Выработка единых критериев оценивания проектов в начальной школе как метод борьбы с профессиональным выгоранием педагога
Проблема профессионального выгорания педагогов начальной школы становится все более актуальной в современном образовательном контексте: высокая рабочая нагрузка и эмоциональное истощение негативно сказываются как на здоровье учителей, так и на качестве образовательного процесса. Эффективным инструментом снижения профессионального выгорания учителя может стать проектная деятельность, однако необходимы четкие ориентиры, которые помогут ему сосредоточиться на творчестве и избежать путаницы в оценивании. Единые критерии оценивания способствуют получению ясной обратной связи, создавая понятные и достижимые условия для профессионального роста учителя.
М.В. Васюнина,
учитель начальных классов,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр “Протон”»,
г. Москва
Проблема выгорания педагогов начальной школы становится все более актуальной в современной системе образования. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил в 1974 году Г. Фрейдеберг, рассматривавший процесс выгорания как деморализацию, разочарование и крайнюю усталость. При описании он опирался на результаты наблюдений за работниками психиатрических учреждений и на свой личный опыт [10]. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (К. Маслач, С. Джексон, Г. Фрейдеберг, В.В. Бойко, В.Е. Орёл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.) показывают, что высокая профессиональная нагрузка, эмоциональное выгорание и недостаток вовлеченности в процесс профессионального развития могут негативно сказаться не только на здоровье самих учителей, но и на качестве образовательного процесса. В этом контексте проектная деятельность в начальной школе может стать эффективным методом, способствующим не только активизации учебного процесса, но и снижению профессионального выгорания педагогов.
На основе трудов В.В. Бойко мы выделили несколько ключевых факторов эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, которые проявляются через специфические симптомы на разных этапах работы учителя [1; 2]:
- Высокая эмоциональная нагрузка. Учителям часто приходится справляться не только с учебным процессом, но и с разнообразными конфликтами, проблемами учеников и ожиданиями родителей.
- Недостаток поддержки. Педагоги могут ощущать себя изолированными и недооцененными в своем окружении из-за несоответствия результатов труда затраченным на него силам.
- Монотонность работы. Постоянство в методах и подходах может привести к снижению интереса и мотивации как учителя, так и учащихся.
- Отсутствие профессионального роста. Четкие критерии оценивания помогают учителям понять, как они могут улучшить свои методы работы, какие области требуют внимания.
- Отсутствие ориентиров для учителя. Если учитель не знает, на что опираться в своей работе, это может привести его к неопределенности в подходах к обучению и проектированию уроков и заставить испытывать стресс и неуверенность в своих действиях.
В последние десятилетия подходы к обучению в начальной школе кардинально изменились. В центре образовательного процесса находятся не только знания, но и ключевые навыки и умения, а также эмоциональный и социальный интеллект. В этом контексте проектная деятельность приобретает особую значимость и становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Однако отсутствие единых критериев оценивания проектных работ может стать одним из факторов, напрямую влияющих на уровень стресса и беспокойства у педагогов, способствуя их профессионально-эмоциональному выгоранию и снижению эффективности труда.
Проектная деятельность – форма учебной работы, при которой учащиеся включены в решение реальных проблем, создают в процессе коллективной работы различные продукты (исследование, модель, выставку и пр.). Работа над проектом включает в себя планирование, исследование, реализацию и презентацию результатов. Проектная деятельность позволяет соединять знания из разных предметных областей, применять математические, литературные, художественные и научные знания для решения реальных задач. Такой подход не только помогает учащимся видеть взаимосвязи между различными дисциплинами, углубляет понимание материала, но и способствует развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость и самоконтроль.
Для самих педагогов участие в проектной деятельности также имеет большое значение: они могут подходить к обучению конструктивно и реализовывать свои творческие амбиции. Это помогает им избежать рутины в работе, предоставляет возможность расширять свои знания, экспериментировать с новыми методами. Достижение учащимися призовых мест и их положительный отклик повышают самооценку педагога и его уверенность в собственных силах, что, в свою очередь, способствует снижению уровня стресса и укреплению мотивации к дальнейшей работе.
Таким образом, интеграция проектной деятельности в учебный процесс не только обогащает образовательный опыт учащихся, но и создает поддерживающую среду для педагогов, помогая им справляться с факторами, приводящими к выгоранию. Участвуя в таком процессе, учителя могут лучше планировать свою работу, расставлять приоритеты и концентрироваться на достижении результатов, что является ключевым для их профессионального и личностного роста.
Изучив различные конкурсные программы [7; 8], мы сделали вывод, что содержание критериев зачастую состоит только из перечисления структуры работы без необходимых учителю

пояснений. Отсутствие разъяснений может касаться нескольких важных аспектов:
- Неопределенность содержания критериев. Описание критериев только в виде структурных элементов, таких как «наличие введения, основной части, заключения», может затруднить понимание того, что именно подразумевается под каждым из элементов. Учащиеся и учителя могут не знать, какие конкретно требования предъявляются к каждому разделу.
- Отсутствие контекста и примеров. Указание лишь на структуру без контекста или примеров усложняет восприятие исследования и создает трудности в понимании, особенно для начинающих педагогов и младших учащихся. Важно не только знать, что нужно включить в проект, но и понимать, как это сделать качественно.
- Неясные требования к оценке. Без пояснений участники проектной деятельности могут иметь разные интерпретации критериев. Один учащийся может сосредоточиться на количестве информации, тогда как другой может уделить больше внимания качеству и оригинальности, что может привести к неравномерным оценкам.
- Необходимость адаптации. Рядом с критериями необходимо описывать, как они могут быть адаптированы в зависимости от уровня учащихся, предмета или типа проекта. Без этих пояснений учителя могут не знать, как применять критерии в своих конкретных образовательных условиях.
Исходя из вышеперечисленного, мы выделили наиболее значимые критерии оценивания проектных работ в начальной школе и разработали шкалу, которая поможет педагогу сориентироваться при реализации проекта:
1. Соответствие теме и цели проекта
Описание: оценивается соответствие проекта заявленной теме и целям, поставленным в начале работы. Учителю вместе с учащимися необходимо проанализировать информацию к научить учащихся формулировать цель и ставить задачи, которые позволят решить проблему исследования.
Шкала оценивания:
5 баллов: проект полностью соответствует заявленной теме и цели, поставленные задачи способствуют достижению цели;
4 балла: проект соответствует заявленной теме, цель сформулирована верно, но не все задачи ведут к достижению поставленной цели;
3 балла: есть несоответствия между проектом, темой или целью; решаемые задачи не раскрывают сути исследования, поэтому проект требует значительной коррекции;
2 балла: задачи проекта не соответствуют теме и целям, из-за чего нарушена логика содержания, причинно-следственные связи; необходимо полное переосмысление содержания;
1 балл: проект не имеет ясной связи с заявленной темой и целями.
2. Креативность и оригинальность
Описание: оценивается степень новизны и оригинальности подхода к заданию. Учитель помогает учащимся правильно оформить работу, используя научные методы исследования, но пути решения они ищут и реализуют самостоятельно, демонстрируя творческие идеи и уникальные способы их реализации.
Шкала оценивания:
3 балла: идея новая, ранее не встречалась, при решении задачи был применен нестандартный подход;
2 балла: проект имеет элементы оригинальности, но они основываются на популярных решениях похожих задач;
1 балл: идея не оригинальна, она часто обсуждается, в работе исследуется стандартное решение задачи.
3. Анализ и исследование
Описание: оценивается способность учащихся проводить анализ и синтез, собирать данные и применять их для ответа на вопрос по теме исследования.
Шкала оценивания:
5 баллов: отличный анализ, использование различных источников и методов, собрано достаточно данных для раскрытия темы и свободно используется исследование для выводов и ответов на вопросы;
4 балла: понимание информации, но с небольшими недостатками, использованы и изучены разнообразные источники;
3 балла: ответы на вопросы верные, но однозначные, отсутствуют рассуждения по теме;
2 балла: воспроизводится заранее прописанный сценарий выступления, затруднения при ответе на вопросы, отсутствует способность прийти к верным выводам;
1 балл: нет анализа или данных, слабое владение информацией по исследованию.
4. Командная работа (для групповых проектов)
Описание: оценивается степень участия каждого члена группы в проекте. В начальной школе учитель помогает определить роли, которые нужны для получения общего результата. Однако важно, чтобы при работе в группе учащиеся самостоятельно распределяли роли, решали возникающие внутригрупповые конфликты и достигали учебной цели путем решения поставленных задач. Успех группового проекта зависит не только от индивидуальных усилий, но и от того, как участники смогут работать вместе.

Шкала оценивания:
5 баллов: группа смогла выбрать лидера и грамотно распределила обязанности между участниками; все члены команды активно участвовали, и каждый внес значительный вклад в проект; группа успешно подготовила учащегося, который успешно защитил результат работы группы;
4 балла: учащиеся смогли распределить роли в группе, все участники активно участвовали, но у некоторых были затруднения, нужна была помощь учителя, либо были конфликты, которые решились и не повлияли на конечный результат;
3 балла: учащиеся смогли распределить роли, но не учли нагрузку на каждого участника, в результате один-два участника внесли более значительный вклад в решение задачи, чем остальные члены команды; задачи проекта решены неверно или выполнены лишь частично;
2 балла: командная работа была неэффективной; участники сталкивались с трудностями во взаимодействии или, несмотря на распределение ролей, часть участников не участвовала в работе над проектом; задачи проекта не достигнуты;
1 балл: отсутствие командного духа и сотрудничества, проект не выполнен.
Наличие обоснованных единых критериев оценки проектной деятельности помогает предотвратить профессиональное выгорание учителя следующими способами:
- упрощение процесса оценивания (четкие критерии делают процесс оценки проще и быстрее, снижая нагрузку на учителя);
- предсказуемость (единые критерии создают стабильную систему, что уменьшает неопределенность и стрессы);
- конструктивная обратная связь (ясные критерии позволяют давать целенаправленную обратную связь, снижая количество вопросов и экономя время);
- поддержка профессионализма (четкие критерии повышают уверенность учителя в своих навыках и способствуют удовлетворенности работой);
- самостоятельность учащихся (понятные ожидания позволяют им работать автономно, уменьшая их зависимость от учителя).
Подведем некоторые итоги. Проектная деятельность в начальной школе обладает значительным потенциалом в борьбе с профессиональным выгоранием педагогов: она создает более динамичную и привлекательную образовательную среду, способствует профессиональному развитию и укрепляет коллегиальные связи. Выработка единых критериев оценки проектной работы обучающихся не только способствует объективизации процесса оценивания, но также поддерживает внутренний настрой педагога и его самооценку. Четкие и понятные критерии создают для учителя комфортные условия, формируя его уверенность в собственных силах и стимулируя профессиональный рост. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на качестве обучения и способствует созданию продуктивной и вдохновляющей образовательной среды.
Учителя, вовлеченные в проектную деятельность, имеют больше шансов на восстановление своих сил, повышение удовлетворенности от профессии и, как следствие, улучшение качества учебной деятельности учащихся. Таким образом, внедрение проектной деятельности в образовательную практику может стать важным шагом к улучшению не только индивидуального профессионального благополучия педагогов, но и всей образовательной среды в школе.
Список источников:
- Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 2003. 474 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информационный издательский дом Филин, 1996. 256 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. 336 с.
- Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: социология. 2023. Т. 23. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-uchiteley-kak-faktor-snizheniya-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.03.2025).
- Ильина Е.Н. Проектные задачи в начальной школе // Народное образование Якутии. 2021. № 4 (121) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48461032 (дата обращения: 15.03.2025).
- Орёл В.Е. Исследование феномена психического сгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. трудов. Ярославль: [б.и.], 2015. С.112–118.
- Положение о XIII Московском открытом городском Конкурсе проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии, ракетной технике и космонавтике с участием регионов РФ «Через тернии к звездам» [Электронный ресурс]. – URL: https://1155.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/67655d4172928.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
- Положение о проведении международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения младших школьников» [Электронный ресурс]. – URL: https://pedmir.ru/conf/11 (дата обращения: 15.03.2025).
- Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры педагога: методология, теория, практика: Монография. М.: ПЕРО, 2025. 184 с.
- Freudenberger, H.J. Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 1974. № 30 (1). Р. 159–165 [Электронный ресурс]. – URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x (дата обращения: 15.03.2025).
- Maslach C., Jackson S.E. Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. Р. 191–218.