрыть свои способности.

Методологическая рамка проекта [4] «Литературная гостиная» включает определение цели, задач и результатов, что позволяет сфокусироваться на основной идее проекта и обозначить его границы.

Цель проекта совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, развитие у них навыков публичного выступления в процессе активного освоения лучших произведений детской литературы различных авторов, жанров и эпох.

Задачи проекта:

  • формирование у обучающихся практических умений и навыков публичного выступления – художественного чтения со сцены литературных произведений;
  • совершенствование у них способности к образному и эмоциональному воплощению на сцене авторского замысла литературного произведения;
  • стимулирование у обучающихся творческой инициативы и формирование социальных компетенций взаимодействия в творческом коллективе при выполнении общей исполнительской задачи.

Ожидаемые результаты

Для обучающихся – участников проекта: в результате нескольких выступлений в рамках проекта у детей-участников будет сформирована индивидуальная литературно-исполнительская программа, обязательно включающая стихотворное произведение и прозаический отрывок, что в дальнейшем поможет им при подготовке к поступлению в профильные вузы. А сформированную культуру речи обучающиеся смогут применить во всех сферах дальнейшей жизни.

Для педагогов – авторов проекта – это хорошая возможность привлечь педагогов ДМТ «Домисолька» и обучающихся к участию в проекте, расширить аудиторию слушателей и выйти на новые сценические площадки в новом качестве.

Для зрительской аудитории это расширение литературного кругозора, знакомство с детским исполнительским творчеством и, как результат, повышение интереса к чтению и литературе. А для родителей это возможность поддержать ребенка, увидеть прогресс в его обучении, оценить достижения и порадоваться успехам.

Сценарии Литературных гостиных не совсем обычны. По замыслу режиссеров, особенность сценария состоит в непрерывном течении театрального действия на сцене: сюжеты, которые на первый взгляд никак не связаны между собой, по задумке режиссеров, создают единство спектакля и позволяют зрителю полностью погрузиться в происходящее на сцене[2]. Дополнительно при постановке Литературных гостиных используются средства художественной выразительности: музыка, световые эффекты и пластические композиции, – что в совокупности создает единую «конструкцию», которая дает возможность вовлечь детей в художественно-творческую деятельность по разным видам искусства и различным жанрам творчества [1; 5].

Каждая Литературная гостиная – это событие: пишется сценарий, подбираются произведения, костюмы, декорации, продумываются образы героев. Один из сценариев в сокращенном варианте предлагается вашему вниманию (Приложение 1).

Художественный уровень проведения Литературных гостиных был высоко оценен Московским домом книги на Арбате и отмечен благодарственным письмом.

Опыт проведения Литературных гостиных позволяет констатировать, что они создают ту уникальную среду, которая учит ребят думать, задавать вопросы и искать на них ответы, читать, любить книги. Надеемся на новые встречи с литературными героями и уверены, что и дальше будем продолжать открывать для наших обучающихся удивительный мир литературы.

Список источников:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
  2. Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета (Пр-251ГС) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73433 (дата обращения: 07.02.2025).
  3. Решетняк Л.В. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Белогород, НИУ «БелГУ», 2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5b8884b87966e1073081b810.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
  4. Методический семинар Capacity Building in Higher Education. Подготовка заявки: полезные инструменты и рекомендации по заполнению форм заявки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nstu.ru/static_files/63120/Tools_Guidelines.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
  5. «Литературная гостиная» – проект педагогов театрального отделения [Электронный ресурс]. – URL: https://disk.yandex.ru/i/ybMt-REMRHYnTw (дата обращения: 12.02.2025).

Приложение 1

Сценарий Литературной гостиной «Истории, рассказанные детьми»[3]

Действующие лица:

– участники Литературной гостиной, чтецы – 15 чел.;

– вокальная группа – 14 чел.

