Выработка единых критериев оценивания проектов в начальной школе как метод борьбы с профессиональным выгоранием педагога

Проблема профессионального выгорания педагогов начальной школы становится все более актуальной в современном образовательном контексте: высокая рабочая нагрузка и эмоциональное истощение негативно сказываются как на здоровье учителей, так и на качестве образовательного процесса. Эффективным инструментом снижения профессионального выгорания учителя может стать проектная деятельность, однако необходимы четкие ориентиры, которые помогут ему сосредоточиться на творчестве и избежать путаницы в оценивании. Единые критерии оценивания способствуют получению ясной обратной связи, создавая понятные и достижимые условия для профессионального роста учителя.

М.В. Васюнина,
учитель начальных классов,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр “Протон”»,
г. Москва

Проблема выгорания педагогов начальной школы становится все более актуальной в современной системе образования. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил в 1974 году Г. Фрейдеберг, рассматривавший процесс выгорания как деморализацию, разочарование и крайнюю усталость. При описании он опирался на результаты наблюдений за работниками психиатрических учреждений и на свой личный опыт [10]. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (К. Маслач, С. Джексон, Г. Фрейдеберг, В.В. Бойко, В.Е. Орёл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.) показывают, что высокая профессиональная нагрузка, эмоциональное выгорание и недостаток вовлеченности в процесс профессионального развития могут негативно сказаться не только на здоровье самих учителей, но и на качестве образовательного процесса. В этом контексте проектная деятельность в начальной школе может стать эффективным методом, способствующим не только активизации учебного процесса, но и снижению профессионального выгорания педагогов.

На основе трудов В.В. Бойко мы выделили несколько ключевых факторов эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, которые проявляются через специфические симптомы на разных этапах работы учителя [1; 2]:

  1. Высокая эмоциональная нагрузка. Учителям часто приходится справляться не только с учебным процессом, но и с разнообразными конфликтами, проблемами учеников и ожиданиями родителей.
  2. Недостаток поддержки. Педагоги могут ощущать себя изолированными и недооцененными в своем окружении из-за несоответствия результатов труда затраченным на него силам.
  3. Монотонность работы. Постоянство в методах и подходах может привести к снижению интереса и мотивации как учителя, так и учащихся.
  4. Отсутствие профессионального роста. Четкие критерии оценивания помогают учителям понять, как они могут улучшить свои методы работы, какие области требуют внимания.
  5. Отсутствие ориентиров для учителя. Если учитель не знает, на что опираться в своей работе, это может привести его к неопределенности в подходах к обучению и проектированию уроков и заставить испытывать стресс и неуверенность в своих действиях.

В последние десятилетия подходы к обучению в начальной школе кардинально изменились. В центре образовательного процесса находятся не только знания, но и ключевые навыки и умения, а также эмоциональный и социальный интеллект. В этом контексте проектная деятельность приобретает особую значимость и становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Однако отсутствие единых критериев оценивания проектных работ может стать одним из факторов, напрямую влияющих на уровень стресса и беспокойства у педагогов, способствуя их профессионально-эмоциональному выгоранию и снижению эффективности труда.

Проектная деятельность – форма учебной работы, при которой учащиеся включены в решение реальных проблем, создают в процессе коллективной работы различные продукты (исследование, модель, выставку и пр.). Работа над проектом включает в себя планирование, исследование, реализацию и презентацию результатов. Проектная деятельность позволяет соединять знания из разных предметных областей, применять математические, литературные, художественные и научные знания для решения реальных задач. Такой подход не только помогает учащимся видеть взаимосвязи между различными дисциплинами, углубляет понимание материала, но и способствует развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость и самоконтроль.

Для самих педагогов участие в проектной деятельности также имеет большое значение: они могут подходить к обучению конструктивно и реализовывать свои творческие амбиции. Это помогает им избежать рутины в работе, предоставляет возможность расширять свои знания, экспериментировать с новыми методами. Достижение учащимися призовых мест и их положительный отклик повышают самооценку педагога и его уверенность в собственных силах, что, в свою очередь, способствует снижению уровня стресса и укреплению мотивации к дальнейшей работе.

Таким образом, интеграция проектной деятельности в учебный процесс не только обогащает образовательный опыт учащихся, но и создает поддерживающую среду для педагогов, помогая им справляться с факторами, приводящими к выгоранию. Участвуя в таком процессе, учителя могут лучше планировать свою работу, расставлять приоритеты и концентрироваться на достижении результатов, что является ключевым для их профессионального и личностного роста.

Изучив различные конкурсные программы [7; 8], мы сделали вывод, что содержание критериев зачастую состоит только из перечисления структуры работы без необходимых учителю

пояснений. Отсутствие разъяснений может касаться нескольких важных аспектов:

  1. Неопределенность содержания критериев. Описание критериев только в виде структурных элементов, таких как «наличие введения, основной части, заключения», может затруднить понимание того, что именно подразумевается под каждым из элементов. Учащиеся и учителя могут не знать, какие конкретно требования предъявляются к каждому разделу.
  2. Отсутствие контекста и примеров. Указание лишь на структуру без контекста или примеров усложняет восприятие исследования и создает трудности в понимании, особенно для начинающих педагогов и младших учащихся. Важно не только знать, что нужно включить в проект, но и понимать, как это сделать качественно.
  3. Неясные требования к оценке. Без пояснений участники проектной деятельности могут иметь разные интерпретации критериев. Один учащийся может сосредоточиться на количестве информации, тогда как другой может уделить больше внимания качеству и оригинальности, что может привести к неравномерным оценкам.
  4. Необходимость адаптации. Рядом с критериями необходимо описывать, как они могут быть адаптированы в зависимости от уровня учащихся, предмета или типа проекта. Без этих пояснений учителя могут не знать, как применять критерии в своих конкретных образовательных условиях.

Исходя из вышеперечисленного, мы выделили наиболее значимые критерии оценивания проектных работ в начальной школе и разработали шкалу, которая поможет педагогу сориентироваться при реализации проекта:

1. Соответствие теме и цели проекта

Описание: оценивается соответствие проекта заявленной теме и целям, поставленным в начале работы. Учителю вместе с учащимися необходимо проанализировать информацию к научить учащихся формулировать цель и ставить задачи, которые позволят решить проблему исследования.

Шкала оценивания:

5 баллов: проект полностью соответствует заявленной теме и цели, поставленные задачи способствуют достижению цели;

4 балла: проект соответствует заявленной теме, цель сформулирована верно, но не все задачи ведут к достижению поставленной цели;

3 балла: есть несоответствия между проектом, темой или целью; решаемые задачи не раскрывают сути исследования, поэтому проект требует значительной коррекции;

2 балла: задачи проекта не соответствуют теме и целям, из-за чего нарушена логика содержания, причинно-следственные связи; необходимо полное переосмысление содержания;

1 балл: проект не имеет ясной связи с заявленной темой и целями.

2. Креативность и оригинальность

          Описание: оценивается степень новизны и оригинальности подхода к заданию. Учитель помогает учащимся правильно оформить работу, используя научные методы исследования, но пути решения они ищут и реализуют самостоятельно, демонстрируя творческие идеи и уникальные способы их реализации.

          Шкала оценивания:

3 балла: идея новая, ранее не встречалась, при решении задачи был применен нестандартный подход;

2 балла: проект имеет элементы оригинальности, но они основываются на популярных решениях похожих задач;

1 балл: идея не оригинальна, она часто обсуждается, в работе исследуется стандартное решение задачи.

          3. Анализ и исследование

          Описание: оценивается способность учащихся проводить анализ и синтез, собирать данные и применять их для ответа на вопрос по теме исследования.

          Шкала оценивания:

5 баллов: отличный анализ, использование различных источников и методов, собрано достаточно данных для раскрытия темы и свободно используется исследование для выводов и ответов на вопросы;

4 балла: понимание информации, но с небольшими недостатками, использованы и изучены разнообразные источники;

3 балла: ответы на вопросы верные, но однозначные, отсутствуют рассуждения по теме;

2 балла: воспроизводится заранее прописанный сценарий выступления, затруднения при ответе на вопросы, отсутствует способность прийти к верным выводам;

1 балл: нет анализа или данных, слабое владение информацией по исследованию.

          4. Командная работа (для групповых проектов)

          Описание: оценивается степень участия каждого члена группы в проекте. В начальной школе учитель помогает определить роли, которые нужны для получения общего результата. Однако важно, чтобы при работе в группе учащиеся самостоятельно распределяли роли, решали возникающие внутригрупповые конфликты и достигали учебной цели путем решения поставленных задач. Успех группового проекта зависит не только от индивидуальных усилий, но и от того, как участники смогут работать вместе.

          Шкала оценивания:

5 баллов: группа смогла выбрать лидера и грамотно распределила обязанности между участниками; все члены команды активно участвовали, и каждый внес значительный вклад в проект; группа успешно подготовила учащегося, который успешно защитил результат работы группы;

4 балла: учащиеся смогли распределить роли в группе, все участники активно участвовали, но у некоторых были затруднения, нужна была помощь учителя, либо были конфликты, которые решились и не повлияли на конечный результат;

3 балла: учащиеся смогли распределить роли, но не учли нагрузку на каждого участника, в результате один-два участника внесли более значительный вклад в решение задачи, чем остальные члены команды; задачи проекта решены неверно или выполнены лишь частично;

2 балла: командная работа была неэффективной; участники сталкивались с трудностями во взаимодействии или, несмотря на распределение ролей, часть участников не участвовала в работе над проектом; задачи проекта не достигнуты;

1 балл: отсутствие командного духа и сотрудничества, проект не выполнен.

Наличие обоснованных единых критериев оценки проектной деятельности помогает предотвратить профессиональное выгорание учителя следующими способами:

  • упрощение процесса оценивания (четкие критерии делают процесс оценки проще и быстрее, снижая нагрузку на учителя);
  • предсказуемость (единые критерии создают стабильную систему, что уменьшает неопределенность и стрессы);
  • конструктивная обратная связь (ясные критерии позволяют давать целенаправленную обратную связь, снижая количество вопросов и экономя время);
  • поддержка профессионализма (четкие критерии повышают уверенность учителя в своих навыках и способствуют удовлетворенности работой);
  • самостоятельность учащихся (понятные ожидания позволяют им работать автономно, уменьшая их зависимость от учителя).

Подведем некоторые итоги. Проектная деятельность в начальной школе обладает значительным потенциалом в борьбе с профессиональным выгоранием педагогов: она создает более динамичную и привлекательную образовательную среду, способствует профессиональному развитию и укрепляет коллегиальные связи. Выработка единых критериев оценки проектной работы обучающихся не только способствует объективизации процесса оценивания, но также поддерживает внутренний настрой педагога и его самооценку. Четкие и понятные критерии создают для учителя комфортные условия, формируя его уверенность в собственных силах и стимулируя профессиональный рост. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на качестве обучения и способствует созданию продуктивной и вдохновляющей образовательной среды.

Учителя, вовлеченные в проектную деятельность, имеют больше шансов на восстановление своих сил, повышение удовлетворенности от профессии и, как следствие, улучшение качества учебной деятельности учащихся. Таким образом, внедрение проектной деятельности в образовательную практику может стать важным шагом к улучшению не только индивидуального профессионального благополучия педагогов, но и всей образовательной среды в школе.

Список источников:

  1. Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 2003. 474 с.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информационный издательский дом Филин, 1996. 256 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. 336 с.
  4. Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: социология. 2023. Т. 23. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-uchiteley-kak-faktor-snizheniya-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.03.2025).
  5. Ильина Е.Н. Проектные задачи в начальной школе // Народное образование Якутии. 2021. № 4 (121) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48461032 (дата обращения: 15.03.2025).
  6. Орёл В.Е. Исследование феномена психического сгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. трудов. Ярославль: [б.и.], 2015. С.112–118.
  7. Положение о XIII Московском открытом городском Конкурсе проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии, ракетной технике и космонавтике с участием регионов РФ «Через тернии к звездам» [Электронный ресурс]. – URL: https://1155.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/67655d4172928.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
  8. Положение о проведении международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения младших школьников» [Электронный ресурс]. – URL: https://pedmir.ru/conf/11 (дата обращения: 15.03.2025).
  9. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры педагога: методология, теория, практика: Монография. М.: ПЕРО, 2025. 184 с.
  10. Freudenberger, H.J. Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 1974. № 30 (1). Р. 159–165 [Электронный ресурс]. – URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x (дата обращения: 15.03.2025).
  11. Maslach C., Jackson S.E. Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. Р. 191–218.

Добавить комментарий

Войти с помощью: