Патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи как приоритетное направление государственной политики
В статье обоснована необходимость патриотического воспитания детей и подростков как одной из технологий сохранения традиционных ценностей российского общества, формирования у подрастающего поколения гражданской ответственности и уважения к историко-культурному наследию Родины.
А.А. Дегтярев,
педагог дополнительного образования,
руководитель военно-патриотического клуба «Гвардия»,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
г. Пенза
С.С. Солдатова,
кандидат экономических наук, доцент,
Пензенский государственный университет,
г. Пенза
В условиях глобализации, культурной трансформации и геополитических вызовов, с которыми сталкивается Российская Федерация в настоящее время, воспитание у подрастающего поколения патриотизма становится ключевым инструментом укрепления национальной идентичности и социальной сплоченности в обществе [1].
Необходимо отметить, что экономически сильные, развитые государства все чаще включают патриотическое воспитание в образовательный процесс детей и молодежи, тем самым закладывая основу для будущего развития страны, формирования морально устойчивого общества, способного к защите гражданских ценностей, суверенитета, независимости и территориальной целостности своей страны.
Патриотическое воспитание представляет собой системный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственной основы, связанной с любовью к Родине, уважением к ее истории, культурному наследию и традициям [2].
Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в качестве простого процесса передачи знаний о прошлом страны, ее истории. [3] Оно должно быть направлено на воспитание эмоциональной связи «гражданин – Родина», на воспитание гордости за подвиг и достижения предков, на осмысление самых сложных страниц истории. При этом важно, чтобы патриотизм оставался здоровым, нельзя допускать формирования у детей и подростков националистических взглядов. Молодой патриот должен ценить национальную идентичность России в контексте глобализации международного пространства и многообразия культур, традиций и обычаев других народов.
Второй ключевой аспект патриотического воспитания подрастающего поколения – это развитие у детей и подростков гражданской ответственности с последующим осознанием роли личности в развитии общества. Речь идет о формировании у юных граждан готовности участвовать в развитии собственной страны через волонтерство, экологические и социальные инициативы, что в дальнейшем также поможет им сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Патриотическое воспитание призвано показать, что защита национальных интересов включает в себя не только политические или военные аспекты, но и повседневные действия: сохранение природы, укрепление социальной справедливости, уважение к законам государства и правилам общества [6].
Основная цель патриотического воспитания детей и подростков заключается в том, чтобы вырастить социально активных граждан, способных критически мыслить, объективно анализировать ситуацию и вносить свой собственный вклад в будущее развитие Отечества.
Образовательные учреждения, независимо от их формы и уровня образования, играют ключевую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, интегрируя его принципы в учебные программы. Необходимо отметить, что, помимо общеобразовательных программ, нацеленных на формирование у обучающихся знаний по отечественной истории, культуре, биографии национальных героев, на сегодняшний день реализуется достаточно широкий спектр направлений и форм внеучебной работы с детьми и подростками: экскурсии к памятным местам, встречи с ветеранами, в том числе с героями СВО, различные волонтерские акции, спортивные соревнования и тематические фестивали, посвященные национальным традициям, участие в деятельности военно-патриотических клубов. Этот внеучебный формат делает патриотическое воспитание более практикоориентированным, укрепляет у детей и подростков командный дух и воспитывает чувство гордости за свою страну [3].
Нельзя не отметить актуальный тренд интегрирования в образовательные процессы цифровых инструментов и механизмов, направленный на усиление интереса поколения Z к истории России и вовлеченности в ее современную жизнь. В настоящее время широкое применение нашли виртуальные музеи, интерактивные квесты, образовательные видеоролики в соцсетях и т.д. [4] Применение данных технологий превращает изучение истории в увлекательный процесс, во время которого у обучающегося формируется чувство гордости за историю Родины, заслуги и подвиги предков, желание соответствовать им, защищать интересы своей страны.
Помимо образовательных учреждений, само государство активно внедряет системные меры с целью укрепления патриотического воспитания, корректируя собственные законодательные инициативы в направлении патриотического воспитания общества: реализуется федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» [2], созданы молодежные организации и движения патриотического характера.
Одним из них является Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия» (далее – «Юнармия»), основанное в 2016 году, которое находится в постоянной динамике и сегодня объединяет свыше 1 миллиона участников. В таблице 1 представлена официальная статистика изменения численности участников данного молодежного движения [5].
Таблица 1
Динамика численности участников «Юнармии» (тыс. чел.)
Возрастная группа | 2022 год | 2023 год | 2024 год | Среднегодовой прирост, % |
8–11 лет | 120 | 180 | 250 | +108 |
12–14 лет | 350 | 480 | 620 | +77 |
15–17 лет | 280 | 320 | 400 | +43 |
18+ (наставники) | 50 | 70 | 100 | +100 |
Всего | 800 | 1050 | 1370 | +71 |
К концу 2024 года «Юнармия» значительно расширила свою аудиторию благодаря системной государственной поддержке. Также рост популярности данного движения среди подрастающего поколения обусловлен социально-психологическими факторами: по данным ВЦИОМ, 73% подростков испытывают потребность в самоидентификации через значимые сообщества, находя в «Юнармии» возможности для личностного и карьерного роста. Достаточно важную роль сыграл и современный геополитический контекст, усиливший патриотические настроения в обществе в целом. Таким образом, успех «Юнармии» объясняется удачным синтезом традиционных ценностей и инновационных подходов к работе с молодежью, что делает движение привлекательным для различных категорий подростков.
Еще одним направлением патриотического воспитания молодого поколения граждан России является грантовая поддержка патриотических стартапов. Так, через конкурсы «Росмолодежи» в прошедшем году было профинансировано 240 молодежных проектов, Всероссийская акция «Бессмертный полк» в 2023 году собрала 11,5 миллионов участников, а «Диктант Победы» охватил более 1,5 миллиона человек [4].
По данным Института социологии РАН, 68% российской молодежи считают подобные акции важным инструментом связи поколений (рисунок 1).

Несмотря на значительные усилия государства по развитию патриотического воспитания подрастающего поколения, данный процесс сталкивается с рядом проблем, требующих научного осмысления и методической корректировки. Основной критике подвергается риск избыточной идеологизации образовательного процесса, его превращение в инструмент политической пропаганды и давления. Это частично подтверждается исследованиями Института социологии РАН, выявившими в 2023 году снижение уровня критического мышления у подростков на 42% [4].
Особую сложность представляет собой проблема балансировки национальных интересов и особенностей традиционных национальных культур в полиэтнических регионах. По данным Минпросвещения, в 50–60% случаев образовательные программы, делающие акцент исключительно на русской культуре, вызывают отторжение у обучающихся, относящихся к другим национальностям [3].
Поэтому на сегодняшний день образовательная деятельность в целом и патриотическое воспитание в частности должны быть нацелены на эффективную интеграцию культурных особенностей и национальных различий с общегражданскими ценностями светского общества. Также существует необходимость глубокой трансформации методик воспитательной деятельности с учетом современных цифровых трендов, ориентированных на внедрение геймифицированных платформ, позволяющих повысить уровень заинтересованности детей, подростков и молодежи.
Подводя некоторые итоги, отметим: инструменты и методы патриотического воспитания должны сочетать традиции и инновации. Цель патриотического воспитания – воспитание гражданина, который гордится своей страной, понимает ее проблемы и готов участвовать в их решении. Регулярный государственный контроль образовательных и воспитательных программ, а также ведение открытого диалога с подрастающим поколением в сочетании с применением гибких методов управления образовательными учреждениями, в том числе дополнительного образования, – все это является залогом успеха реализации государственной молодежной политики, ориентирование ее на патриотическое воспитание детской и молодежной части общества.
Список источников:
- Указ Президента РФ от 20.10.2022 № 756 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: https://cuba.mid.ru/upload/iblock/6d9/8xqx6nff1nx1b5at9ljrsfgwh7kx11zw.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2403) [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/?ysclid=mbj3y45yfn956395819 (дата обращения: 21.04.2025).
- Гуров В.Н. Современная система патриотического воспитания: теория и практика. М.: Просвещение, 2023. 184 с.
- Леонтьева М.В. Цифровые форматы патриотического воспитания в работе с поколением Z // Вопросы воспитания. 2023. № 4 (45). С. 28–37.
- Официальный сайт Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс]. – URL: https://yunarmy.ru/ (дата обращения: 21.04.2025).
- Рожков М.И. Патриотическое воспитание школьников: методика и технологии. СПб.: Питер, 2022. 256 с.