Примечание. По ходу действия перед каждым номером на экран выводятся слайды с текстом – титрами, в которых указываются: автор и название произведения, имя чтеца (далее в сценарии – титры). Свет выстраивается заранее на каждого участника: чтец в луче света, остальное пространство сцены затемняется (далее в сценарии – свет на чтеца).

Занавес закрыт. Звучит легкая фоновая музыка.

Зрители рассаживаются по местам. В зале гаснет свет.

По сцене работают световые лучи. Появляются участники Литературной гостиной в пластической зарисовке «За кулисами». Ребята выглядывают из-за кулис, переговариваются, переглядываются. Мальчик выносит стойку с микрофоном, жестом предлагает всем участникам уйти за кулисы. Так же, жестом, приглашает Чтеца 1 подойти к стойке с микрофоном.

Свет гаснет. Титры:

Ксения Драгунская «Заколдованный снег»

Фамилия, имя Чтеца 1

Свет на чтеца.

Чтец 1. Когда я была маленькая, я обожала есть снег. Вот как только нападает хоть чуточку снега, я сразу на улицу – и ем, ем, ем… Пока меня не поймают и не отругают. И никто не мог меня отучить от этой ужасно опасной для здоровья привычки. И вот однажды, когда наступила зима, я сразу съела снег. А он был не простой, а заколдованный. И я превратилась в торт. Приходит моя мама с работы, а вместо меня на кухне – торт.

– Надо же! Тортик! – обрадовалась мама. Она удивилась только, что меня дома нет, а потом подумала, что я ушла в соседний подъезд к Нинке Акимовой. И я совсем не могла ей ничего сказать – ведь торты не умеют разговаривать! Мама положила меня в холодильник. Я же превратилась не в простой торт, а в торт из мороженого. Мама подождала меня немножко, а потом все-таки решила съесть кусочек торта. <…> Мама пригляделась повнимательнее и заметила, что на торте из крема бантики красные вылеплены – точно такие же, как у меня в косичках. Вот тут-то моя мама и заподозрила что-то неладное. И поскорее позвала отряд спасателей из трех волшебников и двух мороженщиков. Все вместе они меня расколдовали и превратили обратно в девочку. С тех пор у меня часто бывает насморк – это я в холодильнике простудилась. А снега я больше не ем, хоть и хочется иногда.

Вдруг он опять заколдованный?

Звучит музыка. На сцене – все участники Литературной гостиной.

Пластическая зарисовка «Театральный поклон Народных артистов».

Участники делают актерский поклон, уходят со сцены.

На сцене остается Чтец 2. Свет гаснет. Титры:

Михаил Зощенко «Актер»

Фамилия, имя Чтеца 2

Свет на чтеца.

Чтец 2. Рассказ этот – истинное происшествие. Случилось в Астрахани. Рассказал мне об этом актер-любитель. Вот что он рассказал:

«Вот вы меня, граждане, спрашиваете, был ли я актером? Ну, был. В театре играл. Прикасался к этому искусству. А только ерунда. Ничего в этом нет выдающего. Вот раз ставили мы пьесу «Кто виноват». Из прежней жизни. Очень это сильная пьеса. Там, значит, в одном акте грабители купца грабят на глазах у публики. Очень натурально выходит. Купец, значит, кричит, ногами отбивается. А его грабят. Жуткая пьеса.

А перед самым спектаклем один любитель, который купца играл, заболел. Видим, не может роль купца играть.

Режиссер Иван Палыч мне говорит:

– Не придется, – говорит, – во втором акте его выпущать. Может, – говорит, – ты вместо его сыграешь?

Я говорю:

– Я, граждане, не могу, – говорю, – к рампе выйти. Не просите. Я, – говорю, – сейчас два арбуза съел. Неважно соображаю.

А он говорит:

– Выручай, браток. Хоть на одно действие…

Все-таки упросили. Вышел я к рампе, в своем пиджаке, в брюках. Только что бороденку чужую приклеил. Начали действие.

Играю я в действии купца. И чувствую, будто кто-то из любителей действительно мне в карман лезет. Запахнул я пиджачок. В сторону от артистов. Отбиваюсь от них!

– Не подходите, – говорю, – честью прошу.

А те по ходу пьесы это наседают и наседают. Вынули у меня бумажник и к часам тянутся. Я кричу не своим голосом:

– Караул, дескать, граждане, всерьез грабят.

А от этого полный эффект получается. Публика в восхищении в ладоши бьет. Кричит:

– Давай, Вася, давай. Отбивайся, милый.

Я кричу:

– Братцы, да что ж это? За какое самое это страдать-то приходится?

Режиссер тут с кулис высовывается.

– Молодец, – говорит, – Вася. Чудно, – говорит, – рольку ведешь.

Вижу – крики не помогают. Потому, чего ни крикнешь – все прямо по ходу пьесы ложится. Встал я на колени.

– Братцы, – говорю. – Не могу больше! Спущайте занавеску.

Тут многие театральные спецы – видят, не по пьесе слова – из кулис выходят. Дали занавес.

– Братцы, – говорю. – Да что ж это, – говорю. – По ходу, – говорю, – пьесы ктой-то бумажник у меня вынул.

Ну, устроили обыск у любителей. А только денег не нашли. А пустой бумажник кто-то в кусты кинул. Деньги так и сгинули. Как сгорели.

Вы говорите – искусство? Знаем! Играли!»

Звучит музыка перехода. На последних фразах появляется Чтец 3.

Чтец 2 уходит за кулисы. Свет гаснет. Титры:

Ольга Берггольц «Дневные звезды» (отрывок)

Фамилия, имя Чтеца 3

Свет на чтеца.

Чтец 3. У каждого человека, наверное, есть один, самый любимый и самый счастливый, всю жизнь повторяющийся сон. Его невозможно вызвать, упросить, чтобы пришел; он приходит сам, когда захочет. Он может исчезнуть и на целые годы, но потом обязательно вернется и щедро одарит вас той же радостью.

Есть такой сон и у меня: мне снится город детства Углич, куда мать увезла сестру и меня из Петрограда и где прожили мы почти два с половиной года. Мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря. <…>

Мы прожили в келье лето, осень и зиму, главное, зиму двадцатого года… Мама говорила, что увезла нас из Петрограда для того, чтобы мы не умерли там с голоду. Мама по вечерам уходила в нашу школу на работу, а мы оставались одни, запертые в сводчатой морозной келье. Угрожающе ревели колокола, чернели полукруглые окна, поблизости было кладбище, и если б не Тузик рыжая голодная собака, приставшая к нам в эту зиму, то было бы совсем страшно. Мы учили уроки, почти не дыша, страшась, что коптилка может потухнуть, а Тузик сидел прямо против двери, воинственно навострив рыжие треугольные уши…

Один раз все-таки, тяжело вздохнув, Муська загасила коптилку. Единственная спичка сломалась у меня в руке, и головку ее мы, конечно, не нашли. Мы оцепенели от ужаса, от внезапной тьмы. <…>

– Скоро весна, сказала я. Мы опять пойдем в лес… на субботник… собирать ландыши для аптеки и шишки для электростанции. Тебе хочется в лес, Муська?

– Я хочу в Петроград, ответила она грустным басом.

Так мы вместе с Тузиком коротали зиму, встречали милую волжскую весну, ждали папу, ждали конца войны и возвращения в Петроград, к родным, к хлебу, к светлой висячей лампе с абажуром…

Звучит музыка перехода. На последних фразах Чтеца 3 выходит Чтец 4.

Свет гаснет. Титры.:

Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

Фамилия, имя Чтеца 4

Свет на чтеца.

Чтец 4. Я Валя Зайцева с Васильевского острова. У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками…

У меня есть подружка – Таня Савичева. Мы с ней соседки. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка…

…Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой…

Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь.

Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога. Прошла два с половиной километра – там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.

Мне сказали:

– Нельзя!

