Патриотизм как важная составляющая процесса воспитания детей в современных условиях
В статье рассматривается важность формирования патриотизма у подрастающего поколения с ранних лет, в первую очередь, в семье, и необходимость проведения в образовательных организациях различных мероприятий, связанных с патриотической тематикой. На примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» Нижнего Новгорода рассказано о работе педагогов дополнительного образования по патриотическому воспитанию.
Е.С. Прохорова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества
Автозаводского района»,
г. Нижний Новгород
Воспитание патриотизма – не единоразовая акция или отдельное мероприятие. Его необходимо воспитывать в процессе всего периода становления личности ребенка. На процесс воспитания патриотизма влияет не только близкое окружение ребенка, например, семья, но и различные организации – дошкольные и общеобразовательные учреждения, организации дополнительного образования.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективы до 2036 года» одной из национальных целей является именно воспитание патриотичной личности [4]. В первую очередь, это необходимо для повышения уровня жизни граждан нашей страны, а также для воспитания у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и базовых принципов патриотизма.
Значимыми для воспитания патриотизма у детей и подростков являются общегосударственные мероприятия и акции, такие как «Диктант Победы», парады, приуроченные к празднику Великой Победы, акция «Бессмертный полк» и другие.
Но и на школьном уровне также должен проводиться определенный комплекс педагогических мероприятий, направленных на воспитание патриотизма как в рамках учебных предметов, так и во внеучебной деятельности. Например, на уроках школьного предмета «Русский язык» происходит осмысление роли языка в понимании друг друга людьми, относящимися к разным народам; во время изучения школьного предмета «Литература» учащиеся знакомятся с разнообразными произведениями, являющимися важной частью мирового литературного наследия; на уроках по истории и обществознанию осуществляется формирование у детей уважения и интереса к истории своей страны, воспитывается чувство гражданственности [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования предусматривает формирование патриотизма как в контексте личностных результатов, так и индивидуальных предметных результатов обучающихся [5].
Обосновать актуальность патриотического воспитания можно комплексом факторов:
- Обновление требований к современной личности: активность социальной и общественной деятельности учащихся, стремление к улучшению окружающей действительности и к пониманию ответственности за свои действия.
- Отсутствие у современных детей должного уровня образования и культуры: недостаточные знания, малое количество прочитанных книг, непосещение культурных мероприятий. Результатом чего является преобладание материальных ценностей молодого поколения над духовно-нравственными.
- Отсутствие понимания детьми и подростками традиционных ценностей. Прослеживается разрыв связей между поколениями, и, как следствие, нарушается преемственность между ними.
- Отсутствие у некоторых педагогов понимания значимости своей профессиональной деятельности в процессе становления личности подрастающего поколения. Многие педагогические работники со временем превратились в так называемых «менеджеров», оказывающих образовательные услуги. Отсутствует помощь детям в решении различных проблем, в том числе и в профессиональном самоопределении [3].
Кроме того, в процессе воспитания патриотизма используются однотипные методы и средства, что в современном мире становится неинтересным для молодого поколения. Поэтому к вопросу патриотического воспитания необходимо подходить с разных сторон, а именно предлагать различные формы организации мероприятий на патриотическую тему. Понимание данной проблемы способствует использованию новых возможностей для организации и проведения занятий с обучающимися с целью воспитания таких чувств, как патриотизм, гражданственность, любовь к Родине и др. [6].
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» Нижнего Новгорода (далее – Центр) проводит комплекс различных мероприятий, ориентированных на воспитание у обучающихся патриотизма и гражданской ответственности. В плане массовых мероприятий Центра: беседы с обучающимися «Россия сильна единством», «Я – гражданин России», «День защитника Отечества», «Великий праздник День Победы», участие во Всероссийских акциях «Окна победы», «Бессмертный полк», «Строки военных лет», тематические мастер-классы. Кроме того, на постоянной основе в Центре проводятся добровольческие акции по сбору гуманитарной помощи и написанию писем для участников СВО, участниками которых являются как дети, так и их родители.
В рамках бесед патриотической направленности у обучающихся формируются такие патриотические чувства, как любовь к Родине, гордость за свою страну, за свой народ, одержавший победу в Великой Отечественной войне, за своих родственников, причастных к этому событию. Погружение в историю военных лет способствует формированию у детей уважения к родному языку, а также гордости за достижения, принадлежащие нашей стране [1].
В рамках Всероссийской акции «Окна победы» обучающиеся совместно с педагогами оформляют окна учебных кабинетов в преддверии важного праздника. Также дети занимаются украшением окон своих домов, тем самым показывая значимость Дня Победы для себя и своих семей.
В рамках акции «Бессмертный полк» родители обучающихся и педагоги обособленных структурных подразделений Центра предоставляют фотоматериалы, на основании которых создается видео – символ памяти о подвиге наших родных, подаривших нам мирное небо над головой.
Всероссийская акция «Строки военных лет», в рамках которой обучающиеся читают стихотворения на военную тематику, приобретает определенный смысл, поскольку именно стихи не оставляют равнодушным никого. Кроме того, через поэтические строки дети понимают масштаб войны и страданий каждого человека, причастного к тем годам [7].
Тематические мастер-классы в Центре проводятся в преддверии таких праздников, как Международный женский день, День матери, Праздник Весны и Труда. В рамках мастер-классов на тему праздника Великой Победы организуются выставки творческих работ.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что включение обучающихся в разнообразные по тематике и форме мероприятия позволяет воспитать у детей и подростков гордость за свою страну, уважение к подвигу наших солдат, в результате чего формируется историческая память и укрепляется патриотизм не только у подрастающего поколения, но и среди всего населения Российской Федерации.
Список источников:
- Кербис И.Ю., Улыбина Е.В., Груздева О.В. Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста: на примере изучения темы «Победа в Великой Отечественной войне» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2020. № 2 (52). [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43025317 (дата обращения: 02.06.2025).
- Кузьмина С.В. Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46352728 (дата обращения: 02.06.2025).
- Меркулова Т.К. Историческая память в системе духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Липецк, 25 сентября 2020 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44543294 (дата обращения: 02.06.2025).
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 г. № 309 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/2 (дата обращения: 02.06.2025).
- ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.06.2025).
- Хорошилова Т.Б. Проблема патриотического воспитания учащихся педагогических классов в процессе изучения педагогики // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Липецк, 25 сентября 2020 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44543328&pff=1 (дата обращения: 02.06.2025).
- Чебанова Е.С., Кокорина Ю.С. Честность перед поколением или развитие патриотизма // Севастополь-Сталинград: одна война, одна история: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 77-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне (Севастополь, 22–23 апреля 2022 г.). Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49589846 (дата обращения: 02.06.2025).