Я сказала им:

– Понимаете, я ведь не так просто хочу строить. Я хочу строить своей подруге… Тане Савичевой.

– Таня Савичева твоя подруга?

– А чего здесь особенного? Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.

– Но ее же нет…

До чего бестолковые люди, а еще взрослые! Что значит «нет», если мы дружим? У нас все общее. И улица, и школа. У нас даже почерк одинаковый!

– Почерк? Это очень хорошо! Это прямо находка. Поедем с нами. Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.

Они привезли меня на бетонный завод и дали Танин дневник – записную книжку с алфавитом… Я взяла ее и открыла страничку…

Писать было трудно. Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью.

У меня плохо получалось. Мне говорили:

– Не торопись. Пиши спокойно.

И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: «Почему одна? А я? У тебя же есть подруга – Валя Зайцева. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?»

Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:

– Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо…

Я сказала:

– Можно я завтра приду?

– Приходи, – сказали мне. – Приходи…

На последних фразах Чтеца 4 появляется Чтец 5 и присаживается на кубик позади. Звучит музыка перехода. Чтец 5 подходит к Чтецу 4 и дает ей платок, чтоб та утерла слезы. Чтец 4 берет платок, и, вытирая слезы, уходит. На сцене остается Чтец 5. Свет гаснет. Титры:

Агния Барто «Болтунья»

Фамилия, имя Чтеца 5

Свет на чтеца.

Чтец 7. Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,

Когда я шла вчера из зала:

«Драмкружок, кружок по фото

Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото…

Но мне еще и петь охота,

И за кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости

В нашем классе староста.

А чего мне хочется?

Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате…

Что такое это, кстати?

Может, это стратостат,

Когда старосты летят?

У меня еще нагрузки

По-немецки и по-русски.

Нам задание дано –

Чтенье и грамматика.

Я сижу, гляжу в окно

И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: «Иди сюда,

Я тебе ирису дам».

А я говорю: «У меня нагрузки

По-немецки и по-русски».

А он говорит: «Иди сюда,

Я тебе ирису дам».

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

На последних фразах выбегают все участники Литературной гостиной.

Пластическая зарисовка «Фото». После фото ребята разбегаются.

Гаснет свет. На сцене остается Чтец 6. Титры:

Наринэ Абгарян «Манюня» (отрывок)

Фамилия, имя Чтеца 6

Свет на чтеца.

– Она же совсем невкусная! – шепнула она Гарику.

– А мне вкусно, – ответил Гарик и выдернул новую нитку.

«Я его отучу от этой плохой привычки», – решила Манька.

К сожалению, Гарик через неделю вернулся в свой прежний садик, потому что новый ему категорически не понравился. А может, в старом нитки были вкуснее. Маня погоревала-погоревала, но потом ей это надоело. <…>

Когда Манька пошла в первый класс, она влюбилась в мальчика из параллельного «Г». Звали мальчика Араратом, и отчаянно грассирующая Манька из кожи вон лезла, чтобы правильно произнести его имя. Впрочем, тщетно. Два «р» подряд были непосильной для Манюни задачей – она начинала булькать и тормозить уже на первом слоге. Правда, сдаваться не собиралась.

– Агхагхат, – приперла как-то к стенке своего возлюбленного Манюня, – а как тебя по отчеству зовут?

– Размикович, – побледнел Арарат.

– Издеваешься надо мной, что ли? – рассердилась Манька и ударила его по голове портфелем.

Так как за последние два дня это был третий удар портфелем по Араратовой голове, то учительнице ничего не оставалось, как вызвать в школу Ба.

Ба молча выслушала все претензии, вернулась домой, выкрутила Маньке ухо до победного хруста и повела к Арарату – извиняться. Такого унижения Манюня Арарату не простила и мигом его разлюбила. «Никогда больше не стану влюбляться в мальчиков!» – твердо решила она.

Мужская половина начальных классов Бердской средней школы № 3 вздохнула с облегчением…

На последней фразе выходит Чтец 7, в очках, с книгой в руках.

Звучит музыка. Чтец 7 кладет книгу на кубик и подходит к микрофону.

Чтец 6 убегает за кулисы. Свет гаснет. Титры:

Аркадий Аверченко «Опровержение приключений барона Мюнхгаузена»

Фамилия, имя Чтеца 7

Свет на чтеца.

Чтец 7. За всю мою жизнь мне пришлось прочесть целую уйму книг, но больше всего я любил читать правдивые истории о различных приключениях и испытаниях, случившихся с разными отважными людьми. Читаю, бывало, а у самого глаза горят, грудь порывисто дышит, а горло… да, вообще, что говорить – очень живо я все напечатанное переживал.

И вот, на днях иду я мимо книжного магазина, гляжу – на витрине выставлена книжка: «Путешествия и приключения барона Мюнхгаузена»… Сердце мое так и дрогнуло: вот те раз! Все, кажется, в своей жизни прочитал, а приключений барона Мюнхгаузена не знаю…

Купил… Ознакомился…

Не знаю, как относятся к приключениям барона Мюнхгаузена другие, но я могу только головой покачать. Правдивость этих приключений не выдерживает даже самой снисходительной критики! Я с детства привык благоговейно верить печатному слову: напечатано – значит, так и было, – но всему же есть границы.

Например, тот случай, когда барон Мюнхгаузен, спасаясь от медведя на дереве, уронил кинжал, и так как дело было зимой, то барон принялся плевать на рукоятку кинжала до тех пор, пока плевки, замерзая, не выросли в ледяную сосульку, что дало барону возможность, ухватившись за эту сосульку, втащить кинжал на дерево… Что ж… Это, конечно, очень трудно, но возможно, я думаю, если брать правильный прицел.

Я пойду дальше! Даже случай с лошадью и колокольней я допускаю! Барон рассказывает, как он зимней ночью привязал лошадь к острому колу, торчавшему из снежного сугроба, а сам лег прямо в снег и, усталый, крепко уснул. Проснувшись же, он увидел себя на церковном дворе, а сверху донеслось до него конское ржание… Взглянув наверх, барон увидел свою лошадь привязанной к кресту колокольни.

Барон объясняет это так Чтец 7 открывает книгу и зачитывает):

«Деревню за ночь всю занесло снегом. Потом погода резко изменилась; во время сна я незаметно опускался все ниже и ниже по мере того, как таял снег, пока не достиг твердого грунта; а то, что я принял в потемках за сломанное деревце, торчавшее из сугроба, был крест колокольни; к нему-то я и привязал лошадь». (Захлопывает книгу и кладет ее на кубик.)

Я того мнения, что все эти объяснения с некоторой натяжкой можно признать… Правда, такие резкие изменения температуры и быстрота таяния снега почти неслыханны… Но они возможны! Как говаривал Эпиктет: «Это более, чем чудесно, – это возможно». Но если теперь мы обратимся к другим «приключениям» барона, нам останется только развести руками – правдивость их, этих приключений, не выдерживает даже самой снисходительной критики!

Барон рассказывает, как он после битвы вздумал напоить свою лошадь из водоема, и как лошадь пила целый час, и как он, случайно оглянувшись, увидел, что весь зад лошади был отрублен прочь, поэтому вся выпитая вода выливалась В этом месте мой долг – долг читателя и логически мыслящего человека – воскликнуть:

– Барон! Вы лжете! Вы лжете, барон, потому что лошадь, лишенная половины своего тела, не могла не только нести, но даже удержать вас на себе – это закон равновесия!.. Бешеная шуба?! Но сшитая лаврами лошадь?!.. Это меня так возмущает, что я громко возвышаю свой голос и громко кричу всем читателям прошедшего, настоящего и будущего (из-за кулис выглядывают все участники Литературной гостиной):

– Не верьте барону Мюнхгаузену. Не менее половины всего рассказанного им – ложь! (Участники скрываются за кулисами. Чтец 7 уходит.)

Свет гаснет. Выходит Чтец 8. Титры:

Ян Ларри «Записки школьницы»

Фамилия, имя Чтеца 8

Свет на чтеца.

Чтец 8. Сегодня произошел несчастный случай. Я получила двойку. Первую двойку за всю свою жизнь. Вот как это случилось. Нам задали очень непонятную задачку о двух пешеходах, которые вышли из пункта «А» и направились в пункт «Б». Что им там было нужно, – неизвестно. Но пешеходы должны были пройти тридцать восемь километров и прибыть на место в такое время, которое сошлось бы с ответом в задачнике. Эту задачу я решала час, решала два часа и, наконец, решила, что пешеходы – ужасно глупые люди. Подумайте сами: идут тридцать восемь километров и не догадаются сесть на электричку или подъехать на попутной машине. Чтобы лучше понять, как все-таки передвигаются они от пункта «А» до пункта «Б», я нарисовала одного пешехода впереди, а другого сзади. Ничего хорошего из этого не получилось. Тогда я выкрасила переднего пешехода в зеленый цвет, а заднего разукрасила, как зебру, разными красками, но ответ все равно не получился.

– Дикари какие-то, а не пешеходы! – сказала я и поставила им по единице. За поведение! И за глупость! И вот из-за этих несообразительных пешеходов я и схлопотала двойку. Ну, где же справедливость?..

Звучит музыка.

На сцене появляются все участники Литературной гостиной и что-то ищут на сцене, заглядывая под кубики. Постепенно кубики уносят за сцену.

На сцене остается Чтец 9. Свет гаснет. Титры:

Ксения Драгунская «Когда я была маленькая»

Фамилия, имя Чтеца 9

Свет на чтеца.

Чтец 9. Когда я была маленькая, я была очень забывчивая. Я и сейчас забывчивая, но раньше – просто ужас!..

В первом классе я забыла прийти в школу первого сентября, и пришлось целый год ждать следующего первого сентября, чтобы идти сразу во второй.

А во втором классе я забыла свой ранец с учебниками и тетрадками, и мне пришлось возвращаться домой. Ранец я взяла, но забыла дорогу в школу и вспомнила о ней только в четвертом классе. Но в четвертом классе я забыла причесаться и пришла в школу совершенно лохматая. А в пятом – перепутала – осень сейчас, зима или лето – и вместо лыж принесла на физкультуру ласты. А в шестом классе я забыла, что в школе надо вести себя прилично, и притопала в класс на руках. Как акробат! Но зато в седьмом классе… Ой, фу ты… Снова забыла. Ну, потом расскажу, когда вспомню. (Убегает.)

Выходит Чтец 10. Свет гаснет. Титры:

Сергей Махотин «Вор»

Фамилия, имя Чтеца 10

Свет на чтеца.

Чтец 10. Я простудился. Мама взяла отгул. Папа потерял годовой отчет, и его уволили с работы. Поэтому никто никуда не спешил. Даже бабушка. Мы медленно и вяло завтракали. В общем, вору не повезло, что он выбрал именно нашу квартиру.

Тихо щелкнул замок.

– Ловко! – похвалил папа. – Видно, с большим опытом человек.

Мама произнесла:

– Хоть бы он на антресоли залез. У нас там столько хламу скопилось!

– И мусор бы вынес, – добавила бабушка, покосившись на меня.

Через минуту вор заглянул на кухню. Он явно не ожидал увидеть там столько народу. Его одолела печаль. Он тяжело вздохнул и развел руками.

– Что же вы не взяли ничего? – покачала мама головой.

– Да как-то, знаете, не приглянулось, – признался вор.

– Ловко у вас с замком получилось, – похвалил папа. – А портфель мой не посмотрите? Я ключик потерял, не открыть.

Вор взял папин портфель и потыкал в замок булавкой. Портфель распахнулся.

– У Вадика молнию на куртке заело, – спохватилась мама.

Вор взял мою куртку и починил молнию.

Бабушка оживилась:

– Холодильник наш сильно громыхает. Соседи жалуются.

Вор пошарил за холодильником, что-то там подкрутил, и тот успокоился.

– Вот вам чашка, – сказала бабушка. – Садитесь с нами чай пить. А вот пирожки с капустой. Любите?

– Люблю, – кивнул вор. – Только вы отвернитесь, когда я пирожки стану красть.

– А зачем их красть? – удивились мы. – Просто так берите.

– Просто так у меня, наверное, не получится, – засомневался вор.

Он протянул руку к тарелке с пирожками. Рука дрогнула. Мы затаили дыхание. Вор зажмурился и взял наконец пирожок.

Мы захлопали.

– Полуфилось! – радовался вор, жуя пирожок.

– Нашелся! – ликовал папа, обнаружив в портфеле годовой отчет.

– Не болит! – кричал я, трогая горло.

Я выздоровел. Папу вновь приняли на работу. А бывший вор продает у метро пирожки с капустой.

Звучит музыка перехода. Чтец 9 убегает со сцены.

Выходит Чтец 10. Свет гаснет. Титры:

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

Фамилия, имя чтеца 11

Свет на чтеца.

Чтец 11. Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошел дождь. И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в черных брызгах. И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зеленого платья стал у нее черный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, все мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

– Не обращай внимания! – и пошли дальше.

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

<…> Все дома были такие красивые! Такие старинные! Такие не похожие один на другой! И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи!

И вот позади все лужи – восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, – и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

Свет гаснет. Чтец уходит. Звучит гудок парохода.

На сцене группа чтецов в тельняшках. Титры:

Иосиф Бродский «Баллада о маленьком буксире»[4]

Свет на чтеца.

Это – я. Мое имя – Антей.

Впрочем, я не античный герой.

Я – буксир.

Я работаю в этом порту.

Я работаю здесь.

Это мне по нутру.

Подо мною вода.

Надо мной небеса.

Между ними

буксирных гудков голоса.

Я – буксир.

Я работаю в этом порту.

Это мой капитан

С сигаретой во рту.

Он стоит у штурвала

(говорят – за рулем).

Это мой кочегар –

это он меня кормит углем.

Это боцман, а это матросы.

Сегодня аврал.

Это два машиниста –

два врача, чтобы я не хворал.

Ну, а кто же вон там,

на корме, в колпаке?

Это кок

с поварешкой прекрасной в руке.

Я – буксир.

Все они – это мой экипаж.

Перед нами прекрасный пейзаж:

впереди синева,

позади синева,

или кранов подъемных

вдалеке кружева.

На рассвете в порту,

когда все еще спят,

я, объятый туманом

с головы и до пят,

отхожу от причала

и спешу в темноту,

потому что корабль

появился в порту.

Я поставлю вас здесь,

средь других кораблей,

чтоб вам было в компании

повеселей,

Так тружусь я всегда,

очень мало стою.

То туда, то сюда.

Иногда устаю.

И когда я состарюсь

На заливе судьбы,

И тогда поплыву я к прекрасному сну

мимо синих деревьев

в золотую страну,

из которой еще,

как преданья гласят,

ни один из буксиров

не вернулся назад.

Звучит гудок парохода, слышны крики чаек.

Чтецы машут платками, уходят за кулисы.

Свет гаснет. Титры:

Музыка Ольги Юдахиной, слова Ивана Жиганова

 «Песня о книжках»

Исполняет вокальная группа ДМТ «Домисолька».


[1] ДМТ «Домисолька», официальный сайт:  https://cdtt.mskobr.ru/

[2] Литературная гостиная «Истории, рассказанные детьми» от 01 марта 2023 г. Полная версия. https://disk.yandex.ru/i/ybMt-REMRHYnTw

[3] Тексты произведений приводятся в сокращении.

[4] При чтении стихотворения используется прием ансамблевого чтения.

Добавить комментарий

Войти с помощью: